Главные вкладки

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
    методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

    Андреева Алла Васильевна

    Язык является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. В связи с этим язык имеет особенный междисциплинарный статус среди других школьных предметов.

    При обучении русскому языку с методической точки зрения целесообразным является применение тех форм и методов работы, которые являются для учащихся знакомыми при изучении других предметов и направлены на формирование не только специальных, предметных, но и общеучебных умений и навыков. Одной из таких форм является лабораторная работа, основное назначение которой - формирование у школьников навыков и умений научного исследования, научного поиска и экспериментирования, которое, базируясь на материале конкретной учебной темы, приводит к более глубокому изучению, самостоятельному осознанию и обобщению материала этой проблемной темы.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Lab_rabota_po_rus__yaz.rar791.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

    Андреева А.В.,

    учитель русского языка и литературы,

     МБОУ СОШ №151

    Язык является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. В связи с этим язык имеет особенный междисциплинарный статус среди других школьных предметов.

    При обучении русскому языку с методической точки зрения целесообразным является применение тех форм и методов работы, которые являются для учащихся знакомыми при изучении других предметов и направлены на формирование не только специальных, предметных, но и общеучебных умений и навыков. Одной из таких форм является лабораторная работа, основное назначение которой - формирование у школьников навыков и умений научного исследования, научного поиска и экспериментирования, которое, базируясь на материале конкретной учебной темы, приводит к более глубокому изучению, самостоятельному осознанию и обобщению материала этой проблемной темы.

    В обобщенном и систематизированном виде цели лабораторной работы могут быть представлены так:

    - закрепление, расширение и углубление ранее полученных знаний;

    - привитие навыков и умений самостоятельной работы с учебной, научной, методической и справочной литературой (умение работать со словарями разных типов, оценивать и сопоставлять планы, тезисы, конспекты, аннотации отдельных работ, готовить обзорные выступления на основе этого материала);

    - ознакомление с методами и приемами лингвистического анализа;

    - выработка умений соотнесения содержания изучаемой темы в научной литературе с материалами по этой теме, изложенными в школьном учебнике;

    - формирование способности творческого внутри- и межсистемного переноса знаний, умений и навыков.

    Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности.

    Интересны темы комплексного характера, нацеливающие учащихся на решение ряда взаимосвязанных вопросов, имеющих отношение к разным языковым уровням.

    Тема, начатая на практическом занятии, может быть предложена в лабораторной работе, и наоборот.

    Лабораторной работе может быть посвящен как весь урок, так и его часть, а также она может являться домашним заданием.

    Задания при исследовательской методике могут быть различными, все зависит от того, на каком этапе изучения темы она проводится. Если лабораторная работа предшествует практическим занятиям, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос. Если же лабораторная работа следует на этапе закрепления, то она носит обобщающий характер.

    Задания должны включать такие этапы исследования:

    - наблюдение и изучение фактов и явлений;

    - выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;

    - выдвижение гипотезы;

    - построение плана исследования;

    - выяснение связей изучаемого явления с другими;

    - проведение лингвистического эксперимента;

    - решение лингвистических задач;

    - обобщение результатов и формулировка вывода.

    При проведении работы следует учитывать следующее:

    - наличие учебной и справочной литературы;

    - время выполнения работы;

    - задания для индивидуальной и групповой работы (оптимальное количество учащихся в группе – 6 – 8 человек);

    - оценочный лист (в нем будут фиксироваться результаты качества обученности каждого ученика и работы в целом).

    Алгоритм  проведения лабораторной работы

    1. Подготовительный этап

    - повторение теоретических сведений;

    - выполнение практических заданий;

    - предварительное ознакомление учащихся с темой и литературой к ней.

            2. Проведение работы

          - четкое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы должны быть обозначены в индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся;

          -  оснащение лабораторной работы (выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся);

          - самостоятельное выполнение лабораторной работы (основная функция учителя на этом этапе – индивидуальное консультирование)

    3. Подведение итогов

          - ответы учащихся;

          - корректировка ответов;

          - выяснение уровня овладения учащимися материала

    4. Оценивание. Результаты оцениваются в классе; материал, предложенный для самостоятельного изучения, должен быть усвоен каждым. Степень усвоения материала проверяется при проведении в дальнейшем самостоятельных и контрольных работ.

    В старших классах проведение лабораторных работ помогает подготовить учащихся к сдаче экзаменов в новой форме (9 класс) и в форме ЕГЭ (11 класс), когда от учащихся требуется написание изложения, сочинения на лингвистическую тему и сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

    Приложение 1

    Тематика лабораторных работ    9 класс

    Лабораторная работа №1 «Лексикография»

    Лабораторная работа №2 «Сложносочиненное предложение»

    Лабораторная работа №3 «Классификация сложноподчиненного предложения»

    Лабораторная работа №4 «Классификация бессоюзного сложного предложения»

    Лабораторная работа №5 «Сложное синтаксическое целое»

    Приложение 2

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

    Тема: Лексикография

    Цели:  1. Систематизация знаний о словарях, обобщение сведений о типах словарей;

                 2. Закрепление навыков практического пользования различными типами словарей, наблюдение за словом в процессе работы со словарем

    Задание 1 Реализация домашнего задания

                                     Схема анализа словаря

    1. Полное название словаря
    2. Автор (составитель), редактор словаря
    3. Издание (место и год)
    4. Объем словаря (в словарных единицах)
    5. Порядок расположения материала
    6. Каково назначение словаря, кому он адресован
    7. Система условных помет
    8. Способ подачи омонимов
    9. Пример словарной статьи

    10.        Тип характеризуемого словаря

    Задание 2 Вам предложены словарные статьи  (по одному слову из различных словарей).

    1. В каждом случае определите, какой тип словаря представлен данной статьей.
    2. Назовите словарь, его автора или составителя.
    3. Назовите словари, которые не представлены в данной работе.
    4. Назовите словари, в которых данное слово не представлено, и объясните почему.

    Вариант 1

    1.      Лексикология (от греч. lexikos — относящийся к слову и ...логия), раздел языкознания, в котором исследуется словарный состав языка, его лексика. С Л. тесно связаны семасиология, или семантика, учение о словообразовании, этимология и стилистика. Одной из центральных проблем Л. является проблема отдельности слова как самостоятельной единицы словарного состава языка. Современная Л., как и грамматика, опирается на понятие коррелирующих (взаимосвязанных) категорий. Таковыми коррелирующими лексикологическими и вместе с тем семасиологическими категориями являются: моносемия и полисемия, синонимия и антонимия, свободное и связанное значение слов и т. д. Исследуя лексику как систему, лексиколог имеет в виду взаимодействие между значениями слов и понятиями.
    2. Лексикология ж. наука о составе, производстве, образовании языка. Лексикография ж. составленье, обработка словарей. Лексикографический труд требует лексикологических изысканий. Лексиколог м. ученый, занимающийся сравнительными розысками состава слова или языков; лексикограф м. составитель словарей.
    3. ЛЕКСИКОЛОГИЯ, лексикологии, мн. нет, ж. (от греч. lekxikos - словарный и logos - учение) (филол.). Отдел языкознания, изучающий лексику, словарный состав языка. Труды по лексикологии. Заниматься лексикологией.
    4. Лексикология и, мн. нет, ж. (нем. Lexikologie < греч. lexikos словесный + logos наука, учение).

    Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, его лексику.

    1. Лексикология, -и
    2. ЛЕКСИКОЛО'ГИЯ, -и, ж. Раздел языкознания - наука о словарном составе языка. || прил. лексикологи'ческий, -ая, -ое.

    Вариант 2

    1. ЛЕКСИКОГРА́ФИЯ, -и, жен. Теория и практика составления словарей. | прил. лексикографический, -ая, -ое.
    2. ЛЕКСИКОГРА́ФИЯ, лексикографии, мн. нет, жен. (от греч. lexikos - словарный и grapho - пишу) (филол.). Собирание слов какого-нибудь языка, приведение их в систему и издание в виде лексикона, словаря. Труды по лексикографии. Совокупность печатных трудов словарного типа, словарная литература. Русская лексикография.
    3. Лексикография, -и
    4. Лексикография,  и, мн. нет, ж. (нем. Lexikographie < греч. lexikos словесный + graphō пишу).

    Теория и практика составления словарей.

    Лексикограф — специалист по лексикографии.

    Лексикографический — относящийся к лексикографии.

    1. Лексикография (от греч. lexikos — относящийся к слову и ...графия), раздел языкознания, занимающийся практикой и теорией составления словарей. В развитии форм практической Л. у разных народов выделяются 3 сходных периода: 1) дословарный период. Основная функция — объяснение малопонятных слов: глоссы (в Шумере, 25 в. до н. э., в Китае, 20 в. до н. э., в Западной Европе, 8 в. н. э., в России, 13 в.), глоссарии (сборники глосс к отдельным произведениям или авторам, например к Ведам, 1-е тыс. до н. э., к Гомеру, с 5 в. до н. э.), вокабуларии (сборники слов для учебных и др. целей, например трёхъязычные шумеро-аккадо-хеттские таблички, 14—13 вв. до н. э., списки слов по тематическим группам в Египте, 1750 до н. э., и др.). 2) Ранний словарный период. Основная функция — изучение литературного языка, отличного у многих народов от разговорной речи: например, одноязычные лексиконы санскрита, 6—8 вв., древнегреческие, 10 в.; позднее — переводные словари пассивного типа, где лексика чужого языка толкуется с помощью слов народного языка (арабско-персидский, 11 в., латино-английский, 15 в., церковно-славяно-русский, 16 в., и др.), затем переводные словари активного типа, где исходным является народный язык (французско-латинский, англо-латинский, 16 в., русско-латинско-греческий, 18 в.), а также двуязычные словари живых языков. Первые словари типа толковых создаются в странах с иероглифической письменностью (Китай, 3 в. до н. э., Япония, 8 в.). 3) Период развитой Л., связанный с развитием национальных литературных языков. Основная функция — описание и нормализация словарного состава языка, повышение языковой культуры общества: толковые словари, многие из которых составляются государственными академическими и филологическими обществами (итальянский словарь Академии Круска, 1612, словарь Российской Академии, 1789—94, и др.), появляются также синонимические, фразеологические, диалектные, терминологические, орфографические, грамматические и др. словари. На развитие Л. влияли философские концепции эпохи. Например, академические словари 17—18 вв. создавались под влиянием философии науки Бэкона и Декарта. Словарь французского языка Литтре (1863—72) и др. словари 19 в. испытали воздействие позитивизма. Эволюционистские теории 19 в. укрепили исторический аспект в толковых словарях.

        В 18—19 вв. утверждается, а в 20 в. развивается 4-я функция Л. — сбор и обработка данных для лингвистических исследований в области лексикологии, словообразования, стилистики, истории языков (словари этимологические, исторические, частотные, обратные, родственных языков, языков писателей и др.). Современная Л. приобретает индустриальный характер (создание лексикографических центров и институтов, механизация работ, с 1950, и т. д.).

      6. Лексикография, - сущ., кол-во синонимов: (2)

           • словарная литература

           • словарное дело

    Задание 3  Произведите сравнительный анализ построения словарных статей на одном  из указанных ниже слов в разных типах толковых словарей: в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова.

    При этом необходимо выяснить следующее:

     1. Каковы способы толкования значений слова?

    2. Какое количество значений выделено?

    3. Какая грамматическая информация представлена в словарях (указание на категории рода, вида и др.; приведение форм словоизменения; указание на лексическую и синтаксическую сочетаемость слов)?

    4. Как иллюстрируются значения слов (наличие или отсутствие примеров; примеры составителей словаря или из литературы, количество примеров)?

    Актер, бисер, вечер, вид, вольный, горе, горло, дно, забирать, забываться, заводить, заводной, злой, искать, корень, кулак, лечь, малый, налетать, ничто, образ, острый, преследовать, пробиваться, рассеиваться, сдавать, сердечный, старушка, страховать, строить.

    Примечание. Одно слово дается учителем. Второе ученик подбирает по своему усмотрению. Эти два слова должны отличаться принадлежностью к частям речи.

    Д/З: Назовите словари, которые есть в вашей домашней библиотеке. Запишите их названия, сгруппировав по типам. Назовите словари, которые, на ваш взгляд, должны быть представлены в библиотеке девятиклассника.

    Список использованной литературы

      1. Городилова Г.Г., Гельдиева С., Зайкаускене Я.Ю., Изаренков Д.И. и др. Лабораторные работы по современному русскому языку. Под ред. Н.М. Шанского. – Санкт-Петербург, 1992


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование на уроках русского языка второй ступени обучения современных технологий (на примере информативных и процессуальных моделей) как способ формирования метапредметного учебного результата.

    Презентация подготовлена для выступления на августовской конференции учителей русского языка и литературы «Формирование компетентности учителей русского языка и литературы как одно из ключевых направл...

    Формирование метапредметных учебных действий на уроке математике в 6 классе по теме «Делимость произведения».

    Сценарий урока математики в 6 классе по формированию метапредметных учебных действий....

    Методический семинар " Учебная ситуация как способ формирования универсальных учебных действий"

    Одной из приоритетных задач современного образования является реализация ФГОС ООО, в основе которого лежит деятельностный подход. Задача педагога заключается в создании условий, активизирующих детское...

    Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе

    Сегодня обучение должно иметь   системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...

    Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»

    Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...