« Текст как средство формирования метапредметных учебных действий».
статья по русскому языку на тему

Шалаева Марина Авенировна

« Текст как средство формирования метапредметных  учебных действий». 

Скачать:


Предварительный просмотр:


« Текст как средство формирования метапредметных  учебных действий».

Проблема современного образовательного процесса – снижение интереса обучающихся к обучению, нежелание  а иногда и невозможность самостоятельно работать, находить нужную информацию, делать выводы. Одним из средств достижения предметных и метапредметных результатов обучения является работа с текстом.

Если большинство учащихся имеют низкий уровень техники чтения и не читают во внеучебное время, то основными проблемами при чтении будут непонимание и искажение прочитанного.  Современный ученик, находясь в информационной среде (телевидение, радио, компьютерные сети) не всегда умеет работать, как ни парадоксально, со школьным учебником, литературой, справочным материалом, энциклопедиями.  Работа с текстом - важнейшее умение самообразования, которым в совершенстве должен овладеть каждый школьник. Работа с текстом на уроках является важным средством формирования информационной компетентности учащихся. В требованиях федерального компонента государственного стандарта общего образования к уровню подготовки выпускников содержатся умения, связанные с работой с текстом. Умение работать с текстом  ориентирует учащихся на овладение системой научных знаний, формирует их когнитивный опыт и предлагает определенный объем необходимой научной информации.

(Когнитивный опыт — это ментальные структуры, которые обеспечивают восприятие, хранение и упорядочивание информации, способствуя тем самым воспроизведению в психике познающего субъекта устойчивых, закономерных аспектов его окружения.)

Важнейшую роль в формировании метапредметных навыков играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, рефлексия и др.

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана по мере чтения ребята последовательно задают себе вопрос «О чем здесь говорится?».

Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц. Для формирования метапредметных навыков использую приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. На уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Муму» создается такой кластер.

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

 «Синквейн» – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).  Проанализировав образ Герасима, можно составить такой синквейн.

Применяя такие приемы работы с текстом, мы формируем  регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия.

Смысловое чтение – это «изучающее чтение», цель которого максимально точно и полно понять содержание текста, все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Главные задачи смыслового чтения - поиск и осмысление информации, преобразование, оценка и интерпретация информации.

Упражнения и задания, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы для формирования навыков смыслового чтения.

  1. Прочитай сложное предложение в тексте и произнеси его более простыми словами( вариант задания: передай содержание абзаца простыми предложениями) («перевод с русского на русский»).
  2. Уточни предложение, упрости его так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»). Подобные упражнения уместно использовать при обучении учащихся написанию сжатого изложения.
  3. Поставь вопросы к выделенному абзацу.
  4. Заполни пропуски в тексте, используя информацию учебника («слепой текст»).
  5. Заполни таблицу, используя информацию учебника.
  6. Создай таблицу (схему) по материалам параграфа.
  7. Составь интеллект – карту для изучения темы, объясни тему с её помощью своим одноклассникам.
  8. Найди подсказки в тексте учебника и сформулируй ответы на проблемные вопросы: почему, зачем, как можно объяснить и т.д.

При работе с текстом хорошо работает прием «Двойной дневник»

Учитель предлагает изучить определенный текст.

Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части.

В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

«Чтение с остановками»

Материалом для использования приемы «Чтение с остановками» служит повествовательный текст, который можно разбить на смысловые отрывки. Остановки после каждого отрывка - своеобразные границы между известной и неизвестной информацией, той, которая способна повлиять на оценку событий. Применение данного приема происходит в 3 этапа.

I стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе учащиеся должны предположить, о чем будет текст.

II стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

III стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, творческие работы.

Методисты дают следующие рекомендации по использованию приема "Чтение с остановками"

1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос "Что будет дальше и почему?"

Чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

Методы творческой деятельности

Методы активизации мышления. Эти методы применяются как для индивидуальной, так и для групповой творческой работы учащихся. Для развития творческой активности учащихся можно провести дидактическую игру «Веришь - не веришь» (после чтения отрывка художественного текста). Учитель  читает какую-либо фразу, а отвечающие должны либо согласить с высказыванием, либо нет (с пояснением), а начало фразы звучит традиционно: «Верите ли вы, что…».

Почему как форма работы выбран именно комплексный анализ текста? Этот вид работы предполагает обучение нормам литературного языка, организацию деятельности по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся, развитие связной речи, а также развивает орфографическую зоркость. К тому же данная форма неразрывно связана с мышлением, с развитием таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, сравнение и классификация, аналогия и обобщение, то есть требует формирования познавательных универсальных учебных действий, в частности логических. В итоге – подготовка к ГИА и ЕГЭ уже на данном этапе обучения.

Что же такое лингвистический (комплексный) анализ текста? По определению М.Р. Львова, лингвистический анализ текста — это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам Л.В. Щербы, цель такого анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей... и поэтов». Задачи лингвистического анализа могут быть следующими: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.

Комплексный анализ текста целесообразно применять на различных этапах обучения. Например, при повторении темы «Фонетика», я использовала для анализа текст Д.Шостаковича:

1) Умеете ли вы слушать музыку?

(2) Слушать музыку можно только в тишине. (3) Это первое необходимое условие. (4) Ведь музыка – искусство, выражающееся в звуках, в сочетании их. (5) Слушать музыку в шуме – это то же самое, что пытаться смотреть на полотно художника через вуаль или читать книгу, разговаривая с кем-то.

(6) Второе важное для понимания музыки условие – внимание. (7) Только в полной тишине и при полной сосредоточенности перед вами раскроется идея музыкального произведения.

Целесообразно, перед началом текста рассказать обучающимся об авторе текста и его творчестве, показать его портрет, что способствует развитию познавательных метапредметных умений обучающихся.

Анализ текста начинается с определения его признаков, темы и основной мысли, типа речи. Аргументируя свой ответ, обучающиеся выстраивают устное высказывание, что в свою очередь формирует коммуникативные метапредметные умения.

Задание, направленное на создание собственного письменного высказывания, позволяет формировать метапредметное умение, способствующее развитию речевой компетентности обучающихся, необходимой для выполнения задания части С ГИА и ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла (обществознание, литература, история, русский язык), а также будущей социализации, так как умение строить письменное речевое высказывание лежит в основе создания документов, необходимых для самопрезентации и профессионального самоопределения (резюме, автобиография).

Задания, связанные с анализом языковых (фонетических, орфографических, пунктуационных) особенностей текста способствуют формированию не только предметных умений, но и метапредметных (наблюдение, анализ, синтез).

Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть полезными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.  С точки зрения содержания, воспитательной ценности очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, об общечеловеческих ценностях

Важность данного вида работы доказывает и анализ заданий ГИА:

  • Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства);
  • Вторая часть работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания его содержания, выявляет уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы или ее аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, авторского отношения к героям; опознавание изученных средств выразительности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся.
  • Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области работы с текстом в частности и владения родным языком в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Текст как средство формирования культуроведческой компетенции

Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию, которая обеспечивает формирование языковой культуры мира, взаимосвязи языка и истории народа. Существенное место в формировании культуров...

Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся

В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку....

Лингвистический текст как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 5-го класса (на примере УМК С.И. Львовой)

В работе раскрывается процесс формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе при работе с лингвистическими текстами....

Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...

ВЕБ – КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Каждый учитель – профессионал в своей сфере, должен быть: развитым, образованным, квалифицированным. Он должен развивать свои способности, улучшать свою работу, чтобы быть интересным для детей, ...