Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках биологии через практико-ориентированные задания.
статья по биологии

Практико-ориентированные задачи - это задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon praktiko-orient_zadaniya.ppt951 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Гончар-Быш Лариса Николаевна, учитель биологии МБОУ «Великомихайловская СОШ»

Слайд 2

Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию в 2018г. «Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»

Слайд 3

Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Ребенку важно обладать: Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; Способностью строить социальные отношения; Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Слайд 4

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления: -Языковая грамотность -Математическая грамотность -Естественно-научная грамотность -Цифровая грамотность -Финансовая грамотность -Культурная и гражданская грамотность.

Слайд 5

Практико-ориентированные задачи - это задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов.

Слайд 6

Этап актуализации опорных знаний Урок биологии в 7 классе. Тема урока «Класс Пресмыкающиеся» . «Считают, что земноводные появились на стыке девона и каменноугольного периода. Они приспособились для жизни в воде и на c уше. Первые земноводные, видимо, неплохо чувствовали себя: климат был теплый, воздух — влажный, да и водоемов было достаточно. Но вот на Земле изменился климат: он стал жарким и сухим, начались суровые и холодные зимы. Надо было приспосабливаться к новым условиям существования. Часть земноводных погибла. Другие сохранили верность полуназемному, полуводному образу жизни и дали начало современным амфибиям. Третьи сделали решительный и окончательный шаг на сушу и остались осваивать новые условия жизни». Вопросы: «Наверное, это уже были новые организмы? Какими признаками они должны были обладать, чтобы приспособиться к засушливому климату? Какие предположения вы можете высказать? Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения этих организмов?

Слайд 7

Планируемые образовательные результаты: Личностные: формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимание взаимосвязи организмов в природе; формирование представление о приспособленности организмов к наземной среде обитания; формирование элементов экологической культуры. Метапредметные: Познавательные УУД : работать с различными источниками информации; работать с изображениями живых объектов; строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей; выдвигать гипотезы; сравнивать. Коммуникативные УУД : строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. Предметные : выделять и формулировать характерные признаки отрядов пресмыкающихся, объяснять роль рептилий в природе и жизни человека, характеризовать рептилий как наиболее высокоорганизованных и приспособленных к проживанию на суше холоднокровных позвоночных животных. Практико-ориентированная направленность : в данном случае семиклассникам для решения поставленной учебной задачи приходится встать на место исследователей. Ученики формулируют собственные гипотезы, совместно обсуждают их и формулируют «центральную» гипотезу.

Слайд 8

Этап усвоения новых знаний Урок биологии в 8 классе по теме: «Науки, изучающие организм человека». Наука Определение Методы Анатомия Физиология Гигиена Науки об организме человека Рис. 1 Рентген - метод анатомии (Источник:travm.info/diagnostika/differencialnaya- diagnostika/kak-opredelit-ushib-ili-perelom-ruki-764) Рис. 2Ультразвуковое исследование - метод анатомии (Источник: planirovanieberemennosti.ru/uzi-pri-beremennosti/rezultaty-uzi-12-nedele-beremennosti- norma.html) Рис. 3 Биохимический анализ крови - метод физиологии (Источник: animal- store.ru/shop/9502) Источник материала: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6985/2/03Protasov.pdf

Слайд 9

Планируемые образовательные результаты: Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение объектов живой природы; формирование понимания ценности здорового образа жизни. Метапредметные: Познавательные УУД: умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию; Предметные: выделять существенные признаки биологических объектов и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; Практико-ориентированная направленность : при подкреплении полученных знаний материалами медицинской практики, у учащихся появляется возможность сопоставления и определения предмета той или иной науки об организме человека.

Слайд 10

Практико-ориентированные задания по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая система» 1. Что нужно обязательно внести в инструкцию о наложении жгута для остановки венозного кровотечения? 1) Жгут накладывают ниже места ранения на мягкую ткань. 2) Жгут накладывают не более чем на 1-1,5 часа, время его наложения указывают в записке, помещенной под жгут. 2. С какой целью человеку измеряют пульс? 1)Чтобы определить число сокращений сердца в минуту. 2)Чтобы определить силу сокращений сердца. .

Слайд 11

3. В чем заключается отличие между искусственным и приобретенным естественным иммунитетом? 1) искусственный иммунитет приобретается после вакцинации или введения лечебной сыворотки. 2) Антитела вырабатываются после введения вакцины или вводятся готовые. 3) Естественный иммунитет наследуется. Антитела вырабатываются в течение всей жизни организма. 4 . Как изменится состав крови у альпиниста, неделю находящегося на большой высоте? Почему? Увеличится количество эритроцитов, поставляющих клеткам кислород, ведь на высоте мало кислорода. 5. В чем отличие прививки от введения лечебной сыворотки? Элементы ответа: I) при прививке в организм вводят вакцину (убитых или ослабленных возбудителей болезни или их яды); 2) при прививке организм сам вырабатывает защитные антитела; 3) лечебная сыворотка содержит готовые антитела

Слайд 12

Этап контроля знаний Пример 1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1. У бактерий, как и у всех живых организмов, происходит обмен веществ и превращение энергии. 2. По способу питания их делят на автотрофов и гетеротрофов. 3. Автотрофные бактерии, синтезируя органические вещества из неорганических, всегда используют энергию света. 4. Фотосинтез в автотрофных бактериях протекает в хлоропластах, как у растений. 5. Все бактерии дышат кислородом. ОТВЕТ: Ошибки допущены в предложениях: 1) 3 – в группу автотрофов входят бактерии хемотрофы, которые используют не световую энергию, а энергию химических реакций; 2) 4 – в клетках автотрофных бактерий отсутствуют хлоропласты; 3) 5 – анаэробные бактерии не используют кислород для дыхания

Слайд 13

ИНФОРМАЦИЯ, ЗАДАННАЯ В ЛОГИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ К ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ. . Медицинский препарат проникает в клетки мерцательного эпителия и препятствует соединению липопротеидной оболочки вируса с мембраной клеток. Объясните, какому процессу в жизненном цикле вируса препятствует этот препарат. Для каких целей его рекомендуют использовать? ОТВЕТ: 1. Препарат препятствует проникновению вируса в клетку; 2. Препарат назначают для профилактики (при лечении) вирусной инфекции дыхательных путей (органов, имеющих мерцательный эпителий)

Слайд 14

ЗАДАНИЯ НА « ИЗБЫТОЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ » . Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза . Определите два « выпадающих » . 1. образуется молекулярный кислород в результате разложения молекул воды 2. происходит синтез углеводов из углекислого газа и воды 3. происходит полимеризация молекул глюкозы с образованием крахмала 4. осуществляется синтез молекул АТФ 5. происходит разложение молекул воды на протоны и атомы водорода

Слайд 15

ЗАДАНИЯ НА ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1)предметное и покровное стёкла протрите салфеткой 2)осторожно расправьте кожицу припаровальными иглами и накройте покровным стеклом 3)пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло 4)положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода 5)рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз (объектив – ×8, окуляр – ×7) 6)пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

Слайд 16

ЗАДАНИЯ НА ПРОПУЩЕННЫЕ ТЕРМИНЫ. Вставьте в текст « Движение крови в организме человека » пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б) — это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г). ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) вена 2) артерия 3) капилляр 4) левый желудочек 5) правый желудочек 6) правое предсердие 7) артериальная 8) венозная

Слайд 17

Планируемые результаты обучения: Познавательные: - систематизировать, обобщить изученное. Коммуникативные: - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме; Регулятивные: - самостоятельно контролировать свое время и управлять им. - организовать выполнение заданий учителя; - оценивать правильность выполненных действий; - анализировать и оценивать результаты своей деятельности; - осуществлять самоконтроль; - коррекция знаний, способов деятельности.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии. Функциональная грамотность –рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни зн...

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка

В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранным языкам, приводятся примеры задан...

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранным языкам, приводятся примеры задан...

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики через практико-ориентированные задания

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики через практико-ориентированные задания....

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...