Строение растительной клетки
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Мандрусова Людмила Григорьевна

МБОУ гимназия № 1. г.о. Краснознаменск

Учитель биологии: Мандрусова Л.Г.

 

Открытый урок.   5 класс .

 

Тема урока: «Строение растительной клетки»

Тип урока: урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель:  изучить  строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

образовательные: знать о строении  клетки, а так же о роли органоидов клетки.

развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды  в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

Метапредметные:

регулятивные:

 - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные:

 - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

 работать  с учебником;

- находить отличия;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные: 

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Формирование УУД:

Познавательные УУД

- продолжить формирование умения работать  с учебником.

- продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  

- продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

-продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

-продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

-продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

-продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

-продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

-продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

-продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

-продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

-продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

-создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

-осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

-оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, ПК

I этап. Организационный момент

Ребята, добрый день!

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

II этап Мотивация ( создание проблемной ситуации)

Обратите свое внимание на экран и подумайте о чем пойдет речь сегодня на уроке (Слайд 1)

Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году.

- как вы думаете, что это были за ячейки? (клетки)

Действительно, эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.

-Подумайте и скажите, как же мы назовем тему сегодняшнего урока? (Ответы.) (Слайд 2)

Правильно, сегодня мы будем говорить о клетке и тема нашего урока «Строение растительной клетки».

У каждого из вас лежит программа, с которой вы будете работать, запишите в ней тему нашего урока. За активную работу на уроке вы можете получить оценку.

III этап Целеполагание

Обратите внимание на слайд 3 - вы видите изображение клетки, вам надо назвать части клетки, глядя на рисунок, мы с вами можем сразу назвать эти части? (нет)

А как вы думаете, почему? (мы не знаем строения клетки)

Хорошо, значит, какую цель мы можем поставить к нашему уроку? (изучить строение частей клетки) слайд 4Поэтому цель нашего урока: изучение строения клетки – слайд 5IV Актуализация знаний

Ребята на предыдущем уроке мы с вами познакомились  с увеличительными приборами.

– вспомните какие увеличительные приборы мы с вами изучили? (лупа, микроскоп)

- для чего нужна лупа? ( чтобы рассматривать мелкие предметы)

- а для чего нужен микроскоп? (чтобы рассмотреть микроскопические размеры предметов) т. е клетки

V этап Открытие нового знания

Слайд 6 - Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей.

- Давайте вспомним признаки живых организмов (дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, обладают раздражимостью, способны к обмену веществ и энергии)

- хорошо, а мы можем отнести эти признаки к клетке? (можем)

-почему? (клетка часть живого организма,  значит для нее характерны признаки живого организма)

И осуществляется все процессы с помощью особых органов, которые называются органеллы

Клетка – наименьшая единица живого. Это основная единица строения и развития всех живых организмов. (Запись в программу)

Каждая клетка имеет три главные части:

1.оболочку,

2. цитоплазму

3. ядро

Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: вакуоли, пластиды, митохондрии  и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах. 

Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.

В своих программах, пользуясь рисунком в учебнике, обозначьте части клетки

Ребята! Вы сейчас будете работать в парах с помощью учебника, запишите функции частей клетки и занесете их в таблицу, в ваших программах, а потом мы с вами сверим, насколько правильно вы выполнили задание

Органоид

Функция органоида

1 Оболочка

Придает клетке форму, содержит поры, целлюлозу

2 Плазматическая мембрана

Обмен веществ между клеткой и окружающей средой.

3.Цитоплазма

Передвижение веществ в клетке

4.Ядро

контролирует жизнедеятельность клетки; хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам.

5.Вакуоли

места накопления продуктов обмена веществ; давление внутри клетки.

Слайды 8-12. Проверяем функции органоидов

А теперь немного отдохнем

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Молодцы,присаживайтесь.

VI этап Включение нового знания в систему знаний закрепление)

Обратите свое внимание на задания в вашей программе, в ней вам предлагается проверить знания, полученные сегодня на уроке

 

Вариант 1

Выберите правильный ответ

1. Передачу наследственных признаков обеспечивают

 

А клеточная оболочка

Б хромосомы

В вакуоли

Г пластиды

 

2. Клеточная оболочка обеспечивает

 

А деление клетки

Б накопление питательных веществ

В фотосинтез

Г защиту содержимого клетки

 

3. Окраску и вкус плодов обеспечивают

 

А хромосомы

Б вакуоли с клеточным соком

В цитоплазма

Г ядро

 

4. Клетка живая, так как она

 

А питается, дышит, размножается

Б покрыта оболочкой

В содержит ядро

Г содержит цитоплазму

 

5. Цитоплазма в клетке:

А выполняет защитную функцию          Б участвуют в делении клетки

В  придает клетке форму                         Г осуществляет связь между частями      клетки

Вариант 2

Выберите правильный ответ

1 Главную роль в поступлении растворов веществ в клетку играют:

А хромосомы                    Б оболочка и поры

В пластиды                       Г хлоропласты

2.Клеткa - это:

 

A. Мельчaйшaя чaстицa всего живого

Б. Мельчaйшaя чaстицa живого рaстения

B. Чaсть рaстения

 

3. Назовите структуру,содержимое которой называют клеточным соком:

 

А растительная клетка

Б  вакуоль

В ядро

Г оболочка

 

4.Как называют утонченные участки клеточной оболочки, содержащие сквозные каналы, через которые сохраняется связь между цитоплазмой соседних клеток растительных тканей

 

А каналы

Б поры

В дыры

Г устьица

 

5.Как называют вещество, содержащееся в оболочке клеток растений, придающее ей прочность

 

А пектин

Б полисахарид

В целлюлоза

Г хитин

 

VII этап Рефлексия

Карточка для рефлексии.

1.сегодня я узнал…

2.я понял что….

3.я не понял…..

5.я научился….

6.я смог…..

 7.мне захотелось…..

8.Я доволен своей работой на уроке.

VIII этап Д/З

Дома выучите функции всех органоидов растительной клетки.

Изготовите объемную модель клетки из пластилина

Спасибо за урок! До свидания!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Строение растительной клетки63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 1. г.о. Краснознаменск

Учитель биологии: Мандрусова Л.Г.

Открытый урок.   5 класс .

Тема урока: «Строение растительной клетки»

Тип урока: урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель:  изучить  строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

образовательные: знать о строении  клетки, а так же о роли органоидов клетки.

развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды  в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

Метапредметные:

регулятивные:

 - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные:

 - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

 работать  с учебником;

- находить отличия;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Формирование УУД:

Познавательные УУД

- продолжить формирование умения работать  с учебником.

- продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  

- продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

-продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

-продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

-продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

-продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

-продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

-продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

-продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

-продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

-продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

-создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

-осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

-оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, ПК

I этап. Организационный момент

Ребята, добрый день!

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

II этап Мотивация ( создание проблемной ситуации)

Обратите свое внимание на экран и подумайте о чем пойдет речь сегодня на уроке (Слайд 1)

Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году.

- как вы думаете, что это были за ячейки? (клетки)

Действительно, эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.

-Подумайте и скажите, как же мы назовем тему сегодняшнего урока? (Ответы.) (Слайд 2)

Правильно, сегодня мы будем говорить о клетке и тема нашего урока «Строение растительной клетки». 

У каждого из вас лежит программа, с которой вы будете работать, запишите в ней тему нашего урока. За активную работу на уроке вы можете получить оценку.

III этап Целеполагание

Обратите внимание на слайд 3 - вы видите изображение клетки, вам надо назвать части клетки, глядя на рисунок, мы с вами можем сразу назвать эти части? (нет)

А как вы думаете, почему? (мы не знаем строения клетки)

Хорошо, значит, какую цель мы можем поставить к нашему уроку? (изучить строение частей клетки) слайд 4Поэтому цель нашего урока: изучение строения клетки – слайд 5IV Актуализация знаний

Ребята на предыдущем уроке мы с вами познакомились  с увеличительными приборами.

– вспомните какие увеличительные приборы мы с вами изучили? (лупа, микроскоп)

- для чего нужна лупа? ( чтобы рассматривать мелкие предметы)

- а для чего нужен микроскоп? (чтобы рассмотреть микроскопические размеры предметов) т. е клетки

V этап Открытие нового знания

Слайд 6 - Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей.

- Давайте вспомним признаки живых организмов (дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, обладают раздражимостью, способны к обмену веществ и энергии)

- хорошо, а мы можем отнести эти признаки к клетке? (можем)

-почему? (клетка часть живого организма,  значит для нее характерны признаки живого организма)

И осуществляется все процессы с помощью особых органов, которые называются органеллы

Клетка – наименьшая единица живого. Это основная единица строения и развития всех живых организмов. (Запись в программу)

Каждая клетка имеет три главные части:

1.оболочку,

2. цитоплазму

3. ядро

Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: вакуоли, пластиды, митохондрии  и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах. 

Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.

В своих программах, пользуясь рисунком в учебнике, обозначьте части клетки

Ребята! Вы сейчас будете работать в парах с помощью учебника, запишите функции частей клетки и занесете их в таблицу, в ваших программах, а потом мы с вами сверим, насколько правильно вы выполнили задание

Органоид

Функция органоида

1 Оболочка

Придает клетке форму, содержит поры, целлюлозу

2 Плазматическая мембрана

Обмен веществ между клеткой и окружающей средой.

3.Цитоплазма

Передвижение веществ в клетке

4.Ядро

контролирует жизнедеятельность клетки; хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам.

5.Вакуоли

места накопления продуктов обмена веществ; давление внутри клетки.

Слайды 8-12. Проверяем функции органоидов

А теперь немного отдохнем

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Молодцы,присаживайтесь.

VI этап Включение нового знания в систему знаний закрепление)

Обратите свое внимание на задания в вашей программе, в ней вам предлагается проверить знания, полученные сегодня на уроке

Вариант 1

Выберите правильный ответ

1. Передачу наследственных признаков обеспечивают

А клеточная оболочка

Б хромосомы

В вакуоли

Г пластиды

2. Клеточная оболочка обеспечивает

А деление клетки

Б накопление питательных веществ

В фотосинтез

Г защиту содержимого клетки

3. Окраску и вкус плодов обеспечивают

А хромосомы

Б вакуоли с клеточным соком

В цитоплазма

Г ядро

4. Клетка живая, так как она

А питается, дышит, размножается

Б покрыта оболочкой

В содержит ядро

Г содержит цитоплазму

5. Цитоплазма в клетке:

А выполняет защитную функцию          Б участвуют в делении клетки

В  придает клетке форму                         Г осуществляет связь между частями      клетки

Вариант 2

Выберите правильный ответ

1 Главную роль в поступлении растворов веществ в клетку играют:

А хромосомы                    Б оболочка и поры

В пластиды                       Г хлоропласты

2.Клеткa - это:

A. Мельчaйшaя чaстицa всего живого

Б. Мельчaйшaя чaстицa живого рaстения

B. Чaсть рaстения

3. Назовите структуру,содержимое которой называют клеточным соком:

А растительная клетка

Б  вакуоль

В ядро

Г оболочка

4.Как называют утонченные участки клеточной оболочки, содержащие сквозные каналы, через которые сохраняется связь между цитоплазмой соседних клеток растительных тканей

А каналы

Б поры

В дыры

Г устьица

5.Как называют вещество, содержащееся в оболочке клеток растений, придающее ей прочность

А пектин

Б полисахарид

В целлюлоза

Г хитин

VII этап Рефлексия

Карточка для рефлексии.

1.сегодня я узнал…

2.я понял что….

3.я не понял…..

5.я научился….

6.я смог…..

 7.мне захотелось…..

8.Я доволен своей работой на уроке.

VIII этап Д/З

Дома выучите функции всех органоидов растительной клетки.

Изготовите объемную модель клетки из пластилина

Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Строение растительной клетки"

Презентация к уроку биологии в 6 классе "Строение растительной клетки"...

Строение растительной клетки (икт урок)

Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 6 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям...

Анимированный кроссворд "Строение растительной клетки"

Анимированный кроссворд (презентация) по теме `Строение растительной клетки` для закрепления или повторения материала на уроках биологии в 6 классе....

Строение растительной клетки

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4799439","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"355","width":"480"}}]]...

Урок-исследование по теме «Строение растительной клетки»

Данный конспект урока используется при повторении и закреплении  темы "Строение растительной клетки"...

Урок биологии в 6 классе "Строение растительной клетки"

Конспект урока по биологии "Строение растительной клетки" с использованием ИК технологий. На уроке используется фильм, который  является творческим проектом обучающихся 6 класса. Под руководством...

СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

Конспект урока биологии...