Сложные вопросы общей биологии
рабочая программа по биологии (11 класс)

Дорожкина Лариса Анатольевна

Курс внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnye_voprosy_obshchey_biologii.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояcнительная записка

        Программа внеурочной деятельности по курсу «Сложные вопросы общей биологии» для 11-х классов средней общеобразовательной составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  2. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», зарегистрированный Министерством России 07.06.2012, рег.№ 24480
  3. Примерные программы основного общего образования по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
  4. Учебный план МБОУ ТСОШ на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Сложные вопросы общей биологии» составлена на базе серии пособий по биологии под  руководством Кириленко А.А.

  1. Биология. Молекулярная биология. Теория, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/А.А.Кириленко. – Изд.6-е – Ростов н/Д: Легион, 2017.
  2. Биология. Молекулярная биология. 10-11 классы. Тренировочная тетрадь/ А.А.Кириленко – Ростов н/Д: Легион, 2018.
  3. Биология. Генетика. Теория, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/А.А.Кириленко.  – Ростов н/Д: Легион, 2017
  4. Биология. Эволюция органического мира. Теория, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/А.А.Кириленко. – Изд.6-е – Ростов н/Д: Легион, 2018.

  Данный  курс предусматривает изучение теоретических и прикладных вопросов из различных разделов биологии. Успешному освоению материала способствует выполнение лабораторных и практических работ, самостоятельная проектная работа учащихся по некоторым темам.

Программа предназначена для внеурочных занятий по биологии в 11-м  классе, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю),  предназначена для учащихся профильного естественно-научного класса, предполагает расширение курса биологии  и привитие интереса к предмету.

        Одним из приоритетных направлений современной биологической является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение. Поэтому, весьма актуальным, является углубление содержания этого раздела в рамках средней школы. Это актуально и с позиций концепции профильного обучения, и с позиций формирования естественнонаучного и гуманистического мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения. Программа предполагает более подробное изучение отдельных тем курса «Общая биология», таких как «Закономерности наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека», «Молекулярная биология».  Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.

Целью данного курса является создание условий для формирования у учащихся умения решать задачи по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности.

Достижение цели планируется через решение следующих задач:

  • повторение материала, изученного по темам «Молекулярная биология» и «Генетика»;
  • выявление и ликвидация пробелов в знаниях учащихся по темам школьной программы, а также в умениях решать задачи;
  • обучение учащихся решению задач по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности.

        Предлагаемый курс охватывает основные разделы « Генетика» и «Молекулярная биология», которые являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии. Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.

        Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита проектов, практикумы по решению задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений. Таким образом, изучение данного курса не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.

Данная программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Метапредметными результатами освоения  программы «Сложные вопросы общей биологии» являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные  результаты

- знание основных понятий, закономерностей и законов в области строения, жизни и развития растительного, животного организмов и человека, развития в целом органического мира;

- умение обосновывать выводы, используя биологические термины, объяснять явления природы, применять знания в практической деятельности.

- решать  задачи из различных разделов биологии;

-  составлять генеалогические древа;

- знать основные методы генетического анализа;

- объяснять генетическую индивидуальность каждого организма;

- знать важнейшие достижения в области молекулярной биологии и генетики;

- осуществлять проектную работу;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей   между   особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Содержание курса.

Молекулярная биология  (8 ч)

 Биологические полимеры: белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, их роль в клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Самоудвоение ДНК. Установление функциональной связи нуклеиновых кислот, белковых молекул, роли НК в передаче наследственной информации.

Пластический обмен. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Клеточная и генная инженерия.

Работы Ф.Мишера, Дж.Уотсона, Ф.Крика, Э.Чаргаффа, Р.Альтмана

Л.р.№1 «Влияние факторов среды на структуру белка»

Л.р.№2 «Ферментативные процессы в клетке»

Практикум «Решение задач с применением правила Чаргаффа»

Практикум «Решение задач с использованием таблицы «Генетический код»

 Общие закономерности онтогенеза (7 ч)

Деление клетки - основа размножения и индивидуального развития организмов. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз (его фазы). Репликация молекул ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы. Значение деления клетки.

Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Гаметогенез. Особенности строения гамет. Гуморальная регуляция овуляции. Оплодотворение. Генетические и цитологические особенности способов размножения. Партеногенез и его виды. Работы К.Зибольда, И.Даревского, Л.Астаурова. Партеногенез и человек.

Развитие зародыша (на примере животных). Дробление и его формы. Бластула, гаструла, их типы. Производные зародышевых листков. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека. Жизненные циклы со сменой поколений. Смена ядерных фаз.

Практикум «Характер смены поколений в жизненном цикле в зависимости от формы размножения»

Л.р.№3 «Изучение микропрепаратов яйцеклетки и сперматозоида»

Практикум «Определение типов смены ядерных фаз»

Закономерности наследственности (15 ч)

Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов. История генетики. Основные методы генетики. Моно- и дигибридное скрещивание. Анализ потомства.

Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения.

Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования и его цитологические основы. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов: кодоминирование, эпистаз, полимерия, множественный аллелизм

Генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивания, взаимодействие генов, сцепленное наследование, наследование признаков, сцепленных с полом.

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на наследственность человека.

Практикум «Решение задач на неполное доминирование»

Практикум «Решение задач на наследование групп крови»

Практикум «Решение задач на сцепленное наследование»

Практикум «Решение задач на сцепленное с полом наследование»

Практикум «Решение задач на взаимодействие генов»

Практикум «Решение различных типов генетических задач»

Практикум «Составление родословных»

Закономерности изменчивости (4 ч)

Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Мутации, их причины. Экспериментальное получение мутаций. Генетика популяций.  Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.

Л.р.№4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Литература.

  1. Биология. Молекулярная биология. Теория, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/А.А.Кириленко. – Изд.6-е – Ростов н/Д: Легион, 2017.
  2. Биология. Молекулярная биология. 10-11 классы. Тренировочная тетрадь/ А.А.Кириленко – Ростов н/Д: Легион, 2018.
  3. Биология. Генетика. Теория, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/А.А.Кириленко.  – Ростов н/Д: Легион, 2017
  4. Биология. Эволюция органического мира. Теория, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/А.А.Кириленко. – Изд.6-е – Ростов н/Д: Легион, 2018.
  5. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/ А.В.Теремов, Р.А.Петросова. – М.: Мнемозина, 2013.
  6. Общая биология. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии/ А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая идр.М.Просвещение, 1993.

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата

Тип урока

Лабораторные и практические работы

Домашнее задание

1

Молекулярная биология

Введение

1

Занятие открытия новых знаний

2

Структура и физико-химические свойства белковой молекулы

Л.р.№1

1

Занятие общеметодологической направленности

Л.р.№1 «Влияние факторов среды на структуру белка»

Т.Б. Оформление работы

3

Биологические функции белков

1

Занятие общеметодологической направленности

4

Л.р.№2 «Ферментативные процессы в клетке»

1

Рефлексия

Л.р.№2 «Ферментативные процессы в клетке»

Т.Б. Оформление работы

5

Структура и физико-химические свойства нуклеиновых кислот

1

Занятие открытия новых знаний

6

Практикум «Решение задач с применением правила Чаргаффа»

1

Рефлексия

Практикум «Решение задач с применением правила Чаргаффа»

Задачи

7

Генетическая информация и её реализация в клетке. Генетический код

1

Занятие общеметодологической направленности

Задание в тетради

8

Практикум «Решение задач с использованием таблицы «Генетический код»

1

Рефлексия

Практикум «Решение задач с использованием таблицы «Генетический код»

Записи в тетради

9

Общие закономерности онтогенеза

Формы размножения в природе, их биологическая роль. Генетические и цитологические особенности способов размножения

1

Занятие открытия новых знаний

Записи в тетради

10

Практикум «Характер смены поколений в жизненном цикле в зависимости от формы размножения».

1

Занятие общеметодологической направленности

Практикум «Характер смены поколений в жизненном цикле в зависимости от формы размножения».

Оформление работы.

11

Предэмбриональный период развития. Спермато- и овогенез. Л.р.№3

1

Рефлексия

Л.р.№3 «Изучение микропрепаратов яйцеклетки и сперматозоида»

Т.Б. Оформление работы. Подготовить сообщения

12

Оплодотворение. Регуляция оплодотворения.

Партеногенез.

1

Занятие открытия новых знаний

Записи в тетради

13

Зародышевый путь развития. Этапы эмбриогенеза.

1

Занятие открытия новых знаний

Подготовиться к семинару

14

Жизненные циклы со сменой поколений

1

Занятие открытия новых знаний

Записи в тетради

15

Характер смены ядерных фаз в жизненном цикле разных организмов.

Практикум «Определение типов смены ядерных фаз»

1

Занятие общеметодологической направленности

Практикум «Определение типов смены ядерных фаз»

Оформление работы. Подготовиться к тестированию

16

Закономерности наследственности

Генетика как наука о наследственности и изменчивости.

История генетики.

1

Занятие общеметодологической направленности

Презентации

17

Моногибридное скрещивание и его цитологические основы. I и II  законы Менделя. Анализирующее скрещивание

1

Занятие общеметодологической направленности

Записи в тетради

18

Неполное доминирование.

Практикум «Решение задач на неполное доминирование»

1

Занятие общеметодологической направленности

Практикум «Решение задач на неполное доминирование»

Задачи

19

Наследование групп крови.

Практикум «Решение задач на наследование групп крови»

1

Занятие общеметодологической направленности

Практикум «Решение задач на наследование групп крови»

Задачи

20

Дигибридное скрещивание и его цитологические основы. III закон Менделя

1

Занятие общеметодологической направленности

Записи в тетради

21

Хромосомная теория наследственности. Работы Т.Моргана. Хромосомные карты

1

Занятие открытия новых знаний

Записи в тетради

22

Сцепленное наследование.

Практикум «Решение задач на сцепленное наследование»

1

Занятие общеметодологической направленности

Практикум «Решение задач на сцепленное наследование»

Задачи

23

Генетика пола. Хромосомный механизм определения пола

1

Занятие общеметодологической направленности

Записи в тетради

24

Наследование признаков, сцепленных с полом

Практикум «Решение задач на сцепленное с полом наследование»

1

Рефлексия

Практикум «Решение задач на сцепленное с полом наследование»

Задачи

25

Нарушение сцепления. Перекрёст хромосом

1

Занятие общеметодологической направленности

Записи в тетради

26

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Практикум «Решение задач на взаимодействие генов»

1

Занятие общеметодологической направленности

Практикум «Решение задач на взаимодействие генов»

Задачи

27

Практикум «Решение различных типов генетических задач»

1

Рефлексия

Практикум «Решение различных типов генетических задач»

Задачи. Подготовиться к семинару

28

Генетика человека.  Методы изучения генетики человека.

1

Занятие общеметодологической направленности

Записи в тетради

29

Механизмы наследования различных признаков у человека.

Практикум «Составление родословных»

1

Занятие общеметодологической направленности

Практикум «Составление родословных»

Записи в тетради

30

Основы медицинской генетики.

1

Занятие общеметодологической направленности

Лекция

31

Основы изменчивости

Понятие и виды изменчивости

1

Занятие общеметодологической направленности

Записи в тетради

32

Модификационная изменчивость. Норма реакции

Л.р.№4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

1

Рефлексия

Л.р.№4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Т.Б.

Оформление работы

33

Мутационная изменчивость. Виды и причины мутаций. Работы Г. де Фриза

1

Занятие общеметодологической направленности

Записи в тетради. Подготовить сообщения

34

Генетика популяций. Закон Харди-Вайнберга.

1

Занятие открытия новых знаний

Записи в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка заданий по курсу общей биологии к учебнику Сивоглазова В.И., Агафоновой И.Б. Общая биология. Базовый уровень. 10 -11 класс

Методические материалы содержат разнообразные задания по курсу биологии 10-11 класса по теме клетка. Могут быть использованы учителем при повторении тем, организации контроля, подготовке к ЕГЭ....

презентация типы вопросов (общий вопрос)

презентация типы вопросов (общий вопрос)...

Повторение основных вопросов курса общей биологии. Урок на тему " Основные свойства жизни" биология – 11 класс

обобщаем  знания, полученные учащимися в изученных курсах биологии;рассматриваем основные признаки живого;повторяем и закрепляем понятие "биосистема" и уровни организации жизни....

Программа спецкурса по биологии "Сложные вопросы общей биологии"

Программа разработана для изучения общей биологии в профильных 10-11-х классах. В содержание курса включены наиболее трудные для понимания учеников темы биологии с углублением материала, которые позво...

Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»

Цели  изучения элективного курса:  Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...

Рабочая программа по элективному курсу: "Сложные вопросы биологии" (10 класс)

Настоящая программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипред...

Элективный курс " Сложные вопросы биологии и химии"

ЕГЭ  в современных условиях совмещает в себе две функции: итоговую аттестацию выпускников за курс средней общеобразовательной школы и представление им возможности продолжить образование по ...