Программа спецкурса по биологии "Сложные вопросы общей биологии"
элективный курс по биологии (10, 11 класс) на тему
Программа разработана для изучения общей биологии в профильных 10-11-х классах. В содержание курса включены наиболее трудные для понимания учеников темы биологии с углублением материала, которые позволяют расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки.
Цель данного курса – помочь выпускникам грамотно подготовиться к сдаче выпускного экзамена по биологии за курс среднего (полного) общего образования общеобразовательной школы, повысить уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. НЕРЮНГРИ
Им.М.К. АММОСОВА
Программа спецкурса по биологии
«Сложные вопросы общей биологии»
для изучения общей биологии в профильных 10-11-х классах
(136 часов)
Автор-составитель: учитель биологии
высшей категории
Кользенова Г.Ш.
Г.Нерюнгри, 2012г.
Пояснительная записка.
Реальностью последних лет стало резкое повышение уровня требований, предъявляемых ВУЗами к знаниям абитуриентов. Сдающие экзамен по биологии оказываются при этом в особо сложном положении: от них требуется видение всей биологии, включающие в себя разнообразные области. Системный взгляд на всю биологию, умение выявлять внутрипредметные и межпредметные связи являются главным критерием оценки качества знаний.
На базовом уровне биология в 10 – 11 классах изучается 1 час в неделю и знания, полученные на уроках недостаточны для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену. В содержание курса включены наиболее трудные для понимания учеников темы биологии с углублением материала, которые позволяют расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки.
Цель данного курса – не только помочь выпускникам грамотно подготовиться к сдаче выпускного экзамена по биологии за курс среднего (полного) общего образования общеобразовательной школы, но и поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
Данный курс рассчитан на 136 часов, с расчетом по 2 часа в неделю.
Цели курса:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по общей биологии.
2. Развитие познавательных интересов обучающихся.
3. Целенаправленная профессиональная ориентация учащихся.
Задачи курса:
- При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях живой материи.
- Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.
- Развивать интеллектуальное и творческое мышление, способствующее развитию интереса к предмету.
- Закрепить систему биологических понятий, законов и закономерностей;
- Подготовить учащихся к сдаче выпускных экзаменов по биологии за курс средней школы.
- Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач.
Ожидаемые результаты обучения:
1. Расширение и углубление теоретической базы учащихся по общей биологии.
2. Сформированность навыков при решении биологических задач из сборников ЕГЭ.
3. Мотивированный интерес к предмету.
4. Сформированность «биологической зоркости» в понимании специальной терминологии.
5. Уверенность в своих возможностях при сдаче ЕГЭ на государственной (итоговой) аттестации.
Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические и семинарские занятия, посвященные решению биологических задач, тестирование и защита проектов.
Контролирующие материалы:
1. Для подведения итогов реализации учебной программы будут использованы зачеты (тематический контроль)
2. Решение заданий, включенных в КИМ ЕГЭ.
3. Защита рефератов (проектов).
Обучающиеся должны знать:
Уровни организации живой материи, взаимосвязь биологических систем разных уровней.
Сущность и критерии живых систем.
Историю представлений о возникновении жизни на Земле.
Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов - особенности клеток
прокариот и эукариот, животных, растений и грибов;
Основные положения биологических теорий - Положения клеточной теории и теории симбиогенеза;
Сущность биологических процессов: обмен веществ, размножение, оплодотворение,
развитие - основные методы изучения биохимических процессов, методы описания кинетики
ферментативных реакций, методы определения последовательностей нуклеотидов ДНК и РНК; строение,
состав и функции основных классов органических соединений клетки, принцип удвоения ДНК, основные
этапы и механизмы синтеза белка; строение и функции клеточных мембран; основные метаболические
процессы клеток животных и растений, их роль в обеспечении организма веществами и энергией
Закономерности наследственности и изменчивости организмов.
Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.
Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, составлять элементарные схемы скрещивания.
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде.
Сравнивать биологические объекты, природные биологические процессы и делать выводы на основе сравнения:
- использовать знания о химических и физических процессах и законах для объяснения механизмов работы живых систем, а именно: принципы термодинамики, их приложимость к живым системам; понятие катализа, его приложимость к ферментативным реакциям; взаимосвязь между строением, химическими свойствами и биологическими функциями углеводов, липидов, ДНК, РНК и белков; взаимосвязь между строением, химическим составом, физическими свойствами и биологическими функциями мембран;
- сравнивать особенности обмена веществ клеток эукариот и прокариот, растений и животных;
- связывать строение органоидов клетки и клеток мышечной и нервной ткани с особенностями строения и функционирования их белков и биомембран;
- раскрывать взаимосвязи между процессами анаболизма и катаболизма; процессами обмена белков, углеводов и липидов;
- раскрывать роль АТФ и мембранного потенциала в обмене веществ клеток;
- объяснять роль фотосинтеза, дыхания и брожения в функционировании клеток, в природе и в жизни человека;
- объяснять роль различных компонентов пищи (углеводов, жиров, аминокислот, витаминов) в пластическом и энергетическом обмене человека;
- связывать нарушения в обмене веществ (мутации генов ферментов, нехватка аминокислот и витаминов) с различными патологиями.
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Содержание курса.
1. Возникновение жизни на Земле (6ч)
-История представлений о возникновении жизни на Земле.
-Теории происхождения жизни на Земле.
-Начальные этапы биологической эволюции.
2. Цитология- наука о клетке (44ч)
- Химический состав клетки.
-Реализация генетической информации в клетке.
-Решение биологических задач на комплементарность, траскрипцию, трансляцию, определение размеров макромолекулмолекул.
-Ферменты- биокатализаторы в клетке. Функции белков.
- Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.
-Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.
-Фотосинтез, его значение для жизни на Земле.
-Основные положения клеточной теории. Структура и функции клетки.
-Естественная классификация органического мира.
-Прокариоты. Бактерии, археи.
-Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.
-Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.
-Решение биологических задач по цитологии.
3. Размножение и развитие организмов (18ч)
-Деление клетки - митоз- основа размножения и роста организмов.
-Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение.
-Половое размножение.
-Мейоз – редукционное деление клетки.
-Митоз и мейоз в сравнении.
-Решение биологических задач.
-Индивидуальное развитие организмов.
4. Основы генетики и селекции (50 ч)
-Закономерности наследственности.
-Моногибридное скрещивание.
-Законы доминирования и расщепления при моногибридном скрещивании.
-Полное и неполное доминирование.
-Анализирующее скрещивание.
-Дигибридное скрещивание.
-Законы независимого и сцепленного наследования.
- Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.
-Полигибридное скрещивание.
-Взаимодействие генов. Комплементарность, полимерия, эпистаз.
-Решение генетических задач повышенной сложности.
-Генетика определения пола. Сцепленное с полом наследование. Наследование, ограниченное полом.
-Основные закономерности изменчивости.
-Комбинативная и мутационная изменчивость.
-Причины возникновения мутаций. Мобильные генетические элементы.
-Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменичвость.
-Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.
5. Эволюционная теория (12ч)
- Возникновение и развитие эволюционных взглядов в додарвиновский период.
- Возникновение эволюционного учение Ч. Дарвина.
- Происхождение видов путем естественного отбора.
- Учение о движущих силах эволюции.
- Учение о естественном отборе.
- Видообразование как результат микроэволюции.
- Биологические последствия приобретения приспособлений - макроэволюция.
- Закономерности эволюционного процесса.
- Развитие жизни на Земле.
- Антропогенез.
6. Экологические системы. Основы экологии (6ч)
- Жизнь в сообществах, экологические системы.
- Взаимоотношения организма и среды.
- Биосфера. Условия сохранения равновесия в биосфере. Ноосфера.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Деятельность обучающихся |
10 класс | |||
Возникновение жизни на Земле | |||
1 | История представлений о возникновении жизни на Земле | 2 | Работа с модульными картами |
2 | Современные представления о происхождении жизни на Земле. | 2 | Работа с модульными картами, тест |
3 | Эволюция протобионтов. | 2 | Работа с модульными картами |
4 | История изучения клетки. Клеточная теория. Клетка – целостная система. Прокариоты. Бактерии. Археи. | 2 | Работа с модульными картами |
Цитология | |||
5 | Органические вещества клетки. Биополимеры. Белки. Уровни организации белков. Функции белков. Ферменты-биологические катализаторы. | 4 | Работа в малых группах, моделирование Защита проекта |
6 | Углеводы. Моно-, ди-, полисахариды. Функции углеводов. Липиды. | 2 | Работа в малых группах |
7 | Нуклеиновые кислоты. ДНК. Комплементарность. ДНК – носитель наследственной информации. Функции ДНК в клетке. | 6 | Работа в малых группах, моделирование, решение задач |
8 | Нуклеиновые кислоты. РНК. Виды и функции РНК. АТФ – специфический нуклеотид. Функции АТФ. | 6 | Работа в малых группах, моделирование, решение задач |
9 | Генетический код. Свойства генетического кода. | 4 | Решение задач |
10 | Метаболизм – основа существования живых организмов. Анаболизм – пластический обмен, биосинтез белка. Матричный принцип реализации информации. | 6 | Решение задач |
11 | Энергетический обмен – катаболизм. Гетеротрофный и автотрофный типы обмена веществ. Роль АТФ в обмене веществ. | 4 | Работа с модульными картами, тест |
12 | Клеточные структуры и их функции. Биологические мембраны. Свойства биологических мембран. Межклеточные контакты. | 4 | Работа с модульными картами, тест |
13 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма и ее органоиды. Мембранные структуры клетки. ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы – единая мембранная система. Пластиды и митохондрии – полуавтономные органеллы клетки. | 4 | Работа с модульными картами, тест |
14 | Немембранные органеллы клетки – рибосомы, клеточный центр и центриоли, органоиды движения, клеточные включения. | 4 | Работа с модульными картами |
15 | Ядро. Хроматин и хромосомы. Кариотип – хромосомный набор клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Вирусы – неклеточные формы жизни. | 4 | Работа с модульными картами, тест Защита проекта |
16 | Воспроизведение биологических систем. Деление клетки – митоз – основа бесполого размножения. | 2 | Работа с модульными картами, тест Решение задач |
17 | Половое размножение. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение. Партеногенез. Двойное оплодотворение у высших растений. | 4 | Работа с модульными картами, тест Решение задач |
18 | Онтогенез. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон. Взаимодействие клеток в многоклеточном организме. Развитие организмов и окружающая среда. | 6 | Работа с модульными картами, тест Защита проекта |
11 класс | |||
Основы генетики и селекции | |||
1 | Закономерности наследственности. Моногибридное скрещивание. Законы доминирования и расщепления при моногибридном скрещивании. | 4 | Знакомство с генетической терминологией Составление схем Часть А |
2 | Аллельные гены. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 2 | Решение генетических задач Часть С |
3 | Дигибридное скрещивание. Законы независимого и сцепленного наследования. | 4 | Составление схем Решение генетических задач Часть С |
4 | Решение задач на моногибридное (полное и неполное доминирование) и дигибридное скрещивание (независимое и сцепленное наследование) | 4 | Решение генетических задач Часть С |
5 | Полигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Комплементарность, полимерия, эпистаз. | 2 | Решение генетических задач Часть С |
6 | Решение генетических задач повышенной сложности | 4 | Решение генетических задач |
7 | Генетика определения пола. Сцепленное с полом наследование. Наследование, ограниченное полом. | 4 | Решение генетических задач Часть С |
8 | Основные закономерности изменчивости. Комбинативная и мутационная изменчивость. Причины возникновения мутаций. Виды мутаций. | 4 | Работа с модульными картами, тест Защита проекта Часть А, В |
9 | Множественный аллелизм. Мобильные генетические элементы. Цитоплазматическая наследственность. | 4 | Работа с модульными картами, тест Часть А, В |
10 | Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменичвость. Норма реакции. Вариационные ряды модификационной изменчивости. | 4 | Работа с модульными картами, тест Практическая работа |
11 | Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития. Дифференцировка и детерминация. | 4 | Работа в малых группах. Моделирование |
12 | Проявление генов в развитии. Плейотропное действие гена. Летальные мутации. Химеры и трансгенные организмы. Генетические основы поведения. | 2 | Работа в малых группах, дискуссия |
13 | Генетика человека. Методы изучения генетики человека- биохимический и цитогенетический методы. | 2 | Работа в малых группах, дискуссия Часть А, В |
14 | Методы изучения генетики человека – генеалогический метод, близнецовый метод. | 2 | Анализ родословных Часть А, В |
15 | Наследственные болезни человека и их предупреждение. | 2 | Работа в малых группах, дискуссия Защита проекта |
16 | Селекция. Методы селекции. Порода, сорт, штамм – искусственные популяции организмов. Биотехнология. | 2 | Работа в малых группах, дискуссия Часть А, В |
Эволюционная теория | |||
17 | Возникновение и развитие эволюционной теории в додарвиновский период. Работы К. Линнея, Ж.Б. Ламарка. Взгляды Ж.Кювье, Э. Дарвина. Учение Ч. Дарвина о происхождении видов. | 2 | Работа в малых группах, дискуссия Часть А, В |
18 | Движущие силы эволюции. Учение о естественном отборе. Адаптации – результат естественного отбора – микроэволюция. | 4 | Дискуссия Часть А, В |
19 | Закономерности эволюционного процесса. Макроэволюция. Главные направления эволюции. Дивергенция, конвергенция, параллелизм – основные пути эволюционных преобразований. | 4 | Дискуссия Часть А, В |
20 | Развитие организмов в разные геологические эпохи. Антропогенез. | 2 | Защита рефератов Часть А, В |
Экологические системы. Основы экологии. | |||
21 | Сообщества, популяции. Жизнь в сообществах, экологические системы – биогеоценозы. | 2 | Дискуссия Часть А, В, С |
22 | Взаимоотношения организма и среды. Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Роль факторов на состояние организмов в сообществах. | 2 | Дискуссия Часть А, В, С |
23 | Биосфера. Условия сохранения равновесия в биосфере. Ноосфера. | 2 | Дискуссия Часть А, В |
Литература:
Албертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. 2000г.
Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. 1988г.
Биология. Справочник школьника и абитуриента под редакцией З. Брема и И. Мейнке. 1999 г.
Гвоздев В.А. и др. Структура и биосинтез нуклеиновых кислот. 1989г.
Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. 1998г.
Льюин Б. Гены. 1987г.
Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. 1981г.
Рувинский А.О.и др. Общая биология. 2001г.
Степанов В.М. Структура и функции белков. 1996г.
Филиппович Ю.Б. Основы биохимии. 1999г.
Хесин Р.Б. Непостоянство генома. 1985г.
Уиллет Э. Генетика без тайн. 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-578987-1422892495.jpg)
Повторение основных вопросов курса общей биологии. Урок на тему " Основные свойства жизни" биология – 11 класс
обобщаем знания, полученные учащимися в изученных курсах биологии;рассматриваем основные признаки живого;повторяем и закрепляем понятие "биосистема" и уровни организации жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-588601-1423942472.jpg)
рабочая программа 10 класс по курсу "Общая биология"
рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-588601-1423942472.jpg)
рабочая программа 11 класс по курсу "Общая биология"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-578924-1423404472.jpg)
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/29/picture-258175-1375093070.jpg)
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/22/picture-465280-1406016789.jpg)
Рабочая программа спецкурса по биологии "Биология для начинающих". 5 класс.
Спецкурс «Биология для начинающих» является дополнением к основному учебному предмету по биологии в 5 классе и предназначен для работы по учебникам биологии, созда...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/06/picture-1392133-1646575658.jpg)
Сложные вопросы общей биологии
Курс внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 11 классов...