Скелет человека
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Осевой скелет, добавочный, отделы черепа, позвоночника, плечевой, тазовый пояс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovo_-_biologiya._skelet_cheloveka.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Бакашева Людмила Леонидовна, учитель химии и биологии

Предмет

Биология

Модуль «Опорно-двигательная система»

Класс

8  класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Осмысление и проектирование последовательности работы  (этапов урока) по освоению темы от цели до конечного результата в соответствии с типом урока

Тема

Скелет человека

Цель

Создание условий для усвоения знаний по теме урока.

Основные термины, понятия

Осевой скелет, добавочный, отделы черепа, позвоночника, плечевой, тазовый пояс.

Планируемые  результаты

Предметные умения:

  • Познакомить учащихся со скелетом человека, классификацией костей, выполняемыми функциями
  • Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия.

 Личностные УУД:

  • Формировать знания о скелете человека
  • Воспитывать добросовестное отношение к труду, дисциплинированность, ответственность, взаимопомощь.

Регулятивные УУД:

  • Учиться управлять своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.

 Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

  Коммуникативные УУД:

  • Уметь организовывать учебное сотрудничество.
  • Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная  (работа с иллюстративным материалом), индивидуальная и групповая (самостоятельная работа с источниками информации), групповая (выполнение заданий в группах)

Учебник, учебная презентация.

Раздаточный материал (карточки, таблицы, муляжи)

Примечание: Перед началом урока класс делится на 4 группы  для выполнения заданий.  Каждая группа получает инструкцию и материал, на котором будет выполнять задание: 1-ая группа  скелет туловища, 2-ая скелет черепа, 3-ья группа верхние конечности,4-ая нижние конечности.

Технология изучения темы

Функция учителя

Учебный материал с указанием заданий

Деятельность учащихся

Организационный этап. (0,5мин)

Создание продуктивных условий для взаимодействия учителя и учащихся.

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока

Включена презентация

Слайд 1. Добро пожаловать на урок!

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Этап вызова. Вызов интереса к данной теме, мотивация изучения материала (3 -4 мин.).

Активизирует деятельность, мотивацию учащихся к дальнейшей работе.

Обобщает  и дополняет, формулируя, что учащиеся должны знать и уметь по данной теме (слайд 4).

(Слайд 2.) 

По религиозным представлениям, существующим с давних времен, «женщина произошла от мужчины».

В те далекие времена религия препятствовала  изучению организма человека, а церковь запрещала вскрытие трупов людей.

(Слайд 3.) 

Андреас Везалий – великий итальянский  анатом - под мраком ночи тайно крал трупы повешенных для исследований.

Изучая тела людей, он пришел к  убеждению, что мнение, будто у мужчин на одно ребро меньше, чем у женщины, совершенно неверно.

Внимание, вопрос.

О какой системе органов идет речь?

Что к ней относится?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Какова цель нашего урока. Что мы должны узнать на уроке?

Как вы думаете, (обращается к слайду 3) какой вопрос (проблему) мы можем еще решить на уроке?

Откроем тетради и запишем тему урока (Слайд 4)

На уроке сегодня нам необходимо:

Знать

Уметь

Основные отделы скелета

Функции скелета

1. Распознавать части и основные кости скелета на наглядных пособиях

2. Доказательно обосновывать преимущества внутреннего скелета человека

1. Работать в группах

2. Работать с текстом,  наглядным материалом, выполнять  предложенные  учителем  задания

3.  Сравнивать объекты по заданным критериям

4. Сотрудничать с учителем и со сверстниками.

5. Работать в заданном темпе.

 

Учащиеся определяют тему и цели урока.

- опорная система.

- скелет

Скелет человека.

Из чего состоит скелет (отделы, названия костей)

Функции скелета.

Отличается ли скелет мужчины и женщины (количеству костей)?

Записывают в тетрадь тему урока.

Форма контроля по окончании этапа:    умение определять тему и цели урока.

Этап актуализации имеющихся у учащихся знаний. Изучение нового материала (5 мин.).

Актуализирует знания учащихся

Организация работы с таблицей «Сравнение массы скелета животных»

(м/пр связь с физикой)

Перед вами представлены экспонаты: раковины моллюсков, панцирь рака, скелет насекомых, скелет кошки, лягушки и человека.

Вспомните, на какие группы можно разделить скелеты животных?

 Стенд. Древо эволюции. В процессе эволюции появляется наружный скелет, а потом внутренний.

Какие недостатки наружного скелета, толкнули природу на изобретение внутреннего скелета?

Для решения этого вопроса, вам  необходимо представить себя в роли предложенного вам животного (моллюск, рак, майский жук, саранча) и найти ответы на вопросы (приложение 1).

Отчет групп. У вас было задание рассчитать массу скелета животного, сверим, что у вас получилось, и решим следующие вопросы (слайд 6 - работа с таблицей).

Влияет ли вес наружного скелета на активность  перемещения животного?  

Существует ли зависимость между средой обитания и массой скелета животного?

Основываясь на знаниях, полученных из курса физики, объясните, почему животным с большой массой легче двигаться в воде, чем на суше.

Молодцы.

Перед вами модель скелета человека. Что вы знаете о его строении? На какие отделы его можно разделить?  Слайд 7.

Отвечают на вопросы учителя

- наружные и внутренние.

Выполняют творческие задания по карточкам в группах (приложение 1).

Достоинства: защита, опора

Недостатки: тяжелый, неповоротливый, ограничивает рост, во время линьки – незащищенность, нет опоры для движения.

Сверяют полученные результаты, сравнивают, анализируют,  высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.  

В воде животным с большой массой легче передвигаться, чем на суше. (закон инерции: чем массивнее тело, тем медленнее изменяет свою скорость;

Закон Архимеда: на тела, находящиеся в жидкости действует Архимедова сила = выталкивающая. Чем больше масса тела, тем больше выталкивающая сила.

Привлечение личного опыта учащихся – используют знания, отвечают на вопросы учителя.

Форма контроля по окончании этапа:  ответы на вопросы учителя,

Этап первичного освоения учебного материала. Совершенствование навыков работы с информацией, умений слушать, думать, общаться, проверять  (7-8 мин).

Организует работу с текстом, выполнение заданий. Наблюдает за работой учащихся в группах  экспертов, контролирует выполнение работы.

Работа в новых группах – группы экспертов (4) – расходятся по распределению цветовой гаммы жетонов.

Каждая новая группа учащихся работает с текстом учебника различного содержания,  выделяет главное, сообща заполняет схему, выполняет задания; формулируют по форме вопросы, индивидуально фиксируют записи в своих  тетрадях (приложение 2).

Форма контроля по окончании этапа:  выполнение заданий на карточке, инд. записи в тетради.

Этап осознания и осмысления учебной информации (8-9 мин). Совершенствование навыков работы с информацией; развитие умений мыслить, высказывать свое мнение, отвечать на вопросы, обсуждать.

Наблюдает за работой учащихся в группах, контролирует выполнение работы; проверяет в ходе беседы по вопросам усвоение материала учащимися по изучаемой теме, предлагает учащимся сделать вывод, выполнив задание «Продолжи предложение».

Возвращение в «родные» группы:  специалисты по изученным отделам скелета человека  обмениваются в своих группах  полученной информацией, совместно выполняют задания (приложение 3) .

Время истекло. Отчет групп.

1.Сформулируйте определение «Скелет» (слайд 8)

2.Какие преимущества дает животным (человеку) наличие внутреннего скелета? 

Сравните % веса скелетов животных и человека, объясните, в чем в данном случае преимущество внутреннего скелета  (таблица. слайд 8) 

3.Существуют ли  отличия в скелетах взрослого человека и ребенка? Поясните ответ.(слайд 10)

4. Как вы считаете можно ли по скелету определить пол?

5. Имеются ли отличия в массе скелетов среди мальчиков и девочек ваших групп?

Сделайте вывод (слайд 12)

Продолжите предложения.

  1. Скелет – это часть _______________________ аппарата.
  2. Скелет человека образован    _________, ________  и  сухожилиями.
  3. Отделы скелета позвоночных  -  ________,     _______,   _______,   _________.
  4. Скелет человека выполняет функции:  …
  5. Преимущества внутреннего скелета в том, что …
  6. В ходе урока,  при решении проблемного  вопроса, установили …

Ребята, вернемся в начало урока и проверим (Слайд 4.) все ли мы выполнили цели урока?

Обмен результатами своей работы - составление общей схемы по теме, совместное решение заданий (анализируют, сравнивают, делают выводы)

Сравнивают, анализируют, высказывают свои предположения, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание «Закончи предложение» формулируют выводы по скелету человека, дают ответ на проблемный вопрос.

Форма контроля по окончании этапа: выполнение заданий на карточке, инд. ответы на вопросы.

Этап первичного закрепления учебного материала. Совершенствование умений обрабатывать информацию, анализировать, применять полученные знания, работать в группе, высказывать свою зрения (3 мин).

Предлагает  игру на закрепление знаний

Составить кластер на доске

Применяют знания по изученной теме при выполнении заданий игры

Форма контроля по окончании этапа: ответы на вопросы.

Этап рефлексии, размышления. Осознание нового знания  (5 мин).

Слайд 15.  (устно)

На уроке мне больше всего понравилась работа …

Мне удалось узнать …

Я испытывал трудности …

Оцените себя в оценочном листе. (1мин)

Оценочный лист группы ___ (приложение 4)

Ф. И.

Самооценка

Оценка группы

Активность на уроке

Итоговая оценка

Баллы за ответы с места

Баллы тест

1

2

3

4

5

5

7

Спасибо за работу на уроке.

Формулируют ответы на поставленные вопросы. Оценивают результаты своей работы на уроке, значимость изученной темы

Этап информации о домашнем задании  (1 мин).

Объясняет сущность домашнего задания

Домашнее задание на слайде 14  презентации к уроку.

  • Изучить текст учебника стр. 108-112
  • ТПО стр. 61, 65-67

Компьютерная презентация. Применение знаний о строении кости человеком в технике, архитектурных сооружениях (опережающее задание).

Придумать загадку о кости.

Урок окончен. Спасибо за работу на уроке.

Слушают учителя, записывают в дневник домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скелет человека. Осевой скелет.

Разработка  урока  по  теме  скелет  в  8  классе...

Обобщающий урок биологии 8 класс "Скелет человека"

Это урок своего рода папка-накопитель, т.е.в презентации есть ссылки на различные методы, используемые на уроке обобщения. Здесь и игровы моменты, и игральные карты, и пазлы, и карточки, и презентации...

Методическая разработка по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека"

В данной методической раработке рассмотрено 2 урока по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека" для учащихся 8 класса. По учебнику  М.Р.Сапина, Н. Сонина Биология  Человек 8 клас...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аппарат опоры и движения. Его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета

Урок биологии в 8классе по теме "Аппарат опоры и  движения, его функции. Скелет человека, его значение. Строение скелета"  В урок включены цифровые образовательные ресурсы практического, инф...

Урок биологии в 8 классе по теме: "Скелет человека. Осевой скелет"

Конспект урока биологии по теме: "Скелет человека. Осевой скелет" в 8 классе...

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Скелет человека. Осевой скелет" по программе Д.В. Колесова,Р.Д. Маша,И. Н. Беляева.

Данная презентация предназначена для проведения комбинированного урока по биологии в 8 классе по теме "Скелет человека. Осевой скелет". При проведении урока выделяется время для самостоятельной работы...