Викторина «Солнце, ветер и не только»
методическая разработка по биологии (9 класс)

Рябова Екатерина Васильевна

Методическая разработка викторины по биологии и химии для 9 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Викторина «Солнце, ветер и не только»

Цель: развивать знания обучающихся в процессе игры, вырабатывать у них познавательную активность, прививать интерес к предмету, формировать мотивацию к учению.

Ход игры.

 «Какой только области механических искусств не нужны знания химии и биологии!» -восклицал французский писатель, философ - просветитель - Дидро. Могут ли обойтись без нее земледелец, металлург, врач, фармацевт. Если бы человечеству пришлось избрать из числа всех наук только 4, следовало бы предпочесть всем другим наукам - химию, биологию, математику, механику.

Так говорили раньше мудрые люди. Тоже самое сейчас говорят о значении изучения этих наук. И вот сегодня сильнейшие собрались в команды, чтобы посоревноваться в этой области знаний.

  А сейчас мы разыграем право первого хода. Та команда, которая первая даст правильный ответ, начнет нашу игру. И так, загадка:

Она родилась в волшебной стране - химической лаборатории. Ее папа -оксид азота (IV) - был мужчина злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Ее мама была простой, спокойной женщиной, звали ее вода. Она появилась маленькая, бесцветная, но когда к ней прибавили раствор синего лакмуса, все сразу поняли, что родилась девочка. Назовите ее. (Азотная кислота).

Итак, нашу игру начинает команда …. группы…

1. «Знакомство»

А теперь послушайте условия игры: команды поочередно отвечают на задаваемые вопросы (по 4 каждой команде). На размышление дается по 20 секунд, после чего команда предлагает свою версию ответа. Если он верный, то команда получает 1 очко, если неверный, то заслушивают версии другой команды. А теперь мы перейдем к I гейму.

 1. Какой из металлов широко используют в электротехнике? (медь).

2. Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет? (идет окисление соединений железа).

3.Болотный газ (метан)

4.Взрывчатое вещество, способное облегчить спазмы сердечных сосудов (нитроглицерин)

5.Непредельный углеводород, применяемый при резке и сварке металлов (ацетилен)

6.какой спирт хорошо смягчает кожу рук (глицерин)

7. Элемент в переводе с греческого «несущий свет» (фосфор)

8. Какой химический элемент входит в состав любого органического вещества? (углерод)

2.  «Дальше, дальше, дальше…»

1. Элемент с металлическими свойствами, который входит состав поваренной соли (натрий);

2. Галоген, соединение которого оказывает успокаивающее действие на нервную систему (бром);

      3. Вещество, поддерживающее горение и дыхание (кислород);

4. Самый легкий газ (водород);

5. Какое молоко не пьют? (известковое);

   6. Почему крапива жжется?   ( из надломленных волосков выбрасывается муравьиная кислота);

7. Металл, который первым стал известен человеку (золото);

8. Какое топливо заправляют в самолеты? (керосин);

3.  «Заморочки из бочки»

Ведущий предлагает членам команд по очереди доставать фишки (или бочонки лото). Номер фишки соответствует номеру вопроса. Если команда не может ответить, то вопрос передаётся другой команде. Если ответа нет, то вопрос адресуется зрителям. За каждый правильный ответ - один балл. Если достанется бочонок с подковкой, то это «счастливый случай», команда получает три дополнительных очка.

  1. В одной из лекций В.В. Докучаев говорил студентам: «Сегодня я буду беседовать с вами…. Затрудняюсь назвать предмет нашей беседы – так он хорош! Я буду беседовать с вами о царе почв, о главном, основном богатстве России…. Нет таких цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь русского…».  О чём говорил В.В. Докучаев? (о чернозёме).
  2. Этот термин ввёл Г. Сельве в 1936 году. Он означает неспецифическую реакцию живого организма на любое сильное воздействие. Назовите его (стресс).
  3. Этот термин в переводе с латинского означает «терпение». Он характеризует выносливость вида по отношению к колебаниям, какого либо экологического фактора, причём диапазон между экологическим минимумом и экологическим максимумом составляет предел… (толерантности).
  4. Этот термин появился перед проведением стокгольмской конференции ООн по окружающей среде в июне 1972 г. В дополнении к понятию «контроль». Он означает комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Назовите этот термин (мониторинг).

4. «Объяснялки»

(Железо)

а) Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота.(2балла)

б) В "Одиссее" Гомера рассказывают, что победителям в спортивных соревнованиях вручали кусок этого металла и кусок золота. (1.5 балла)

в) Среди сокровищ египетских пирамид, где золота очень много, ученые нашли несколько украшений из этого металла. Они назвали его "вааепере" - "родившийся на небе". (1 балл)

г) По имени этого металла назван век.(0.5 балла)

(Поваренная соль)

а) Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. (2 балла)

б) Оно служило мерилом богатств. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах: начиная день - проглоти кристалл…(1.5 балла)

в) Оно в воде рождается и в воде умирает. "Из воды родится, а воды боится" (1 балл)

г) На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде на стол, где сидел князь и его приближенные. А гости попроще уходили "не солоно хлебавши".  (0.5 балла)

(Платина)

а) Зерна кристалла этого вещества хрупкие, их не удается расплющить даже молотком на наковальне. Растворить их не удается ни в кислотах, ни в щелочах. "Ни огнем, ни искусством" – алхимики. (2 балла)

б) Его привезли в Европу из Колумбии и дель Пинто.

Он был под запретом в Испании 43 года. Покупали его для подделок. (1.5 балла)

в) Он следовал за золотом как тень. Его примесь в золоте проявлялась в том, что мерк червонный блеск присущий высокопробному золоту: монеты приобретали сероватый тусклый оттенок. Такое золото называли гнилым или "испанским". Дукаты самого могущественного государства – Испании - упали в цене. Злые языки утверждали, что монеты померкли, как сама испанская корона. (1 балл)

г) В 1752г. в актах Стокгольмской академии наук появилось сообщение о белом золоте, или седьмом металле, "называемом серебром из Пинто".Предложили назвать этот элемент белое золото. (Aurum Album). Предложенное название не прижилось. Серебришко осталось серебришком. (0.5 балла)

  1. «Химико-биологический».

        

1

Что изучает антропология?

Человека

2

Утконос – это кто?

Млекопитающее

3

Какой бабочке подчиняются военно-морские силы?

 Адмирал

4

Какая птица самая маленькая?

Колибри

5

Морские лилии – это растения или животные?

Животные

6

Что выделяют растения при дыхании?

Углекислый газ

7

Кто изобрел первый микроскоп?

Роберт Гук

8

Самое большое животное на планете?

Кит

9

Какой хищник носит имя человека?

Лев

10

Как называется обувь лошади?

Подковы

11

Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?

Горошина

12

Какое парнокопытное бегает по автотрассам, перевозя грузы и людей?

Газель

13

Назовите цветочную позу йога?

Лотос

14

Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры?

Кипарис

15

Что общего и у мальчишки и у сосны?

Шишки

1

Химическая формула мела?

СаСО3

2

Про какое вещество Сент-Экзюпери сказал: «Ты сама – жизнь»

Вода

3

Назовите металл желтого цвета

Золото

4

Назовите формулу соли, с которой вы постоянно встречаетесь в быту

NaCl

5

Какой металл является жидкостью?

Ртуть

6

Атомы какого элемента входят в состав алмаза?

Углерод

7

Как называется оксид водорода?

Вода

8

Вещество, из которого сделана настойка для смазывания ран и ссадин?

Иод

9

Вода в твердом состоянии?

Лед

15

Автор периодического закона?

Менделеев

10

Самый легкий газ?

Водород

11

Какой газ обладает запахом тухлых яиц?

Сероводород

12

Главный парниковый газ?

Углекислый

13

Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов?

Фтора

14

Каким химическим элементом богата морская капуста?

Иод

15

Какой металл обладает бактерицидными свойствами?

Серебро

  1. Кроссворд о животных

1. Млекопитающие животное семейства куньих, из волос его меха изготавливают кисти для живописи, а жир используют как медикаментозное средство. (Барсук)

2. Подвижный хищник с гибким сильным телом, немного больше хорька. Окраска меха серовато-коричневая, на груди и голе выделяется большое желтое пятно. (Куница)

3. пушной зверек, дающий красивую, носкую и теплую шкуру. Окраска меха светло-палевая, лапки темного цвета и темная «маска» на морде вокруг глаз. Имеет пушистый хвост. Уничтожает грызунов. (Хорек)

4. Крупный представитель семейства оленей, питается травянистыми растениями, а зимой ветками древесной корой. (Лось)

5. Крупное млекопитающее отряда хищников, масса его тела может достигать свыше 480 кг. На зиму впадает в спячку. Любит мед и малину. (Медведь)

6. Парнокопытное млекопитающее животное. Кроме клыков имеет еще и «броню» на шее и на грудной клетке – это плотная жироподобная ткань, толщиной в несколько сантиметров. (Кабан)

                                                                              П

                                                        1                     Р

                                                2                             И

                                                        3                     Р

                                                                   4          О

                                                         5                    Д

                                                                   6          А

                 

Подведение итогов.

Итак, ребята. Подвеем итоги нашей викторины.

Список используемой литературы:

  1. 1. Брайон А.В. школьная биологическая олимпиада: Пособие для учителей.-Киев:Радяньска школа,2006.
  2. 2. Рохлов В.,ТеремовА.,ПетросоваР. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей.-М.: АСТ-ПРЕСС, 2008.
  3. 3. Рабинова Л.Я. Школьная биологическая олимпиада. М.: Просвещение, 2012.
  4. 4. Модестов С.Ю. сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. СПб.:Акцидент.
  5. 5. Зайковский И.И. Занимательная химия. Учпедгиз.М., 2011
  6. 6.Зуева М.В. Развитие учащихся в процессе обучения химии. М.,Просвещение,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для внеклассной работы старших школьников "В каждом человеке солнце, только дай ему светить"солнечная методика воспитания

Мастерская о ценности индивидуальности человека.Для педагогов и школьников.Творческий потенциал данной мастерской вдохновляет и удивляет. В каждой новой аудитории рождаются новые резонансы, прои...

«В каждом есть солнце, только дайте ему светить!»

В преддверии нового 2012- 2013 учебного года августовская конференция работников образования  прошла по теме «Задачи педагогических коллективов  по развитию  си...

«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!»

Конспект занятия элективного курса «Психология общения» с элементами арт - терапии...

Конспект урока развития речи.Изложение «Солнце и Ветер»

Конспект урока развития речи.Изложение «Солнце и Ветер» в 5 классе.Учебник Т.А.Ладыженской...

Конкурс-викторина "О танцах и не только"

Основная цель викторины - обеспечение объективной оценки результатов обучения, которая ориентирована на характеристику освоения содержания курса....

Викторина "Военные профессии и не только"

Внеклассное мероприятие для обучающихся 5-9 классов коррекционной школыВикторина «Военные профессии и не только»Перед входом в зал дети выбирают жетон с буквами ВВС, ВМФ, СВ. В зале на 3 с...