ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ «ТАЙНЫ ЛЕСНОГО ЦАРСТВА»
методическая разработка по биологии (6, 7 класс)

Копрова Ольга Сергеевна
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ «ТАЙНЫ ЛЕСНОГО ЦАРСТВА»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРА «ТАЙНЫ ЛЕСНОГО ЦАРСТВА» ИГРА С ГИПЕРССЫЛКАМИ

Слайд 2

ВРЕМЕНА ГОДА КОРОТКО О РАЗНОМ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЙ МИР 10 10 10 10 20 20 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 50 50

Слайд 3

ВРЕМЕНА ГОДА 10 ЛИСТЬЯ КАКИХ НАШИХ ДЕРЕВЬЕВ ОСЕНЬЮ КРАСНЕЮТ? (назовите не менее 2-х деревьев)

Слайд 4

ВРЕМЕНА ГОДА 20 ЕСЛИ ЗАЙЦЫ ПОЗДНО НАЧАЛИ БЕЛЕТЬ, КАКОЙ ЖДАТЬ ЗИМЫ – РАННЕЙ ИЛИ ПОЗДНЕЙ?

Слайд 5

ВРЕМЕНА ГОДА 30 РАЗГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ: ЗИМОЮ ГРЕЕТ, ВЕСНОЮ ТЛЕЕТ, ЛЕТОМ УМИРАЕТ, ОСЕНЬЮ ОЖИВАЕТ.

Слайд 6

ВРЕМЕНА ГОДА 40 С КАКОГО ДНЯ (ПО КАЛЕНДАРЮ) НАЧИНАЕТСЯ ЛЕТО И ЧЕМ ЭТОТ ДЕНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЕН?

Слайд 7

ВРЕМЕНА ГОДА 50 ВЕСНОЙ ВЕСЕЛИТ, ЛЕТОМ ПРОХЛАЖДАЕТ, ОСЕНЬЮ ПИТАЕТ, ЗИМОЙ СОГРЕВАЕТ.

Слайд 8

КОРОТКО О РАЗНОМ 10 КОГДА ТЕМПЕРАТУРА ВОРОБЬЯ НИЖЕ - ЗИМОЙ ИЛИ ЛЕТОМ?

Слайд 9

КОРОТКО О РАЗНОМ 20 НА СЛЕДУ КАКИХ ХИЩНЫХ ЗВЕРЕЙ НЕТ ОТПЕЧАТКОВ КОГТЕЙ И ПОЧЕМУ?

Слайд 10

КОРОТКО О РАЗНОМ 30 КАКАЯ НИТЬ В ПРИРОДЕ САМАЯ ТОНКАЯ?

Слайд 11

КОРОТКО О РАЗНОМ 40 КАКИХ ПАУКОВ НАЗЫВАЮТ «БРОДЯГАМИ»?

Слайд 12

КОРОТКО О РАЗНОМ 50 МЫ ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЕМ ВЫРАЖЕНИЕ: «…ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ». А ГДЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗИМУЮТ РАКИ?

Слайд 13

РАСТЕНИЯ 10 КАКОЕ ЯДОВИТОЕ РАСТЕНИЕ НОСИТ НАЗВАНИЕ ПТИЧЬЕГО ГЛАЗА?

Слайд 14

РАСТЕНИЯ 20 КАК ТОЛЬКО НЕ НАЗЫВАЮТ ЭТУ ЯГОДУ: ПЬЯНИКА, ВОДОПЬЯНКА, ГОНОБОБЕЛЬ, СИНИКА. ДУРНИХА, СИНИЙ ВИНОГРАД, ПЬЯНАЯ ЯГОДА. А КАК МЫ ЕЁ НАЗЫВАЕМ?

Слайд 15

РАСТЕНИЯ 30 ЭТО КРАСИВО ЦВЕТУЩЕЕ РАСТЕНИЕ ИЗ СЕМЕЙСТВА ОРХИДНЫЕ ИЗРЕДКА МОЖНО ВСТРЕТИТЬ В НАШИХ ЛЕСАХ.

Слайд 16

РАСТЕНИЯ 40 ДРЕВЕСИНА КАКОГО НАШЕГО ДЕРЕВА НЕ РАЗРУШАЕТСЯ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ВОДЫ И ВОЗДУХА И МОЖЕТ ХРАНИТЬСЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ?

Слайд 17

РАСТЕНИЯ 50 «КОРЕНЬ ЖИЗНИ» - ТАК НАЗЫВАЮТ ЭТО ТАЁЖНОЕ РАСТЕНИЕ ОТ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ВЕРЫ В ТО, ЧТО ОНО ДАРУЕТ ЖИЗНЬ ДАЖЕ УМИРАЮЩЕМУ.

Слайд 18

ЖИВОТНЫЕ 10 КАКОЙ СТРАШНЫЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ ПАДОК ДО МАЛИНЫ?

Слайд 19

ЖИВОТНЫЕ 20 КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ИЗ СЕМЕЙСТВА КОШАЧЬИХ ИМЕЕТ «КИСТОЧКИ» НА УШАХ?

Слайд 20

ЖИВОТНЫЕ 30 ХАРАКТЕРНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ЭТОЙ ПТИЦЫ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ОНА ВЫВОДИТ СВОИХ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ, В ЛЮТЫЕ МОРОЗЫ.

Слайд 21

ЖИВОТНЫЕ 40 ЭТА МИНИАТЮРНАЯ УТОЧКА ИМЕЕТ УДИВИТЕЛЬНО НАРЯДНОЕ ОПЕРЕНИЕ.

Слайд 22

ЖИВОТНЫЕ 50 КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО НАЗЫВАЮТ «КУЗНИЦЕЙ ДЯТЛА»?



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа c кадетскими классами №22 г. Комсомольска-на-Амуре

Внеклассное мероприятие

Игра «Тайны лесного царства»

7-8 классы

Номинация: Разработка внеклассного мероприятия

Автор: Копрова Ольга Сергеевна, учитель химии

2016г

Комсомольск-на-Амуре


ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ИГРА «ТАЙНЫ ЛЕСНОГО ЦАРСТВА»

(«Животный и растительный мир Хабаровского края»)

БУРУНДУК.jpg

Цели:

  1. Расширение кругозора учащихся;
  2. Развитие воображения, находчивости, логического мышления;
  3. Развитие познавательного интереса к предмету;
  4. Воспитание чувства коллективизма, ответственности.

Оборудование: ручки, карандаши, чистые листы бумаги, карточки с изображением следов животных, бочонки от лото в мешочке, ноутбук, проектор, экран, презентация  Power Point с конкурсом «Своя игра», таблица для учёта результатов команд.

На доске записывается план проведения игры:

  1. Конкурс загадок.
  2. Конкурс «Определи, чьи следы?»
  3. Конкурс  «О каком растении идёт речь?»
  4. Конкурс «Пантомима».
  5. Конкурс «Своя игра».

Ведущим игры является учитель.

Играют две команды. Они заранее придумывают себе название и выбирают капитана.

ХОД ИГРЫ

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на нашей сегодняшней игре под названием «Тайны лесного царства»! Эта игра будет посвящена животному и растительному миру Хабаровского края. Я уверена, что сегодня вы получите не только массу положительных эмоций, но и узнаете много нового и интересного о наших лесных обитателях.

А теперь поприветствуем наши команды: Команда «………….» и ее капитан ……………….. и Команда «………..» и ее капитан ……………………. .

Ни пуха, ни пера!

А теперь приступим к нашей игре.

КОНКУРС ЗАГАДОК

Ведущий: Наш первый конкурс – конкурс загадок. И естественно, что загадки посвящены животным и растениям. Я буду зачитывать вам загадки, а вы должны отгадать о ком идёт речь. Правильный ответ засчитывается той команде, участники которой первыми подняли руку. Если ответ прозвучал, а руки поднято не было, то баллы  присуждаются соперникам. За каждую правильно отгаданную загадку вы получаете 10 баллов.

  1. Что за зверь лесной

          Встал, как  столбик, под сосной?

          И стоит среди травы –

          Уши больше головы?

         (заяц)

  1. В серой шубке перьевой

         И в морозы он герой.

         Скачет, на лету резвится,

         Не орёл, а всё же птица.

         (воробей)

  1. Хозяин лесной

         Просыпается весной,

         А зимой, под вьюжный вой,

         Спит в избушке снеговой.

           (медведь)

  1. У меня ходули –

         Не страшно болото.

         Лягушат найду ли –

         Вот моя забота.

                  (цапля)

  1. Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

          В дупле на старом дубе

           Орешки я грызу.

(белка)

  1. Плотник с острым долотом

           Строит дом с одним окном.

(дятел)

  1. В траве мелькнёт,

           Хвостом вильнёт.

           Хвост оторвёт-

           Другой наживёт.

(ящерица)

  1. Трав копытами касаясь,

           Ходит по лугу красавец,

           Ходит смело и легко,

           Рога раскинув высоко.

(лось)

  1. В шапке красной –

           Враг опасный.

          Полюбуйся, погляди,

           Да сторонкой обойди!(мухомор)

  1. О каком растении сказано?

             Мне зелёный кипяток ноги голые обжог

             У заборов он бывает, никогда не остывает.

(крапива)

  1. На припёке у пеньков много тонких стебельков,

              Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк

             Раздвигаем стебельки –

             Собираем огоньки.

(земляника)

  1. На зелёной ножке

             Белые горошки.

(ландыш)

Подводятся промежуточные итоги.

КОНКУРС «ОПРЕДЕЛИ, ЧЬИ СЛЕДЫ?»

Ведущий: За животными можно наблюдать в любое время года. Но для начала нужно научиться определять их следы. Важно отметить, что следом называются не только отпечатки лап, но и оставленные животным знаки: перья или клочки шерсти, остатки пищи, помёт, погрызы на коре дерева и т. д.

Участникам предлагаются картинки с изображением следов животных (приложение 1).

Задание: определить, чьи это следы.

За каждый правильно угаданный след, команда получает 10 баллов.

Ответы:

1 – след воробья.

2 – след белки.

3 – след лося.

4 – след собаки, волка.

5 – след медведя.

6 – след лебедя.

7 – след кабана.

8 – след глухаря.

Подводятся промежуточные итоги.

КОНКУРС «О КАКОМ РАСТЕНИИ ИДЁТ РЕЧЬ?»

Ведущий: Богат и разнообразен растительный мир нашего края. Каждое растение уникально и неповторимо. Каждое несёт в себе пользу для человека, для природы. А насколько хорошо вы знакомы с нашими «зелёными друзьями»?

Суть этого конкурса заключается в том, что я буду зачитывать вам описание растения, а вы должны догадаться, что это за растение.

В  мешочке находятся бочонки с номерами, команды по очереди их вытягивают. Ведущий зачитывает описание. За правильный ответ команда получает 10 баллов.

  1. В лесу стоят высокие прямые деревья, словно доблестные воины охраняют покой и тишину. Кругом сумрачно. Под деревьями стелется мягкий мох. А когда посмотришь на свисающие лишайники, так и, кажется, что где-то недалеко стоит избушка Бабы-Яги. Старые деревья падают, выворачивая корни. Их ветви похожи на руки лесных чудищ в сказочном царстве Берендея. Это одни из самых «музыкальных» деревьев, потому что из их древесины делают скрипки.  Что это за деревья?   (Ели.)
  2. Множество легенд сложено об этом растении. Считается, что в ночь накануне дня Ивана Купалы цветет оно огненным цветком. Кому удастся сорвать этот цветок - тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев, трав и животных. Но цветок найти трудно, его охраняет нечистая сила. Куст его напоминает раскрытый зонт с ручкой. Листья растения крупные, перистые, стебель укороченный. Что это за растение?  (Папоротник.)

  1. Кто умеет за себя хорошо постоять, у того и врагов мало. Это интересное растение научилось защищаться, а человек благодаря этому растению придумал шприц, потому что жгучие волоски похожи на крохотные бутылочки. Волоски очень хрупкие. Чуть задел - верхушки обламываются, и острые края вонзаются в кожу как шприцы. А в «шприцах» - жгучее вещество. От их уколов долго «горит» и чешется кожа. (Крапива.)

  1. Есть в лесу травянистое растение, которое способно царапать сталь. В стебле этого растения накапливается много кремния. Один из его видов называют «зимующим». Стебли его особенные, не такие, как у летних растений. Они сохраняются живыми круглый год. На конце стебелька находится спороносная коробочка. Какие только ему названия не придумают: кто елочкой, кто земляной шишкой называет, иногда пеструшкой. Имен-то много, но, к сожалению, мало кто обращает на них внимание, а зря. Это самые древние растения.  Их предки были гигантами в каменноугольный период Земли. (Хвощ.)

       

  1. Попав в корм скоту, это растение повышает чувствительность некоторых домашних животных к солнечному свету; заболевание сопровождается сильной лихорадкой, корм и воду животные принимают с трудом. Токсичные свойства этого растения сохраняются и в сене.   Вот,   оказывается,   почему народ дал такое название растению, ничем особенно не выделяющемуся среди своих собратьев... И тем не менее это многолетнее травянистое растение имеет богатую и древнюю славу. С незапамятных времен оно слывет «травой от девяноста девяти, болезней». Правда, наши виды — ещё не приобрели такой популярности,  какой пользуются, другие виды, но и они являются ценными лекарственными растениями. (Зверобой)

  1. Вьющаяся деревянистая лиана до 10—15 метров длины и 1—3 сантиметров толщины, покрытая коричневой шелушащейся корой. Все части растения при растирании издают характерный лимонный запах. Самое ценное в этом растении — его плоды. Продолговато-округлой формы, чуть больше полусантиметра в диаметре, покрытые кожистой оболочкой, они имеют очень сложный химический  состав. Не зря ягоды этого растения в народе называют «плодом пяти вкусов». И впрямь, если раскусить свежую ягоду  вместе с семенем, то почувствуешь целый букет вкусов. Они и сладковаты, и кислы, чуточку отдают соленым, заметно горчат и изрядно вяжут во рту. В общем, в свежем виде плоды малосъедобные. Если кто и ест их, то не из-за вкуса, а больше из сознания того, что они полезны. (Лимонник)

Подведение промежуточных результатов.

КОНКУРС «ПАНТОМИМА»

 Ведущий: А этот конкурс рассчитан на ваше воображение. Каждая команда должна жестами изобразить какое – либо лесное животное, при этом, не называя его. А соперники должны догадаться, что это за животное.

Оценивается достоверность и оригинальность изображения.

КОНКУРС «СВОЯ ИГРА»

Ведущий: Итак, наш последний конкурс называется «Своя игра». Это непростой, но очень интересный и увлекательный конкурс.

Для проведения этого конкурса необходимы: ноутбук, проектор, экран, презентация с конкурсом.

Правила игры:

  • Капитан выбирает тему и любое количество баллов в этой графе. Например, растения 10. Чем выше балл, тем сложнее вопрос. 50 баллов — наиболее трудные вопросы.
  • В обсуждении (30 с) принимает участие вся команда, но отвечает лишь один ученик. Условие: на каждый последующий выбранный вопрос отвечает другой участник команды, т. е. в течение игры должен ответить каждый участник команды.
  • Если дан правильный ответ, команда получает соответствующий балл (фиксируется в таблицах результатов команд), если нет, то право ответа передается другой команде (по её желанию).

Вопросы зачитываются с презентации.

Ответы:

Времена года

10 – Осина, рябина, клён.

20 –  Поздней.

30 – Снег.

40 – С 21 июня, самый долгий день в году.

50 – Лес.

Коротко о разном

10 – Одинаковая и зимой и летом.

20 – Кошачьи, втягивают ногти при ходьбе.

30 – Паутина.

40 – Которые не плетут паутину.

50 – В норках по берегам рек и озёр.

Растения

10 – Вороний глаз.

20 – Голубика.

30 – Венерин башмачок.

40 – Лиственница.

50 – Женьшень

Животные

10 – Медведь.

20 – Рысь.

30 – Клёст.

40 – Мандаринка.

50 - «Кузница дятла» - дерево или пень, в щель которого дятел засовывает шишки, чтобы обрабатывать их клювом. На земле под такой «кузницей» часто накапливается целая горка развороченных дятлом шишек.

ЗАВЕРШЕНИЕ

Подсчёт очков.

Ведущий: Ребята, наша игра подошла к концу. Я надеюсь, что вам всё понравилось. А теперь давайте подведём итоги. Команда, набравшая большее количество очков – победитель. Итак, в игре «Тайны лесного царства»  победила Команда «…………»! Мои поздравления!

Но, ребята, как известно, главное в игре – не победа, а участие. Я поздравляю команду – победительницу, а Команду «……………» благодарю за участие.

Спасибо всем за внимание! До свидания! До новых встреч!

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ:

  1. Данюкова Н. А., Ткаченко И. В. Активные формы и методы обучения в биологии: Пособие. Комсомольск -на- Амуре: Издательство К-н-А гос. пед. ун-та, 2001. – 87 с.
  2. Кугач А. Н. Познавательные игры и конкурсы для школьников. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.: ил.
  3. Усенко Н. В. Дары уссурийской тайги. Хабаровск, Кн. изд., 1975.- 392 с.
  4. Шумова Л. П. Основные отделы растений. Урок – викторина «Счастливый случай» // Биология. – М.: Первое сентября, 2003. -  № 38. – С.8
  5. Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 320 с.: ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВОРОБЕЙ-СЛЕД.jpgБЕЛКА-СЛЕД.jpgЛОСЬ- СЛЕД.jpg СОБАКА-СЛЕД.jpgМИШКА-СЛЕД.jpgЛЕБЕДЬ- СЛЕД.jpgКАБАН-СЛЕД.jpgГЛУХАРЬ-СЛЕД.jpg 

ПОПРОБУЙТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ, СЛЕДЫ КАКИХ ЖИВОТНЫХ ИЗОБРАЖЕНЫ НА ЭТОМ РИСУНКЕ?



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа с кадетскими классами №22 г. Комсомольска-на-Амуре

Внеклассное мероприятие (презентация)

Игра «Тайны лесного царства»

7-8 классы

Номинация: Презентация уроков, занятий, мероприятий

Автор: Копрова Ольга Сергеевна, учитель химии

2016г

Комсомольск-на-Амуре


Цели игры

  1. Расширение кругозора учащихся;
  2. Развитие воображения, находчивости, логического мышления;
  3. Развитие познавательного интереса к предмету;
  4. Воспитание чувства коллективизма, ответственности.

Для проведения этого конкурса необходимы: ноутбук, проектор, экран, презентация с конкурсом.

Правила игры:

  • Капитан выбирает тему и любое количество баллов в этой графе. Например, растения 10. Чем выше балл, тем сложнее вопрос. 50 баллов — наиболее трудные вопросы.
  • В обсуждении (30 с) принимает участие вся команда, но отвечает лишь один ученик. Условие: на каждый последующий выбранный вопрос отвечает другой участник команды, т. е. в течение игры должен ответить каждый участник команды.
  • Если дан правильный ответ, команда получает соответствующий балл (фиксируется в таблицах результатов команд), если нет, то право ответа передается другой команде (по её желанию).

Вопросы зачитываются с презентации.

Ответы:

Времена года

10 – Осина, рябина, клён.

20 –  Поздней.

30 – Снег.

40 – С 21 июня, самый долгий день в году.

50 – Лес.

Коротко о разном

10 – Одинаковая и зимой и летом.

20 – Кошачьи, втягивают ногти при ходьбе.

30 – Паутина.

40 – Которые не плетут паутину.

50 – В норках по берегам рек и озёр.

Растения

10 – Вороний глаз.

20 – Голубика.

30 – Венерин башмачок.

40 – Лиственница.

50 – Женьшень

Животные

10 – Медведь.

20 – Рысь.

30 – Клёст.

40 – Мандаринка.

50 - «Кузница дятла» - дерево или пень, в щель которого дятел засовывает шишки, чтобы обрабатывать их клювом. На земле под такой «кузницей» часто накапливается целая горка развороченных дятлом шишек

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ:

  1. Данюкова Н. А., Ткаченко И. В. Активные формы и методы обучения в биологии: Пособие. Комсомольск -на- Амуре: Издательство К-н-А гос. пед. ун-та, 2001. – 87 с.
  2. Кугач А. Н. Познавательные игры и конкурсы для школьников. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.: ил.
  3. Усенко Н. В. Дары уссурийской тайги. Хабаровск, Кн. изд., 1975.- 392 с.
  4. Шумова Л. П. Основные отделы растений. Урок – викторина «Счастливый случай» // Биология. – М.: Первое сентября, 2003. -  № 38. – С.8
  5. Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 320 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "В тридевятом царстве, в школьном государстве".

Внеклассное мероприятие по математике, русскому языку, предметов начальной школы....

Внеклассное мероприятие по химии «Тайны черного ящика»

Цель: дать представление учащимся о многообразии товаров бытовой химии, составом и историей создания некоторых предметов и веществ; воспитывать положительное отношение к предмету; развивать умен...

Внеклассное мероприятие по экологии "На лесных тропинках"

Для учащихся 5-7 классов. Учащиеся разделены на команды, которые путешествуют по станциям, выполняя определенные задания:викторина, блиц-опрос, угадай-ка, "Весёлый художник" и др....

Внеклассное мероприятие по химии « В некотором царстве, в некотором государстве….»

Внеклассное мероприятие по химии "В некотором царстве, в некотором государстве" поможет привлечь интерес к науке химия....

Игра "Тайны лесного царства" 7 класс

Игра состоит из нескольких конкурсов разной тематики о природе Дальнего востока....

Внеклассное мероприятие по биологии "Путешествие в царство Растения" 6класс

Внеклассное мероприятие   по биологии  для учащихся  6класса, можно провести  в  виде игры- путешествия   в рамках внеурочной  деятельности. Мероприятие  развив...