Внеклассное мероприятие по химии «Тайны черного ящика»
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Ильина Любовь Васильевна

 

Цель: дать представление учащимся о многообразии товаров бытовой химии, составом и историей создания некоторых предметов и веществ; воспитывать положительное отношение к предмету; развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели: дать представление учащимся о многообразии товаров бытовой химии, составом и историей создания некоторых предметов и веществ; воспитывать положительное отношение к предмету; развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности учащихся.

1. Историческая справка (на фоне кадров диафильма по истории химии). Использование химических веществ в быту - не изобретение нашего времени. Есть немало сведений о том, что люди издавна применяли химические средства для определённых целей. Так, в древних рукописях можно найти упоминание о маслах и составах для полирования дерева и камня. А в гробнице египетского фараона Тутанхамона археологи обнаружили благовония, которые хранили аромат 30 веков. Мумии египетских фараонов вряд ли сохранились бы до наших дней, если бы они не были так хорошо забальзамированы. Уже начиная с I века до н.эры широкое распространение получило мыло, а позднее люди научились выделывать кожи, перерабатывать пчелиный воск, занимались солеварением. Любопытно, что один из первых патентов на изобретение имел прямое отношение к бытовой химии. Это английский патент № 4 от 1617 года, в котором предлагается новый способ защиты доспехов от ржавчины с помощью специального масла.

Необыкновенно бурное развитие химической промышленности в последние десятилетия и вместе с тем рост потребностей и запросов современного человека привели к резкому увеличению выпуска продукции бытовой химии. В настоящее время в мире производится ежегодно более 115 млн.тонн товаров бытовой химии и эта цифра постоянно растёт.

2. Учитель предлагает ребятам отгадывать, о каком предмете идёт речь в рассказе,. В завершении хочется сказать - химия всегда помогала и будет помогать людям. Важно уметь использовать её на благо, и тогда она действительно будет областью чудес.

1-ый ученик

1)Этот предмет есть на любой кухне, он изготовлен из сплава железа и углерода- стали. Ношение его запрещено законом, так как предмет считается “холодным” оружием. (нож).

Изделия из железа сейчас используются очень широко, а ведь было время, когда железо оценивалось выше, чем золото. Как свидетельствует древнегреческий поэт Гомер в “Одиссее” победителя игр, устроенных Ахиллесом, награждали куском железа. В чистом виде сейчас железо практически не используется, так как оно считается слишком мягким. Прочность ему придаёт углерод, который и превращает его в твёрдую сталь и чугун. Сталь варят в специальных печах, например, мартеновских, более современные – электропечи.

2) Этот предмет также незаменим на кухне, как и нож, но он изготовлен из лёгкого серебристо-белого металла, который называют металлом авиации, так из него изготовляли обшивки самолётов. Древние люди правда прекрасно обходились без него, поскольку ели всё прямо руками. Что это? (ложка) А о каком металле идет речь? (алюминий)

Алюминий - самый распространённый металл на Земле, а по объёму производства занимает 2 место после стали. На воздухе он, соединяясь с кислородом, покрывается оксидной плёнкой, предохраняющей металл от разрушения. Кислоты практически не действуют на неё, а вот щелочи- очень сильно, поэтому не рекомендуется варить в алюминиевой кастрюле борщи, варенья и компоты, иначе с пищей в конце концов начнут проглатываться микрочастицы алюминия.

3) Продолжаем рассказ о кухне и пище : патент на изобретение этого предмета получил в 1810 парижский повар Аппер. Он первым изобрёл такой способ сохранения пищевых продуктов, благодаря которому мы сейчас можем спокойно отправиться в длительный поход, не опасаясь, что взятые с собой запасы мясной, рыбной или молочной пищи испортятся. Что это? (консервная банка)

Консервная банка покрыта сверху жестью, имеющей в своём составе олово. Дело в том, что олово и его оксид SnO2 устойчивы к действию пищевых кислот, солей и других компонентов. Олово как металл был известен человечеству с древних времён, а в сплаве с медью - бронза использовался как основной материал для производства орудий труда уже с конца 4 до начала 1 тысячелетия до нашей эры. Сейчас этот исторический период даже принято называть “бронзовый век”.

2-ой ученик

1) На смену бронзовому пришел железный век, а сейчас век пластмасс и других полимеров. Полимеры - это вещества, длинные предлинные молекулы которых состоят из повторяющихся небольших “кусочков” маленьких молекул. Химики выстраивают короткие молекулы в длинную цепь и весь процесс носит название полимеризация. Полимеры обладают такими свойствами, которыми не обладает ни одно природное вещество, например, легкость и прочность как у металлов и даже выше, но не пропускают электрический ток. То, что не изобрела природа, изобрели “волшебники”-химики. А вот про следующий предмет такая история. Семья Лыковых по религиозным мотивам удалилась от человеческого общества в глухую тайгу и прожила там, не видя людей с 1936 года до начала 80х. И вот встреча с людьми. Много поразительных достижений вошло в человеческий обиход за эти десятилетия, но что больше всего поразило тогда главу семейства Карла Осиповича - ни электричество, ни телевизор, ни самолёты. Увидев это, он воскликнул: “Господи, что измыслили,- стекло, а мнётся!” Что это за предмет? (полиэтиленовый мешочек).

2) Изготовлять этот аморфный материал научились давно, еще в 3500г до н.э. Египет в течение многих лет был поставщиком соды, необходимой для получения этого материала. Но основной составной частью его является кремнезём или песок. Получают его в процессе варки с последующим охлаждением. Оно бывает посудное, полированное, хрустальное, оптическое…

Что это? (стекло)

Оно применяется очень широко для изготовления окон. Окна начали стеклить в конце 14 столетия. Тогда ещё не умели делать плоское листовое стекло, и окно состояло из небольших стеклянных пластинок, которые соединяли с помощью свинцовых переплётов и всё вместе вставляли в деревянную раму. Окно стоило тогда очень дорого и было предметом роскоши, поэтому, если владелец его переезжал на другое место жительства, то забирал его с собой. Окно можно было подарить и даже записать в завещании.

3) Из стекла, а в последнее время из пластмассы делают предмет, который лежит у меня в чёрном ящике. Внутри футляра из стекла единственный металл из известных нам, который в обычном состоянии находится в жидком виде, а сам предмет мы обычно достаём, когда заболеваем . Что это?(градусник) 

При нагревании ртуть расширяется, ртутный столбик поднимается вверх, и это её свойство и используется при измерении температуры. Но не забывайте, что обращаться с градусником нужно очень осторожно, так как если ртуть прольётся, то можно получить серьёзное отравление при вдыхании паров ртути. Если вы разбили градусник,  откройте ближайшее окно (форточку).Быстро соберите ртуть градусника. Ни в коем случае не голыми руками. Легче всего это сделать обыкновенной спринцовкой (резиновой грушей). Капельки ртути можно собрать также бумажными салфетками или ватными тампонами, смоченными в растительном масле. Шарики ртути прилипают к пропитанному маслом материалу и не скатываются. Собранную ртуть и остатки термометра поместить в ёмкость с холодной водой и плотно закрыть крышкой.
Место разлива ртути обработать концентрированным раствором марганцовки или хлорки. Если ничего такого в доме не нашлось, можно приготовить горячий мыльно-содовый раствор.

3-ий ученик

1)Предметы, которые здесь спрятаны, раньше делали из не менее ядовитого вещества- белого фосфора. У знаменитого английского писателя Конан Дойля – автора похождений Шерлока Холмса и доктора Ватсона есть жуткая детективная история о собаке Баскервиллей. “Да! Это была собака огромная, чёрная, как смоль… Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Я дотронулся до этой светящийся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор - сказал я” Но великий писатель сделал химическую ошибку. В 1847 году было установлено, что кроме того, что белый фосфор светится, он ещё и ядовит и собака, как многие животные, не смогла бы долго прожить на болоте, как это описано у Конан Дойля, а сама бы стала жертвой отравления парами белого фосфора.

 При нагревании без доступа воздуха белый фосфор превращается в другую модификацию - красный фосфор. Он менее летуч и не ядовит. И в 1867 году эти предметы, что сейчас в чёрном ящике, стали покрывать красным фосфором. Впервые их стали выпускать в Швеции, за что они и были названы шведскими. Что это?(спички).

В головку современных спичек входят окислители, дающий кислород, необходимый для горения, горючие вещества (сера, сульфид фосфора), а на боковые стенки коробки наносится фосфорная масса из красного фосфора, мыла, клея и других веществ. При трении красный фосфор превращается в белый с выделением большого количества теплоты. А вообще химический элемент фосфор академик Ферсман называл элементом “жизни и мысли”, так как в нашем организме он в составе скелета, мышц, спинного и головного мозга. А ещё - в зубной эмали вместе с другим химическим элементом- кальцием.

2)  А теперь ответьте, какие болезни грозят вашим зубам, если вы любите сладкое, кислое и плохо их чистите? (ответы учащихся) А какой предмет поэтому должен быть в каждом доме? (зубная паста) 

Знаете ли вы, почему разрушаются зубы? Одна из причин - остатки пищи содержат микроорганизмы и вырабатываемые ими кислоты разрушительно действуют на зубную эмаль, действуя на соли кальция, как в этом простом опыте. (опыт влияния соляной кислоты на кусочек мела или мрамора, а также можно заранее приготовить опыт по декальцинированию кости и показать на занятии). Поэтому основной компонент зубной пасты - химически осаждённый мел или фосфат кальция. А для улучшения зубной эмали во многие пасты добавляют активный фтор.

  1. У меня в ящике то, что сохранениет белизну зубов. Это впервые стали использовать индейцы. Правда они  брали каучук,  добываемый из сока тропического дерева гевеи. Говорят, что для продажи впервые она была приготовлена в 1869 году американским изобретателем Томасом Адамсом. Основа её - синтетический полимер, пластификаторы и ароматизаторы. Что это? (жевательная резинка) Но хочу предупредить любителей долгого продукта – его надо жевать только после еды в течение 15 минут и не больше, иначе желудочный сок, выделяемый во время жевания и не получающий пищу начинает перерабатывать стенки собственного желудка!

4-ый ученик

1) Она была завезена в Россию в 14 веке. В 105 году до нашей эры министр китайского императора организовал первое её производство из растений с добавками тряпья. А в Средневековой Европе вместо неё использовали папирус, который делали из стеблей растения с таким же названием. В России использовали пергамент : выделанную кожу животных. Основным сырьем для ее производства служит – целлюлоза - часть растений и чтобы её освободить, древесину варят. Что это? (бумага)

2) следующий предмет в нашем ящике нужен каждому ученику. Его стали применять уже с 6 века, только это была сначала просто свинцовая палочка и только в 1795 году стали делать этот предмет из смеси графита и глины. Чем больше глины, тем он твёрже, больше графита – он мягче. Что это? (карандаш)Сейчас производят более 300 видов карандашей.

3) А вот за эти предметы, известные ещё со времён экспедиции Христофора Колумба, часто ругают подростков. В России в царствование царя Михаила Фёдоровича за эту привычку пойманных в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, второй - отрезанием носа или ушей. В середине 30х годов этому веществу присвоено название “никотиана” в честь Жака Нико, который первый в Европе стал его выращивать. Я думаю что вы догадались, что в черном ящике? ( сигареты) В сигаретах очень много вредных веществ.: кислоты, смолы, никотин

 Опыт Развернуть фильтры целой и выкуренной сигарет, показать и сравнить. Бросить каждый фильтр в пробирки с 20 мл. раствором NaHCO3, подкрашенным фенолфталеином, пронаблюдать исчезновение красной и появление бурой окраски раствора в пробирке, куда был опущен выкуренный фильтр.

4) В “чудесном” ящике продукт, часто используемый в нашей пище. 148 лет назад его получил французский химик Меж-Мурье. Наполеон - император Франции пообещал крупный приз тому, кто сумеет найти дешевый заменитель сливочного масла в рационе солдат. Ученый предоставил несколько килограммов этого продукта. Что это? (маргарин) маргарин использовать в пищу гораздо полезнее, чем масло, так как в нём больше витаминов, белков и других полезных веществ. В масле есть такое вещество, как холестерин . Если в крови его накапливается слишком много, то он оседает на стенках кровеносных сосудов и это приводит к такому заболеванию, как атеросклероз. А если вы посадили жирное пятно на одежду? И тут на помощь приходит знание химии. Жиры не растворимы в воде, но растворимы в таких органических растворителях, как бензин, скипидар, эфиры. Протрите свежее пятно бензином, а потом застирайте. (для доказательства опыт растворения кусочка маргарина в бензине).

  1. Оказывается, жир можно использовать, чтобы варить вещество, рассказ о котором пойдет дальше .Оно было известно уже в 6 веке до нашей эры, когда финикийцы и галлы научились варить его из козьего жира и древесной золы. Что это? (мыло) Готовое мыло имеет щелочную среду и реагирует с жиром волос и кожи. А на Руси для мытья волос применяли раствор древесной золы. Широкая торговля мылом началась в 9 веке, когда его привозили из Франции. Недостаток мыла в том, что оно плохо мылится в жёсткой воде, а значит им плохо стирать. Жёсткая вода наших источников даёт неприятный известковый налёт чайников (надо либо кипятить, либо добавлять питьевую соду). Этот недостаток мыла учтен в других веществах для борьбы с грязью - стиральных порошках. У большинства из них кислая среда. (опыт по проверке среды растворов мыла и порошков индикаторной бумажкой). Но минус порошков в том, что они раздражают руки, слизистую оболочку глаз, а главное, попадая в водоёмы, убивают всё живое.
  2. И раз мы заговорили о чистоте воды, нужно напомнить и о чистоте воздуха. Предмет, который в чёрном ящике, является носителем вредных веществ, разрушающих озоновый слой Земли - фреонов. Фреоны или хладоны - фторсодержащие углеводороды, применяемые в качестве хладагентов, они не токсичны и не образуют взрывоопасных смесей с воздухом, не реагируют с большинством металлов, поэтому широко используются также в баллончиках с разбрызгивающем устройством, а такие баллончики повсеместно распространены, например в парфюмерии. Что в черном ящике?(дезодорант- аэрозоль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по профилактике курения «Черная метка»

Внеклассное мероприятие по профилактике табакокурения...

Интеллектуальная игра по физике "Тайна "черных ящиков" для учащихся 10-11 классов

Это внеклассное мероприятие по физике  разработано для учащихся 10-11 классов. Данная разработка может быть использована  для проведения вечера при завершении недели "Естествознания"...

Презентация к интеллектуальной игре "Тайна черных ящиков"

Данная презентация подготовлена для проведения интеллектуальной игры для учащихся 10-11 класса "Тайна черных ящиков"...

"Тайна черных ящиков»

внеклассное мероприятие...

Внеклассное мероприятие "Тайны черных ящиков"

Мероприятие предназначено для развития интереса к физике....

Мероприятие по физике : «Тайны черных ящиков»

Многие чудеса стали возможны благодаря физике.    Идея использования  “чёрных ящиков” такова: залу задаётся вопросы, на которые наводят к отгадке того , что скрыто в черном ящике. Услыш...

Физический вечер "Тайны черного ящика"

Цели: Развитие познавательной деятельности, расширение кругозора; Развитие умения работать в группе; Развитие внимания, мышления учащихся; Развитие интереса к предмету....