Урок " Основы селекции"
методическая разработка по биологии (9 класс)

Зайцева Наталья Станиславовна

         

Урок

        Урок предусматривает сформировать понятие селекции как науки и

и практически научить применять гибридологический метод  селекции

                                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_osnovy_selektsii.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по теме: "Основы селекции"

План-конспект урока

Цель урока:

содержательная -сформировать понятие селекции как науки.

деятельностная- практически научить применять гибридологический метод  селекции

                                                                 Этапы урока        

1.Организационный этап. На первом этапе урока учитель мотивирует обучающихся к учебной деятельности и создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебный процесс.

Действия учителя:

 Ребята, рассаживаемся по группам, согласно списку. Произведите осмотр рабочего места, все ли готово к уроку.

Раздает листы индивидуальных достижений:

Задание

Содержание

Самооценка

Что узнали

Чему научились

Отметка

 

 

 

 

 

 

Лист заполняется обучающимися по ходу урока.

2.Актуализация знаний.

Действия учителя:

Окружающий мир богат и разнообразен растительными и животными организмами, которые сочетают в себе разные признаки. ( демонстрация многообразия растений и животных слайд 2,3).  

Давайте с вами вспомним:

-Что является предметом исследования генетики?

Предполагаемый ответ :закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.

-Каково значение работ Г.Менделя?

Предполагаемый ответ: сформулировал законы, объясняющие механизм наследования признаков живыми организмами.

 -Что такое изменчивость?

Предполагаемый ответ: изменчивость это способность организмов приобретать новые признаки.

 - Какие различают формы изменчивости ?

Предполагаемый ответ: генотипическую ( наследственную) и фенотипическую      

( ненаследственную)

-В чем основные различия между модификациями и мутациями?

Предполагаемый ответ: модификационная изменчивость (фенотипическая) – это изменения фенотипа в связи с изменениями условий среды, не связанные с изменениями генотипа.

Наследственная изменчивость (генотипическая) – это изменения фенотипа, связанные с изменениями в генотипе.

- Какие факторы способны вызвать увеличение мутаций?

Предполагаемый ответ: ионизирующее излучение, вещества, под действием которых изменяется наследственный материал. живые организмы.  вирусы, а также токсины плесневых грибов.

3.Целеполагание

Действия учителя:

Постигнув теоретические основы науки генетики, русский ученый, Николай Иванович Вавилов, совершив 110 экспедиций, стал основоположником науки, которая позволила наблюдать фенотипическую изменчивость под воздействием факторов окружающей среды. Он искал пути для улучшения существующих сортов культурных растений, а вместе с тем и выведения  новых  с целью улучшения сельского хозяйства своей страны. Кто скажет, о какой науки идет речь.( слайд 4)

Предполагаемый ответ: селекция.

Действия учителя

В таком случае, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Предполагаемый ответ: Селекция

Действия учителя

Корректирует тему урока и записывает ее на доске:

Тема урока: Основы селекции.( слайд 5)

Рекомендует обучающимся записать в тетрадь.

4. Изучение нового материала.

Сегодня, приглашаю вас на конференцию по изучению основ селекции растений.

Для этого организуем исследовательские группы, которые будут заниматься изучением конкретного вопроса.

1-я группа это эксперты по выявлению задач и направлений современной науки селекции

2-я группа-это эксперты  по изучению методов селекции.

3-я группа-это эксперты по фенотипической изменчивости растений.

Каждая группа получает конверт с заданием в соответствии с номером группы.

Конверт №1

Изучите текст параграфа 25 «Задачи и направления селекции»

Ответьте на вопросы:

1.Какова основная задача науки -селекции

2.Выделите основные направления работы современных селекционеров.

3.На что ориентирована работа селекционеров.

Конверт №2

Изучите текст параграфа 25 « Методы селекции»

Заполните таблицу: Методы селекции»

Методы селекции

Суть метода

Для каких организмов применяется

Конверт №3

1.На знаниях какой науки базируется генетика?

2. Определите генотип и фенотип родительских форм томатов.

Красный цвет плодов томатов-доминантный признак (А). При скрещивании растений с красной и желтой окраской томатов в первом поколении выросли 50% с красными плодами и 50%  с желтыми.

На решение заданий 10 минут.

Через 10 минут представители каждой группы докладывают свои результаты. Все учащиеся класса присоединяются к работе.

5. Этап усвоения новых знаний  

Действия учителя:

Каковы основные направления работы селекционеров?

Заслушивается ответ представителя 1-ой группы. Далее присоединяются все учащиеся класса

Составьте схему ответа письменно в тетради.( слайд 6)

Направления работы селекционеров

Предполагаемый ответ

                                            Направления работы селекционеров ( слайд 7)

Повышение урожайности растений        повышение качества     улучшение физиологических

и плодовитости животных                            продукции                             свойств

                                                                     

           

Действия учителя:

Какие методы применяются в селекции?

Заслушивается ответ представителя 2-ой группы. Далее присоединяются все учащиеся класса

Заполните схему в тетради.

                                                             Методы селекции

                                                   

Предполагаемый ответ ( слайд 9)

                                                                       Методы селекции

         гибридизация               искусственный      генная                 клеточная

                                                   отбор               инженерия             инженерия    

Действия учителя:

Какая наука лежит в основе селекции?

Заслушивается ответ представителя 3-ой группы. Далее присоединяются все учащиеся класса.

Составьте схему решения вопроса в тетради:

Определите генотип и фенотип родительских форм томатов.

Красный цвет плодов томатов-доминантный признак (А). При скрещивании растений с красной и желтой окраской томатов в первом поколении выросли 50% с красными плодами и 50%  с желтыми. ( слайд 10)

Предполагаемый ответ

 Аа  х    аа
Г: А, а        а
F1: Аа - 50%; аа - 50%. 
Фенотипы:
Аа – растения с красными плодами - 50%;

аа – растения с желтыми плодами.
Наблюдается 2 типа генотипа и 2 типа фенотипа. Расщепление по генотипу и фенотипу - 1:1.( слайд 11).

6. Этап проверки усвоения нового знания.

Действия учителя:

Выполните задание:

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. Критерии оценки: «5» - нет ошибок; «4»- 2 ошибки; «3» - 4 ошибки.

1..Клеточная инженерия направлена на перенос генов одного вида живых организмов в другой.2.теоретические основы селекции закладывает генетика.3.клеточная инженерия основывается на культивировании отдельных клеток.4.При индивидуальном отборе сорта подвергают процессу ионизации.5.Межвидовые гибриды являются бесплодными.6. Нары-это гибриды одногорбого и двугорбого верблюдов.7.В селекции растений не применяют массовый отбор.( слайд 12).

Предполагаемый ответ ( слайд 13).

1

2

3

4

5

6

7

-

+

+

-

+

+

-

7. Подведение итогов урока

Действия учителя:

Почему селекция необходима?

Предполагаемый ответ

Способствует решению задач сельского хозяйства.

Учитель, задавая вопросы, подводит учащихся к выводу об необходимости знаний в области селекции. Собирает листы личных достижений.  Объявляет оценки за урок.

Действия учеников

Отвечают на вопросы. Анализируют, делают выводы.

8. Информация учащихся о домашнем задании.

Действия учителя

Озвучивает домашнее задание: прочитайте п.25 Ответьте на вопрос: Охотник, хочет купить собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? При этом надо помнить, что короткая шерсть доминирует над длинной шерстью. Составьте схему скрещивания . Какой должен быть результат, если собака чистопородна? ( слайд 14).

Литература:

Пасечник В.В.  Биология 9 класс Москва, Просвещение 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии (9 класс) "Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова"

Урок позволит углубить знания учащихся об истории селекции,  значении учения Н.И.Вавилова о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, выявить сущность закона гомологических рядов....

Урок-беседа в 9 классе "Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции"

Урок-беседа в 9 классе "Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции"...

Обобщающий урок по теме "Основы селекции"

Разработка обобщающего урока биологии с презентацией  для 9 класса "Основы селекции растений, животных, микроорганизмов"...

Методическая разработка урока по биологии «Генетические основы селекции»

Определение научно-теоретические основы проблемно ориентированного обучения в образовательном процессе по биологии, с разработкой урока-деловой игры....