Разработка урока " Дыхание. Особенности функционирования системы органов дыхания"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Фаллер Татьяна Николаевна

Изучение в 8 классе темы " Дыхание"  можно  проводить с использованием активных методов обучения. В разработке данного урока применяется организация работы  в группах. Целью групповой работы на уроке является развитие навыков самостоятельной   деятельности, активизация познавательной деятельности и развитие межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              8 класс

Тема урока: «Дыхание. Особенности функционирования системы органов дыхания».

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Форма урока: Семинар – практикум.

Цель: Расширить и систематизировать знания по теме «Дыхание», рассмотреть факторы сохранения нормального функционирования органов дыхания в процессе жизни человека.

 Задачи:

 - продолжить формирование системы научных знаний о факторах здоровья, особенностях функционирования органов дыхания человека, о взаимосвязи органов дыхания с различными системами органов организма человека.

- совершенствовать умения и навыки, способствующие саморазвитию, самовыражению, самоанализу при рассмотрении биологических процессов, умения использовать

информационные технологии.

- развивать личностные качества, направленные на сотрудничество и сотворчество, через коллективную творческую деятельность.

                                       

 Учащиеся в процессе изучения темы используют инструкцию.

Что прочитать и повторить.

По учебнику.

 Использование дополнительной       литературы.

Название книги

Страница

Основные понятия: дыхание, газообмен, саморегуляция, функционирование, стресс-фактор.

$ 26-29

М.А.Лемеза и др. «Биология в экзаменационных вопросах и ответах».

Т.Л. Богданова и др. «Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы

Стр. 144-148

Стр. 642-647; 697; 699.

Строение и функции органов дыхания.

$ 26-28

И.Ю.Павлов и др. «Биология. Пособие- репетитор».

Стр. 462-469

Газообмен. Нервно-гуморальная регуляция.

$ 27-28

С.Г. Мамонтов «Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы».

Стр. 418-423

Заболевания органов дыхания.

$ 29

 

   Справка.  Дыхание – полное (до углекислого газа и воды) окисление органических веществ, которое идет в присутствии внешнего окислителя - кислорода, в результате чего синтезируется  АТФ

                                                       Содержание урока.

I. Работа в группах.  Выполните одно из предложенных заданий (используется презентация   « Дыхание»)

Задание 1. Покажите взаимосвязь строения органов дыхания в связи  с выполняемыми функциями, используя схемы,  рисунки, дополнительный материал.

Задание 2. Используя предложенные рисунки, составьте схему,  дайте ей название, объясните, что она показывает.

Задание 3. Используя предложенную схему, ответьте на вопрос: «Каково значение процесса дыхания?».

Задание 4. Используя дополнительный материал о воздействии стресс-факторов на организм человека, ответьте на вопрос: «Почему в детском возрасте, при различных неблагоприятных воздействиях, дыхательная система страдает значительно чаще и имеет более длительный период восстановления функций, чем другие системы организма. От чего это зависит?».

Задание 5. Покажите, какие существуют негативные факторы воздействия на органы дыхания и организм в целом.

II. Беседа по вопросам. (Проводят консультанты).

1. Чем отличается понятие функция, от  понятия функционирование?

2. Что обеспечивает организму такие особенности в строении органов дыхания?

3. Что происходит при заболеваниях органов дыхания?

4. Зачем  для осуществления дыхания, человеку и другим организмам необходим кислород?

5. Какие важные особенности функционирования систем органов, в том числе органов дыхания,   для осуществления саморегуляции организма, можно выделить?                                              

6. Назовите факторы, от которых зависит здоровье человека.

7.  Назовите факторы, нарушающие функционирование органов дыхания.

 III. Общий вывод: объясните высказывание  Б.Шоу «Здоровое тело-продукт здорового рассудка».

IY. Выполнение тестового задания.

Y. Подведение итога урока. Выставление оценок в лист самоконтроля. Сдача тестовых заданий, листков самоконтроля.

                          Тест по теме «Дыхание».

I. Где расположен дыхательный центр?

1. Легкие.

2. Мозжечок.

3. Продолговатый мозг.

4. Кора больших полушарий.

II. Что влияет на  частоту дыхательных движений?

1. Сознание.

2. Концентрация СО 2  в крови.

3. Концентрация О 2 в крови.

4. Вегетативная нервная система.

III. Какие мышцы участвуют в дыхательных движениях?

1. Диафрагма.

2. Межреберные мышцы.

3. Спинные мышцы.

4. Брюшные мышцы.

IY. Из какого зародышевого листка, в процессе онтогенеза, образуется дыхательная система?

1. Эктодерма.

2. Мезодерма.

3. Энтодерма.  

Y. С какой системой органов в процессе эволюции, связано происхождение дыхательной системы.

1. Кровеносная система.

2. Выделительная система.

3. Пищеварительная система.

4. Опорно-двигательная система.

YI. Где усваивается кислород?

1. Носоглотка.

2. Легкие.

3. Эритроциты крови.

4. Митохондрии клеток.

YII. Каково значение дыхания для организма?

1. Охлаждение организма.

2. Выделение СО 2.

3. Окисление питательных веществ.

4. Синтез АТФ.

YIII. Как движется оксигемоглобин от легких к клеткам тела?

1.  Сосуды малого круга.

2.  Сосуды большого круга.

3. Минуя сердце.

4. Через сердце.

IX. В каком состоянии находится кислород и оксид углерода в тканевой жидкости?

1. Химическое соединение.

2. Водорастворимое состояние.

3.Газообразное состояние.

X. Какова роль растений, как «зеленых легких» планеты?

1. Задержка пыли.

2.Поглощение СО 2.

3. Выделение О 2.

4. Увлажнение воздуха.

Ответы к тесту: I-3;  II-2; III-1,2;  YI-3;  Y- 3;  YI-4;  YII-2,3,4;  YIII-1,2,4;  IX-2;                         X-1,2,3,4.  

Ответы на вопросы:

 1. Функция-это роль, которую играет данная система в рамках целостного организма ее природное назначение. Функция органов дыхания – обеспечение организма кислородом и выделение образующегося в процессе обмена веществ углекислого газа. Понятие функционирование обобщает все, что связано с осуществлением функций.

2. Беспрепятственное проведение к клеткам, тканям, органам и системам органов кислорода и выделение углекислого газа.

3. Нарушение функционирования органов дыхания.  

4. Для обеспечения жизнедеятельности организма, протекания окислительно-восстановительных реакций, в клетках органов и систем органов.

5. а) Способность организма реагировать на стресс-воздействие. Здесь действует принцип: физиологическая система функционирует тем надежнее, чем она древнее эволюционно.        б) Дренажная функция заключается в секреции, процессах выделения из организма ненужных  продуктов жизнедеятельности. Это значит, что функция любого органа, который выделяет что-либо во внешнюю среду, напрямую зависит от того, есть этому выделению помеха или нет.

в) Барьерный иммунитет-это иммунологическая защита, способность организма защищать себя от попадающих в него болезнетворных микроорганизмов,  вредных веществ, ядов. Относительное очищение воздуха осуществляется в дыхательных путях, оставшиеся микроорганизмы обезвреживаются в клетках эпителия альвеол легких благодаря жидкости - сурфактанту, так происходит самоочищение дыхательных путей. Борьба с микроорганизмами в органах дыхания начинается еще в носовых ходах, слизистой оболочке носа, богатой кровеносными сосудами, из которых клетки крови-лейкоциты выходят на поверхность полости и участвуют в захвате и поглощении микроорганизмов, попавших с воздухом. Слизь, выделяемая эпителием носовых пазух, имеет вещества, способные убивать микроорганизмы.

6. а) Наследственность. б) Условия жизни, внешняя среда. в) Образ жизни человека.

7. а) Травмы. б) Вредные привычки. в) Патологические отклонения в развитии органов и систем, связанные с наследственностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - агитплощадка "Строение и значение органов дыхания."

         Данный урок я провожу в рамках программы «Биология. Человек» авторы для обучающихся 8 класса. Этим уроком я открываю изучение темы «Дыхательная система»....

Урок - агитплощадка "Строение и значение органов дыхания."

         Данный урок я провожу в рамках программы «Биология. Человек» авторы для обучающихся 8 класса. Этим уроком я открываю изучение темы «Дыхательная система»....

Заболевания органов дыхания. Доврачебная помощь при нарушениях дыхания

С помощью данной презентации можно познакомить учащихся с наиболее распространёнными заболеваниями системы органов дыхания, профилактикой этих заболеваний. В презентации показаны приёмы проведения иск...

«Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»

Цель: познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов                  дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правила...

гигиена органов дыхания. первая помощь при нарушении дыхания

научиться оказывать первую помощь при нарушении дыхательной системы...

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"...