ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
статья по биологии

Манпиль Ирина Николаевна

В докладе показана актуальность экологического образования и воспитания человека в связи с обострившимися экологическими проблемами. Эти вопросы рассмотрены применительно к экологической тематике в рамках преподавания предмета «Биология» в МБОУ-школа №23 г. Орла. Освещены педагогические приемы, методы и формы реализации поставленной цели и вытекающих из нее задач в экологическом воспитании учащихся. Рассматриваются реализуемые разнообразные формы деятельности в области экологического образования и воспитания на уроках биологии и во внеурочной и внеклассной деятельности с целью повышения уровня экологической культуры учащихся. Уделено внимание используемым исследовательским и проектным технологиям, положительно влияющим на качество обучения и экологического воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu2021.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.1

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Манпиль Ирина Николаевна

МБОУ-школа №23 г. Орла, г. Орел; Орловская область; manpilirina@mail.ru    

Аннотация. В докладе показана актуальность экологического образования и воспитания человека в связи с обострившимися экологическими проблемами. Эти вопросы рассмотрены применительно к экологической тематике в рамках преподавания предмета «Биология» в МБОУ-школа №23 г. Орла. Освещены педагогические приемы, методы и формы реализации поставленной цели и вытекающих из нее задач в экологическом воспитании учащихся. Рассматриваются реализуемые разнообразные формы деятельности в области экологического образования и воспитания на уроках биологии и во внеурочной и внеклассной деятельности с целью повышения уровня экологической культуры учащихся. Уделено внимание используемым исследовательским и проектным технологиям, положительно влияющим на качество обучения и экологического воспитания.

Ключевые слова: экология; экологическое образование; экологическая культура; экологическое воспитание; экологическая безопасность; качество знаний; исследовательская деятельность; проектная деятельность; охрана окружающей среды.

Irina Manpil (Russia) THE MAIN ASPECTS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AT SCHOOL

Annotation. The report shows the relevance of environmental education and human upbringing in connection with the aggravated environmental problems. These issues are considered in relation to environmental topics in the framework of teaching the subject "Biology" in MBOU-school №23 in Orel. The pedagogical techniques, methods and forms of realization of the set goal and the tasks arising from it in the ecological education of students are highlighted. The article considers the various forms of activity implemented in the field of environmental education and upbringing in biology lessons and in extracurricular and extracurricular activities in order to increase the level of students' environmental culture. Attention is paid to the used research and design technologies that have a positive effect on the quality of education and environmental education.

Key words: ecology; environmental education; ecological culture; environmental education; environmental Safety; quality of knowledge; research activity; project activity; environmental protection.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Одной из глобальных проблем человечества на современном этапе развития является экологическая проблема, вследствие серьезного загрязнения природных сред отходами жизнедеятельности человечества из-за «варварского» ее характера: атмосферы, пресных вод, океана; радиоактивное загрязнение, разрушение почв, обеднение растительного и животного мира и т.д.

Принимая во внимание сложность современных экологических проблем, масштаб влияния человеческой деятельности на окружающую среду, неоднозначности при оценке рисков, отдаленных и косвенных последствий этой деятельности, становится очевидным важность и необходимость экологического образования и воспитания человека.

Базовые принципы для регулирования правоотношений в сфере экологического образования определяет федеральный закон «Об охране окружающей среды», в котором законодатель установил не только обязательность экологического образования и воспитания, но и его связь с деятельностью, которая может оказать влияние на окружающую среду.

Экологическое образование - это процесс воспитания и обучения, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, которые способствуют выполнению обязанностей в области охраны окружающей среды, формированию экологически ориентированного поведения [4].

Главная цель экологического образования — становление экологической культуры личности и общества посредством освоения практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой.

Из этой цели вытекает и необходимость воспитания у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биоразнообразия на планете, разумного отношения к природным богатствам и бережного отношения к природе.

Однако, большинство учащихся не имеют системных представлений о экологической безопасности, в частности, из-за отсутствия отдельного учебного предмета по экологии.

С экологическим образованием неразрывно связано экологическое воспитание, основной целью которого является формирование экологической культуры личности и общества. Экологическая культура — важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите [5]. Развитие экологической культуры является одной из главных задач общего образования школьников.

В этой связи школа должна формировать и развивать экологическое мышление личности, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; формировать основы экологической культуры, осуществлять подготовку выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Экологическое образование в школе предусматривает целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся, в процессе которого формируются личностные и общественно значимые качества учащихся за счет усвоения экологических норм, правил, позволяющих понять многообразие и ценности природы, а также овладение знаниями и умениями по защите, уходу и улучшению природной среды, то есть приобретение учащимися практических навыков экологически ориентированного поведения. Соответственно у учащихся должна быть сформирована социально активная жизненная позиция в части заботливого отношения к окружающей среде.

В настоящее время учебный план не предусматривает выделения учебных часов на ведение отдельного предмета «Экология», поэтому проблема экологического воспитания частично решается за счет введения экологической составляющей в теоретические и практические занятия по биологии, химии, в средних и старших классах, внеурочной деятельности.

Тема экологии неразрывно связана с любыми темами биологической программы, ибо совершенно невозможно описывать растительный и животный мир и их отдельных представителей вне связи со средой обитания. Точно так же невозможно говорить о здоровье человека без учёта его жизнеобеспечения, создаваемого факторами природного и антропогенного происхождения.

Понятие «экологическая культура» - это культура всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанная с познанием, освоением и изменением природы; слагается из знаний экологических норм, их понимания, осознания необходимости их исполнения, формирования чувства гражданской ответственности за судьбу природы, разработка природоохранных мероприятий и непосредственное участие в их выполнении, соблюдения норм природоохранного законодательства, укрепление законности в деле охраны окружающей среды [3].

Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеурочной деятельности и во внеклассной работе по предмету.

В МБОУ-школа №23 г. Орла накоплен определенный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся.

По-прежнему основной и главной формой организации экологического процесса в школе остается урок.  Проблема экологического воспитания частично решается за счет введения экологической составляющей в теоретические и практические занятия по биологии в средних и старших классах общеобразовательных школ. На своих уроках я добавляю элементы экологических знаний и часть времени отвожу на решение биологических задач с экологическим содержанием.

При этом на уроках биологии у учащихся формируются убеждения, что Природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать учащимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.

В старших классах школы на уроках биологии формируются представления об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере: формируется способность оценивать последствия деятельности человека в природе, осознается необходимость действий по сохранению биоразнообразия действий и местообитаний видов растений и животных.

В целом важное место в воспитательной системе школы занимает формирование у учащихся экологической культуры. В школе накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию обучающихся, при этом реализуются разнообразные формы деятельности в области экологического образования и воспитания.

В данном докладе мною предпринята попытка описать систематизацию опыта работы в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе в системе преподавания биологии. В своей педагогической деятельности я использую различные подходы, методы и формы обучения на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

В своей работе в качестве главной цели ставлю сформировать у учащихся достаточно развитой способности экологического мышления, которое проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательной для природы последствий деятельности человека, а также повысить интерес к предмету и как следствие этого- повышение качества знаний и уровня подготовки к итоговой аттестации.

Для достижения поставленной цели и результата мною ставятся следующие задачи:

- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

- активизация практической деятельности школьников экологической направленности;

- способствовать развитию творческого мышления учащихся посредством вовлечения их в исследовательскую и проектную учебную деятельность, которые стимулируют учащихся на самостоятельное получение знаний с учетом их интересов, особенностей и возможностей.

- формирование у школьников представлений об активном и здоровом образе жизни.

В своей работе я стараюсь придерживаться принципа единства обучения и воспитания, метапредметности как основного условия достижения высокого качества образования, использую личностно-ориентированную модель образования, что помогает поддерживать стабильно высокие результаты в обучении биологии.

На уроках и во внеурочной деятельности используются такие виды работы, как индивидуальная работа, работа в группах с последующем обсуждением.

Количество часов, отведенных программой на изучение курса биологии, недостаточно для получения учащимися экологического образования. Поэтому мною активно реализуется внеурочная, внеклассная и внешкольная деятельность в процессе экологического обучения и воспитания учащихся.

Основными формами  проводимой в школе внеурочной и внеклассной работы являются: различные конкурсы, викторины и олимпиады по экологии, кружок «Юный эколог», предметная неделя по биологии, курс «Экологическая грамотность» , конкурс рисунков, плакатов, этнокалендарь ( праздники «День заповедников и национальных парков», «День Земли», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды»),     экологические субботники, а так же групповая и индивидуальная исследовательская и проектная деятельность, участие в научно-практических конференциях разного уровня.

Следует отметить, что исследовательская и проектная деятельность –  важное звено в развитии экологической культуры обучающихся. В своей педагогической практике стараюсь активно эти технологии, способствующие развитию творческого потенциала личности обучающихся, стимулирующие на самостоятельное получение знаний с учетом их интересов, особенностей и возможностей. Целый ряд проектов отмечен на различных конкурсах.

Результаты работы в плане экологического образования и воспитания можно проиллюстрировать достаточно высокими достижениями моих учащихся за последние годы:

- 2018 год, один дипломант 6-ой Всероссийской молодежной научно- практической конференции «МИФ-2018» (естественнонаучные и гуманитарные науки) с элементами научной школы, ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С.Тургенева»; (проект «Популяризация национального парка «Орловское полесье» на примере зубра европейского…На пути создания бренда».)

- 2018 год, 1-ое место во 2-ой Международной студенческой научно-практической конференция «Наука и образование: сохраняя прошлое создаем будущее», посвященная 75-летию Орловского реставрационно-строительного техникума; (учебно-исследовательский проект «Влияние молибдена на развитие зерновых и бобовых культур»);

- 2019 год, 2-ое место в конкурсе экологических проектов в рамках 4-ой смены ФГБОУ «Международный детский центр «Артек»;

- 2019 год, один победитель, один призер муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2018-2019 уч. год;

- 2020 год, один призер муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2019-2020 уч. год;

- 2020 год, два дипломанта 3-ей степени регионального конкурса «Экология глазами детей» (Эссе- рассуждение «Экология будущего»);

- 2021год, 1-ое место на отборочном этапе регионального конкурса «Большие вызовы» 2020-2021уч.год, по секции «Биология и экология» в очном конкурсе научно-исследовательских и проектных работ IX Всероссийской молодежной научно-практической конференции «МИФ-2021», ФГБОУ ВО ОГУ имени И.С.Тургенева; (учебно-исследовательский проект «Изучение радиационного фона в помещениях школы и на пришкольной территории»);

- 2021год, один призер муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2020-2021уч. год;

Внеклассная деятельность учащихся включает так же работу на пришкольном участке. Весной производится посев цветковых культур, высадка в клумбы рассады, а осенью организуется сбор семян цветковых растений (бархатцы, петуньи, шафраны, астры) для будущего посева. В осенне-зимний период проводится акция «Накормите птиц зимой», на пришкольном участке развешиваются кормушки для зимующих птиц.

В школе имеется зимний сад, в котором произрастает большое разнообразие цветов. В кабинетах и коридорах школы так же много цветов. Эти растения улучшают среду закрытых помещений. К уходу за растениями привлекаются учащиеся 7-8 классов.

Вышеизложенное приводит к заключению, что экологическое воспитание на уроках биологии, во внеурочной и внеклассной деятельности, вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий экологической направленности – все это развивает интерес учащихся к изучению предмета, дополняет и расширяет знания в области охраны окружающей среды, им прививаются системные представления об экологической безопасности, воспитывается бережное отношение к окружающему нас миру.  

Библиография

1.Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, что делать? – М, 1997 г.

2. Боднарук М.М. Биология [Текст]: дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 кл./ Боднарук М.М., Ковылина Н.В. - Волгоград: Учитель, 2007. - с. 17.

3. Мамедов Н.М. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества. Экологическое образование: концепции и технологии / Мамедова Н.М., Глазачева С.Н. - Волгоград: Перемена, 1996.

4. Мамедов Н.М. Основы экологического образования / Мамедов Н.М. // Экологическое образование, 2001.

5. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей школьного возраста. - М.: АРКТИ, 2004.

6. Мелехова О.П. Биологический контроль окружающей среды. Биоиндикация и биотестирование [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Мелихова О.П., Сарапульцева Е.И., Евсеева Т.И. и др. - М.: издательский центр «Академия», 2008. - с. 7.

7. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек/ Новиков Ю.В.-М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование в школе

Экологическое образование в школе ведется очень хорошо. Учащиеся выступают на районных конференциях. Я, как биолог сама участвовала на краевой коференции. Мое выступление вызвала большой интерес учите...

Экологическое образование в школе.

Успешность экологического образования связана с развитием потребности детей к общению с природой....

Экологическое образование в школе (из опыта работы)

Материал описывает формы участия обучающихся в экологичеком направлении работы школы...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

До недавнего времени школьная и внешкольная педагогика существовали в лучшем случае параллельно, а в худшем – действовали в расходящихся направлениях.В последнее время ситуация меняется. В ряде ...

Основные аспекты музыкального образования учащихся с ТМНР.

Музыкальное образование является одним из основных средств социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.  Уроки «музыки и движения» стимулируют к определенной с...

Статья на тему: Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе.

Статья на тему: Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе....

Культурологический аспект экологического образования

В данном материале освещен опыт работы по экологическому воспитанию через уроки изобразительного искусства и технологии...