Экологическое образование в школе
статья по экологии по теме

Экологическое образование в школе ведется очень хорошо. Учащиеся выступают на районных конференциях. Я, как биолог сама участвовала на краевой коференции. Мое выступление вызвала большой интерес учителей края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_obrazovanie_bez_foto.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние экологического образования в основной малокомплектной школе.

Рангулова Ильсияр Даулятовна

МОУ «Константиновская основная

общеобразовательная школа имени

 земляка – писателя Ягафарова Р.Ф.»

Бардымского района Пермского края

konst – shkola@yandex.ru

   Главная цель экологической работы со школьниками – воспитание экологически культурной личности. В результате многолетней учебной и воспитательной работы в школе у меня сложилась своя система путей достижения этой цели. Экологическая работа охватывает разные стороны школьной жизни: это и воспитательная работа с классом, и учебная работа на уроках биологии и экологии, и внеклассная кружковая работа с учащимися, и дополнительные занятия с учениками, проявляющими особый интерес к предмету, и участие в конкурсах, олимпиадах, в научно – исследовательских конференциях. Формирование нравственного отношения к природе связано в первую очередь с воспитанием у подрастающего поколения любви к своей «малой родине» – дому, в котором родился и сделал первые шаги, селу, школе.      

    А Родина начинается и с дерева, посаженного собственными руками под окнами, отчего дома, и с песенки птицы, поселившейся в сделанном самостоятельно, или с помощью отца, скворечнике, и с того знакомого пейзажа, от которого однажды захватило дух. В конкретных действиях и поступках ребенка проявляется мера гражданской ответственности, любовь к природе, понимание ее роли в жизни общества и человека. Во время практической деятельности формируются представления, которыми затем человек руководствуется всю жизнь. Этого результата можно достичь только в единой системе экологического воспитания и образования. 

Использование в учебном процессе и внеклассной работе педагогических технологий способствуют росту и самореализации личности ребенка. Примерами таких технологий могут служить творческие мастерские, исследовательская и проектная деятельность.

Одно из приоритетных направлений развития образования  - компьютеризация образовательных учреждений, поэтому в школах появились интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Наука – метод познания, опирающийся на имеющиеся данные о фактах действительности и попытка дать им наилучшее объяснение  или сделать наиболее вероятностный прогноз явлений.

Использование компьютера в качестве учебного инструмента оказывает школьникам огромную помощь в изучении биологии и химии. Кроме того, компьютер выполняет в научной сфере и роль важного элемента обеспечения научного поиска. При этом компьютер продуктивнее будет использовать только в качестве вспомогательного средства.

Ребята используют компьютерные технологии для моделирования различных явлений, для сбора данных при проведении лабораторных опытов. В этом случае компьютер не заменяет сам опыт и «ручную» обработку.  Используя, компьютер учащиеся могут уделять большое внимание тому, как представить данные,  и находить между ними взаимосвязь. Полученные данные представляются в виде разнообразных компьютерных таблиц и графиков.  Учащиеся, используя полученные знания или результаты опытов, дома готовят электронные презентации. Презентация – это логически связанная последовательность слайдов, объединенных одной темой и общими принципами оформления. Учащиеся 6 – 9 классов самостоятельно создают презентации. Презентации имеются почти по всем темам.  

  Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. В школе проводится  неделя экологии, насыщенная различными мероприятиями на экологическую тему (конкурсы плакатов и рисунков, игры  «Поле чудес», КВН, праздники, «Птицы – наши друзья»,  с развешиванием скворечников, кормушек, «Охранять природу – значит охранять Родину», «Царица Осень», конкурсы знатоков природы и другое).

    Мои    дети  активно  участвуют  во  многих  районных, краевых и  всероссийских  конкурсах; Множество  работ  учеников  нашей  школы,  занимали призовые места  в  районных  конкурсах  и  были  отмечены  дипломами  и  грамотами. Произошло повышение интереса учащихся к экологической работе (посещение экологического лагеря, участие в экопроектах, в научно-практических конференциях экологической тематики). Более 70 % учащихся в качестве выпускных и переводных экзаменов выбирают  биологию, так как именно на этом уроке больше, чем на других используется экологический материал

    Каждый год учащиеся нашей школы принимают участие в районном экологическом слёте, где неоднократно занимали призовые места.

2008-2009 учебный год – 3 место:

2009 -2010 учебный год – 1 место:

2010-2011 учебный год – 2 место.

Много благодарственных откликов, мы услышали в наш адрес от местного населения во время сооружения беседки на берегу реки Тулва.  

      Эколого - туристическую  работу в нашей школе, возглавляю я,  Рангулова Ильсияр Даулятовна учитель биологии и химии I категории. Благодаря моим усилиям на территории школы разбит дендросад, множество клумб.   На пришкольном участке выращивается  много овощей. Так мы обеспечиваем школьную столовую свежими овощами.  Где наши учащиеся питаются бесплатно. Часть урожая продается.  Полученные деньги идут на разные экскурсии в школе.                

Всероссийская олимпиада по экологии муниципальный этап:

2007 год – III место;

2008 год – III  место;

2009 год –  II место;

2010 год – 2, 3 место;

2011 год - 2 место.

 Районная научно – исследовательская конференция;

2007 год – Ш место;

2008 год – I место;

2009 год – II место;

2010 год – 2 место;

2011 год – 3 место

Краевой конкурс исследовательских работ по пчеловодству;

2009 год - победитель конкурса

Участники Международной дистанционной эколого-биологической викторины 2008,2009, 2010;2011.

Участники и дипломанты молодежного чемпионата по биологии

  Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна. Ведь именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств закладывается в семье, которые должны развиваться и возрастать в школе.    

   Поэтому работа с родителями учащихся (педагогическая пропаганда, индивидуальная работа с отдельными семьями, привлечение родителей для оказания помощи классу) является необходимой составной частью учебно – воспитательного процесса школы.

   Мною ведётся работа с родителями и по экологическому направлению. Это родительские собрания, праздники, экскурсии, изготовление поделок из природного материала.

Рекомендации родителям:

–  во время прогулок в лес, на реку, больше объясняйте, рассказывайте детям о том, как бережно надо относиться к природе;

– читайте детскую художественную литературу, смотрите и обсуждайте телевизионные передачи о природе;

– будьте для своих детей образцом, достойным подражания.

И если дети делают замечания взрослым за их подчас неправильное поведение в природе, значит главная цель воспитания достигнута.

     Свой опыт будем продолжать и в дальнейшей экологической работе, которой на территории предостаточно, особенно в исследовательском плане, также планируется усилить работу с местным населением, работать над созданием в школе научного общества учащихся, чаще использовать мониторинг ситуации и другие.

    Считаю, что наш опыт по созданию системы экологического воспитания и образования учащихся будет полезен и другим школам, занимающихся экологической работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Экологическое образование в школе.

Успешность экологического образования связана с развитием потребности детей к общению с природой....

Экологическая практика - перспективная форма экологического образования в массовой общеобразовательной школе. Из опыта работы.

В статье раскрывается значение, принципы организации и рекомендации по проведению редкой в общеобразовательной школе формы экологического образования - полевой экологической практики в среднем звене о...

Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.

В статье раскрываются содержательные моменты  полевой экологической практики в курсе биологии  6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....

Экологическое образование в школе (из опыта работы)

Материал описывает формы участия обучающихся в экологичеком направлении работы школы...

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

В докладе показана актуальность экологического образования и воспитания человека в связи с обострившимися экологическими проблемами. Эти вопросы рассмотрены применительно к экологической тематике в ра...