Экологическая практика - перспективная форма экологического образования в массовой общеобразовательной школе. Из опыта работы.
методическая разработка по биологии (6 класс)

Пахомов Василий Иванович

В статье раскрывается значение, принципы организации и рекомендации по проведению редкой в общеобразовательной школе формы экологического образования - полевой экологической практики в среднем звене обучения. На основе своего опыта   рассматриваются инновационные идеи и подходы к её организации. Статья написана в 2007 году и опубликована в окружном методическом сборнике ЗАО г.Москвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_okruzhnoy_sbornik_2007_pahomov_1018_1.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Экологическая практика - перспективная форма экологического образования

в массовой общеобразовательной школе.

Из опыта экологического образования ГОУ СОШ №1018 ЗОУО ДО г.Москвы

Зам директора по НМР  Пахомов В.И.

Не секрет, что школьное экологическое образование эффективнее развивать по смешанной модели, для которой обязателен урок экологии и разные  внеурочные и внеклассные формы образования. Однако, в последние годы в связи с тенденцией перехода образования на концентрические программы и сокращения часов на естественно-научные дисциплины в основной школе, возможность введения курса «Экология» в среднем звене обучения незначительна. Несмотря на попытку введения курса «Экология» в старшем звене обучения, что несомненно, является необходимым звеном непрерывной системы школьного экологического образования,  базовая система экологических знаний и умений обучающихся должна быть заложена в среднем звене обучения.

          В этой ситуации особое значение имеет экологизация традиционных предметов естественно-научного цикла , а также  система внеурочных и внеклассных форм работы с обучающимися, ориентированных на базовые курсы.

        В нашей школе за несколько лет сложилась система внеурочных и внеклассных форм экологического образования обучающихся в природе, включающая  экологические экскурсии на учебных экологических тропах, организацию городского и выездного экологических лагерей и экологических практик. Все эти формы можно рассматривать как элементы дополнительного образования учащихся ( за исключением программных эколого-биологических экскурсий  в курсе биологии).

Следует отметить, что варианты образовательных программ, разрабатываемые для этих  форм предусматривают развитие экологического мышления, мировоззренческие цели, но  любая организация работы в природе оказывает многообразное  мощное воздействие на личность обучающегося. Этим объясняется необходимость введения таких форм в повсеместную образовательную практику.

Одной из наиболее эффективных, и самых редких, по нашему мнению, форм экологического образования в природе, опыт  организации которой сложился в нашей школе, является экологическая практика.

В современном экологическом образовании понятие «экологическая практика» рассматривается в нескольких смыслах. Наиболее распространённый смысл этого понятия подразумевает экологическую практику как организацию практической деятельности учащихся для решения экологических проблем своей местности ( например, убирать мусор в лесу и т.п.). В этом смысле экологическая практика имеет конкретное и  узкое практическое значение. Не снижая значимость этой формы, когда ребята приобретают ценный опыт социально-значимой деятельности, всё-таки следует признать, что такая практика имеет очень ограниченное образовательное значение. В самом широком смысле экологическая практика – это действия учащихся или взрослых по выявлению  каких либо фактов и закономерностей экологического содержания разнообразными способами в природе. Такая практика имеет разнообразное (обучающее, воспитательное, развивающее) образовательное значение. Исходя из анализа методической литературы и опыта нашей школы экологическую практика может быть логическим продолжением прежде всего курсов географии и биологии.

Ценность экологической практики как продолжения курса биологии заключается в нескольких моментах. Прежде всего за 5 дней практики легче создать систему мероприятий эколого-обучающего цикла в природной среде, так как занятия проводятся ежедневно по 3-4 часа. Кроме этого при проведении такой практики логично выдержать содержательную линию эколого-обучающей программы с опорой на специфику тех знаний, умений и навыков, которые получены при изучении курса биологии данного года обучения. В этом смысле экологическое образование представляет непрерывный единый цикл, имеющий выраженную мировоззренческую направленность.  Немаловажным можно считать факт, что возраст учащихся 6-8 класса, где ведущей психологической потребностью личности является потребность в самостоятельной деятельности особенно располагает к проведению практики.

Думается, что экологическая практика может быть альтернативой трудовой практики, проводимой ежегодно для учащихся. Удобной возможностью проведения образовательной экологической практики в природе может быть организация городского оздоровительного лагеря, в котором чётко можно выделить группы учащихся по параллелям среднего звена.

         Несмотря на различие в тематике курсов биологии 6-8 классов, главный аспект содержания экологической практики – ботанический и связан с изучением прежде всего растений и их взаимоотношений с другими компонентами среды. Это не случайно, потому что именно растения создают необходимую жизнеобеспечивающую среду для большинства организмов, именно им принадлежит важнейшая роль в биосфере, с ними связаны надежды человечества на выживание.

         Так предлагается завершать курс биологии 6 класса «Растения» эколого-ботанической практикой по теме «Растительное сообщество», где рассматривать его как единый организм, взаимосвязи растений  между собой и условиями неживой природы, как основы существования наземной экосистемы. Курс зоологии 7 класса завершается эколого-ботанической  практикой, где в содержании рассматриваются взаимосвязи  по типу «Растение-животное» и делается акцент на значении растений для животных в качестве пищи и жилища. Особое значение при этом придаётся  изучению растительноядных животных и развития умения построения пищевых цепей и сетей на основе изучения встреченных и наблюдаемых в природе животных.

В завершении курса 8 класса «Человек и его здоровье» организуется экологическая практика, цель которой – показать значение растений и их сообществ для здоровья человека: на самостоятельных занятиях в природе и лаборатории рассматриваются вопросы газо – и пылеулавливающей, бактерицидной и др. роли конкретных растительных организмов, подчёркивается значение лекарственных свойств растений.

Следует отметить, что провести экологическую практику в каждой параллели и во всех классах довольно сложно тем более, если в параллели не один класс, кроме этого подготовка к практике требует дополнительной подготовки учителя. Но тем не менее, возможно провести её для группы мотивированных учащихся, которая может набираться с разных классов параллели. Кроме этого возможно использовать экологическую практику как вариант предпрофильной подготовки в классах химико-биологического и географо-биологического профиля. Думается, что одной из проблем проведения подобной практики является отсутствие методики её организации, овладение которой поможет обычному учителю биологии средней школы полноценно реализовать её.

В целом  такое построение и содержание  экологической практики не только дополняет содержание теоретических курсов, но и обеспечивает её непрерывность и системность, а значит и эффективность экологического образования в одном из наиболее методически неразработанном среднем звене обучения.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе (из опыта работы)"

Статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе" предназначена педагогам и раскрывает систе...

Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."

В данной статье автором  представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова.   Подробн...

Экологическое образование в школе (из опыта работы)

Материал описывает формы участия обучающихся в экологичеком направлении работы школы...

Особенности организации дистанционного обучения на уроках русского языка в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения через образовательные платформы "Я-Класс", "ИНФОУРОК" и др....

«Взаимодействие специалистов Службы сопровождения в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы педагога-психолога)

Многолетний опыт показывает, что специалисты Службы сопровождения, несмотря на добросовестное неравнодушное отношение к проблемам детей и желание помочь,  не могут достичь успеха, если они не вза...

Рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной и средней общеобразовательной школы (из опыта работы

При подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников, я, прежде всего, знакомлюсь с методическими  рекомендациями  для учителей, подготовленными на основе анализа типичных ошибок...