ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
статья на тему

Терёнина Светлана Анатольевна

До недавнего времени школьная и внешкольная педагогика существовали в лучшем случае параллельно, а в худшем – действовали в расходящихся направлениях.В последнее время ситуация меняется. В ряде случаев создаваемые учебно-воспитательные комплексы включили в свою структуру учреждения дополнительного образования – такие как художественную, хореографическую, музыкальную школы и даже школы и центры искусств. Дополнительное образование набирает вес в силу своей ориентированности на интересы ребенка и его социальную адаптацию в среде. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Терёнина С.А.

педагог дополнительного образования

  МБУДО «Центр искусств»

  г. Салават

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНОГО  И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Раньше в школьном образовании существовала цель – передача знаний, формирование умений и навыков под заданный для всех школ «мифический» образ всесторонне и гармонически развитой личности. Теперь же все более набирает силу другая сторона образования, предлагающая не «формовку личности под шаблон», а создание условий для развития всех задатков, способностей, наклонностей, заложенных в каждом ребенке.

 «Живой ребенок сложнее любого самого современного космического аппарата. И для того, чтобы довести ученика до запуска в большую жизнь, необходимо научиться взаимодействовать вокруг проблем, требующих определенных усилий всех образовательных систем», - отмечают авторы книги «Управление современной школой» Марк Поташник и Александр Моисеев. В последнее время развитие средней общеобразовательной школы во многом сосредоточено на таких мероприятиях реформы, как ЕГЭ, поступление в вузы. Кажется, дополнительное образование выпало из поля внимания реформаторов. Но в то же время набирает силу другая тенденция: для приема в вузы и другие профессиональные учебные заведения все более значительными становятся не только оценки, полученные на экзамене, но и личные индивидуальные успехи учащегося, так называемый «Портфель достижений». А в нем и содержится вся информация о том, что выпускник школы посещал художественную или музыкальную школы, участвовал в творческих конкурсах, работал в различных кружках, иными словами, не ограничивал себя рамками школьной программы. Этот фактор становится еще более актуальным при рассмотрении вопроса о профилизации обучения в школе. Так что дополнительное образование набирает вес в силу своей ориентированности на интересы ребенка и его социальную адаптацию в среде.

До недавнего времени школьная и внешкольная педагогика существовали в лучшем случае параллельно, а в худшем – действовали в расходящихся направлениях. В последнее время ситуация меняется. В ряде случаев создаваемые учебно-воспитательные комплексы включили в свою структуру учреждения дополнительного образования – такие как художественную, хореографическую, музыкальную школы и даже школы и центры искусств.

Опыт перенесения в школьные условия целостных, сложившихся образовательных систем, имеющих собственные традиции, отработанную технологию, не так уж велик. Но суть проблемы сводится к задаче адаптации одной образовательной системы к другой, изменению некоторых элементов внедряемой системы с целью ее «вживания» в существующую школьную систему, т.е. создания так называемого «единого образовательного пространства». При этом главным условием адаптации является сохранение ее сущности, «самости».

Сам термин «дополнительное образование» представляется весьма условным, ибо ребенок являет собой веер траекторий развития, и никому не дано предугадать, какая встреча, какое взаимодействие и с какой средой будет для него решающим.

Порой воздействие педагога дополнительного образования на личность ребенка перевешивает влияние целого педагогического коллектива школы и тем самым становится для воспитанника основным, а все остальное – дополнительным. Нередко мудрый педагог дополнительного образования, зацепившись за что-то интересное ребенку, вытягивает личность в целом, меняя систему ценностей, личностные ориентации. Подобный педагогический прорыв может совершить и школьный учитель, но с внешкольником он в слишком неравном положении, ибо дополнительное образование по самой своей сути личностно ориентировано, индивидуализировано. К «внешкольнику» не приходят «из-под палки», а только тогда, когда сформирована хотя бы первичная мотивация, есть какой-то интерес к данному виду деятельности. Сама добровольность выбора является мощным педагогическим фактором.

Школа же всегда в силу своего социального происхождения будет оставаться в определенной степени учреждением формальным, хотя бы в смысле неизбежного соблюдения обязательных для всех норм и правил. Иное дело – внешкольная педагогика, которая в ее сущностном виде исповедуют личностную философию образования, ориентированную на интерес ребенка, и его социальную адаптацию в среде. «В эпоху глобализации и новых технологий это не просто социальная сфера, это вложение средств в будущее страны» (В.В. Путин).

Излишне напоминать, что многие обстоятельства нашей жизни работают на снижение адаптационного потенциала ребенка. Очевидно, что и школа вносит в это свою значительную лепту. Неизбежный шок, который испытывает ребенок при поступлении в детский сад, впервые отрываясь от матери; адаптационный синдром первого класса, стрессы, связанные с перегрузкой программ; не всегда корректный выбор педагогических технологий; наконец, авторитарный стиль общения, до сих пор неизжитый в школе, - все это мстит за себя повышенной заболеваемостью детей.

Конечно, многое в последние годы можно отнести за счет социального и экономического положения страны в целом. Но надо заметить, что и сама школа вносит свой вклад в процесс ухудшения здоровья детей. Не случайно еще в 20-е годы Л.С. Выготский писал, что болезни детей школьного возраста – это «школьные болезни» по преимуществу, т.е. болезни, в которых выражаются неблагоприятные влияния обучения на ребенка.

90% инновационной деятельности школ сводится к углублению и расширению содержания образования за счет ввода в учебный план дополнительных предметов.

Поэтому адаптация учащихся к интеллектуальным, физическим и нервным нагрузкам становится актуальной проблемой, требующей своего решения.

Подвижная психика ребенка, свой для каждого тип и темп созревания интеллекта бесконечно пугают стройную картину любой педагогической системы. А это значит, что, пытаясь выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом его психофизиологических особенностей и склонностей, необходимо помнить о том, что все наши подходы носят ориентировочный, приблизительный характер. Мы имеем дело с хрупкой, изменчивой природой растущего человека.

Каждый возраст рождает в ребенке свои потребности и вопросы. В зависимости от темперамента и индивидуальных особенностей ребенок высказывает их вслух или никак не проявляет вовсе, однако же живет с ними.

Материал занятий строится так, чтобы в нужный момент к ребенку пришла та информация, в которой он нуждается для правильного гармоничного развития.

Потребности и нужды детей бывают возрастные и индивидуальные. Конечно, ребенок нуждается в знаниях, которые предлагает ему школа. И не только потому, что он будет жить в мире, в котором ему надо многое знать, но еще и потому, что он будет жить в мире, в котором ему надо многое знать, но еще и потому, что различные знания развивают разные стороны существа человека. Не только физическое тело формируется по законам, общим для всех людей, но и его духовно-душевная сущность.

Чтобы она правильно и здоровым образом развивалась, ребенку в определенном возрасте необходимо слушать сказку и научиться читать, писать, считать, а в другом возрасте ему следует познакомиться с законами физик и химии, читать романтические баллады и т.д. То есть, как в определенном возрасте у всех детей начинают меняться зубы и происходит половое созревание, так же каждый возраст рождает в ребенке свои  потребности и вопросы.

Но чтобы в средней и старшей школе ученики были способны к такому творческому живому мышлению, позволяющему им легко делать «открытия», в младших классах надо заложить для этого фундамент: научить душу детей быть подвижной и гибкой, этому способствуют занятия искусством. И если школьные программы в этом смысле ограничены, то у дополнительного образования больше возможностей.

Дополнительное образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Становится все более очевидным, что прорыв в методологии образования связывается с проникновением искусства во все сферы образования. И это обусловлено рядом взаимодополняющих обстоятельств.

Первое из этих обстоятельств носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества.

 Особенно важно подчеркнуть, что искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своего рода «защитный» пояс, охраняющий ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма, и могут нанести личностные и психические травмы детям, стать источником формирования агрессивного поведения.

Второе обстоятельство, связанное с изменением представления об общепринятых идеалах выражаются в осознании ограниченности рационального объяснения мира, а тем самым, в продолжении взгляда на человека, как на сугубо рациональное существо, и выявлении смыслообразующей, мотивирующей функции искусства в становлении личности.

Третье педагогическое обстоятельство заключается, как правило, в растущем интуитивном понимании того, что искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира.

Основная цель развития детей заключается в формировании более глубокого, осмысленного духовного мира учащихся, их эстетического вкуса через воздействие различных видов искусств в их комплексе. Детей необходимо подвести к пониманию, что внутренняя музыка живописных полотен, литературных произведений – это музыка эмоций, музыка чувств, музыка страстей.

Сравнивая языки различных искусств, находят между ними много общего:

- мелодия сродни линии, силуэту, штриху;

- музыкальный лад сродни колористическому строю живописного произведения;

- ритмическая организация, темп, динамика имеют место в развитии художественного образа практически каждого вида искусства.

В результате учащиеся начинают понимать, что в искусстве сокрыта активная созидательная сила, направленная на воспитание чувств, на развитие образного мышления, художественного воображения, способности к восприятию нового.

«Искусство помогает «вытащить»  из детских душ все самое необыкновенное, что так просто не раскрывается».

В настоящее время художественно-эстетическое образование в школе осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная литература», а также с помощью различных факультативов, кружков и других форм внеклассной работы. А углубленно  художественно-эстетическим образованием дети занимались в специальных школах и студиях.

Что такое специализированная школа (музыкальная, художественная, хореографическая и другие)? Туда идут дети, наделенные определенным даром. «Там их перемалывают мощные жернова, после чего выживают лишь самые способные, те, кто становятся профессионалами». Ребенок, который не имеет «комплекта» способностей, необходимого для профессионала, не интересует специализированную школу.

И что же мы видим: с одной стороны – профессиональное обучение небольшой группы детей, а с другой стороны – множество детей, от художественного творчества практически полностью отлученных.

Какие же конкретные качества нужны для занятий искусством? И как эти качества выявлять, «измерять» и развивать?

Этим определяется сверхзадача преподавателя дополнительного образования на базе общеобразовательной школе: общаться со всеми, уметь видеть в каждом ученике уникальную личность с присущим ему творческим потенциалом. Личность, которая не «сформируется» когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не вполне осознала себя, и нуждается в его помощи. Главное – чтобы ученик почувствовал, что благодаря искусству он как бы размыкает границы повседневного Я, получает опыт расширенного самоощущения в мире. Чтобы он испытал предчувствие, хотя бы смутное, собственных творческих возможностей.

Однако, педагог может только создать условия, а не предопределить путь ученика: не все же рождаются для того, чтобы осуществить себя именно в художественном творчестве.

В связи с этим и ориентация художественно-эстетического образования в основной школе не столько на технологизм, сколько на чувственно-эмоциональную сторону процесса обучения.

С чего обычно начинается приобщение к какому-либо виду искусства? Начинать же надо с развития того отношения к жизни, благодаря которому человек чувствует себя художником, порождает самостоятельные художественные замыслы, т.е. через процесс активного наблюдения и переживания различных проявлений окружающего мира. Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания. Известно, что разум и чувства очень сложно привести в равновесие, гармонию. И средством, снимающим противоречия между эмоциями и интеллектом, является танец. Доказано, что человек, владеющий своим телом, гармоничен не только в движениях, но и в собственных мыслях.

© Терёнина С. А., 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога дополнительного образования и концертмейстера в решении педагогических задач дополнительного образования детей

       Детское хоровое пение – важнейшее средство музыкально-эстетического и – шире – эстетического воспитания в целом. Достижение этой важнейшей цели не ограничивается собс...

Формы взаимодействия педагога дополнительного образования и семьи.

Совместная деятельность педагога и семьи будет эффективнее тогда, когда педагог дополнительного образования будет использовать активные формы взаимодействия с семьёй своих воспитанников....

Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями

Выступление педагога дополнительного образования на педсовете. Тема доклада: "Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями". В докладе рассмотрены основные эффективные и популярные...

«Взаимодействие центра дополнительного образования детей с общеобразовательными организациями по обеспечению внешкольной занятости обучающихся, находящихся в социально опасном положении.

В результате социально-экономических преобразований в России в особенно в уязвимом положении оказались семьи и дети, проживающие в отдаленных территориях. Для многих из этих регионов характерны наличи...

Статья "Взаимодействие Центра дополнительного образования и школы"

Статья  информационно-аналитического характера на материалах взаимодействия ЦДО и школы (из опыта работы ЦДО "Радуга"). Проблема особенно важна для учреждений ДО в рамках духовно-нравственного во...

Взаимодействие педагогов дополнительного образования "ЦТР "Салют" с родителями учащихся с целью повышения качества содержания образования

В публикации приведены основные методы взаимодействия с родителями учащихся по разным направлениям....