«Особенности взаимодействия педагога дополнительного образования, концертмейстера и учащегося в вокальном и хоровом классах»
методическая разработка по музыке на тему

Балашова Юлия Владимировна

Методическая разработка педагога дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrab.docx24.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка

Тема: «Особенности взаимодействия педагога дополнительного образования, концертмейстера и

учащегося в вокальном и хоровом классах»

Автор:

педагог дополнительного образования, учитель музыки ГБОУ Гимназии № 278 им. Б.Б. Голицына Адмиралтейского района Санкт-Петербурга:

Балашова Юлия Владимировна

2017


Введение. Задача музыкального воспитания в дополнительном образовании детей состоит в том, чтобы посредством синтетической формы бытования музыкального искусства приобщить подрастающее поколение к музыкальной деятельности, сформировать представление о выразительной интонационной природе музыкального искусства через непосредственное

«проживание» музыкальных образов. Наряду с развитием музыкально- познавательной деятельности учащихся в рамках дополнительного образования, осуществляется и воспитательный процесс формирования любви к музыке вообще. Четкого определения понятия музыкально- познавательной деятельности в музыкальной педагогике не встречается, однако на основе знаний о сущности познавательной и музыкальной деятельности можно предположить следующее определение музыкально- познавательной деятельности.

Музыкально-познавательная деятельность – это процесс постижения специфической области художественного отражения деятельности человеком, какой является музыкальное искусство, включающий различные способы и средства познания, с помощью которого осуществляется музыкально-эстетическое развитие личности. Такого рода деятельность невозможна без профессиональной помощи музыкальных педагогов и концертмейстеров, а также тесного взаимодействия обучающегося, концертмейстера и преподавателя на протяжении всего периода обучения.

В рамках данной методической разработки мы попытаемся охарактеризовать особенности взаимодействия концертмейстера, педагога и учащегося в вокальном и хоровом классах.

Общая характеристика профессиональной деятельности  педагога и концертмейстера

Концертмейстер и аккомпаниатор – самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические вузы. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция.

Обучение вокальному и хоровому пению во все времена являлось лишь практическим занятием, в основе которого лежал эмпирический метод, т.е. метод показа. Вопросы постановки голоса на протяжении многих веков считались недостойными теории – следовательно, они не могли стать предметом серьезных исследований. Критерием эстетической оценки верного звучания голоса для музыкальных педагогов (а это были передающие свой опыт певцы, музыканты высокого интеллекта и широких творческих возможностей) выступал музыкальный слух, ориентированный на искусство


игры на струнных и духовых инструментах, отличающиеся ровностью голосоведения, подвижностью, гибкостью и полной свободой.

Таким образом, музыкальный педагог - это воспитатель, профессионально осуществляющий процесс развития музыкально- познавательной и творческой деятельности у учащихся вокально-хоровых студий.

Взаимодействие  педагога, концертмейстера и учащегося во время занятий вокального исполнения.

Задачи обучения сольному пению состоят не только в том, чтобы развит вокальные данные учащегося, но и научить его использовать пение в качестве действенного средства создания сценического и музыкального образа.

Для наиболее эффективного ведения вокальных занятий педагог сольного пения и концертмейстер, начиная с первых уроков, обязательно выявляют ряд индивидуальных особенностей каждого учащегося:

  • вокальные данные;
  • музыкальный слух;
  • музыкальная память и ритм;
  • эмоциональная восприимчивость;
  • правильность произношения и четкость дикции.

На основе вышеперечисленных данных составляются индивидуальные методические разработки, а также строится вся дальнейшая педагогическая работа с учащимся по основам вокального пения. Педагог сразу же обращает внимание на четкость слова и правильность произношения.

Совместно с концертмейстером педагог по вокалу подбирает вокальные произведения, учитывая пожелания учащегося, и, при необходимости, транспонирует их в соответствии с диапазоном певческого голоса. Обучение, как правило, начинается с разучивания несложных народных песен, романсов и песен из теле - и кинофильмов, мелодическая линия которых проста, напевна, наиболее доступна учащимся.

В дальнейшем требования к певческо-исполнительским навыкам, к выразительности звуковедения, совершенствованию вокально-технических приемов существенно повышаются. Для этой цели педагог в тесном взаимодействии с концертмейстером подбирает и совершенствует репертуар вокального исполнения, все время его усложняя.

В особенности работы пианиста-концертмейстера вокального класса, помимо аккомпанирования певцам на концертах, входит помощь учащимся в подготовке нового репертуара. В этом плане функции концертмейстера носят

в значительной мере педагогический характер. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо фортепианной подготовки и аккомпаниаторского опыта, ряда специфических знаний и навыков, и в первую очередь умения корректировать певца, как в отношении точности интонирования, так и многих других качеств исполнительства.

При этом резко повышается роль внутреннего слуха в концертмейстерской работе. «Мысленное представление интонации у


концертмейстера должно быть очень прочным, чтобы получит значение незыблемого критерия звучания певца при его ошибках в интонировании» - справедливо отмечает Н. Крюков. Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональный строй и образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через слово.

Разучивая с учащимся программное произведение, концертмейстер наблюдает за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу. Он должен следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами, особенностями певческого дыхания и т.д.

Занятия строятся по разному, в зависимости о способностей учащегося, строения певческого аппарата. Если ученик не пел в этот день, то полезно его распеть несколькими упражнениями, которые давал в классе педагог и которые всегда знает концертмейстер. Можно спеть несколько вокализов или совместить и то, и другое. Иногда работу над произведением на занятии начинают по отдельным кускам, но часто бывает целесообразно сначала дать возможность ученику исполнить все произведение целиком (независимо от того, как его споет), после чего указать ему на главные ошибки, добиться их устранения, а затем снова повторить целиком уже в исправленном виде.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного следует сделать вывод о том, что профессиональная деятельность педагога и концертмейстера должна осуществляться в тесном контакте и взаимодействии друг с другом индивидуальных особенностей вокальных и музыкальных данных каждого учащегося, именно в этом проявляется тесная взаимосвязь всех субъектов данного образовательного процесса. В этом же залог успеха всей педагогической деятельности по обучению вокальному исполнению.

В процессе работы над произведением нельзя отделять работу над точным воспроизведением нотного текста от проникновения в сущность музыкального образа. Руководствуясь принципом индивидуального похода к каждому исполнителю, нельзя обозначить единый план ведения занятия, одинаково пригодный для всех учащихся. Как педагог, так и пианист должен помнить, как ученик пел в классе на прошлом уроке у педагога, как прошел предыдущий урок у концертмейстера и исходя из этого, продумать заранее, над именно лучше поработать на следующем занятии. В случае прихода на занятие ученика в утомленном или не совсем здоровом состоянии, понадобиться на ходу менять задачу, выбирая направления, не требующие большой вокальной нагрузки.

Сотрудничество педагога,  концертмейстера и учащихся во время занятий хорового пения.


Работа концертмейстера и музыкального педагога с хором значительно отличается от занятий с вокалистами. Как педагог-дирижер, так и пианист должен овладеть навыками общения с хоровым коллективом. Концертмейстеру необходимо уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, и педагог и пианист должны понимать такие приемы как цепное дыхание, вибрато, выразительная дикция и др. именно концертмейстер помогает педагогу в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а также способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая четкий ритм работы. Подчеркнем, что не только от дирижера (педагога), но и от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений для распевания хора. Пианисту необходимо следить за жестами педагога, поэтому он обязан знать основы дирижерской техники и уметь играть «по руке» дирижера. Важным моментом в работе концертмейстера является умение трансформировать звучание музыки в зависимости от жестов преподавателя хорового пения, порой даже наперекор логике исполнения произведения.

На занятиях хора концертмейстеру (на этапах разучивания репертуара) иногда нужно показывать звучание фрагментов музыки, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры. Здесь не обойтись без навыков беглого чтения хоровой партитуры с листа, а также без умения совместить хоровую партитуру с аккомпанементом в исполняемом произведении. В процессе такой игры следует добиваться выразительности, создавая образец исполнения для участников хора. Через показ на инструменте аккомпаниатор обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку, ритм.

Музыкальные образы, которые слышат концертмейстер и преподаватель внутренним слухом, они в какой-то степени делают видимыми. Неверное движение головы или любой другой необоснованный жест, как педагога, так и аккомпаниатора, может вызвать ошибку в звучании хора: неверное вступление голосов, ошибочный динамический нюанс, неточное взятие дыхания, ритмическое колебание и др. Строгость и выразительность движений преподавателя и пианиста во время исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в котором выступает хоровой коллектив во время концерта.

Деятельность преподавателя и концертмейстера в обучении хорового коллектива требует от них хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. От педагогического коллектива требуется слаженность действий, гармоничное и практически синхронное восприятие музыкального произведения. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде на партитуру они должны видеть весь объем фактуры, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.

Таким образом, успешная деятельность педагога-дирижера и концертмейстера невозможна без постоянного тесного контакта и


взаимодействия друг с другом. Они сами, как бы, представляют дуэт исполнения музыкально-педагогического воздействия на хор. И, конечно же, этот дуэт не может быть успешным без включения в него третьего компонента – строгого учета музыкальных способностей детского хорового коллектива, степени сплоченности хора и перспектив его дальнейшего развития. Так что, правильнее было бы говорить о музыкальном трио.

Заключение.

Работа педагога и концертмейстера в сфере дополнительного музыкального образования заключает в себе и чисто творческую (художественную), и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе с учащимися любых специальностей. Педагогическая сторона деятельности особенно отчетливо выявляется в работе с учащимися вокального и хорового классов.

Мастерство музыкального педагога и концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от педагогического состава не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано.

Повседневная обучающая деятельность музыкального преподавателя и концертмейстера требует от них применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.

Для педагога вокально-хоровой и вокально-эстрадной студий концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.

Для учащегося – солиста концертмейстер и педагог – помощники и друзья, наставники и тренеры. Право на такую роль может иметь далеко не каждый педагог и пианист – оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами и хором в собственном музыкальном совершенствовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога дополнительного образования и концертмейстера в решении педагогических задач дополнительного образования детей

       Детское хоровое пение – важнейшее средство музыкально-эстетического и – шире – эстетического воспитания в целом. Достижение этой важнейшей цели не ограничивается собс...

Формы взаимодействия педагога дополнительного образования и семьи.

Совместная деятельность педагога и семьи будет эффективнее тогда, когда педагог дополнительного образования будет использовать активные формы взаимодействия с семьёй своих воспитанников....

Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями

Выступление педагога дополнительного образования на педсовете. Тема доклада: "Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями". В докладе рассмотрены основные эффективные и популярные...

Взаимодействие педагогов дополнительного образования "ЦТР "Салют" с родителями учащихся с целью повышения качества содержания образования

В публикации приведены основные методы взаимодействия с родителями учащихся по разным направлениям....

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей ребенка на этапе предшкольной подготовки.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической практике. Родители учащихся являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответстве...

«Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

Взаимодействие педагога с родителями учащихся является важной педагогической функцией профессиональной деятельности педагога. Именно от родителей педагог может:- получить дополнительную информацию об ...

Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями учащихся как мотивационный ресурс образовательной деятельности

В детской школе искусств участие родителей в жизни обучающихся сейчас является как никогда актуальным. Актуальность обусловлена разнообразием творческих направлений, где может проявить себя ребе...