Взаимодействие педагога дополнительного образования и концертмейстера в решении педагогических задач дополнительного образования детей
статья на тему

Фирсова Татьяна Сергеевна

         Детское хоровое пение – важнейшее средство музыкально-эстетического и – шире – эстетического воспитания в целом. Достижение этой важнейшей цели не ограничивается собственно вокально-хоровой работой. Посещение театров, концертов, художественных выставок, прослушивание музыкальных произведений в исполнении концертмейстера хора ( в рамках его профессионального уровня) -   всё это дожно быть направлено на воспитание хорошего вкуса, расширение общекультурной эрудиции  участников детского хорового коллектива. И в этом также хормейстер и концертмейстер – их незаменимые, а иногда и единственные помощники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фирсова Т.С.

Взаимодействие педагога дополнительного образования концертмейстера в решении педагогических задач дополнительного образования детей

Концертмейстер – необходимый помощник и партнёр руководителя детского хорового коллектива. Работа концертмейстера в детском хоре имеет две стороны: профессиональную и творческую.

С чисто профессиональной точки зрения концертмейстер должен быть хорошо подготовленным музыкантом, - пианистом как минимум со средним, училищным образованием, свободно владеющим навыками чтения с листа (в т.ч. хоровых партитур), транспонированием в любую тональность, воспроизведения знакомого музыкального материала по памяти в случае отсутствия нотного текста. Необходим также такой сольфеджийный навык как  интонационно чистое воспроизведение голосом фрагментов хоровых партий для тех случаев, когда занятие проводится в отсутствие хормейстера.
     Важным и необходимым качеством является культура ансамблевого музицирования: это не только достижение согласованности хоровой звучности с фортепианной партией, но и оперативное реагирование на возникающие иногда в концертном исполнении недочёты: забывание поющими слов текста, сбои в интонировании и др.  

Творческая сторона работы концертмейстера включает в себя всё, что связано с художественной, образной стороной музыкального произведения, то есть с концертной деятельностью хорового коллектива. Эта сторона исключает формальный подход к работе, требует увлечённости, нацеленности на достижение максимально возможного результата.
        Практическая составляющая творческой работы включает в себя активное участие совместно с хормейстером в подборе репертуара, умение , при необходимости, сделать обработку (аранжировку) разучиваемых произведений (напр., в сторону упрощения или, наоборот, усложнения фактуры аккомпанемента) т.е., фактически, создать художественно оправданную редакцию, учитывающую возможности и потребности конкретного коллектива. Обычно с этой работой лучше справляются лица с композиторским образованием или обладающие композиторскими способностями.
        Детское хоровое пение -  важнейшее средство музыкально-эстетического воспитания участников хорового коллектива. Поэтому роль концертмейстера в этом чрезвычайно важна: эрудированный, подготовленный музыкант незаменим в деле расширении обще-музыкального кругозора детей, в т.ч. за пределами исключительно хорового репертуара. Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в работе детского хорового коллектива носит всеобъемлющий характер, оно необходимо на всех этапах творческого процесса, - начиная от набора детей в хоровой коллектив, подбора репертуара  до участия в концертных выступлениях на фестивалях и конкурсах.
       Педагогический процесс хорового коллектива складывается из нескольких составляющих: «черновой работы» по разучиванию и подготовке произведений к исполнению на концертной эстраде и собственно самих выступлений.
       Помощь концертмейстера необходима практически на любом этапе репетиционной работы, начиная с распевок и разнообразных упражнений по выполнению чисто технических вокальных задач до отработки отдельных фрагментов разучиваемых произведений.
       Большое количество этих задач и их относительная сложность требует от руководителей учебного  процесса создания соотвествующей психологической атмосферы, учитывающей все психологические особенности коллектива, с которым проводится работа. Дети должны чувствовать и видеть полное единство и взаимопонимание хормейстера и концертмейстера в каждый момент такой работы.
        Роль согласованности в действиях хормейстера и концертмейстера многократно возрастает на творческом этапе работы, когда все или почти все чисто технические проблемы решены  и на очереди работа над  художественной, образной стороной разучиваемого материала.
        Хотя и на этом этапе главная роль в реализации художественной исполнительской концепции произведений принадлежит хормейстеру,  исключён вариант,  при котором хормейстер и концертмейстер по разному трактуют не только отдельные детали, но и – тем более -  произведение в целом. Конкретно взаимодействие двух участников педагогического процесса на этом этапе приобретает большое значение в тех случаях, когда  возникает необходимость сделать обработку (аранжировку) какого-либо произведения, «приспособить «его к возможностям коллектива: упростить или , наоборот, усложнить, напр., фактуру фортепианной партии, сделать её более интересной, т.е. создать  художественно оправданную редакцию произведения. Обычно с этой работой лучше справляются лица с композиторским образованием или обладающие композиторскими способностями.
        Демонстрацией эффективности творческого взаимодействия  хормейстера и концертмейстера на всех этапах педагогического процесса становится концертное исполнение произведения (или концертной программы) как результат, венчающий их совместную работу.
        Детское хоровое пение – важнейшее средство музыкально-эстетического и – шире – эстетического воспитания в целом. Достижение этой важнейшей цели не ограничивается собственно вокально-хоровой работой. Посещение театров, концертов, художественных выставок, прослушивание музыкальных произведений в исполнении концертмейстера хора ( в рамках его профессионального уровня) -   всё это должно быть направлено на воспитание хорошего вкуса, расширение общекультурной эрудиции  участников детского хорового коллектива. И в этом также хормейстер и концертмейстер – их незаменимые, а иногда и единственные помощники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования

В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования   и связанных с ним проб...

Рекомендации по подготовке педагогов дополнительного образования к участию в конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям»

Рекомендации предназначены педагогам дополнительного образования, желающим принять участие в конкурсе педагогического мастерства "Сердце отдаю детям"...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"

Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования»

Массовые  мероприятие — это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое педагогом или кем-нибудь другим для обучающихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательн...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...

Презентация педагога дополнительного образования на тему : "Научно-методический потенциал педагога дополнительного образования"

Презентация педагога дополнительного образования на тему : "Научно-методический потенциал педагога дополнительного образования"...