Мастер-класс для педагогов дополнительного образования «Активные методы обучения в работе педагогов дополнительного образования с обучающимися»
материал

Мануйлова Елена Александровна

Познакомить педагогов дополнительного образования с определением сущности активных методов обучения и необходимостью их применения для развития у обучающихся самостоятельности на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_akttivnye_metody_obucheniya.docx64.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования

«Активные методы обучения в работе педагогов дополнительного образования с обучающимися»

Подготовила: методист МБУ ДО «ЦДОД» Искитимского района - Елена Александровна Мануйлова.

Цель:

- Познакомить педагогов дополнительного образования с определением сущности активных методов обучения и необходимостью их применения для развития у обучающихся самостоятельности на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам.

План мастер-класса.

1. Приветствие. Установление благоприятного климата.

2. Активные методы, для применения на занятии по ДОП:

Активные методы для ознакомления с новым материалом на занятии.

Активные методы для самостоятельной работы обучающихся.

Активные методы для завершения занятия по ДОП.

3. Рефлексия мастер-класса.

Ход мастер-класса.

#1055;риветствие. Установление благоприятного климата.

Методист. Уважаемые педагоги, рада приветствовать вас сегодня на мастер-классе и нашу встречу предлагаю начать необычно, а именно - предлагаю поздороваться глазами. Здороваться нужно не словами, а глазами. При этом нужно постараться глазами показать, какое настроение у вас сегодня.

(участники мастер-класса здороваются глазами)

Прежде, чем перейти к активным действиям, я предлагаю настроиться на плодотворную совместную работу. В этом нам поможет упражнение «Ты и твое имя». Сейчас вы будете общаться в парах, каждая пара получает по 2 листа бумаги. Вам нужно будет обсудить с коллегой ваши имена и подобрать на первую букву имени две черты характера, какого-нибудь личностного качества.

Есть 3 обязательных условия:

  1. Человек должен на самом деле обладать этим качеством.
  2. Качество должно быть положительным
  3. Оно должно быть полезным в вашей педагогической деятельности.

(Работа в парах)

Методист. Уважаемые коллеги, предлагаю сообщить результат вашей работы в паре.

(Прослушивание ответов)

2. Активные методы, для применения на занятии по ДОП:

Методист. Сегодня мы рассмотрим тему «Активные методы обучения в рабо-те педагогов дополнительного образования с обучающимися». Вы познакомитесь с понятием - активные методы обучения и узнаете о конкретных активных методических приёмах, которые можно использовать в работе с детьми на разных этапах занятия по ДОП.

Изменения, происходящие в образовании, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Перед педагогами поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Главная задача каждого педагогога – не только рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Как говорится в китайской притче: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ». Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем, 20 % того, что мы слышим, 30 % того, что мы видим, 50% того, что мы видим и слышим, 70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем. Объяснение простое: только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы обучения.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестает быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.

Есть активные методы обучения, которые можно применять в начале занятия для положительного настроя учащихся на работу и установление контакта между учащимися. Динамично помогают начать занятие такие методы, как: «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся ладонями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена», «Поздороваемся глазами». Сегодня нашу встречу мы начали с одного из таких методов и вы его пропустили через себя.

МЕТОДЫ ДЛЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ

«Улыбнемся друг другу»

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

«Приветствие»

Учащиеся поворачиваются и приветствуют друг друга, говоря при этом имена, тех к кому обращаются и слова приветствия.

«Самолётик пожеланий»

Учитель предлагает всем обучающимся поприветствовать класс, но сделать это необычным способом - написав своё пожелание классу на крыльях бумажного самолётика. Обучающимся раздаются листочки, и учитель показывает, как делается самолётик. Затем все складывают самолётики и на их крыльях записывают свои пожелания классу(можно до начала урока). Затем по команде учителя все (в том числе, учитель) запускают самолётики в полёт и хлопают в ладоши! Когда самолётики приземляются, каждый подымает находящийся рядом самолётик и зачитывает написанное на его крыльях пожелание.

«Дерево Дружбы»

- Это дерево появилось на свет в тот момент, когда один человек улыбнулся другому. Эта улыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхности появились три ростка: доброта, взаимовыручка и искренность. Эти ростки срослись в одно целое, и появилось Дерево Дружбы. Дерево росло и развивалось, на нем набухали новые почки, лопались, превращаясь в изумрудные листья. Некоторые листочки желтели и опадали – это означало, что друзья поссорились. Но если на этом месте появлялась новая почка – друзья мирились! Наше дерево дружбы живет, и будет жить вечно. И каждый раз дерево улыбается, если люди дружат. И сегодняшний наш урок пройдет под девизом о дружбе и взаимовыручке: “Один за всех и все за одного”. За активную работу на уроке, за хорошие ответы вы будете получать листочки, а в конце урока посмотрим, сможет ли наше дерево улыбнуться нам и порадоваться нашим знаниям.

Эти методы воспитывают коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают контакт между учениками.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДЛЯ НАСТРОЯ НА РАБОТУ

Есть активные методы для настроя учащихся на работу: упражнение «Ты и твое имя». Этот метод вы тоже уже опробовали.

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы», «Солнышко и тучка» «Фруктовый сад», Упражнение "Лицензия на приобретение знаний", «Большая стирка», «Мяч ожиданий и опасений». Эти методы позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Метод «Что у меня на сердце»

Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёло. Обучающиеся приходят на занятие с разным настроением и нам педагогам приходится с этим работать. Хорошо поможет в этом метод выяснение ожиданий и опасений «Что у меня на сердце». Для начала давайте определим с вами, когда и почему на занятии может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Я раздам вам сердечки вырезанные из бумаги. На одной стороне сердечка вырезанного из бумаги напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, у Вас есть опасения и какие ожидания. И отложим их до конца нашего мастер-класса.

(педагогам раздают бумажные сердечки и они на них пишут)

Метод «Фруктовый сад»
Цель – педагогу результаты применения метода позволят лучше понять детский коллектив и каждого обучающегося, полученные материалы педагог сможет использовать при подготовке и проведении занятий для обеспечения личностно-ориентированного подхода к учащимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Численность – вся группа учащихся .
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Педагог предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания учащимся предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все учащиеся прикрепят свои фрукты к деревьям, педагог озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода педагог подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений педагог объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда педагог также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Методист предлагает педагогам разделиться на две группы и провести работу по методу «Фруктовый сад». Педагогам предлагается более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от мастер-класса по активным методам обучения и чего опасаются

(Идёт работа в группах)

(Методист выслушивает ответы педагогов)

Метод «Дерево ожиданий» или «Разноцветные листы»

Методист. Для проведения этого метода проводится подготовка: дерево, схематично нарисованные на доске, на дереве – красные ижёлтые листочки, разноцветные стикеры.

Проведение: педагог предлагает участникам мастер-класа на желтых листочках написать, чего они ждут на уроке, а на красных листочках – чего опасаются. В конце мероприятия участники заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и не сбывшиеся опасения – желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.

Оценка результата занятия: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждём плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.

Этот метод можно использовать практически на всех занятиях по ДОП.

Методист. Сейчас познакомлю еще с двумя матодами активного обучения.

Метод «Поляна снежинок» - этот метод побуждает учащихся к самооценке.

- Я разложила на столы снежинки белые и голубые, (цветочки и тучки). Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед занятием/мастер-классом поднимает белую снежинку (цветочек). Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку (тучку).

Метод «Солнышко и туча»

- Для этого метода необходимо подготовить материалы: карточки с изображением солнышка и тучи для каждого участника/обучающегося.

Проведение: участники/обучающиеся, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» (проводится в конце занятия). Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху

тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Активные методы для ознакомления с новым материалом

на занятии.

Методист. Для продуктивной работы обучающихся можно использовать следующие активные методы обучения: метод «Магазин», «Корзина идей», «Ковёр идей», «Составление кластера», «Написание синквейна».

Цель: активизация обучения учащихся на занятии.

Активные методы презентации учебного материала

Методист. Цель: представление нового материала. Вот здесь- то и требуется проявление творчества учителя. Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно

использовать следующий метод представления нового материала:

Метод « Магазин»

Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных,

фруктов, овощей, игрушек.

Проведение: на доске картинки с изображениями предметов, которые продаются в магазине. Каждый учащийся подходит к доске, произносит фразу: «Я покупаю машинку потому, что …» и называет ответ на вопрос по теме. Учащийся, правильно ответивший на вопрос по теме, забирает картинку.

Метод «Корзина идей»

Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог (чья группа купила больше картинок награждается педагогом).

Методист. На начальной стадии урока при организации групповой и индивидуальной работы учащихся, можно использовать метод «Корзина идей» для актуализации имеющихся у них знаний и опыта. На доске помещается корзина, в которой условно будет собрано всё то, что ученики вместе знают об изучаемой теме – понятия, термины (формируются познавательные УУД: умение сопоставлять, отбирать информацию, полученную из различных источников).

Метод «Ковёр идей».

«Ковёр идей один из методов решения проблемы.

Методист. Данный метод проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы. Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей». Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги. Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию. Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

Метод «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Методист. Предлагаю провести работу в группах по данному методу. Перед вами на столах лежат листы ватманов. Предлагаю обсудить проблему активных методов обучения и записать в центре листа ключевое понятие «Активные методы обучения», а от него нарисовать стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

(идёт работа в группах)

Методист: Давайте посмотрим, как у вас получилось применить данный метод в работе.

(ответы по группам)

Метод «Написание синквейна»

Методист. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях. Как же пишется синквейн?

Условия его написания таковы:

На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть

тема синквейна.

На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме

синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности:

интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Например: (последние изученные словарные слова)

Сорока. Собака.

Длиннохвостая, пёстрая. Любимая, верная.

Летает, стрекочет, вертится. Ласкается, кусается, сторожит.

Болтлив, как сорока. Вот где собака зарыта!

Птица. Друг.

Методист. Предлагаю поработать в группе и составить синквейн 1-ой группе со словом – методы, второй группе со словом – мастер-класс.

(Идёт работа в группах)

Методист. Предлагаю продемонстрировать своё выполненное задание.

(Заслушиваются ответы)

Метод «Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач, обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Активные методы для самостоятельной работы обучающихся.

Методист. Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Для работы над темой занятия можно использовать методы: «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания».

Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Светофор», «Приоритеты», «На линии огня», «Картинная галерея», «Аквариум».

Методист. Подробнее про метод «Инфо-угадайка»
Цели: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучения.

Методист предлагает участникам мастер-класса работу в группе.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение:

Педагог называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Участникам группы/обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем педагог раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, педагог вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации педагог задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у участников/обучающихся, педагог дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает участникам/обучающимся следить за аргументацией педагога и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Метод «Мини-интервью». Метод работает в парах. В каждой паре «журналист» задает вопросы своему «герою».

Метод «Я работаю волшебником». Игра не только пробуждает инте-рес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Работа проводится в группах по 5-7 человек.
Предположительное время проведения: 20-25 мин.
Потребуется материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение: группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Педагог ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде педагога группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении педагог резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок

Метод «Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой занятия. Группа разбивается на малые подгруппы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая подгруппа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Подгруппы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых подгруппы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.

Метод «Пометки на полях» или «Инсерт».

Этот прием является средством, позволяющим учащемуся отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (+) отмечается в тексте информация, которая уже известна учащемуся. Он ранее с ней познакомился.

Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Учащийся ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным учащемуся и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.

Данный прием требует от ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по

этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Например. На листочках дан текст. Учащемуся проговаривается инструкция.

Метод «Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

На одном из следующих занятий возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Например. Тема «Местоимение».

1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.

2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.

3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.

4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

5. Местоимения изменяются по падежам и числам.

В предложении «Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

Метод «Лекция со стопами»

Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический метод. Особенности ее использования заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Активные методы для презентации результатов практической работы

Метод «На линии огня»

Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.

Активные методы для завершения занятия по ДОП.

Методист. Для подведения итогов занятий по определённой теме можно применить метод «Творческая мастерская».

Метод “Творческая мастерская”

Методист. Этот метод применяется на занятиях по обобщению темы. л К занятию возможно приготовить творческие работы: рисунки, иллюстрации на заданную тему, сочинения, стихи, рассказы, подобрать пословицы, изготовленные блокноты, книги необычных форм и другое. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе.

Методист. Завершить занятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Ресторан», упражнение «Комплименты», упражнение «Письмо самому себе» или «Письмо педагогу».

Метод «Мудрый совет»

Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему занятия или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия. Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем занятии.

Пример Активных методов подведения итогов урока

Метод Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учащихся от прошедшего занятия. Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: все учащиеся группы.

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:

Педагог предлагает учащимся представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем занятии. Кроме того, обратная связь от учащихся позволяет педагогу скорректировать занятие на будущее

В завершении педагог резюмирует итоги занятия, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Упражнение: «Экспресс – портрет»

Цель: закрепить изученный материал, умение описывать, обобщать, активизировать мыслительную деятельность, развивать творческую активность, фантазию; расширять словарный запас, письменную речь; умение работать в группе.

Оборудование: листочки для записей, коробочки (по количеству групп), наборы картинок (по количеству групп).

Проведение: группа делится на подгруппы. Например: каждый учащийся в группе получает карточку с названием животного или растения. Перед группой стоит коробочка с набором картинок с изображением животных и растений. В течение 3 минут на листочке должен написать «портрет» этого животного (растения). Затем каждый в группе представляет свою работу, начиная со слов: природные зоны, сообщество и т. д. «Я хочу представить вам зверя (птицу, насекомое…), он выглядит так…» и зачитывает «портрет». Учащиеся в группе отгадывают, чей «портрет» описан, находят в коробочке картинку с изображением.

Метод «Мозаика из слов».

Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и должна за 5 минут составить список ключевых понятий и терминов, связанных с темой урока.

Методист. Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. «Четыре стихии», «Постройся по росту», «Пантомима», Снежинки», «Порхание бабочки».

Упражнение «Четыре стихии».

"Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

Упражнение «Постройся по росту».

Участникам/обучающимся завязывают глаза и предлагают построиться по росту в шеренгу. После этого, как все участники займут свои места, повязки снимаются, и проверяется результат.

Упражнение «Пантомима»

Группа участников/обучающихся делится на 3 подгруппы. У каждой подгруппы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.

Письмо педагогу.

Я присутствовал на занятии, которое называется…
Больше всего запомнилось.
Мне понравилось … Мне не понравилось
Мое эмоциональное состояние …
Это занятие учит меня …

Метод «Ромашка».

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

Упражнение «Комплименты»

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.

Метод «Итоговый круг» - Педагог дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Этот метод помогает эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Упражнение ''Шарик''

Положить руку на живот. Надуть живот как будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох. Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. Выдох свободный, ненапряжённый.

Вот как шарик надуваем!

Надуваем быстро шарик,

А рукою проверяем /вдох/ или он становится большой.

Шарик лопнул, выдыхаем,

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Наши мышцы расслабляем.

Стал он тонкий и худой.

Упражнение ''Солнышко и тучка''

Педагог произносит слово «Тучка» - дети представляют, что солнце зашло за тучку, стало свежо, прохладно – сжаться в комок, чтобы согреться /задержка дыхания/. При слове «Солнышко» - солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться, разморило на солнце /на выдохе/.

Метод «Солдатик и тряпичная кукла»

Движения помогают осознавать напряженное и ненапряженное состояния мышц тела. Педагог даёт команды то «Солдатик», то «Кукла».

По команде «Солдатик» дети напрягают все мышцы – «встают по стойке смирно». Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

По команде «Кукла». Они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то влево, то вправо. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг пояса.

Метод «Морские волны»

Команда «Штиль» - все замирают. При команде «Волны» - дети встают по очереди, с интервалом в 2 сек. Сначала - все сидящие за 1-ми партами, далее за 2-ми и т.д. Последние парты встав, хлопают в ладоши. Затем в таком же порядке класс садится. «Шторм» - выполняют те же действия, но быстро, без пауз, друг за другом. Завершить игру лучше командой «Штиль».

Можно использовать любые игры и упражнения, способствующие развитию самоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечное расслабление.

Методист. Подведём итоги.

Резюме.

У методов активного обучения есть много плюсов. Занятия с их использованием интересны не только для учащихся, но и для педагогов. Методы активны, поэтому лучше их вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методы не обязательно все на каждом и на одном занятии. Имеются и Недостатки:

Дети не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на занятиях создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может

доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

Для некоторых участников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать.

Если преподаватель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

- формирование положительной учебной мотивации;

- повышение познавательной активности учащихся;

- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

- стимулирование самостоятельной деятельности;

- развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

- эффективное усвоение большого объема учебной информации;

- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

- развитие навыков самостоятельного умственного труда, развитие универсальных навыков.

«Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество» Л.Н.Толстой

Рефлексия Мастер - класса.

Методист. Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к нашим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

(происходит обсуждение)

Заключение.

Методист. Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многообразный. В нем комфортно чувствуют себя и педагоги и учащиеся. Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современных детей. А мы не прощаемся, а говорим: «До новых встреч!».

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред Л.С.Цветковой. – М., 2001.

2. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. – М., “Восхождение”, 1997.

3. Зарукина Е.В., Н.А.Логинова, М.М.Новик Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. - Санкт-Петербург, 2010.

4. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мастер-класс, как современная форма методической работы педагога дополнительного образования "

С целью обобщения и  распространения  педагогического опыта предлагаю познакомиться с  программой по самообразованию....

Опыт работы педагога дополнительного образования «Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования»

Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в  области художественного образования....

Статья "Использование метода учебного проекта в практике работы педагога дополнительного образования"

Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которы...

Помощь в подготовке к олимпиадам "Развитие глобальных компетенций, компонента функциональной грамотности при работе педагогов дополнительного образования с обучающимися"

На этапе подготовки к олимпиадам необходимо ориентировать школьников на творчество, а это значит: дать возможность мыслить нестандартно, прислушиваться к своим ощущениям, ассоциациям, не бояться выска...

"Методы и технологии в работе педагога дополнительного образования детей"

laquo;Обновление содержания и методов (технологий) обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг в субъектах Российской Федераци...