"Мастер-класс, как современная форма методической работы педагога дополнительного образования "
методическая разработка по теме

Демидова Елена Станиславовна

С целью обобщения и  распространения  педагогического опыта предлагаю познакомиться с  программой по самообразованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа самообразования

«Мастер-класс, как современная форма методической работы педагога дополнительного образования»

Автор: Демидова Елена Станиславовна, педагог дополнительного образования, 1-й  квалификационной категории, педагогический стаж 20 лет. Руководитель творческого объединения «Аленький цветочек» (лепка из глины) с 1995 года. Место работы: МОУ ДОД Подростковый центр, п. Пильна, Пильнинский район, Нижегородской области.

Основой повышения профессиональной квалификации, средством активизации познавательно-практической деятельности современного педагога дополнительного образования является работа по его самообразованию. Предлагаю вашему вниманию свою программу самообразования, возможно, она поможет моим коллегам не только пополнить копилку их знаний, но и подскажет направление поиска  эффективных, приоритетных для них приемов работы с учащимися и их родителями, коллегами, общественностью, как это удалось мне.

Пояснительная записка

Среди различных видов изобразительной деятельности дети разных возрастов и образовательных потребностей  особо выделяют лепку из глины и отдают ей предпочтение, как наиболее любимой и занимательной. Возможность создания своими руками игрушек, реализация  своих личностных качеств и демонстрация своих способностей вызывает большой интерес, как у детей, так  и заинтересованных лиц (родителей, учителей, воспитателей, общественности).

Отечественными педагогами-классиками Л.С.Выготским, Н.И.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Н.Б.Халезовой, В.С.Мухиной, Г.Г.Григорьевой, было доказано, что приобщение детей к художественной культуре средствами изобразительного творчества таит в себе широкие возможности. Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются общие и художественные способности.

 Занятия лепкой,  являются важным фактором формирования творческой личности, фактором познания и преобразования окружающего мира. Считается, что лучшим материалом для обучения является – «живая», природная, экологически чистая глина, обладающая высокохудожественными свойствами.

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм обучения и распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс, что и  легло в  основу создания данной программы.

Цель: активизация познавательно-практической деятельности педагога; распространение личного педагогического опыта.

Задачи: 

- расширить границы художественного образовательного пространства;

- раскрыть образовательный, коррекционно-развивающий потенциал занятий лепкой, как источника развития важнейших качеств личности – инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения;

- обогащать социальный опыт и умение взаимодействовать в специально организованной деятельности.

Принципы организации и проведения мастер-класса:

 Принцип «Я знаю, как это делать. Я научу вас»  Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «Мастер-ученик» являются необходимыми. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому ученику – вот характерные черты мастер-класса.

Принцип эстетизации. Большее внимание особенно  в  детском возрасте, следует уделять формированию потребности заниматься рукотворчеством, создавать красивые поделки;  дарить радость окружающим;  создавать вокруг красивое пространство. Впоследствии, став взрослым, они всегда будут стремиться к красоте. Создание красивого,  диктуется поисками радости, а без этого человек не может существовать.

Принцип событийного подхода к развитию творчества. Мастер-класс – это «активное социальное взаимодействие мастера и учеников в сфере их совместного бытия (со-бытия). Результатом является духовное взаимообогащение, взаиморазвитие мастера и ученика» (И.А. Павловская). Мастер-класс – это заранее спланированное событие, вызывающее яркое эмоциональное отношение к происходящему, это встреча, надолго остающаяся в памяти. Событийный подход, являясь неотъемлемой органической частью воспитательного процесса, позволяет оказывать влияние на становление и развитие личности.

Принцип учета возрастных особенностей.  Выбор темы,  методов и приемов, средств обучения должны быть адекватны возрастным возможностям участников мастер-класса и собственно объекту изучения.

Предполагаемый результат:

- изучение передового опыта в области декоративно-прикладного творчества;

- совершенствование педагогического мастерства;

- повышение общего культурного уровня;

- формирование коллектива единомышленников;

- демонстрация собственного опыта обучения и воспитания на учрежденческом, районном, региональном уровнях;

-  формирование у участников мастер-класса основ художественной культуры, умения  находить выразительные средства для воплощения образов в лепке из глины;

- обогащение социального опыта, умения доброжелательно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности с  Мастером.

План индивидуальной  работы на 2013-2016гг

Этапы

Содержание работы

Форма представления результатов

Сроки

Первый год работы над темой

1.Диагностико-прогностический

1.Анализ и постановка проблемы.

2.Изучение материала по проблеме.

3.Определение цели и задач программы.

4.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

5.Прогнозирование результатов.

1. Консультация с методистом ИДК, заместителем директора ПЦ по методической работе.

2. Выступление на РМО заместителей директоров по воспитательной работе.

3.Индивидуальные консультации с педагогами-организаторами, классными руководителями, методистами ДОУ, общественными организаторами.

4. Работа с интернет-ресурсами.

5. Работа с методической, научно-публицистической литературой.  

Август-октябрь 2013 года

В течение года

2.Практический. Подготовительный

 

1.Внедрение передового практического опыта.

2.Формирование методического комплекса.

1.Организация и проведение мастер-класса для педагогов подросткового центра.

2. Мастер-классы для учащихся школ поселка и района.

3. Мастер – классы в рамках:  

-Всероссийской

Акция «Добровольцы детям» (для педагогов и воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Родник»);

- Дня поселка;

-Международной православной выставки  «Широкая масленица» (г.Нижний Новгород).

4. Мастер-класс в рамках зонального конкурса «Вожатый года».

Ноябрь 2014г.

1-2 раза в четверть;кани-кулы.

В течение года по запросу

Второй год работы над темой

3.Практический. Основной  

1.Внедрение передового практического опыта.

2.Формирование методического комплекса

3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4.Корректировка работы.

1.Выступление на заседаниях педагогического совета Подросткового центра, ОУ района.

2. Индивидуальные консультации.

3. Мастер-классы для учащихся и воспитанников ОУ  поселка и района.

4. Мастер-классы для педагогов ОУ поселка и  района.

5. Мастер-классы в рамках праздников и мероприятий на районном, региональном, всероссийском уровнях.

6. Мастер-класс для учащихся Воскресной школы.

Октябрь–декабрь 2014г.

В течение года.

1-2 раза в четверть;кани-кулы

Март 2015г.

В течение года по запросу

Один раз в месяц

Третий год работы над темой

4.Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы по теме.

3.Представление материалов (методические разработки,  презентации, реклама). 

1.Выступление на заседании РМО заместителей директоров, на заседании педагогического совета ПЦ.

2.Участие в областном конкурсе методических разработок.

Август– сентябрь 2015г.

Февраль-март 2016г.

В ходе дельнейшей педагогической деятельности

5.Внедренческий

1.Использование опыта в дальнейшей работе.

2.Распространение опыта. Творческое сотрудничество с педагогическим сообществом района, области.

1. Мастер-классы для учащихся, воспитанников и педагогов ОУ поселка, района.

2. Выступление на педагогическом совете ПЦ. Демонстрация презентации «Мастер-класс как современная форма методической работы»

3. Участие в областном проекте  по развитию туризма «Православные маршруты Пильнинского района».

В течение года по плану.

В течение года по плану.

В течение года по запросу.

Механизм оценки реализации программы

Основной формой отслеживания и оценивания результатов программы является самоанализ педагога по годам работы над темой. Исследовать уровень мастерства предоставляется возможным по участию педагога в областных конкурсах методических разработок, Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».  

Рекомендации по методическому обеспечению мастер-класса

  1. Тема, дата и  время  проведения мастер-класса согласовывается организаторами заранее.
  2. Мастер готовит глину по количеству учеников, раздает её перед началом мастер-класса.
  3. Наличие плана и конспекта мастер-класса.
  4. Наличие  компьютерной презентации (по необходимости, только если она органично входит в идею мастер-класса).
  5.  Методы и приемы обучения:

- Собеседование.

- Демонстрация слайдов.

- Обследование.

- Демонстрация приемов лепки, воздухообразующих движений.

- Совместные действия Мастера и ученика.

- Анализ продуктов и процесса детского творчества.

- Методы педагогической поддержки.

8.  Основной формой подведения итогов мастер-класса является анализ «продукта» и процесса обучения, организация выставки.

9. Для закрепления полученных навыков, обучения другим  способам лепки можно провести серию мастер-классов.

Список используемой литературы

  1. Демидова, Е. С. Образовательная программа дополнительного образования детей «Аленький цветочек» / Сост.  Е. С. Демидова. – Пильна, 2007. – 66 с.
  2. Павловская И.А. Событийный подход к развитию творчества школьников / И.А.Павловская // Воспитание школьников. – 2012. - №9 – С.51-55.
  3. Русских, Г. А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности / Г. А. Русских // Методист. – 2002. – № 1 – С. 38–40с.
  4. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. – М.: Школа - пресс, 2000. – 512 с.
  5. Федотов Г. Послушная глина / Г. Федотов. – М.: «АСТ-РЕСС», 1997. – 140 с.
  6. Ширшина Н.А. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС /  Н.А. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013. 277с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...

Мастер-класс по теме: «Современные образовательные технологии, применяемые в дополнительном образовании»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования«Центр технического творчества»         Мастер-класс по теме:&la...

Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях р

Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по обучению...

Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у

Методические материалы  к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по об...

Методическая разработка «Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий

Методическая разработка«Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий...

Методическая работа педагога дополнительного образования

Приказы, распоряжения. Размещенный материал.Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, изданий для  р...

Методическая разработка «Форма самоанализа занятия в работе педагога дополнительного образования»

В методической разработке рассмотрены методики самоанализа занятия педагога дополнительного образования, вопросники и схемы самоанализа учебного занятия, приведен один из вариантов формы сам...