Методическая разработка «Форма самоанализа занятия в работе педагога дополнительного образования»
методическая разработка

В методической разработке рассмотрены методики самоанализа занятия педагога дополнительного образования, вопросники и схемы самоанализа учебного занятия, приведен один из вариантов формы самоанализа. Даны рекомендации по использованию предложенной формы. Регулярный самоанализ позволит педагогу выявить наиболее эффективные методы педагогической работы с обучающимися, устранить недостатки в учебно-воспитательном процессе, повысить уровень профессионального мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnach_i.m._metod._razrabotka_formy_samoanaliza_zanyatiya.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского (юношеского) технического творчества

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Форма самоанализа занятия

в работе педагога дополнительного образования»

Автор:

Оснач Ирина Михайловна, методист

Санкт-Петербург

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ        2

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ        4

ГЛАВА 2.  СУЩЕСТВУЮЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ САМОАНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ        6

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА АКТУАЛЬНОЙ ФОРМЫ САМОАНАЛИЗА        9

3.1. Разработанная форма        9

3.2. Рекомендации по использованию формы        9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        11

БИБЛИОГРАФИЯ        12

                


ВВЕДЕНИЕ

Анализ собственной педагогической деятельности является главным ориентиром в работе педагога дополнительного образования. Регулярный самоанализ позволит педагогу выявить наиболее эффективные методы педагогической работы с обучающимися, устранить недостатки в учебно-воспитательном процессе, повысить уровень профессионального мастерства.

Главной ценностью занятия является самоанализ, который помогает осознать педагогу, был достигнут результат, или нет. Кроме образовательных задач педагогу необходимо учитывать воспитательные и развивающие аспекты занятия, и самоанализ в этом направлении также является подходящим инструментом.

 Не каждый молодой специалист и даже более опытный педагог сможет провести самоанализ своего занятия, поэтому большую роль здесь играет методическая помощь и поддержка для творческих поисков и начинаний.

Таким образом, роль методиста в данном процессе играет большую роль для создания актуальных форм в самоанализе педагогов дополнительного образования. При этом эти формы помогают педагогу самостоятельно проанализировать собственную деятельность.

Предметом исследования данной работы будут являться методики самоанализа занятия педагога дополнительного образования, вопросники и схемы самоанализа учебного занятия

Цель заключается в изучении существующих методов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, а также разработке нового актуального метода.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Изучить общетеоретические аспекты формирования самоанализа педагога;
  2. Рассмотреть формы и методы самоанализа деятельности педагога;
  3. Изучить существующие формы самоанализа в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования;
  4. На основе изученных данных разработать актуальную форму самоанализа.

Основные методики, которые будут использоваться в данной работе – это изучение и анализ литературы по заданной тематике, обобщение и структурирование уже существующей теоретической базы, а также моделировании новой формы для самоанализа педагога.


ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной главе необходимо ответить на вопросы: «Зачем нужен самоанализ занятия?» и «Что есть самоанализ?»

Касательно первого вопроса, в первую очередь для профессионального роста педагога. Не каждый педагог сможет проанализировать собственную работу и правильно и может быть даже непредвзято воспринять анализ своей работы, проведённый коллегами или даже обучающимися.

Краткий отчет педагога, проводившего занятие, даёт понятие о степени выполнения намеченного плана, достижения поставленных им целей и задач.

Анализируя собственную деятельность, педагог может выявить у себя аналитические способности, самостоятельность, логику.

Способность к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения педагогом своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования [7, с. 57].

В настоящее время значение и актуальность самоанализа приобретает важную роль для выбора форм и содержания методической работы на основе образовательных запросов.

В существующей системе методической работы не уделяется должного внимания вопросу формирования у педагогических работников умений анализировать собственную деятельность. Поэтому формирование у педагога готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы методической службы, которая в силу своей приближенности к педагогу в условиях конкретного образовательного социума может реализовать этот процесс комплексно и системно [2, с. 23].

Педагог должен уметь грамотно проанализировать проведенное занятие и в этом ему помогает самоанализ, который позволяет лучше осознать систему своей работы, быстрее освоить методику оптимального варианта обучения. Самоанализ делает педагога психологически защищенным, уверенным в себе, стимулирует развитие творческого мышления.

Отвечая на второй вопрос «Что есть самоанализ?», необходимо привести схему самоанализа педагога дополнительного образования, которая включает в себя следующие аспекты:

1.Общие сведения о занятии:

  • краткая характеристика группы: состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
  • оснащенность занятия: средства обучения. Наглядные пособия, технические средства и т.д.

2. Тема занятия:

  • место в учебном курсе;
  • степень сложности в целом для данной группы в частности.

3. Цель занятия:

  • образовательный, воспитательный и развивающий аспекты.

4. Содержание занятия:

  • соответствует ли цели занятия;
  • развивает ли творческие способности детей;
  • способствовало ли развитию интереса к обучению;
  • формированию каких знаний и умений способствует.

5. Тип занятия:

  • какой тип занятия избран (на изучение – лекция, объяснение, демонстрация; на закрепление и совершенствование знаний, умений – контрольные работы, упражнения, повторение и т.д.; на самостоятельное применение знаний, умений, навыков – самостоятельные работы, представления, семинары и т.п.);
  • как осуществляется связь с предыдущими занятиями.

 6. Структура занятия:

  • этапы занятия;
  • их последовательность;
  • как обеспечивается целостность занятия.

7. Методы обучения:

  • соответствуют ли цели занятия;
  • в какой мере обеспечивали развитие познавательной активности детей;
  • какова их эффективность.

8. Система работы педагога:

  • умение организовать работу детей;
  • управление группой, определение объёма учебного материала;
  • поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.);

9. Система работы обучающихся:

  • организованность, активность;
  • отношение к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний, умений;
  • умение творчески применять знания и умения.

10. Общие результаты занятия:

  • выполнение запланированного объёма;
  • степень реализации цели занятия;
  • общая оценка результатов эффективности занятия;
  • саморекомендации по улучшению качества учебного занятия

При самоанализе педагог дает:

  • Характеристику занятия в общем курсе
  • Оценку цели, задачам, которые ставил и анализ их достижения
  • Характеристику объема содержания учебного материала
  • Оценку качества усвоения детьми учебного материала
  • Характеристику применяемых методов и оценку эффективности их использования
  • Оценку активности обучающихся
  • Самоанализ собственной деятельности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и т.д.)

Необходимо ответить на вопросы:

  • Что нового для развития способностей детей дало данное занятие?
  • Соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню развития, специфике учебной группы?
  • Насколько активны были дети? Сколько раз и кто был замечен, выступал, как стимулировалась работа?
  • Как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей, насколько актуальны полученные знания для ребят?
  • Как контролировалась работа детей? Как была оценена работа детей на занятии?
  • Какова психологическая атмосфера на занятии?
  • Изменилось ли ваше настроение после занятия? Что получилось и что не удалось осуществить в ходе занятия?

В заключении педагог высказывает свои предложения по улучшению своей работы на занятии, делает общие выводы.

Главное в самоанализе то, что педагог должен объяснить, почему именно так он решил провести занятие, почему избрал именно эту методику, стиль и характер собственной деятельности и работы детей.

Таким образом, самоанализ педагога дополнительного образования – это набор оцениваемых характеристик, необходимых для дальнейшего улучшения качества собственной работы.


ГЛАВА 2.  СУЩЕСТВУЮЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ САМОАНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ходе анализа собственной деятельности выстраивается взаимодействие и взаимопонимание педагога с обучающимися, родителями, коллегами. Поэтому анализ собственной деятельности можно рассматривать как целенаправленный процесс установления отношений между действиями, мотивами и средствами или выход во внешнюю позицию одного субъекта деятельности по отношению к деятельности другого [5, с. 66].

Рассматривая процесс самоанализа, мы исходили из того, что в ходе профессиональной деятельности педагога, познающий мир, по словам А.С. Рубинштейна, сталкивается с противоречием и внутренним дискомфортом [5].

Успешность развития способности педагога к самоанализу требует организационно-педагогического обеспечения. Это становится возможным благодаря построению такой системы методической работы, которая способна создать мотивационное, информационное, диагностическое, координационное, психологическое обеспечения [5, с. 68].

Методическая работа оказывает большое влияние на развитие способности педагога к самоанализу, она включает в себя определенные этапы ее проведения: диагностику, которая обеспечивает определение педагогом круга затруднений, планирование учебной деятельности с учетом различных форм, методическое сопровождение, создание условий для повышения квалификации, получение обратной связи.

Анализ собственной деятельности зависит от развития профессиональной позиции педагога. В этом ему помогает методист, который подсказывает как использовать инновационные формы, которые обеспечивают раскрепощение, профессиональное самоутверждение и самовыражение педагога.

Не обойтись и без критической позиции педагога по отношению к собственной деятельности. Поэтому педагог находится в зависимости от методической службы. В любой момент педагог может получить интересующую информацию через проведение консультаций, научно-практических конференций, круглых столов с обсуждением конкретных задач. Такая взаимосвязь поможет выявить проблемы педагога и поможет развить способность к самоанализу.

Согласно характеристикам и критериям оценки можно выделить следующие уровни сформированности самоанализа педагога: низкий (чувственно-эмоциональный), средний (осознанный), высокий (системно-осознанный) – разработаны показатели их развитости (таблица 1).

Таблица 1. Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа

Компоненты самоанализа

Уровни и показатели

Низкий

Средний

Высокий

1.Самоконтроль

Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции

Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений

Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, явлениями, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик

2.Самодиагностика

Не владение навыками проведения диагностики

Умение определять проблему и причины их возникновения

Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения

3.Осознание затруднений

Слабо выражена осознанность затруднений

Осознание результатов деятельности

Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей

4.Самооценка

Слабо развитые навыки самооценки

Комбинирование используемых методов и нахождение причин их возникновения

Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда

Педагог дополнительного образования, организуя занятие, может предложить свою форму для проведения своего самоанализа, но также может и использовать приведённый ниже пример, включающий в себя:

1. Цели (задачи) занятия        

В чем заключается основной замысел проведенного мною занятия? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями обучающихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в коллективе? Какие цели (задачи) планировал(а) достичь (решить) в ходе занятия?

2. Содержание и организация учебного занятия        

Насколько удачно я сумел(а) избрать содержание учебного материала, тип и форму занятия, приемы и способы организации учебного взаимодействия? Соответствовали ли они принципам личностно ориентированного подходам, целям (задачам) занятия?

3. Технология работы педагога        

Какие технологические приемы я использовал(а) для того, чтобы на занятии:

а) актуализировать и обогатить опыт обучающихся;

б) стимулировать проявление инициативы и самостоятельности;

в) создавать для обучающихся ситуации выбора учебных заданий и форм и их выполнения;

г) строить учебное взаимодействие на основе диалога и полилога;

д) учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности обучающихся;

4. Результативность проведенного занятия

Удалось ли мне реализовать замысел занятия, достичь (решить) поставленные мной цели (задачи)? Насколько проведенное занятие было направлено на:

а) становление и проявление индивидуальности обучающихся;

б) развитие творческих способностей обучающихся;

в) формирование положительной Я-концепции личности обучающихся;

г) выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения? В чем заключаются достоинства и недостатки моего занятия? Что не удалось решить при его проведении? Как можно исправить недостатки занятия?

Примерный вопросник для самоанализа занятия в объединении.

  • Какова тема и цель занятия? Степень достижения цели занятия?
  • Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы?
  • Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли при этом индивидуальные особенности детей?
  • Удалось ли выбранными приёмами сформировать у детей мотивацию учебной (практической) деятельности на данном занятии?
  • Насколько оптимальными для реализации целей занятия оказались выбранные формы, методы, приёмы организации учебной деятельности?
  • Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия?
  • Удалось ли правильно построить устную речь, свою и обучающихся?
  • Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на занятии с позиции целевой установки?
  • Какова на самом деле степень достижения целей данного занятия и почему?

Предлагаемая модель развития способности к самоанализу в процессе профессиональной деятельности обеспечивает появление у педагога новообразований, ориентированных на фиксацию того, что педагог как личность и как профессионал приобретает. Более того, данный процесс позволяет формировать потребность и устремленность педагогов на осознанное повышение профессионального роста [5, с. 70].

Ещё одним примером формы самоанализа является таблица 2, которая представлена ниже.

Таблица 2. Таблица оценки времени и описание его использования

№ п/п

Наименование этапов занятия

Время в мин.

Деят. педагога

Деят. обучающихся

Методы, приёмы обучения

Средства обучения

1.

Организационная часть

2.

Вводный инструктаж

3.

Проведение актуализации знаний и умений

4.

Закрепление выданного материала

Подводя итог по всем вышеназванным формам, можно сделать вывод, что все они направлены на самоанализ непосредственно преподавателя, и все они основываются на самооценке и являются субъективными, при этом не учитывают внешние факторы. Для большей достоверности в самоанализ необходимо добавить полученные от сторонних объектов оценки, и уже на основе их продолжать анализ себя.


ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА АКТУАЛЬНОЙ ФОРМЫ САМОАНАЛИЗА

3.1. Разработанная форма

Как было сказано во второй главе, необходима внешняя оценка действиям преподавателя. Для этого будет использоваться форма, разработанная самостоятельно автором работы. Форма создана на платформе «Google Формы», и применима к обучающимся.

Рис. 1. Пример формы для обучающихся

На Рисунке 1 приведен один из вариантов организации Формы оценки занятия для обучающихся. Здесь могут быть использованы закрытые вопросы со школой оценивания, закрытые вопросы с вариантами ответов, а также открытые вопросы, на которые обучающиеся смогут давать собственные ответы.

Другими примерами «закрытых вопросов со школой оценивания могли бы выступать:

  • В случае, если Вы работали в группе, оцените насколько дружной была работа в группе?
  • Оцените скорость подачи материала
  • Цель занятия заключалась в следующем: " * * * ". Оцените, насколько достигнута цель
  • Оцените процесс повторения пройденного материала
  • Оцените, насколько интересным для Вас было занятие

При этом каждый педагог может структурировать данную форму в соответствии собственным потребностям.

3.2. Рекомендации по использованию формы

Далее даны рекомендации по использованию заполненной формы, которая может быть получена от обучающихся.

В первую очередь, не стоит забывать, что обработка собранных анкет может занять немало времени, поэтому анкету нужно давать обучающимся выборочно, но не стараться минимизировать их количество, а гармонично сопоставить качество полученных ответов со временем на их обработку.

Обязательно необходимо напоминать обучающимся, что анкетирование анонимно, это позволит получить более достоверные данные, и не будет смущать респондентов.

Все полученные данные должны быть использованы в совокупности с формами самоанализа преподавателя дополнительного образования, тем самым он/она сможет более достоверно оценить собственную деятельность, за счёт сопоставления собственной оценки и оценки обучающихся.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги по вышеизложенному материалу следует вывод, что анализ собственной деятельности является важнейшим инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования.

К настоящему времени накоплен богатый опыт оценки уровня профессиональной деятельности педагога, разработаны модели оценки компетентности и уровня профессиональной деятельности педагога, которые позволяют сделать ее всесторонней, максимально объективной и охватывающей все этапы работы педагога.

Анализируя свою профессиональную деятельность, педагоги ценят уверенность в своих силах и интерес к работе. В процессе профессионального самоанализа педагогу приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры, в частности, информационный. Для этого автором данной работы был предложен один из вариантов развития в данном направлении, а именно привлечение обучающихся к процессу оценки педагога дополнительного образования, с последующим сопоставлением данных самоанализа и оценок учеников.

Данная работа поможет расширить и систематизировать знания по вопросам самоанализа занятий в системе дополнительного образования.

В заключении можно сказать, что самоанализ педагогом своего занятия это не истина последней инстанции. Совокупность всех методик анализов даёт занятию более полную картину. Но, тем не менее, это мобилизует педагога, даёт возможность повышать свою квалификацию.



БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Ворошилов В. Свою деятельность анализирует учитель: Самоанализ //Директор школы. – 2004. №7. – С.31-33
  2. Емельянова С. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя //Директор школы. – 2004. №4. – С. 23-24
  3. Каргина, З. А. Мониторинг в дополнительном образовании детей // Внешкольник. -2009. -№ 1. -С. 15.
  4. Кашепов, М. В. Критерии результативности в работе педагога дополнительного образования // Внешкольник. -2007. -№ 2. -С. 19.
  5. Корепанова Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога //Педагогика. – 2003. - №3. – С. 66-71
  6. Лельчицкий И.Д. Идеал учителя как научное понятие //Педагогика. – 2005. №1, март. – С.79-85
  7. Лукьянова М. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе работы //Педагогика. – 2005. - №10. – С.56-61
  8. Методическое обеспечение образовательного процесса / сост. Л. П. Конина, Е. Ф. Песяк, И. А. Черепанова, И. А. Андрианова // Дополнительное образование и воспитание. -2006. -№ 2. -С. 15.
  9. Практическая педагогика: 99 схем и таблиц / авт.-сост. Н. П. Наволокова, В. Н. Андреева. -Ростов н/Д : Феникс, 2014. -118 с.
  10. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Санкт Петербург: Питер, 2004. – 316 с.
  11. Харламов И Ф Педагогика: Учебное пособие Издание 4. – М.: Просвещение, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по ведению журналов учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)

Методические рекомендации по ведению журналов учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)...

"Мастер-класс, как современная форма методической работы педагога дополнительного образования "

С целью обобщения и  распространения  педагогического опыта предлагаю познакомиться с  программой по самообразованию....

Методические рекомендации по ведению журнала учета работы педагога дополнительного образования

Инструкция по заполнению журнала учета работы педагога дополнительного образования  устанавливает правила ведения и заполнения журнала учёта работы педагога дополнительного образования....

Методические рекомендации. «Технологии, используемые в работе педагогов дополнительного образования при проведении занятий и воспитательных мероприятий»

Технологическое творчество педагога - явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Знание современных педагогиче...

Методическая разработка «Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий

Методическая разработка«Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...