Опыт работы педагога дополнительного образования «Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования»
методическая разработка на тему

Алдошина Ольга Валентиновна

Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в  области художественного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx67.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Обобщенный опыт работы

по теме: «Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в  области художественного образования».

Педагог дополнительного образования

Алдошина Ольга Валентиновна

Щекино, 2017 год.

Тема: Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в  области художественного образования.

 Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

 Василий Александрович Сухомлинский

Труд - целительный бальзам, он - добродетели источник. 

                                                                                    Иоганн Готфрид Гердер

Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство. 

                                                                                  Лев Николаевич Толстой

Идея:

Использование учебно-методического комплекса, специальной литературы и Интернет-ресурсов в организации эффективной работы объединения. Развитие полноценной, гармоничной личности, сохранение и укрепление психофизического здоровья.

Содержание ИПМ.

  1. Сведения об авторе.
  2. Условия становления опыта в Центре детского творчества.
  3. Теоретическая база опыта.
  4. Актуальность и перспектива опыта.
  5. Новизна опыта.
  6. Технология опыта:
  1. Необходимость диагностики при приеме воспитанников в объединение.
  2. Организации учебно – воспитательного процесса в объединении с учетом психофизических особенностей детского возраста.
  3. Здоровьесберегающие технологии в работе объединения.
  4. Коммуникативный тренинг.
  1. Результативность.
  2. Методическое обеспечение опыта.

1. Сведения об авторе:

Ф.И.О. Алдошина Ольга Валентиновна

Должность: педагог дополнительного образования.

Образование: среднее специальное,  Щекинский химико – механический техникум

Стаж педагогической работы  20 лет.

Адресная направленность: педагогам, родителям воспитанников.

                                         2. Условия становления опыта

Опыт формировался в течении педагогической деятельности в МБУ ДО «ЦДТ».

С 1997 года я работала со школьниками 7 – 12 лет. Во время педагогической деятельности мною была разработана и успешно реализуется дополнительная образовательная программа «Сказка своими руками».  Для грамотного построения программы необходимо было изучить имеющийся опыт педагогов, а так же «психологический портрет» детей младшего школьного возраста. На становление опыта оказало влияние:

  • Педагогические наблюдения физических и интеллектуально- нравственных качеств личности ребенка;
  • Изучение опыта педагога – наставника Смирновой А.А;
  • Работа в творческой группе ЦДТ;
  • Руководство районным методическим объединением педагогов-организаторов;
  • Работа по самообразованию;
  • Участие в выставках, конкурсах от уровня учреждения до международного;
  • Изготовление кукол для спектаклей в мастерской театра кукол «Золотой ключик»;
  • Использование интернет ресурсов.

 Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и пр. – только они ожили, задвигались, заговорили и стали ещё привлекательнее, интереснее. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Однако нельзя рассматривать театр кукол только как развлечение. Очень важно показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Для осуществления этих кукольный  театр  обладает большими возможностями. Кукольный театр действует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе  взятое в силу наглядно-образного мышления младших школьников помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

           Дети очень впечатлительны и быстро поддаются  эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, заданные куклами, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности.  Эмоционально пережитый  спектакль помогает определить отношение к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям, быть непохожим на отрицательных.

          Увиденное в  театре расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти: делятся впечатлениями о спектакле, рассказывают родителям. Это способствует развитию речи и умению выражать свои чувства.

          Творческие игры с игрушками развивают творческие силы и способности детей. Работая с куклой, исполнитель должен понимать содержание образа, сценическую ситуацию, изобразительные средства куклы, обладать музыкальностью.

            Кроме того, в процессе изготовления куклы учащиеся приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами  и материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа.

3. Теоретическая база опыта

Приобщение к искусству дает мощный толчок, развитию творческих потенций человека, расширяя возможности раскрытия способностей, скрытых возможностей, что в конечном итоге делает более гибким, полнокровным и глубоким интеллект. Опыт сегодняшней школы позволяет говорить о том, что традиционный подход к процессу «обучения» обессиливает творческие порывы, нивелируя личность, подчиняя ее шаблону, так как место искусства в школе сегодня более декларативно, чем действенно.

Педагог дополнительного образования способен включить эстетический подход к организации и содержанию своей педагогической деятельности, тогда учение или любая другая деятельность приобретают иной смысл, более выраженный человеческий оттенок, то есть гуманную личностную ориентацию.

Человек в культуре и искусстве есть самая яркая страница общественного бытия, таящая в себе много неразгаданных тайн. Искусство содержит в себе что то такое значительное, что выводит человека на большие духовные высоты, даже можно сказать, на предельную высоту человеческих возможностей. И. Ильин считал, что поскольку в искусстве заключены родовые черты человечества, и каждое произведение несет в себе «таинственное высвечивание действительности», то искусство возвращает человеку дыхание вечности, гармонию. Духовность, особое дыхание жизни, то, чего больше жаждет теперь наше общество, находит свое яркое проявление в искусстве и творчестве.

Проблемы эстетического воспитания и духовного развития личности просматривается в работах отечественных педагогов П.П. Блонского, С.Т. Шацского, В.А. Сухомлинского. Познание мира в основном представлено наукой, а дыхание – искусством. Видение мира посредством искусства помогает педагогу успешно решать проблему равноправного развития различных сторон мышления, создавая условия, внутри которых исчезает возможность диспропорции между интеллектуально – теоретическим развитием и художественно эстетическим.

Театр кукол существует очень давно. Древние народы верили, что и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, добрые духи. Чтобы молиться этим богам люди делали их изображения, больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать головой, скалить зубы.

Постепенно такие зрелища стали похожи на театральные представления. На протяжении веков во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в Средние века в Европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивали человеческие пороки, глупость, жадность, трусость, жестокость.

Позднее театр кукол как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Искусство театра кукол совмещает различные виды искусства: куклы – это скульптура, декорации – живопись, пьеса – литература. Театр обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Детям стараются дать больше знания, научить их писать, читать, а не способность чувствовать, думать и творить. Дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Это сложнейшая проблема современности, ею занимаются психологи и социологи. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. В этом состоит педагогическая целесообразность программы театра кукол.

Перчаточная кукла издревле была известна на очень обширной территории. Существует мнение, что родина ее, как, впрочем, и некоторых других кукольных систем, - Восток, скорее всего - Китай. Повсеместно эта кукла выглядела одинаково: в основе трехпалая перчатка, в среднюю часть которой вставлялись указательный и средний пальцы, на них надевалась головка куклы, а в крайние - большой и безымянный с мизинцем - так получались руки куклы. И лишь в Китае, стране огромной кукольной культуры, "анатомия" их была несколько иной. Так называемые "мешочные" куклы выглядели изящно и "человекоподобно", ибо имели точно вымеренные пропорции: головка 40 - 50 мм в диаметре, запястье актера - талия куклы. На протяжении веков перчаточная кукла развлекала публику, меняя свой репертуар, героев, но не внешность. К XX веку она почти вышла из употребления, а в наше время вновь обрела жизнеспособность, правда, сильно изменившись, иной раз уйдя очень далеко от оригинала. Вспомним шарики С.В. Образцова, цветные перчатки Ива Жоли, сочетание открытых рук актера с кукольной головкой на одном пальце в спектаклях многих современных театров кукол.

Марионетки были чрезвычайно распространены па Востоке, знала их и античная Европа. По отношению к куклам этой системы трудно говорить о каком-либо заимствовании. Не только широкая популярность их в ранних культурах большинства народов, знающих кукольный театр, но и слишком заметная разница в управлении ставят под сомнение существование единого центра, откуда могла выйти прамарионетка. В самом деле, такие ли уж прямые родственники, скажем, сицилийская марионетка на единственном железном пруте, идущем от головы куклы, европейские народные марионетки с четырьмя нитями и китайские, где число нитей колеблется от 15 до 40, в зависимости от роли и важности куклы. Очарование фламандских марионеток достигалось их наивностью, условностью, статичностью свободно болтающимися руками и ногами, представляющими собой цельный кусок дерева, состоящий из двух соединенных частей. Восточные марионетки завораживали максимальным приближением к человеку - у них открывались глаза, рты, двигались пальцы на руках, поворачивались вокруг оси головы, открывая второе лицо, они могли выполнять сложнейшие операции, движения. Европейские профессиональные марионетки в своем развитии шли по пути увеличения количества нитей, усложнения ваги, стремясь к обогащению и правдоподобию движений, жестов своих кукольных героев, и достигали в этом серьезных успехов. Но в последние два-три десятилетия вспомнили об условных, примитивных старых куклах, и оказалось, что они не менее интересны, наполнены смыслом и поэзией.

Перчаточные куклы и марионетки давно были известны в Европе, а тростевые и теневые пришли сюда довольно поздно. Теневые, точнее - силуэтные представления, составляющие мощный пласт кукольного искусства Востока (ваянги Индонезии, "Карагез" Турции и др.), по сути дела, у нас так и не привились, хотя теневые театры существовали в Европе и в XVIII, и XIX в., а на рубеже XIX - XX столетий интересные эксперименты в этом плане устраивал знаменитый парижский "Chat noir".

Что же касается тростевых кукол, то, несмотря на очень позднее обращение к ним, у нас в стране и на Западе они бурно эволюционировали и настолько вошли в ежедневную практику, что стали чуть ли не основной системой театральных кукол. Интересно, что развитие и усовершенствование тростевых кукол шло независимо, самостоятельно в России и в ряде европейских стран (спектакли австрийского художника Р. Тешнера, в первую очередь). У нас они впервые появились у Ефимовых, которые и продемонстрировали их огромные возможности в "Макбете", сыгранном в 1930 г. Куклы Ефимовых еще не были чисто тростевыми: голова куклы надевалась на пальцы актера, а руки удлинялись от локтей скрытыми тростями. И лишь спустя, примерно, десятилетие в ГЦТК была введена третья трость-гапит. Незамаскированные трости появились еще позднее.

Считается, и не без основания, что планшетные и открыто управляемые куклы - порождение нашего столетия. Между тем прообраз их можно найти, к примеру, в кукольных театрах Японии с их большими куклами и открытым, театральным приемом вождения в традициях дзерури, бунраку. Конечно, современные открыто управляемые куклы, как и вообще все театральные куклы, очень разнообразны, индивидуальны, и предусмотреть все возможные их виды, размеры, способы показа, трансформацию трудно и вряд ли нужно.

Кукольное искусство развивается, ищет, экспериментирует. Однако без прочного знания основ движение вперед невозможно. Вот почему изучение театральных кукол необходимо начать с изучения традиционных систем.

4. Актуальность и перспектива опыта

В соответствии с социально – экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития исходя из сущности общего, среднего, дополнительного образования, целью воспитания в УДОД является всестороннее развитие ребенка, направленная на формирования духовно – нравственной личности. В процессе формирования творческой личности, преследуется не только утилитарные цели (научить создавать конкретную игрушку, куклу, сувенир), а реализация принципиально важных способностей: комбинировать, фантазировать, составлять из отдельных элементов единое целое, выбирать, т.е. научить мыслить и действовать творчески.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

  • Раскрытие индивидуальности личности;
  • Формирование чувство радости от выполненной работы, преодоление трудностей;
  • Развитие образного восприятия, нешаблонного мышления, через поиск нестандартных решений;
  • Выявление творчески одаренных детей, обладающих художественными способностями, содействовать развитию творческих способностей;
  • Поощрение самостоятельности ребенка в художественном решении своей работы, поддержку успехов воспитанников;
  • Привлечение детей к участию в выставках и конкурсах с целью «Себя показать, других посмотреть»

Решая данные  задачи необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Воспитанников необходимо учить способом творческого применение полученных знаний, умений навыков для поддержания высокого уровня умственной работоспособности во время самостоятельной работы. В этой связи содержание программного материала, должно состоять из двух основных частей базовой и вариативной «дифференцированной». Базовая часть – это овладения элементарными навыками и умениями, необходимыми для дальнейшего обучения, коррекции затруднении, без базового компонента невозможна успешной адаптации к жизни. Вариативная (дифференцированная)  обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных. Национальных и местных особенностей, развития творческого начала в каждом воспитаннике.  

На занятиях по данной программе дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда - то было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Доступность материалов находящихся рядом с нами дают реальную возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов. Кроме того куклы тем хороши, что все они неповторимо индивидуальны и даже уникальны. Программа построена на использовании устного народного творчества, т. е. на сказках и нацеливает преподавателя в его работе с детьми на освоение народного искусства не только теоретически, но и, прежде всего, «изнутри» - через включение обучающихся в процесс творчества, через эмоциональную сторону восприятия.

Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, изучать иностранные языки, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка.  В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения.  Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что тема достаточно актуальна и на данный момент недостаточно изучена. Разностороннее изучение кукольных театров и влияние кукольного театра на обучаемость и развитие способностей детей.  Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы- персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления дошкольника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

5. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании эстетического подхода к самому педагогическому процессу. Этот процесс приводит к оптимальной совокупности условий, форм и методов взаимодействия, помогающих уйти от авторитарности, формализма, открывая путь для формирования открытости и доверия, переходящих в особую стадию эстетических отношений. Педагог,  одухотворяя педагогический процесс, раскрывая новые эстетические элементы, способствует тому, что его методы, приемы и способы действия согревают теплом души детей, а потому являются эффективными, целостными, развивающими, дающие воспитаннику возможность подниматься в сотрудничестве на более высокую ступеньку развития и творчества.

6. Технология опыта

Практический опыт работы в Центре детского творчества дает право сделать вывод о том, что искусство может нести человек искусства, способны «высекать искры» из души человеческой.

Анализ происходящих перемен показывает, что педагогическая наука и педагогическая практика медленно уходят от формального понимания эстетического, отводя ему прикладную роль в развитии личности.

Отдавая явное предпочтение интеллектуальному компоненту, мы не учитываем того,  что творчество по природе своей эстетично, т.к. оно предполагает активизацию и концентрацию человеческих чувств, без чего не совершается активная работа интеллекта.

Все более очевидным становится осознание того, что во главу угла сегодняшнего образования должно быть поставлено воспитание творческой личности, как ребенка, так и педагога. Путем нелегких поисков и размышлений педагог приходит к осознанию того, что искусство в образовании – это самый надежный путь к непрерывному творческому развитию, ключ к новым педагогическим технологиям, особая форма мышления, созидания. Каждое занятие, каждая новая встреча с детьми, все отчетливее подсказывает, что синтез науки и искусства необходим ему как созвучный времени язык общения, как метод, позволяющий перенести научные знания в плоскость своего направления деятельности, сохранив их живыми, действенными, и развивающими, что и позволяет, на мой взгляд,   дополнительная образовательная программа «Сказка своими руками».

6.1 Необходимость диагностики в работе объединения

«Сказка своими руками».

Занятия в объединении  развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к  труду, приобщает к искусству, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Было проведено анкетирование с родителями. Результаты анкетирования показали необходимость работы в этом направлении. Был проведен мониторинг знаний и умений детей  в области владения инструментами и материалами, помогающие создать изделие, результаты показали, что дети недостаточно владеют знаниями по данной теме, чтобы решить данную задачу.  

6.2 Организация учебно – воспитательного процесса в объединении с учетом психофизических особенностей детского возраста.

Известный русский педагог П. П. Блонский считал отношение учителя к ребёнку основным критерием его профессиональности: «Сейчас я быстро разгадаю, что за педагог передо мною, смотря по тому, говорит ли он о детях и их психологии, или же говорит он о программах, требованиях начальства, методиках и т.д.»

К сожалению, на данный момент сам ребёнок, его возможности и особенности как бы исключены из сферы внимания педагога.

Знание ребёнка – сложнейшая наука. Это и умение увидеть и понять в каждом что-то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности; это и умение понять и принять ребёнка таким, какой он есть, понимать и любить не только хорошего, послушного, того, кто не требует особых сил, но и того, к которому нужно найти подход, которому нужно вовремя помочь, которого нельзя оставить без внимания.  Сегодня уже никого не нужно убеждать, что все дети разные. Они по-разному воспринимают информацию, по-разному её анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Но не все педагоги понимают, как использовать в своей работе то общее, что характерно для всех детей и то индивидуальное, что отличает каждого ребёнка. С первых дней обучения педагогу необходимо выделить существенное и несущественное, то, что влияет на успешность обучения, либо не оказывает никакого влияния.

В процессе обучения необходимо принимать вот внимание индивидуальные особенности каждого ребенка:

-         темперамент

-         интеллект

-         память

-         внимание

-         восприятие

-         особенности мышления

-         развитие речи

-         мелкую моторику

-         личностные особенности   и многое другое.

                  6.3 Здоровосберегающие технологии в работе объединения

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья учащихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с учениками при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения учащимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.

Принципиальной особенностью данного типа образования является ориентация на человека, удовлетворение его познавательных потребностей и интересов, развитие в нем таких личностных (социально-значимых) качеств, которые позволяют ему быть здоровым, успешным и счастливым. Итак, самая главная ценность для человека – это его здоровье.

Занятия в   объединении способствуют:

  • Укреплению психофизического здоровья;
  • Развитию познавательных процессов;
  • Развитию эмоциональной сферы ребенка;
  • Формированию эстетического вкуса;
  • Формированию моральных принципов;
  • Развитию коммуникативных навыков.

Таким образом, занятия   творчеством способствуют формированию полноценной, гармонично развитой личности, приспособленной к современной  социокультурной среде.

                                 

6.4  Коммуникативный тренинг

«Таинственный незнакомец»

Цели: Дети любят снова и снова играть в эту игру, потому что в ней можно и нужно угадывать. Они могут использовать здесь буквенные и графические подсказки учителя для того, чтобы выяснить, кто из учеников скрывается под именем Таинственного незнакомца.

Игра помогает развитию у детей чувства собственного достоинства. Повторяйте ее время от времени, чтобы каждый ребенок получил возможность быть узнанным.

Материалы: Большой лист плотной бумаги и цветные мелки (карандаши, фломастеры) каждому ребенку.

Инструкция: Я хочу предложить вам игру, в которой вам, как детективам, надо будет догадаться, о ком идет речь. Я буду постепенно давать вам все больше подсказок о загадочном Таинственном незнакомце (Таинственной незнакомке), которого я выберу из вас. Если вам покажется, что вы знаете, кого из детей я загадала, пожалуйста, не разглашайте эту тайну, а просто начинайте улыбаться...

Крупными буквами напишите на листе бумаги заголовок "Таинственный незнакомец". Загадайте какого-нибудь ребенка и напишите первую подсказку, например: "У меня голубые глаза". Чтобы облегчить процесс чтения, вы можете добавлять в текст подходящие графические элементы, например, можете написать слово "голубые" голубым мелком или пририсовать рядом пару голубых детских глаз. Затем предложите детям прочитать подсказку.

Напишите следующую подсказку: "У меня светлые волосы". Снова добавьте ту или иную графическую иллюстрацию и попросите детей прочитать написанное, самостоятельно или по группам.

Продолжайте в том же духе и добавляйте все новые и новые подсказки о Таинственном незнакомце: есть ли у него домашние животные, какая у него семья, какие игры он любит, его личные достоинства и т.д.

Напомните детям, что если они думают, что уже знают ответ, им надо улыбаться. Внизу под списком подсказок напишите вопрос: "Кто я?"

Затем прочитайте еще раз все подсказки и попросите Таинственного незнакомца встать. Подсказки должны быть очень четкими и однозначными. Предлагая незнакомцу встать, смотрите прямо в глаза загаданному ребенку. В заключение этот ребенок может нарисовать на листе свой портрет и потом унести этот лист домой.

Анализ упражнения:

— После какой подсказки ты догадался, кто был загадан?

— Трудно ли было тебе так долго держать ответ в тайне?

— Хотел ли бы ты сам быть Таинственным незнакомцем?

Обсуждение.

7. Результативность

Для оценки результатов усвоения воспитанниками реализуемой дополнительной образовательной программы используется диагностические критерии, разработанные мною при составлении программы «Сказка своими руками».

Критерии первого года обучения:

  • Владение инструментами;
  • Соблюдение последовательности выполнения работ;
  • Владение различными видами швов;
  • Аккуратность выполнения;
  • Изготовление куклы.

Контроль осуществляется 2 раза в год – на начало и конец года, и итоговый – на конец обучения по программе. Параметры оцениваются по 10 - бальной системе и фиксируются в таблице.

Прогнозируемый результат:

Год обучения

 Начало года (балл)

Конец года (балл)

I

0

10

II

0

10

III

10

 

По результатам диагностики высчитывается средний балл по коллективу и % усвоения от максимального.

График результатов усвоения воспитанниками дополнительной образовательной программы «Сказка своими руками» (1 год обучения).

(мах. 100%)

Критерии второго года обучения:

  • Изготовление простейших сувениров;
  • Изготовление перчаточной куклы;
  • Изготовление тростевой куклы;
  • Аккуратность выполнения;
  • Оригинальность.

 

График результатов усвоения воспитанниками дополнительной образовательной программы «Сказка своими руками» (2 год обучения).

(мах. 100%)

                                     8.  Методическое обеспечение опыта.

  1.  «Театр кукол зарубежных стран», Москва,  Искусство – 1959 г.
  2. В.В. Коноваленко,  С.В.  Коноваленко «Артикуляционная и пальчиковая  гимнастика», Москва, 2001 г.
  3. В.К. Степанова  «Методическое пособие для руководителей кукольных самодеятельных коллективов», Тула – 1989 г.
  4. Е. Деммени  «Школьный кукольный театр», Ленинград, Детгиз –1960 г.
  5. Е. Сператинский  «Актёр театра кукол», Москва,  ВТО – 1965 г.
  6. Журнал «Там, где играют куклы» №9, 1999, Москва, ВЦХТ.
  7. И.А. Генералова  «Мастерская чувств» Москва, ВЭЦ – 2000 г.
  8. Королев М. «Искусство театра кукол», Ленинград,  Искусство – 1973 г.
  9. Л.Г. Шпет «Кружок театра кукол», Москва,  Просвещение – 1967 г.
  10. Материалы программы театрального объединения  «От упражнения  к спектаклю» педагога дополнительного образования  М.Н. Игнашивой,  ЦДТ г. Раменское Московской области.
  11. Н. Смирнова  «В театре кукол», Москва, Знание – 1997 г.
  12. Н.И. Смирнова «И…Оживают куклы»,  Москва,  Детская литература,  Просвещение – 1982 г.
  13. С. Андрачников «Пластические тренинги», Москва,  2000 г.
  14. Соломоник И.Н. «Куклы выходят на сцену», Москва,  Просвещение–1993г.
  15. Т. Караманенко,  Ю. Караманенко  «Театр кукол – дошкольникам», Москва,  1995 г.  
  16. Т.А. Чернецкая  «Как стать артистичным»,  Москва,  Всероссийский экспериментальный центр «Школьный театр» - 2000 г.
  17. Э.Г. Чурилова  «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», Москва,  Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС – 2001 г.
  18. Э.П.  Гааз,  Л.К.  Маслова и др. «Театр: практическое занятие в детском театральном коллективе», Москва,   ВЦХТ- 2001г.

Перечень интернет – ресурсов.

  1. Сайт МОУ ДОД «ЦДТ» г.Щекино, centrwekino.ru
  2. Cайт «Сделай сам», поделки и сувениры своими руками.
  3. МКУ «ИМЦ» Щекинского района, mmscekino.ru
  4. ГОУ ДПО ИПКиППРО ТО,  ipk-tula.su
  5. Адалин. Домашний кукольный театр своими руками, mospsy.ru
  6. Кукольный театр, rukukla.ru
  7. Социальная сеть «Одноклассники», группа «Центр детского творчества г.Щекино, объединение «Сказка своими руками»», группа педагога дополнительного образования Адошиной О.В. «Сказка своими руками», www.odnoklassniki.ru/tcentrde/albums
  8. Центр дистанционного творчества «Индиго», indigo-mir.ru
  9. Кукольных дел мастер, www.kukolnihdelmaster.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы педагога дополнительного образования Лаптевой А.В.

Опыт работы обобщен по индивидуальным педагогическим модулям, очень понятный. Рекомендую для просмотра педагогам и родителям. Опыт содержит материалы о применении метода проектной деятельности в объед...

Опыт работы педагога дополнительного образования Стецко Виктора Петовича

Педагогическая технология, педагога дополнительного образования, направленная  на обучение без принуждения. С личностно ориентированным подходом к обучению и воспитанию....

Опыт работы Педагога дополнительного образования детей Цориевой А.Н. объединение «Юный Риторик».

Без творческой активности трудно себе представить возможность формирования яркой индивидуальности, при ее отсутствии доминирующее положение занимают типичность, стандартность, незаметность.Умелая педа...

Опыт работы педагога дополнительного образования «От игры и упражнений к спектаклю»

Если чаще проводить с детьми театральные игры и упражнения, занятие   будет очень интересным и разнообразным.    И в дальнейшем...

Опыт работы педагога дополнительно образования В.В. Дербеневой

Актуальность использования технологии коллективно-творческого дела (далее – КТД) при обучении детей народному пению в ансамбле «Росинка» определяется дополнительной общеобразовательн...

Современные педагогические технологии в работе педагога дополнительного образования руководителя школьной театральной студии

Статья рассказывает о том, какие современные технологии эффективны при постановке спектакля в школьной театральной студии...