Многообразие грибов
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Конспект урока биологии по теме: "Многообразие грибов" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mnogoobrazie_gribov.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Многообразие  грибов»

Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся о грибах, их многообразии и значении в природе и жизни человека.

Задачи:

  • изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности шляпочных  и плесневых грибов, одноклеточных грибов – дрожжей;
  • дать понятие о  съедобных и ядовитых грибах;
  • раскрыть значение грибов в природе и жизни человека;
  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, формирование способности к самостоятельной мыслительной, практической и исследовательской деятельности.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

  Предметные: умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности шляпочных, плесневых грибов, дрожжей;

различать на муляжах и таблицах съедобные и ядовитые грибы;

освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами; объяснять роль грибов в природе и жизни человека;

знание и соблюдение правил работы с микроскопом и микропрепаратами.

  Метапредметные: формирование умения сравнивать, наблюдать, обобщать факты и понятия, делать выводы и заключения;

умение работать с различными источниками информации (учебник, биологические словари и энциклопедии, интернет - ресурсы);

совершенствование монологической речи.

  Личностные: расширение кругозора за счет усвоения новых понятий;

осознание гармонии и красоты окружающего мира;

способность осмысления своих действий и поступков по отношению к живой природе и своему здоровью.

Технологии  и методические приемы:  технология критериального оценивания, словесно – наглядный, проблемно - поисковый, самостоятельная работа в парах и группах, работа с учебником, энциклопедиями, работа на компьютере (выход в интернет).

Оборудование: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, плодовые тела трутовиков, микроскоп, микропрепарат «Плесневый гриб мукор», таблицы, изображающие грибы, выращенная на хлебе плесень, гербарные образцы головни и спорыньи, компьютер, мультимедийная презентация по теме урока.

Ход урока.

Слайд на котором большое количество грибов, необходимо определить тему урока

Многообразие грибов.  

Учитель: Действительно,  мир грибов богат и разнообразен. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.

В 19 веке грибы выделили в отдельное царство. Известно около 100 тыс. видов грибов. С ними человек встречается не только в лесу. Грибы обитают повсюду: покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и скользкое – опять грибы, испортилось яблоко – и это работа грибов. Многие грибы обитают на теле животных и человека.

??? Какая цель нашего урока

- Познакомиться с многообразием грибов.

Работа в группах  по определению признаков грибов (Заготовка на доске) грибы -

как растения

  • имеют прочные клеточные стенки
  • постоянно растут верхушечной частью
  • неподвижны

как животные

  • не имеют хлорофилла
  • являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.
  • в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину

свои особенности

  • тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)

Изучение нового материала.

Многообразие грибов:

                                                 грибы


шляпочные                дрожжи                         плесневые                паразиты

Вам предлагается работа в группах и с использованием маршрутных листов. Работаем по часовой стрелке, время на изучение каждой группы грибов 5 минут.

Работа в малых группах (поиск информации в учебнике, энциклопедии, интернете):

1 группа  - о шляпочных грибах;

 2 группа – о плесневых грибах;

3 группа – о дрожжах;

4 группа – о грибах – паразитах

Задания для выполнения предложены вам в рабочих листах.

1 группа Шляпочные   грибы

  1. страница 98, рисунок 61 зарисовать и подписать строение шляпочного гриба в маршрутном листе. Подписать местонахождение спор.
  2. На какие две группы (по строению) делятся грибы.  Запишите название групп в маршрутном листе и приведите по два примера к каждой группе грибов.
  3. Поделите предложенные грибы на две группы. Белый гриб, Мухомор красный, Рогатик язычковый, Заячьи уши, Подосиновик, Масленок, Трутовик, Паутинник, Груздь, Лисички, Дождевик, Волнушка, Сыроежка, Навозник, Ложные опята, Подберезовик.
  4. На подоконнике проверить правильность выполнения задания №3 посчитать, верные ответы и число записать в маршрутный лист.
  5. Можно переходить к следующей группе заданий.

2 группа Плесневые грибы

  1. Рассмотреть с помощью лупы, микроскопа плесневые грибы
  2. В тексте, на странице 101 найти описание гриба Мукора и Пеницилла прочитать, найти отличительные особенности.
  3. Рисунок 65 (в красных квадратах) зарисовать и подписать в маршрутном листе.  Подписать на рисунке СПОРАНГИИ (место образования спор).
  4. Найти в тексте значение плесневых грибов; как отрицательное так и положительное. Записать по два примера в маршрутный лист.
  5. Можно переходить к следующей группе заданий.

2 группа Дрожжи

  1. Рассмотреть с помощью микроскопа дрожжи
  2. Зарисовать и подписать в рабочем листе  строение дрожжей используя рисунок 66 на странице 102.
  3. Прочитать на странице 102 об особенностях строения данной группы грибов и выписать, что такое БРОЖЕНИЕ. Где люди используют данные грибы?
  4. Ответить на вопрос как называется процесс размножения грибов. Данное определение записать в рабочий лист.
  5. Можно переходить к следующей группе заданий.

3 группа Грибы – паразиты

  1. Рассмотреть с помощью гербария и живого экземпляра грибы, которые могут поселятся на живых экземплярах.
  2. Используя параграф 25 на странице 104 выписать названия грибов паразитов.
  3. Прочитать описание про мучнистую росу и фитофтору.
  4. Подумайте, какие существуют способы борьбы с грибами паразитами. (Запишите 1 – 2 примера) Можно воспользоваться интернетом.
  5. Можно переходить к следующей группе заданий

Задание «Третий лишний» - среди трех грибов найти лишний и объяснить почему.

1.Шампиньон, дрожжи, подосиновик

2.Подосиновик, мухомор, опенок

3.Мукор, пеницилл, лисичка

4. Подберезовик, сыроежка, мукор

5.Белый, подберезовик, фитофтора

Ответы:  дрожжи, мухомор, лисичка, мукор, фитофтора

Этап закрепления знаний  https://wordwall.net/ru/resource/31775876

Рефлексия:

1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)__________

2.Сегодня на уроке я научился (лась) (чему)_________

3. Мне было бы интересно еще узнать_______________

4. Урок дал мне  _______________________

1.Тонкие, бесцветные многоклеточные нити, образующие грибницу, называются:
1) корневые волоски,   2) мицелий, 3) ситовидные трубки,  4) спорангии

2. Грибы не могут размножаться:
1) семенами  2) спорами  3) вегетативно

3.Группы, на которые подразделяют шляпочные грибы по строению нижнего слоя шляпки:
1) низшие и высшие,  2) однослойные и многослойные,  3) трубчатые и пластинчатые  4) сапрофиты и паразиты

4.Антибиотики получают из клеток
1) дрожжей  2) пеницилла  3) спорыньи  4) мукора

5.Какие грибы размножаются почкованием?
1) мукор  2) пеницилл  3) дрожжи  4) шампиньоны

6. К паразитическим грибам относится
1) мукор  2) пеницилл  3) дрожжи 4) спорынья

Домашнее задание:

1)Параграфы 24, 25 прочитать, выучить особенности строения 4 групп грибов.

2) Составить 4 ребуса по изученной теме.

3) Подготовить сообщение об основных приемах оказания первой медицинской помощи, при отравлении грибами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Многообразие грибов Тверской области" разработка урока + презентация

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ  "МНОГООБРАЗИЕ ГРИБОВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ" обобщение знаний о царстве грибов; формирование общебиологического понятия о взаимодействиях грибов с окружающей средой; п...

презентация часть1 к уроку "Многообразие грибов Тверской области"

При скачивании необходимо наличие всей 6 частей архива презентации...

Урок по биологии в 5 классе "Многообразие грибов"

Материал содержит конспект урока в виде таблицы по биологии 5 класс (ФГОС), авт Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. 2013 год. Урок "открытия" нового знания, выдержаны все требования к ...

технологическая карта урока на тему: "Грибы. Многообразие грибов".

Тип урока:  усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный,  групповая работа.Модель обучения: углубленный уровень (5 класс –2часа...

Презентация к уроку "Многообразие грибов"

Презентация к уроку "Многообразие грибов"...

Конспект урока "Многообразие грибов" 1 класс окружающий мир.

Конспект урока" Многообразие грибов" по УМК "Гармония". Материал знакомит учащихся с видами грибов, строением гриба, учит распознавать съедобные и несъедобные грибы. Конспект урока направлен на  ...