Конструктор для написания учебно- исследовательской работы.
учебно-методический материал по биологии (9, 10, 11 класс)

Материал может быть полезен ученикам и учителям при написании учебно-исследовательской работы .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструктор для написания учебно- исследовательской работы.

Этапы написания работы

Описание этапа

Фразы-клише для формулировки

ТЕМА

Тема должна отражать главную идею, мотив, исследования. Тема должна быть актуальной, т. е. практически полезной Воспользуйтесь правилами для выбора темы:

 тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося,

· тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности),

· тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления,

· тема должна быть выполнима, избранные методы должны соответствовать возможностям учащегося.

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …?

Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …

Мне всегда было интересно, почему …

Желание узнать … появилось у меня еще в детстве.

Меня заинтересовало …

Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …

В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.

Я заинтересовалась … после того, как однажды …

Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

АКТУАЛЬНОСТЬ

Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное – показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

.

Для обоснования актуальности можно ответить на следующие вопросы:

· Почему необходимо исследовать эту тему?

· Какая информация об этом есть в СМИ?

· Обсуждалась ли эта тема в обществе?

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …

В современном мире … имеет большое значение, так как …

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …

Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …

Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …

Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …

Тема является предметом оживленных дискуссий …

Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность

Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …

В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …

Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …

… всегда вызывало у людей множество вопросов …

На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …

Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

ЦЕЛЬ

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем оно проводится. Результаты исследования должны быть интересны не только самому учащемуся, но и еще какому-то кругу людей. Весьма распространенной ошибкой учащихся является выделение нескольких целей. Цель в любом направлении должна быть одна, что доказывает узкую направленность работы, показывает уверенность автора в направлении исследования.

Как сформулировать цель? Ответить на вопросы:

· Для чего я делаю эту работу?

· Какую пользу получу я и окружающие меня люди?

· Могу ли я после написания этой работы продолжить ее?

· Что лично я хотел бы получить в результате исследования?

Цель должна отвечать на вопрос: какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?

Цель работы — выяснить, почему …

Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

ЗАДАЧИ

Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решить (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т. п.).

Важный момент: после формулировок задач нужно проверить их порядок. То есть задача А, без которой невозможно решить задачу В, должна стоять соответственно выше (например, задача проанализировать график невозможна без задачи построить график).

Как сформулировать задачи? Ответить на вопросы:

Что мне нужно сделать, чтобы достигнуть цели?

Необходим ли мне план исследования?

Нужно ли мне обратиться к литературным источникам?

Нужна ли мне чья-либо помощь?

Нужно ли мне работать по этапам или я достигну цели, если буду работать над всеми пунктами плана?

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

Задачи работы:

К задачам работы относятся:

Изучить литературу по теме

Выяснить значение терминов …

Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …

Провести опрос / эксперимент / наблюдение

Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты

Сделать выводы о …

ГИПОТЕЗА

Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

Гипотеза (др. греч. hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений) – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Гипотеза(ы) возникают как возможный вариант решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа процесса творческого мышления.

Гипотезы бывают:

Описательные (предполагается описание какого-либо явления)

Объяснительные (вскрывающие причины его)

Описательно-объяснительные

Можно предположить, что

Следует ожидать, что

Предполагается, что если

Что-то будет успешным если….

МЕТОДЫ

Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования. Существующие методы научного познания применяются в ученическом исследовании:

1. эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2. используемые как на эмпирическом уровне, так и на теоретическом (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, и др.);

3. теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Осуществляется планомерно, целенаправленно, активно, систематично. Любые наблюдения, результаты любых опытов должны быть документированы, то есть, оформлены письменно.

Сравнение – позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.

Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Эксперимент – частный случай наблюдения. Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях. Может осуществляться с объектом или с моделью. Важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость. Это специально поставленный опыт в определенных условиях, которые содержат оптимальные возможности для объекта исследования, соответствующие замыслу эксперимента.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению результата, т. е. к абстракции.

Анализ – метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.

Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений, к общим выводам.

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.

Респондентам были заданы следующие вопросы: …

Исследование проводилось на материале …

В качестве материала для исследования мы взяли ….

Источником примеров стали …

Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

На рисунке 2 вы можете видеть …

На рисунке 3 представлены …

В данном случае мы видим … / имеем дело с …

При этом нельзя не отметить …

Обращает на себя внимание тот факт, что …

Диаграмма показывает …

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию: область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться.

Объектом исследования может выступать область научного знания, группа людей или конкретный человек. Основное требование при выборе объекта – он должен обладать какими-либо свойствами, качествами, или разбиваться на части (это и будет в дальнейшем предметом исследования).

Ответить на вопросы:

Где это расположено? (Объект)

Что является источником этого процесса? (Объект)

Кто является действующими лицами исследования? (Объект)

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.

Как выбрать объект и предмет исследования?

Ответить на вопросы:

Что я изучаю? (Предмет)

Какой процесс я вижу/наблюдаю? (Предмет)

Какими свойствами они обладают? (Предмет)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Практическое значение работы – это фактически вторая цель, которую преследует учащийся (чтобы работа могла принести пользу кому-либо еще). Это может быть практическое значение для определенного круга лиц, окружающей среды, какой-либо области знаний. При объяснении практического применения работы интерес к ней заметно возрастает.

Ответить на вопросы:

· Кому полезно мое исследование?

· Кто им может заинтересоваться?

· Что нового в моем исследовании, чего еще не изучено?

· Как я могу прорекламировать свою работу?

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

В начале работы ознакомление с имеющимися в литературе данными помогает обосновать и понять важность и необходимость намечаемого исследования, четко сформулировать его задачу, а также выбрать оптимальную методику исследования. В процессе работы каждый ученик должен приобрести навык работы с научной литературой, научиться четко и обоснованно выражать свои мысли, а также мотивированно отвергать чужие. В процессе ознакомления с литературой необходимо делать записи библиографических сведений, составить картотеку. Если возникнет необходимость, то из картотеки можно быстро выделить материалы, относящиеся к определенному разделу будущей работы. Карточки можно расположить по разделам работы.

После того, как выявлена необходимая для изучения литература по теме исследования, следует приступить к сбору и систематизации сведений по теме. Самым трудоемким этапом работы с литературой является детальное изучение и анализ данных, приводимых в публикациях по теме исследования. Основная задача изучения научной литературы – из гущи сведений отбирать и выписывать самое значительное, отбрасывая второстепенное. Выписки делают для того, чтобы использовать их в дальнейшем при литературном оформлении и защите работы. Их следует делать так, чтобы в будущем не нужно было обращаться к оригиналу. Наличие выписки позволяет также быстро восстановить в памяти прочитанное. Из каждой статьи нужно выписывать только принципиальные мысли и положения, оригинальные цифровые данные, отмечать установленные закономерности.

При этом не следует принимать на веру все то, что пишет автор. Не нужно ударяться и в другую крайность – выписывать лишь то, что соответствует собственным мыслям и представлениям. Важно систематизировать факты, сопоставляя данные разных авторов, выявляя новые закономерности и объяснять их.

Краткое содержание статьи (мысли ее автора) надо стремиться выражать своими словами. Если это не удается, значит, мысли автора остались непонятными, и нужно прочитать текст еще раз. Краткая форма записи требует четких формулировок законченных положений. Поэтому, прежде чем записать мысль, необходимо обдумать ее формулировку: надо больше думать, чем писать.

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….

… называется …

На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»

Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …

Петров В.В. понимает под термином …

Сидоров С.С. рассматривает … как …

Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …

… — это …

Сайт … предлагает следующее определение понятия …

В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …

Принято считать, что …

Общеизвестным считается …

Вначале обратимся к истории вопроса …

История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….

Из книги … мы узнали, что …

Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …

По мнению Иванова В.В. …

Возможно, это связано …

Кроме того, …

Интересно, что …

Распространённым является мнение, что …

При этом необходимо подчеркнуть, что …

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Поскольку объект в общем, а предмет в частности и являются главными «действующими лицами» исследовательской работы, то нужно описать их «биографию». То есть подвести их к проведению исследования в максимально раскрытом виде. Если объект является какой-либо областью знаний, то рационально будет дать историческую справку. Если объект – класс животных или географическая территория, то уместно дать общую характеристику. Такая же операция проводится с предметом. На этом этапе важно не путать эти два понятия, чтобы характеристики не пересекались. Описание должно быть четким и научным, без привлечения художественных оборотов, если это не цитата, сопровождаться цифровыми фактами, рисунками. Описание должно подготовить читателя к пониманию объекта и предмета как центра исследования.

— Объект / предмет данного исследования (что).

— Объектом / предметом исследования является (что).

— Объектом исследования выступили (кто) (учащиеся (каких) учреждений образования (каких местности, возраста, пола), разделенные на подгруппы по этим признакам).

— В качестве предмета исследования выступает (что) (процесс / особенности (чего)}

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Поскольку написание данного этапа предполагается после проведения эксперимента, то уместно до начала исследования кратко записать основные положения методики, иначе может получиться, что методика себя либо не оправдывает, либо не подходит для этого исследования. Кроме того, гипотеза может и не подтвердиться. Методика исследования должна быть универсальной, и использоваться для подобной работы. В этом отличие научной работы от индивидуального проекта или изобретения. В целом данный этап представляет совокупность пересказа теории исследования посредством комплекса используемых в работе методов, без привязки конкретного объекта или предмета.

ля того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результат исследования – тот фактический продукт, остающийся после проведенного исследования. Результат должен быть очевиден, понятен и точен. Для этого результаты представляют в форме таблиц, графиков, рисунков, диаграмм и т. д. Если в результате необходимо выделить какую-либо часть, то на этом необходимо заострить внимание читателя: проанализировать полученные данные, выделить их курсивом или жирным шрифтом. Если результат не содержит цифровых данных или его нельзя отразить в форме рисунков или графиков, то уместно воспользоваться тезисной формой представления. В любом случае, читатель исследовательской работы должен легко найти результат.

На основании полученных результатов мы построили таблицу (диаграмму, схему и т. д.)

Нам удалось сформулировать тезисы…..

ВЫВОДЫ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ

Исследователь должен провести общий самоанализ проведенной работы, вывести из результатов общие выводы (желательно по каждой задаче). Если вывод выпадает из общей структуры работы или не соответствует гипотезе, то его необходимо обосновать. Обоснование или его предположение проводится и в том случае, если автор получил неожиданный, не соответствующий гипотезе результат. Выводы должны обладать научностью. Структура вывода составляется по формуле: вывод = результат + собственные рассуждения.

Выводы удобнее всего записывать в форме тезисов, пунктов, таблицы, то есть для того, чтобы они были удобны для чтения.

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …

Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …

Таким образом, мы видим …

Следовательно …

Очевидно, что …

Как видно из всего, сказанного выше …

Из вышесказанного следует, что …

Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …

Подводя итоги главе  необходимо подчеркнуть …

Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …

В результате проведенного исследования мы выяснили, что …

В заключении необходимо отметить …

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …

Главный вывод, который я сделал: …

В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …

Таким образом, мы убедились …

Все вышесказанное доказывает, что …

На основании вышесказанного логично предположить, что …

Все вышесказанное убеждает нас в том, что …

Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …

Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы и результаты уместно вынести в положения заключения, перефразируя их и сопоставив с обоснованиями. Выводы в обязательном порядке должны соответствовать поставленным задачам. Формируемый итоговый вывод должен соответствовать поставленной цели и гипотезе исследования. Дополнительные плюсы работы заключаются и в собственном анализе ошибок, недочетов, если они видны невооруженным взглядом. Заключение не должно быть больше введения по объему. В заключении уместно дать общую оценку работы, расставить приоритеты возможной дальнейшей работы над темой, дать возможность читателю самостоятельно поразмыслить над выводами. Если работа носит прикладной характер, то автор может сделать выписку рекомендаций и предложений, вытекающих из исследовательской работы. Если в начале работы выдвигалась гипотеза, то правильно будет написать, подтвердилась ли она.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …

В перспективе было бы интересно …

На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …

Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …

Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка по написанию научно-исследовательской работы

данная мамятка поможет при написании научной работы ученикам....

Актуальные проблемы при написании научно-исследовательской работы: оформление и часто встречаемые ошибки

Исследовательская деятельность учащихся становится обязательным атрибутом как урочной, так и внеурочной деятельности (особенно в рамках введения ФГОС), являясь процессом совместной работы учащегося и ...

Пособие по написанию научно-исследовательской работы учащегося.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙРАБОТЕ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ....

Общие рекомендации по написанию научно – исследовательской работы по английскому языку

Общие рекомендации по написанию научно – исследовательской работы по английскому языку...

Проблемы организационной работы с одаренными детьми в процессе написания научно – исследовательской работы.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели...

Риски написания учебного исследовательского проекта в формате реферата

Проектная деятельность обучающихся является составной частью образовательного процесса.Выполнение итогового проекта обязательно для каждого учащегося 9 класса, обучающегося по ФГОС второго поколения, ...