Обобщающий урок по теме «Класс птиц. Многообразие птиц». 7 класс.
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Все модели приемов, которые используются на уроке, направлены на развитие познавательных способностей учащихся: развитие быстроты реакции, развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (все виды памяти, внимание, воображение), развитие логического мышления, формирование умения решать нестандартные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_mnogoobrazie_ptits.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Класс птиц. Многообразие птиц».

Цели:  

  • повторить усвоенные знания об особенностях строения и процессах   жизнедеятельности птиц;
  • расширить знания о многообразии птиц;
  • способствовать развитию памяти, внимания учащихся, гибкости и нестандартности их мышления, сформировать умение выполнять логически-поисковые задания;

Оборудование:  таблицы,  песочные часы, листы бумаги.

Ход урока.

  1. Орг. момент
  2. Повторение изученного материала.

Более подробно останавливаемся на двух этапах урока: опросе и применении знаний.

За правильный ответ ученик получает жетон. Число  жетонов подсчитывается в конце урока, по количеству набранных жетонов выставляется отметка за работу на уроке.

Этап 1.

Для опроса используем прием быстрой фронтальной проверки усвоения программного материала -  «Разминка»

1.   Оно есть у птиц и у самолета.                                   (Крыло)

  1. Какая птица спасла Дюймовочку?                          (Ласточка)
  2. Перьями этой птицы украшали шляпы мушкетеры? (Страус)
  3. Это название птицы и плода тропического растения. (Киви)
  4. Она есть у ореха и яйца.                                             (Скорлупа)
  5. О человеке, который плохо слышит, говорят: «глух как…..»              (Тетерев)
  6. Формой тела эти птицы похожи на одну из школьных отметок. (Лебеди)
  7. В названии какой птицы прячется русская река?               (иВОЛГА)
  8. Именно эту крупную птицу можно сделать из жаворонка (ворона)
  9. Эту птицу подарил принц капризной принцессе из сказки Андерсена «Свинопас». (Соловей)
  10. В нем прятал свою жизнь Кощей Бессмертный.             (Яйцо)
  11. Это и название птицы и фамилия русского писателя написавшего «Мертвые души». (Гоголь)                                                                     

13. Эта птица является частью музыкального инструмента.        (Гриф)

14. В этом отряде птиц можно встретить одновременно и императора и короля. (Пингвины)                                                                             

Задание 1. Числовой диктант

Ученикам предлагается два вопроса, ответ на которые они должны запомнить, а затем по указанию учителя провести между ними математические действия и  записать итоговый ответ. Затем, пользуясь ключом и обращая внимание на порядок ответов, записывают слово шифр.

  1.  К количеству отделов головного мозга птиц прибавьте количество спутников Земли                                                              (5+1 = 6)
  2. От общего количества букв в названии птицы, изображенной на гербе Российской Федерации отнимите количество пар усиков у рака.                                 (4 - 2 = 2)
  3. От количества холмов, на которых расположена Москва, отнимите количество кругов кровообращения у птиц.                                                           (7 – 2 =5)
  4. К количеству камер в сердце птиц прибавьте количество букв «О» в названии науки, изучающей животных.                                                              (4 + 3 =7)
  5. Количество отделов в желудке птиц умножьте на количество классов покрытосеменных растений.                                                                                   (2 + 2 = 4)
  6. От суммы чисел года, начало войны  с Наполеоном отнимите количество пальцев на крыле птиц.                                                                                          (12 – 3 = 9)
  7. Количество букв в названии передних конечностей птиц умножьте на число усиков у насекомых.                                                                                    (5 х 2 = 10)
  8. Количество пальцев на задних конечностях птиц умножьте на количество букв в названии самой длинной реки в России.                                                  (4 х 3 = 12)
  9. Количество яичников у самки птиц умножьте на количество родов в русском языке.

                                                                                                          (1 х 3 = 3)

  1. От количества миллиметров в одном сантиметре отнимите количество типов птенцов у птиц.  (10 – 2 = 8)
  2. От количества букв в названии плоского гребня на грудине у птиц отнимите количество камер в сердце у лягушки.                                                                (4 – 3 = 1)

Ключ:            (записан на доске)

С   О   Р   Г   Я   М   П   И   О   Т   Л   О   И   Ф   Н

17  6   2    3    1   11  13   7    9   4   10  12   8   15   5

  Ответ: Орнитология.

  Что изучает наука   орнитология?

Этап 2. Логически – поисковые задания.

Задание А. Закончи предложения. Образно в литературе этих птиц называют так…

  1. «Лесной санитар» –  (дятел)
  2. «Символ мудрости» – (сова)
  3. «Великолепный певун» – (соловей)
  4. «Гнездовой паразит» – (кукушка)
  5. «Символ мира» – (голубь)
  6. «Гербовая птица»  - (орёл)
  7. «Птица, приносящая детей» – (аист)
  8. «Символ верности» – (лебедь)
  9. «Птица – воровка» - (сорока)

Задание Б. На группировку и систематизацию.

Отгадав загадки, определите, к какой экологической группе относятся названные птицы.

Составьте  краткую характеристику каждой из экологических групп.

А) На скале он строит дом.

     Разве жить не страшно в нем?

     Хоть кругом и красота,

     Но такая высота!

     Нет, хозяин не боится

     Со скалы крутой скатиться –

     Два могучие крыла

     У хозяина……..(орла)

Б) И петь не поет,

     И летать не летает…

     За что тогда

     Его птицей считают?     (страус)

В) Я по дереву стучу,

     Червяка добыть хочу,

     Хоть и скрылся под корой –

     Все равно он будет мой!        (дятел)

Г)  И в лесу заметьте.

     Есть ночные сторожа.

     Сторожей боятся этих

     Мыши, прячутся, дрожа!

     Очень уж суровы

     Филины и …….. (совы)    

Д) По лужку он важно бродит,

     Из воды сухим выходит,

      Носит красные ботинки,

      Дарит мягкие перинки        (гусь)

Е) Символ добра и счастья        (аист)

Продолжение этого задания – ребусы.

Учащимся предлагается отгадать ребусы (загадки в виде букв)  

  1. Колесо                  

Весло                  ?

      Суховей                

Ответы:  Соловей, стриж, нанду, сорока.

Дайте краткую характеристику каждой из этих птиц.

Решение биологических задач. «Памятники птицам»

По этим текстам попробуйте догадаться, каких птиц люди награждали орденами, каким – ставили памятники.

  1. В одном из морских сражений во время. Второй мировой  войны на английской субмарине была повреждена система подъема лодки на поверхность и прервана радиосвязь. Однако моряки не растерялись и с помощью торпедного аппарата выпустили на волю птицу, которая и доставила сообщение об аварии. Экипаж был спасен, а птицу наградили орденом.                                  (Голубь)
  2. Это произошло в ХVI в. в средневековой Германии. В течение долгого времени город Монстер был осаде. Там уже давно закончилось продовольствие, и люди умирали от голода. Тогда один из жителей взял эту птицу и поставил ее на крепостной стене. Когда командующий вражеской армии увидел это, то решил, что его план взять город измором провалился. И враги отступили. На самом же  деле в городе не осталось никаких продуктов, и эта птица была последней. Благодарные жители поставили ей памятник.          (Петух)

Головоломка «Замените букву»

   Учащимся предлагаются слова, изменив одну букву в предложенных   словах, вы получите название птиц. Это задание позволяет проверит на сколько хорошо ученики знакомы с многообразием птиц.

  1. Граф – гриф
  2. Линь – лунь
  3. Кулак – кулик
  4. Хазарка – казарка
  5. Скоба – скопа
  6. Врач  -  грач
  7. Сопка – сойка
  8. Палка – галка
  9. Дрова – дрофа
  10.  Софа – сова

  1. Подведение итогов урока.

Учащиеся подсчитывают количество баллов, которые они заработали в течение урока. Система оценок записана на доске, исходя из данной системы, выставляются оценки за работу на уроке.

Система оценок:

«5» –  45 – 35 баллов

«4» – 25 – 15 баллов

«3» – 10 баллов

Список литературы:

  1. Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся» – М.: «Педагогический поиск», 1999.
  2. Богоявленская А.Е.  Активные формы и методы обучения биологии – М.:  «Просвещение», 2000 г.
  3. Теремов А., Рохлов В.  «Занимательная зоология»  - М.:

    «АСТ - ПРЕСС» 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщающему уроку на тему "Класс Птицы"

Урок-КВН. Обучающиеся в игровой форме повторяют знания о птицах. Материал содержит региональный компонент....

Конспект урока. Биология 7 класс. Тема: Многообразие птиц. УМК: Пономарева И.Н.

Конспект урока по биологии. Тема урока: Многообразие птиц. Закрепление изученного материала основано на использовании проекта "Узнавай птиц!" Глобальной школьной лаборатории....

Методическая разработка. Обобщающий урок по теме "Класс птиц"

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс Задачи:обобщить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц‚ их поведении‚ многообразии и развитии;развивать познавательную активность ...

Урок по теме "Класс Птицы. Приспособление птиц к полёту"

Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, работы в паре,Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, о...

Обобщающий урок по теме: "Класс "Птицы"

Обобщающий урок по теме: "Класс "Птицы"...

Конспект урока по Всеобщей истории на тему "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" (5 класс)

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" является завершающим в  этом  разделе. Учитывая взраст детей, я выбрала игровую форму урока. Такая форма учебного з...

Технологическая карта урока по биологии«Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»

ТЕМА УРОКА: «Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Тип урока: Контрольно-обобщающий.  По ведущей дидактической цели: урок контроля знаний и умений;  По этапу формирования навыка: ит...