Доклад на тему: «Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»
материал по биологии
«Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»
Чему я должен научить ребенка сегодня, чтобы он стал успешным завтра?
Я думаю, каждый учитель задается этим вопросом, не смотря на стаж работы в школе.
«Завтра» и «успех» слова не синонимы и не антонимы. Зачем же они тогда потребляются рядом именно сейчас, в XXI веке, веке информационных технологий и открытого слова общества?
Чему мы учим сегодня? Этот вопрос мало кто задает себе, т.к. мы действуем по плану, а стоит ли? Мы боимся сказать или сделать что-то по-другому, по-своему, а надо! И вот тогда-то, мы поймем и научимся учить и жить, и не только сами себя, но и других.
А вот «жить» и «учить» - слова, которые близки, это глаголы, которые употребляются, как в настоящем, так и в будущем времени, о чем и идет речь - о будущем, о нашем будущем, о будущем наших детей, которых учим, к сожалению, не мы, а они сами и компьютеризированное общество. И, чтобы добиться успеха завтра, нужно уже сегодня и сейчас задуматься о своей роли в обществе и своей душе. А чему учить, подскажет подрастающее поколение, у которого уже имеются свои интересы, потребности и возможности, у которого и мы сами еще можем поучиться. И будет тогда успех не только завтра, но и каждую секунду, проведенную в обществе, которое знает «чему и как учить сегодня для успеха завтра».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»
Чему я должен научить ребенка сегодня, чтобы он стал успешным завтра?
Я думаю, каждый учитель задается этим вопросом, не смотря на стаж работы в школе.
«Завтра» и «успех» слова не синонимы и не антонимы. Зачем же они тогда потребляются рядом именно сейчас, в XXI веке, веке информационных технологий и открытого слова общества?
Чему мы учим сегодня? Этот вопрос мало кто задает себе, т.к. мы действуем по плану, а стоит ли? Мы боимся сказать или сделать что-то по-другому, по-своему, а надо! И вот тогда-то, мы поймем и научимся учить и жить, и не только сами себя, но и других.
А вот «жить» и «учить» - слова, которые близки, это глаголы, которые употребляются, как в настоящем, так и в будущем времени, о чем и идет речь - о будущем, о нашем будущем, о будущем наших детей, которых учим, к сожалению, не мы, а они сами и компьютеризированное общество. И, чтобы добиться успеха завтра, нужно уже сегодня и сейчас задуматься о своей роли в обществе и своей душе. А чему учить, подскажет подрастающее поколение, у которого уже имеются свои интересы, потребности и возможности, у которого и мы сами еще можем поучиться. И будет тогда успех не только завтра, но и каждую секунду, проведенную в обществе, которое знает «чему и как учить сегодня для успеха завтра».
А что же такое успех для меня? Я считаю, что он не заканчивается в чем-то одном. Успех – это постоянное движение: постановка цели – ее достижение, постановка – достижение и т.д. Своеобразная лестница жизни, где человек находится в постоянном развитии. То есть первое, чему я должна научить ребенка – это умение ставить цели и их достигать, быть целеустремленным.
Если задать ребятам вопрос «Сколько предметов вы изучаете в школе?» они отвечают: «…7, 8, 9, 10 и т.д.». Они не понимают, что они изучают один предмет - окружающий нас мир, но с разных его сторон. Также если спросить «Чему вас учат в школе?», дети начинают перечислять предметы: математике, русскому языку, чтению... и никто не говорит, что их учат думать, размышлять, планировать свою деятельность, проводить исследования, ставить проблему.
Ведь на самом деле, нам ничего не мешает зайти в класс и сказать, что сегодня цель нашего урока/занятия научиться проводить аналогии, параллели.
Те метапредметные результаты, о которых мы так много говорим, они, собственно, являются также предметом обучения, поэтому мы должны открыто говорить, что учим сравнивать, что учим проводить исследования, ставить проблемы и так далее..
Так чему же учить детей для успеха в будущем?
Для начала, работая с детьми, нужно научить их уважать себя, ценить себя, помочь им понять, что каждый из них уникален и ему нужно раскрыться.
Стандартизированные образовательные программы не изменятся кардинально. Поменять подходы к обучению в школах на государственном уровне не получится. Поэтому приспособить детей к изменениям ценностей образования – вот наша задача.
Мы можем помочь сформировать и развить в них такие качества и навыки, как:
- умение анализировать, обобщать и классифицировать информацию. Наша задача сегодня - научить ребенка сосредотачиваться на важном, а не отвлекаться на формальные мелочи. Более того, ребенку нужно уметь глубоко и межпредметно изучать вопрос, будто исследуя его с нуля и придавая значение существенным деталям. Поэтому учить детей фундаментальным принципам работы с массивами материала становится крайне актуально.
- Способность увидеть в существующем явлении недостатки и найти кардинально новое решение, обеспечивающее качественный рост или повышение эффективности процессов.
- Современному школьнику необходимо уметь быстро переключаться с одной задачи на другую, правильно расставлять приоритеты при выполнении заданий и вести несколько дел параллельно.
- Самообразование. С помощью него каждый имеет возможность получить качественные знания, чтобы достичь желаемых успехов в жизни. Мы должны мотивировать ребят на совершенствование себя и своих знаний, получение нового теоретического и практического опыта, так, чтобы учёба не стала для них тяжким и оттого страшным грузом. Дети должны быть открыты для нового.
- Интерес к познанию мира во всех его проявлениях.
- Глобальность мышления. Я считаю, что немаловажную роль играет творческое мышление ребенка. Как сказал А. Эйнштейн: «Успешный человек – всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знаний, ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно.»
Я согласна с этими словами, поэтому учителя развивают воображение детей не только на уроках ИЗО, технологии, музыки, но и на более «серьезных»предметах как - русский язык, математика, литературное чтение. Важным для наших детей становится умение видеть целостную картину мира, понимать суть предмета/явления и их связь со всем окружающим. - Точно формулировать свои мысли, логично выстраивать и оформлять их в слова.
- Видеть возможности. То, что сегодня представляется нам ценным, завтра может потерять смысл. Лучше потратить время на поиск того, что окажется действительно твоим.
- Уметь общаться с другими людьми. Это один из важнейших навыков будущего.
Те люди, которые более общительные – добивались успеха гораздо чаще, нежели их не совсем общительные сверстники. Я считаю, что умение общаться с окружающими важно в любой сфере жизни. Если у человека что-то не получается, то он может попросить помощи. Если видит, что у кого-то что-то не получается – он может предложить свою помощь. В нашем веке общение занимает особую нишу. Так как более общительные люди смогут находить общий язык с окружающими, будут избегать конфликтных ситуаций и будут уважать чувства других людей!
Эти три составляющие, на мой взгляд, помогут ученику быть более успешным в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Чему учить сегодня" (размышление вслух).
В статье содержатся выдержки из ученических работ о родном городе на Кольском побережье....

Примеры заданий на уроках русского языка, направленных на формирование у школьников универсальных учебных действий, функциональной грамотности
В работе с учащимися активно использую составленные мною компетентностные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий, функциональной грамотности («объясните,...

Доклад_ Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС...

«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Материал из опыта работы. Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инно...
Универсальные методики формирования функциональной грамотности обучающихся
Практическая работа 2Универсальные методики формирования функциональной грамотности обучающихсяПлан действийОзнакомьтесь с универсальными методиками формирования функциональной грамотности(подходящие ...

мастер -класс «Креативно мыслить сегодня, залог успеха завтра!»
Учѐные отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объѐма знаний человека в структуре мышления.Мыслительный ...
