«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Светлана Петровна Дорожкина

 

Материал из опыта работы. Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль, так как это  позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит не только радость, но и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования функциональной грамотности  имеют и нетрадиционные формы домашнего задания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МО учителей русского языка и литературы ГБОУ РЦДО

2022-2023 уч. год

Учитель высшей категории Дорожкина С.П.

Выступление на тему:

«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль, так как это  позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит не только радость, но и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования функциональной грамотности  имеют и нетрадиционные формы домашнего задания.

  Мною было проанализировано УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской «Русский язык. 5-9 классы» с точки зрения использования текстового материала и заданий к нему для формирования функциональной грамотности.  Вот к каким выводам я пришла:

   1)читательскую грамотность можно формировать на всех текстах УМК;

   2)больше всего текстов на естественнонаучную тематику (это тексты о природе, о животных, о растениях, о музеях, о географических объектах, о видах транспорта, о художниках, композиторах, лингвистах и т.д.);

   3)текстов для формирования креативного мышления НЕ достаточно;

   4)текстов для формирования финансовой грамотности практически нет (в 6 классе только);

   5)текстов для формирования глобальных компетенций немного.

  1. Приёмы формирования читательской грамотности

Приём «Лингвистическая сказка»

Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно   пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Первая часть текста позволяет провести этап проверки качества усвоения учеником материала предыдущих уроков, вторая часть текста направлена на мотивацию деятельности ребёнка на уроке и помогает на этап целеполагания, когда ученик сам задает себе вопросы, на которые должен ответить (по аналогии с местоимениями других разрядов).

На этапе мотивации часто использую Приём «Лингвистическая задача»

Универсальный приём , направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

-умение анализировать и сопоставлять факты;

-умение определять противоречие;

-умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Задачу  можно дать в конце урока, чтобы проверить, насколько усвоен материал, или начать с нее следующее занятие.

 

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы: «Верные – неверные утверждения», «прогнозирование». Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю  ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приёму , чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

  Приём «Письмо с дырками (пробелами)».

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

1) Имя существительное обозначает…Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:… или ….,… или …

 Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

Прием «Верите ли вы, что…»

Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Используется, например, при знакомстве с причастием (6 класс):

Причастие - это самостоятельная часть речи.

Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.

Причастия бывают 1 и 2 спряжения.

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

Причастия могут быть действительными и страдающими.

Действительные причастия могут иметь краткую форму.

Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

 

Приемы активизации ранее полученных знаний

 Прием «Ассоциация»

Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

- если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

- оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Пример. Тема «Частица как часть речи» (7 класс).

Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.

Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.

Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы.

     Приём “Шаг за шагом”

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Приемы графической переработки учебного материала

     Прием «Составление кластера»

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. 

 

Приём «Опорный конспект»  

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Технология приема:  

Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

 Приём «Лови ошибку»

Описание:  универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку.  

Прием «Мозаика». «Реставрация текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,    тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Приём «Тонкий и Толстый вопрос».

   Это приём из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать: -умение формулировать вопросы;  -умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развёрнутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.  

   Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

 

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

 

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Приём «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определённым правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определённый смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Приём творческих работ (сочинение-рассуждение, сочинение-миниатюра, сочинение-рассказ, сочинение-описание).

Приём исследовательских работ (проект)

  1. Упражнения по формированию математической грамотности (задания на понимание математической терминологии, задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями
  2. Упражнения по формированию естественнонаучной грамотности

Описание: https://fs.znanio.ru/8c0997/6c/c6/2ab2da9db92d6cfbc0601604967716e3e5.jpg

  1. Упражнения по формированию креативного мышления (задания «Я – путешественник», «Я- исследователь», «Я – архитектор», «Третий лишний», творческие работы и др.)

Описание: https://fs.znanio.ru/8c0997/be/6f/d0f9bba7f1cb421a00813a066474834d74.jpg

  1. Упражнения по формированию глобальных компетенций (темы здоровья, правильного питания, экологические проблемы, вымирание животных и растений)

Описание: https://fs.znanio.ru/8c0997/54/f1/42c1868015952f50a2dbf71bf31a31dd22.jpgОписание: https://fs.znanio.ru/8c0997/29/b2/65fde29f5e21c2b74304af9f8161bc99ab.jpg

              Таким образом, уроки русского языка школьного курса обучения в основной и средней школе  содействуют развитию

 функциональной грамотности у обучающихся путем:

– формирования знаний о правилах, нормах чтения, письма, общения, создания текста;

- развития умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее при помощи правил или  обращения к учебнику или 

справочнику;

– создания ситуаций свободного использования освоенных навыков чтения и письма для понимания и преобразования  текста;

– развития универсальных способов деятельности – различных аналитических умений;

- создания ситуаций формирования опыта решения функциональных проблем;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. 

В аспекте формирования функциональной грамотностибольшое значение имеют комплексная работа с текстом, лингвистический анализ 

текста, работа с текстами-миниатюрами,сравнение двух текстов и другие виды работ с текстами, которые при этом являются наиболее

 результативными формами организации работы на уроке русского языка. Написание сочинений-рассуждений, мини-изложений и мини-сочинений, различные виды диктантов также способствуют развитию функциональной грамотности.

Своеобразной оценкой уровня развития функциональной грамотности у школьников, несмотря на всю сложность процедуры, 

становится итоговое собеседование в 9 классе. Выбирая самостоятельно тему для монолога и диалога, форму ответа 

(повествование, описание, рассуждение), обучающийся оценивает свои знания и возможности, рефлексирует.

Интерес к изучению предмета «Русский язык» активизируют  нестандартные формы проведения учебных занятий, например:

 лингвистическая лаборатория, урок-практикум, урок-исследование, урок-творческая мастерская, урок-тест, урок-конкурс, урокигра. 

А если школьник мотивирован, значит, учится и развивается, что является основными  индикатором формирования

функциональной грамотности.Наша задача выстраивать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы ребенок учился учиться, был

коммуникабельной, креативной, творческой личностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Акимова Л.A. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательных учреждений: монография [Текст] / Л. А. Акимова, Н. В. Сократов, П. П. Тиссен. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 188 с.

2.        Алексеева Е. Е. Психологические особенности семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии Текст / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. 2014. № 3. С. 56-57.

3.        Артюхова И.С. Азбука безопасной и здоровой жизни: книга для первоклассников [Текст] / И. С. Артюхова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 80 с.

4.        Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие [Текст] / Кол. авторов; под ред. д-ра техн. наук, проф. А. И. Сидорова. – М.: КНОРУС, 2013. – 496 с.

5.        Леонова Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов [Текст] / Е.В. Леонова, С.С. Шатова, Е.В. Щербакова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6 № 4 // Режим доступа:http://www.psyedu.ru/journal/2014/4/Leonova_Shato_phtml

6.        Шарипова Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников в курсе литературного чтения // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2.;URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15589

7.        Епонешникова Л.В. Развитие навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. [Электронный ресурс] URL: https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/prochee/stat-ia-razvitiie-navykov-funktsional-noi-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-iazyka-i-litieratury.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа на тему "Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы"

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных уни...

Приёмы работы по формированию УУД на уроках русского языка в 6 классе

Статья о том, как  сформировать УУД на уроках русского языка. Приводятся примеры различных современных  педагогических технологий....

Приёмы работы по формированию УУД на уроках русского языка в среднем звене

Презентация с примерами  форм и видов работы на уроках русского языка в 5-7 классах по формированию УУД с использованием различных элементов современных образовательных технологий....

Доклад "Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедийных технологий".

Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по проблеме "Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедиа"....

Формирование мотивации на уроках русского языка через различные приёмы организации учебной деятельности.

В концепции ФГОС общего образования второго поколения сказано: «Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностно...