Методическая работа на тему "Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы"
статья по теме

Козлова Татьяна Владимировна

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

  1. описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;
  2. характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
  3. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК.
  4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа на тему «Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы» учителя МБОУ «Кингисеппская гимназия»

Козловой Татьяны Владимировны

Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы.

Содержание работы:

  1. Актуальность работы.

     2. Состав и характеристика универсальных учебных действий

(общеучебных умений).

  1. Программа общеучебных умений  (познавательных компетенций) школьников (основная школа).

     4. Программа формирования универсальных учебных действий на уроках развития речи.

Цель методической работы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Задачи работы:

  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
  • выявить в содержании предметных линий  универсальные учебные действия  и  определить условия формирования  в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;
  • составить программу формирования универсальных учебных действий на уроках развития речи.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

  1. описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;
  2. характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
  3. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК.
  4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК.

1. Актуальность работы.

Один из путей повышения качества обучения – развитие у учащихся общеучебных умений. Однако их целенаправленное формирование осложняется тем, что в образовательных стандартах зафиксированы предметные умения, а общеучебные умения как универсальные для многих школьных дисциплин способы получения и применения знаний не представлены в качестве целостного компонента содержания образования.

Сегодня имеется масса различных подходов к классификации общеучебных умений и множество разночтений: «специальные умения», «надпредметные», универсальные способы получения и применения знаний», «базовые умения учебной деятельности», «универсальные учебные действия» и т.п. Названий много, но до сих пор большинство учителей, учащихся и их родителей не имеют целостного представления об этих умениях и не знают ту норму, которая содержит конкретные требования к общеучебным умениям. Формировать общеучебные умения заканчивают в начальной школе, т.к. учителя-предметники, как правило, не совершенствуют технику чтения и письма старшеклассников, в одной школе разные требования к конспектированию и реферированию и т.п. Не скоординирована деятельность по формированию и совершенствованию общеучебных умений по горизонтали (между учителями в параллелях) и по вертикали (между учителями различных ступеней обучения). Это препятствует освоению предметных знаний и умений.

Эффективное развитие общеучебных умений предполагает соответствующее организационное и методическое обеспечение, важным элементом которого служит программа общеучебных умений. В программе представленной ниже, общеучебные умения сгруппированы по следующим основаниям: учебно-управленческие (регулятивные), учебно-информационные, учебно-логические (познавательные компетенции) и коммуникативные компетенции. Эта классификация отличается от традиционного деления общеучебных умений на учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения.

2. Состав и характеристика универсальных учебных действий

(общеучебных умений).

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют

знаково-символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников

и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

3. Познавательные универсальные учебные действия.

Информация – это сведения, которые являются объектом передачи, преобразования, использования и хранения.

Учение – это деятельность ученика, состоящая из получения информации, её преобразования, получения сведений о ходе учебной деятельности от учителя или в результате самоконтроля, внесения в деятельность определенных корректив и вновь получения информации о процессе и результате деятельности и т.д. вплоть до реализации учебной задачи.

Итак, учебно-информационные умения – общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

Источники информации в процессе обучения – тексты и реальные объекты. В предлагаемой программе представлены три группы учебно-информационных умений: умения работать с письменными и устными  текстами и с реальными объектами как источниками информации. Отдельно представлены умения по моделированию. Модель – иногда единственно возможный источник информации об изучаемом объекте.

Логические умения – тоже важнейший компонент мыслительной деятельности, т.к. мышление – логически организованный поисковый процесс, сосредоточенный на разрешаемой проблеме. С помощью этих умений информация структурируется, и обеспечивается поступательное движение от незнания к знанию.

Программа

общеучебных умений

(познавательных компетенций)

школьников (основная школа).

  1. Умения работать с письменными текстами.

  • Бегло, осознанно, правильно, с соблюдением необходимой меры выразительности читать художественные, научно-популярные, публицистические и официально-деловые тексты.
  • Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование, аналитическое, комментированное, по ролям, предварительное, повторное.

Беглое чтение (динамичное) – быстрое ознакомление с текстом в целом при большой скорости чтения.

Сканирование – быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии.

Аналитическое чтение – критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся выпиской фактов, цитат, составление тезисов, таблиц, схем и т.п.

Предварительное чтение – чтение, в процессе которого отмечаются все непонятные слова, научные термины, чтоб в дальнейшем выяснить их значение по словарям и справочникам.

Повторное чтение – чтение текста несколько раз с целью более глубокого осмысления.

  • Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению незнакомого текста.
  • Составлять сложный план письменного текста.

Сложный план включает названия значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая запись сложного плана выглядит следующим образом:

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

2.

2.1.

И т.д.

  • Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики и т.п.

Таблица – это представление информации посредством горизонтального деления (строк) и вертикального деления (колонок, столбцов или граф).

График – это условное графическое изображение зависимости какой-либо величины от другой.

Схема – это условное графическое изображение, показывающее составные части объекта и связи между ними.

  • Составлять тезисы письменного текста.

Тезисы – это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста.

  • Составлять конспекты письменного текста.

Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение положений текста.

  • Составлять аннотацию письменного текста.

Аннотация – небольшое связное содержание и оценка содержания и структуры статьи или книги.

  • Делать пометки, выписки, цитирование письменного текста.
  • Составлять рецензию письменного текста.

Рецензия – это изложение анализа текста, в котором рассматриваются его содержание и форма, аргументируются достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.

  • Составлять реферат по определенной форме.

Реферат – это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы.

  • Грамотно, индивидуальным почерком, не противоречащим общепринятому начертанию букв, списывать, писать под диктовку тексты.
  • Создавать тексты различных типов.
  • Владеть различными видами изложения текста.

  1. Умения работать с устными текстами.

  • Выяснять или догадываться о значении незнакомых слов по контексту.
  • Составлять сложный план устного текста.
  • Составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики.
  • Составлять тезисы устного текста.
  • Цитировать устный текст.
  • Сделать доклад.

Доклад – это устный текст, значительный по объему, представляющий собой развернутое, глубокое изложение определенной темы.

  • Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планировать совместные действия, обсуждать процесс и результаты деятельности, интервью, дискуссии и полемики.

  1. Умение работать с реальными объектами как источниками информации.

  • Самостоятельно проводить наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:

 - определить цель наблюдения;

 - выбрать объект наблюдения;

 - выбрать способы достижения цели наблюдения;

 - выбрать способ регистрации полученной информации;

 - обработать и интерпретировать полученную информацию.

  • Самостоятельно использовать различные виды наблюдения.
  • Использовать различные виды моделирования.

  1. Учебно-логические умения.
  • Анализ и синтез.

 - определять объект анализа

 - определять аспект анализа

 - определять компоненты объекта в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза

 - качественно и количественно описывать компоненты объекта.

Качественно – определение свойств компонентов объектов.

Количественно – определение соотношения величин.

 - определять временные отношения компонентов объекта

 - определять функциональные, причинно-следственные отношения компонентов объекта.

 - определять свойства и существенные признаки объекта.

  • Сравнение.

 - определять объекты сравнения

 - определять аспект сравнения объектов

 - выполнять однолинейное сравнение (одно сходство по одному аспекту)

 - выполнять комплексное сравнение (одно сходство по нескольким аспектам)

 - выполнять сравнение по аналогии.

  • Обобщение и классификация.

 - проводить индуктивное обобщение по следующему алгоритму:

1. актуализируйте существенные признаки объектов

2. определите общие существенные признаки объектов

3. зафиксируйте общность объектов в форме понятия или суждения.

  • Дедуктивное обобщение происходит по следующему алгоритму:
  1. актуализируйте существенные признаки объектов
  2. сопоставьте существенные признаки и определите принадлежность объекта к данному понятию или суждению
  • Классифицировать, то есть делить род (класс) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род.
  • Определение понятий.

 - различать объем и содержание понятий

 - различать видовое и родовое понятия

 - осуществлять родовидовое определение понятий, то есть находить ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные существенные признаки.

  • Доказательство и опровержение.

- различать компоненты доказательства: тезис, аргументы и форму доказательства

  • Определение и решение проблем

 - определять проблемы

 - определять для решения проблем новую функцию объектов

 - умение переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем

 - комбинировать известные средства для нового решения проблем

 - формулировать гипотезу решения проблем

Дидактический регламент.

Для того, чтобы обеспечить целостное выполнение этих требований в конкретной школе, необходимо разработать и реализовать дидактический регламент.

Дидактический регламент формирования и развития общеучебных умений – это система норм, определяющих основные позиции содержания, форм, методов и организации деятельности педагогов по формированию и совершенствованию общеучебных умений школьников. Такой регламент может состоять из следующих частей:

  1. Социально-педагогические ценности формирования и развития общеучебных умений.
  2. Программа общеучебных умений.
  3. Методические комментарии, конкретизирующие содержание программы (что нужно уметь делать, как нужно делать).
  4. Программно-методические нормы формирования и развития общеучебных умений.
  5. Нормы оценивания и отметки сформированности общеучебных умений.

Например, можно ввести в образовательный процесс отметку за освоение общеучебных умений. Она ставится в специальную тетрадь или дневник, а в классный журнал не вносится.

В связи с тем, что сформированность общеучебных умений – это результат усилий всего педагогического коллектива, важно координировать взаимодействие учителей. Педагогам школы целесообразно использовать единые подходы к классификации, составу общеучебных умений и методикам их формирования. Тогда можно будет обеспечить скоординированность деятельности учителей, работающих в одном классе, и преемственность деятельности педагогов начальной, основной и полной школы.

4. Программа

формирования универсальных учебных действий

на уроках развития речи.

  1. Пояснительная записка

На уроках развития связной речи в 5-7 классах реализуется идея обучения языку как речевой и мыслительной деятельности. Без потребности в речевом самосовершенствовании невозможна успешная самореализация, социализация учащихся, в то  время, как на других уроках вопросам культуры речи не всегда уделяется должное внимание.

Главная особенность уроков развития речи заключается в том, что они естественно, гармонично связаны с системой родного языка, знание которой проявляется с тем, как языковая личность умеет строить целесообразное высказывание, как владеет необходимым для этого языковым материалом, соблюдает требования, предъявляемые материалом. Для того чтобы эффективно реализовать эти положения, необходимо начинать обучение данным умениям и навыкам в 5 классе. Ребенок в 10-11 лет уже обладает определенными знаниями по русскому языку, пробует излагать свои мысли в письменной форме, анализировать художественные произведения. Поэтому именно в 5 классе необходимо познакомить учащихся с понятием «правильности речи». Пятиклассники расширяют свои представления об окружающем мире, активно общаются со сверстниками, взрослыми, а такое общение невозможно без речевого этикета. В 6-7 классах начинается преподавание таких предметов естественного цикла, как география, физика, биология, что требует от учащихся самостоятельного контроля над чужим и собственным высказыванием на конкретную тему; возникает необходимость синтезировать знания, полученные в процессе обучения различным предметам. А это требует определенных навыков владения родной речью.

Основная цель уроков развития речи в 5-7 классах: воспитание сознательного отношения к языку как средству общения.

Задачи уроков:

  • Формирование компетенций:
  1. Коммуникативная компетенция – овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
  2. Языковая и лингвистическая компетенция – освоение основных норм русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
  3. Культуроведческая компетенция – осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
  • Освоение знаний по культуре речи и стилистике
  • Формирование умений слушать и слышать собеседника

Уроки развития речи связаны с другими уроками русского языка, литературы, внеурочной деятельностью.

Знакомство с такими коммуникативными качествами речи, как логичность, уместность предполагает знание законов логики и психологии.

Общие принципы построения программы:

  • Принцип доступности
  • Принцип гуманизации
  • Принцип непрерывности
  • Принцип интеграции
  • Обучение через действие, практическая направленность

Ведущие педагогические технологии, используемые на уроках развития речи – технологии развивающего обучения и игровые технологии. Выбор технологий объясняется необходимостью формирования и развития интеллектуальных и речевых умений учащихся, стремлением избежать увеличения физических и психических нагрузок, психовозрастными особенностями учащихся 5-7 классов, учетом их интересов и запросов.

Основной формой работы является урок. В основе работы учителя лежат методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа)
  • Наглядные
  • Игровые
  • Рефлексия речемыслительной деятельности
  • Приемы актуализации субъектного опыта учащихся
  • Методы диагностики, самодиагностики, проверки и самопроверки,  самооценки

Данная программа призвана решить противоречия, возникающие между низким уровнем речевой культуры и необходимостью речевого взаимодействия, потребностью в овладении нормами русского литературного языка обучающимися. Как правило, более глубокое изучение вопросов культуры речи осуществляется лишь в выпускных классах на профильном уровне и в высших учебных заведениях. Отличительной особенностью данной программы является то, что она адресована учащимся 5-7 классов, именно в этом возрасте важно удовлетворение таких потребностей ребенка, как самопознание, социальная и творческая самореализация, которая невозможна без сознательного отношения к языку как к средству общения и главной культурной ценности. При разработке данной программы были использованы теоретические положения программы по русскому языку С.И. Львовой, работы Б.Н. Головина.

Новизна работы заключается в том, что уроки развития речи выделены в отдельную программу, в которой отражены не только темы «правильность речи» и понятие «нормы, но также и коммуникативные качества речи, как богатство, точность, выразительность, логичность, уместность. В программе учтены специальные и общеучебные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения на уроках развития речи.

2. Описание разделов программы

Уроки развития речи можно разбить на следующие разделы:

Раздел «Речевой этикет» (5 класс)

Цель: познакомить учащихся с правилами речевого поведения в различных ситуациях

Задачи:

  • Научить правилам речевого этикета
  • Подготовить базу для дальнейшего речевого развития обучающихся
  • Воспитать человека, умеющего слушать и слышать

Учащиеся знакомятся с понятием «речевой этикет», с правилами приветствия, прощания, знакомства, разговора по телефону, с различными вежливыми формами выражения просьбы, отказа и т.д.

Ученик 5 класса должен знать:

  • понятие «речевой этикет»
  • правила приветствия и прощания
  • правила знакомства, разговора по телефону
  • вежливые формы выражение просьбы и отказа

Ученик 5 класса должен уметь:

  • выбирать форму речевого этикета в соответствии с речевой ситуацией
  • в процессе устного общения говорить чётко, в умеренном темпе, умеренно громко, пользуясь мимикой и жестами для придания выразительности речи
  • производить рефлексию своей речемыслительной деятельности

Раздел «Правильность речи» предполагает знакомство обучающихся с понятием «норма» (норма произношения, ударения, морфологические и синтаксические нормы), с наиболее распространенными случаями нарушения этих норм.

Цель: научить школьников слышать и оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их правильности, опираясь на знание основных языковых закономерностей.

Задачи:

  • совершенствовать речевые умения школьников
  • познакомить учащихся с понятиями «правильность речи», «языковая норма»
  • воспитать бережное отношение к языку

Ученик должен знать:

  • понятие «правильность речи»
  • понятие «норма»
  • нормы произношения
  • нормы ударения
  • морфологические и синтаксические нормы

Ученик должен уметь:

  • оценивать правильность речи
  • находить и исправлять ошибки в произношении, в ударении, грамматические и речевые ошибки
  • создавать устные и письменные высказывания с соблюдением языковых норм

Раздел «Текстоведение» знакомит учащихся с главными признаками текста, со способами связи предложений в тексте, с особенностями различных типов речи.

Цель данного раздела: формирование способности проводить разные виды языкового анализа текста.

Задачи:

  • познакомить с различными типами речи
  • дать понятие о тексте как продукте речевой деятельности
  • развивать языковое чутьё и способность опираться на него в процессе языкового анализа

В ходе изучения данного раздела программы ученик должен знать:

  • главные признаки текста
  • способы связи предложений в тексте
  • особенности функциональных стилей и типов речи

Ученик должен уметь:

  • различать типы речи (повествование, описание, рассуждение)
  • определять ведущий стиль текста (художественный, публицистический, разговорный, официально-деловой, научный)
  • доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю, типу речи
  • производить комплексный анализ текста различных стилей и типов речи
  • определять способы связи предложений в тексте
  • создавать устные и письменные высказывания различных типов и стилей

Раздел «Коммуникативные качества речи» включает в себя такие понятия, как богатство, точность, выразительность, логичность, уместность, чистота речи.

Цель: развитие готовности обучающихся к речевому самосовершенствованию.

Задачи:

  • познакомить учащихся с коммуникативными качествами хорошей речи
  • обогащать лексический, грамматический и синтаксический строй речи учащихся
  • сформировать умение редактировать свои и чужие высказывания с учетом требований к хорошей речи

Учащиеся должны знать:

  • основные качества хорошей речи
  • изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры)
  • основные законы логичности
  • понятие паронимы, варваризмы, слова-паразиты, канцеляризмы

Учащиеся должны уметь:

  • оценивать точность, богатство, логичность, чистоту, уместность, выразительность речи
  • грамотно и полно использовать возможности русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний
  • пользоваться различными видами словарей и справочников

 

3. Учебно-тематический план уроков развития связной речи.

Русский язык.

5 класс

1. Введение. Культура речи как раздел лингвистики.

3 часа

2. Речевой этикет

4 часа

3. Текст как речевое произведение. Типы речи.

9 часов

4. Правильность речи

8 часов

1. Введение. Речь как способ общения людей. Основные требования к речи

3 часа

Значимость правильной и культурной письменной и устной речи.

1 час

Качества хорошей речи

1 час

Понятие о речевой ситуации

1 час

2. Речевой этикет

4 часа

Речевой этикет. Правила приветствия, знакомства и прощания

1 час

Выражение благодарности, извинения, просьбы, отказа.

1 час

Правила речевого поведения во время разговора по телефону.

1 час

Проверка знаний по речевому этикету.

1  час

3. Текстоведение.

9 часов

Основные признаки текста. Тема и идея.

1 час

Способы определения темы и основной мысли. Урок-практикум

1 час

Последовательность и грамматическая связь предложений в тексте.

1 час

Последовательность предложений в тексте как отражение логики развития мысли

1 час

Типы речи. Повествование.

1 час

Описание.  Как описать предмет речи?

1 час

Рассуждение

1 час

Оценочные высказывания

1 час

Обобщение по теме «Типы речи».

1 час

4. Правильность речи

8 часов

Правильность как необходимое качество речи. Нормы современного русского литературного языка.

1 час

Орфоэпия как раздел лингвистики. Гласные звуки.

1 час

Нормы ударения

1 час

Орфоэпический разбор. Основные правила произношения согласных звуков.

1 час

Морфологические нормы

1 час

Трудности в употреблении имен существительных, прилагательных, местоимений

1 час

Трудности в употреблении некоторых форм глагола

1 час

Урок-практикум. Редактирование текста

1 час

Подведение итогов года, урок-конференция презентация творческих работ учащихся

1 час

Итого:

Количество уроков – 26

 Практикум – 3    Урок-конференция – 1

Творческие работы (классные сочинения и изложения)

  1. Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»
  2. Сочинение по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка»
  3. Сочинение по картине И.И. Фирсова «Юный живописец»
  4. Сжатое изложение-миниатюра
  5. Сочинение по картине в.Д. Поленова «Московский дворик»
  6. Изложение текста с использованием разных типов речи.
  7. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
  8. Сочинение по картине Н.М. Ромадина «Вербы в половодье»
  9. Сочинение по картине А.И. Куинджи 2Березовая роща»
  10.  Сжатое изложение-миниатюра.

Проектные работы:

  1. Правила речевого этикета
  2. Знаем ли мы правила литературного произношения?
  3. О чем расскажут мимика и жесты.
  4. Как обратиться к собеседнику?

 

Требования к уровню подготовки 5 классов по окончании курса.

Ученик 5 класса должен знать:

  • Основы речевого этикета
  • Типы речи (описание, повествование, рассуждение)
  • Понятие «правильность речи»
  • Главные признаки текста

Ученик 5 класса должен уметь:

  • Отличать текст от группы предложений
  • Определять тему, основную мысль текста, типовое содержание текста
  • Оценивать правильность речи, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки
  • Создавать описание, повествование, рассуждение на предложенную тему
  • В процессе устного общения говорить четко, в умеренном темпе, умеренно громко, пользуясь мимикой, жестами для придания выразительности речи

Учебно-тематический план уроков развития связной речи.

Русский язык.

6 класс

1. Повторение изученного в 5 классе. Красота и богатство родного языка. Речевой этикет как правила общения людей.

3 часа

2. Функциональные разновидности языка. Речевая ситуация.

2 часа

3. Текстоведение. Способы связи предложений в тексте

11 часов

5. Культура речи. Нормы употребления различных частей речи.

15 часов

6. Повторение пройденного. Урок-зачет.

3 часа

1. Повторение изученного в 5 классе

3 часа

Красота и богатство родного языка.

1 час

Речевой этикет как правила общения людей.

1 час

Правильность речи

1 час

2. Функциональные разновидности языка. Речевая ситуация.

2  часа

 3. Текстоведение.  

11 часов

Основные признаки текста. Повторение изученного в 5 классе.

1 час

Заголовок текста. Заголовок, отражающий тему, основную мысль текста

1 час

Композиция текста.

1 час

План текста и его виды.

1 час

Способы и средства связи предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь.

1 час

Параллельная связь предложений в тексте.

1 час

Сочетание разных связей предложений в тексте. Смысловая связь предложений в тексте.

1 час

Использование лексического повтора как средства связи предложений в тексте.

1 час

Типы речи. Повествование. Рассказ.

1 час

Описание и его виды.

1 час

Требование к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста. Редактирование.

1 час

4. Культура речи

15 часов

Языковые нормы. Правила произношения существительных.

1 час

Правила изменения имен существительных и использование их в речи.

1 час

Правильное произношение прилагательных. Грамматические нормы.

1 час

Лексические нормы употребления прилагательных.

1 час

Нормы произношения глагола. Нормы управления.

1 час

Лексические нормы употребления глаголов.

1 час

Нормы произношения, образования и употребления деепричастий.

1 час

Нормы произношения причастий. Грамматические нормы.

1 час

Нормы употребления причастий в речи.

1 час

Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия.

1 час

Нормы произношения и изменения числительных. Лексические нормы.

2 часа

Правильное употребление местоимений в речи.

1 час

Практикум-зачет. Нормы употребления различных частей речи .

1 час

Требование к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста. Редактирование.

1 час

5. Повторение пройденного

2 часа

Урок-зачет

1 час

Итого: Количество уроков – 34 Практикум – 3    Контрольная работа – 1     Урок-зачет – 1

Творческие работы (классные сочинения и изложения):

  1. Изложение.
  2. Сжатое изложение.
  3. Обучающее изложение (упр. 271)
  4. Сочинение по картине В. Серова «Девочка с персиками»
  5. Сочинение по картине Г. Мясоедова «Косцы»
  6. Сочинение по картине н. Пластова «Саня Маликов»
  7. Сочинение по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
  8. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
  9. Изложение-миниатюра

Проектные работы:

1. «Словарь школьных жаргонизмов»

2. «Варваризмы в речи современного подростка»

Требования к уровню подготовки 6 классов по окончании курса.

Ученик 6 класса должен знать:

  • Главные признаки текста
  • Понятия «точность, богатство, чистота речи»
  • Особенности научного стиля речи

Ученик 6 класса должен уметь:

  • Определять тему, основную мысль текста, способы связи предложений в тексте
  • Различать стили речи
  • Доказывать принадлежность текста научному стилю
  • Оценивать точность, богатство, чистоту речи
  • Находить и исправлять ошибки, связанные с нарушением точности, богатства, чистоты речи
  • Грамотно и полно использовать возможности русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний
  • Пользоваться различными видами словарей и справочников

 

4. Методическое обеспечение программы

Для реализации данной программы используется:

  • Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. – М., 2000
  • Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас…», или Речевой этикет. – М., 2004
  • УМК под редакцией С.И. Львовой
  • Учебник Е.И. Никитиной «Русская речь. Развитие речи». – «Дрофа», 2007
  • Язык в речевом общении: Факультатив. курс: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение. 1992.

Школьные словари и справочники:

  • Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка.
  • Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992
  • Скворцов Л.И. Школьный словарь по культуре русского речи – М., 2006
  • Горбачева К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка – СПб, 2000

Список литературы, использованной при составлении программы.

  1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.; Высшая школа, 2000
  2. Голуб Б.Н. Русский язык и культура речи – М., 2001
  3. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие –  М., 1998
  4. Культура речи – культура поведении. – Л.: Лениздат, 1988
  5. Львова С.И. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы. – М.; Мнемозина, 2006
  6. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – М. :Просвещение, 2010
  7. Разумовская М.М., Лекант П.А. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы. – М.; Дрофа, 2002
  8. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник./Под редакцией Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова и др. – М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Способствовать популяризации уроков русского языка и литературы в современном образовании, способствовать повышению положительной мотивации школьников. Важнейшая задача учителя - обучить детей способа...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)

Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способ...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»

Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...

опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»

Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...