Сценарий урока-спектакля «Суд над вредными привычками» в 9 классе
методическая разработка по биологии (9 класс)

Яричевская Лариса Ивановна

Тема: «Нарушения нервной системы. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему»

 

 

Урок-спектакль

«Суд над вредными привычками»

 

Цель: обобщение и закрепление знаний о вредном влиянии никотина и алкоголя на нервную систему человека; создание условий для формирования ценностных ориентаций обучающихся и выбора ими жизненных позиций в условиях прогрессирования алкоголизма и курения среди подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka-suda_-_kopiya.doc304.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Ростовской   области

«Новочеркасская специальная школа-интернат №1».

Сценарий урока-спектакля

«Суд над вредными привычками» 

в 9 классе

                                               Разработала: учитель биологии

первой квалификационной категории

                                                              Яричевская Лариса Ивановна

2022 год.

Тема: «Нарушения нервной системы. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему»

Урок-спектакль

«Суд над вредными привычками» 

Цель: обобщение и закрепление знаний о вредном влиянии никотина и алкоголя на нервную систему человека; создание условий для формирования ценностных ориентаций обучающихся и выбора ими жизненных позиций в условиях прогрессирования алкоголизма и курения среди подростков.

Задачи:

Образовательные: закрепить представление о вредном влиянии на нервную систему человека никотина и алкоголя.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память, речь, познавательную активность.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, костюмы для участников мини-спектакля, социальные ролики и реклама о вреде курения и алкоголя.

Тип урока: Комбинированный.

Технологии:

* игровые.

* здоровьесберегающие,

* технология активного (деятельностного) обучения,

* слайдовой презентации.

Тип урока: комбинированный.

Форма: урок-спектакль.

Методы: словесные, наглядные (демонстрация слайдов, просмотр социальных роликов, рекламы против курения и алкоголя), практический (постановка спектакля, театрализованная деятельность).

Предварительная работа:

   Подготовка к уроку (изготовление костюмов, разработка презентации, подбор музыки, создание рекламы). Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме.

       Учитель выполняет роль секретаря суда.

Состав суда:

  1. Секретарь суда
  2. Судья
  3. Прокурор
  4. Адвокат
  5. Сигарета
  6. Алкоголь
  7. Медик
  8. Мозг
  9. Смерть
  10. Участвующие в рекламе

ХОД УРОКА

Заседание суда

Секретарь суда: Добрый день ребята и уважаемые гости! Тема нашего урока: «Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему».   С факторами, разрушающими наше здоровье, такими как курение и алкоголизм мы сталкиваемся в повседневной жизни. О них неоднократно мы говорили на уроках биологии.  И сегодня мы еще раз поговорим о том, какой вред они приносят людям и обществу, но немного в другой форме. Мы проведем над ними суд.

    Сегодня на скамье подсудимых находятся сигарета и алкоголь на совести, которых огромное количество сломанных судеб и загубленных жизней. Задача судьи и присяжных – выслушать дело обвиняемых, историю, все положительные и отрицательные стороны дела. И вынести справедливый вердикт «Виновны или не виновны».

     Итак, начинаем судебное заседание.

Всем встать, суд идёт!

Судья: Прошу садиться. Сегодня на заседании суда слушается дело № 13 «Суд над вредными привычками». Слушается дело по обвинению вредных привычек: сигареты и алкоголя, которые поселились в нашем городе. Они являются общественно-опасными, социально-вредными и чуждыми нашему образу жизни элементы, искушающие душу и мозг человека.

Слушание объявляется открытым.

Судья: в качестве обвиняемых вызывается: Сигарета и Алкоголь.

(Обвиняемых вводят и усаживают на скамью подсудимых).

Судья: Подсудимые встаньте! Вы доверяете суду?

Обвиняемые: Да, доверяем.

Судья: Есть ли у вас дополнения к составу суда?

Обвиняемые: Нет!

Судья: Хорошо!  Вы обвиняетесь в предумышленном разложении молодого поколения. Вам ясны представленные обвинения?

Обвиняемые: Допустим.

Судья: Отвечайте «да» или «нет»!

Обвиняемые: Да.

Судья: Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Ваша честь, уважаемая публика и присяжные! Обвиняемые вредные привычки являются нарушителями порядка в нашем городе. Табакокурение и распитие спиртных напитков наносит вред не только своему здоровью, но и окружающим.

Судья: Первым слушается дело Сигареты! Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Ваша честь, господа присяжные! Сегодня мне выпала трудная, но благородная задача – открыто выступить против курения. Задача очень сложная, поскольку до последнего времени курение завоевывало страны и континенты, и никакие, даже самые страшные наказания не могли остановить победного шествия табака.

     В ходе изучения проблем, связанных с табакокурением, выяснилось:

1.Нет такой системы органов в теле человека, которая бы не страдала от курения.

2.Степень вреда зависит от возраста, в котором человек впервые приобщается к курению, а также от количества выкуриваемых сигарет.

3. Страдают чаще те, кто приобщился к курению с малых лет.

     Но мода на курение сейчас прошла. Практически везде запрещено курение в общественных местах.

Секретарь суда: Для дачи показаний вызывается обвиняемая сигарета.

Судья. Приступаем к допросу обвиняемой. Итак, ваша фамилия, имя, отчество?

Сигарета. Имею только имя.

Судья. Какое?

Сигарета. Сигарета

Судья. Оно у вас одно?

Сигарета. Нет, меня называют еще табак, папиросы.

Судья. Дата вашего рождения?

Сигарета. Точно не установлено. 

Судья. Ваши родители?

Сигарета. Их у меня много. Это кубинцы, и португальцы. Своим родителем я могу считать Христофора Колумба, а также Петра 1, который разрешил ввоз табака из-за границы.

Судья. Имеете ли вы судимость?

Сигарета. Да, в 1604 г вышел труд «О вреде табака», принадлежавший Якову 1 Стюарту, королю Англии, который являлся ярым противником курения. Кроме того, в Англии в свое время был издан указ, в котором говорилось: «Уличенных в курении водить по улицам с петлей на шее, а наиболее злостных курильщиков казнить, и их отрубленные головы с трубкой во рту выставлять на площадях для всеобщего обозрения». При царствовании на Руси царя Михаила Федоровича за курение на первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. Правительства рядов современных цивилизованных стран начали издавать законы по борьбе с курением.

Судья. Кто является вашими соучастниками?

Сигарета. Это спекулянты, предприниматели, рекламодатели, те люди, которые меня употребляют.

Секретарь. Слово для защиты предоставляется Адвокату.

Адвокат: Ваша честь! Перед вами жертва клеветы! Миллионы людей во всем мире сигарету очень любят. Очень немногие решаются с ней расстаться. Нередко курильщик предпочитает лишиться руки или ноги, но не бросает курить. Некоторые девушки курят, чтобы не полнеть.

     В защиту своей подсудимой могу сказать следующее: Жан Нико, французский посланник в Португалии, в 1559 году преподнёс французской королеве Екатерине Мидичи сухие листья табака с рекомендацией понюхать их при головной боли, приступы которой часто беспокоили королеву.    Аромат табачных листьев облегчал такие приступы. Нюхание табака нашло подражателей в среде придворной знати, а при Франциске, сыне Екатерины, также страдавшем мигренью, стало своеобразной модой.

Прокурор: Считаете ли вы себя виновной?

Сигарета: Нет, не считаю! Для слабого, безвольного и закомплексованного подростка – сигарета порой единственная возможность выглядеть взрослым, самостоятельным человеком, завоевать авторитет. С сигаретой человек выглядит круто, все девчонки обращают на него внимание. По утрам я заставляю людей мучиться от жёсткого кашля, не даю быстро бегать и ходить, вызываю зависимость, множество опасных заболеваний, рак.

Прокурор: Обвиняемая, скажите, много ли у вас поклонников?

Сигарета: О да! По моим данным, в Англии курит ¾ мужского населения. Уверена, что среди присутствующих в этом зале есть немало моих поклонников.

Прокурор: Но вы знаете о пагубности ваших чар?

Сигарета: Ну и что же? Я ведь никого не заставляю! Они сами.

Прокурор: И что же влечет начинающих курильщиков к вам?

Сигарета:

Мое имя – Сигарета,

Я красива и стройна

Я знакома с целым светом,

Очень многим я нужна.

Мозг и сердце я дурманю

Молодым и старикам

Независимо от знаний

Скажем прямо – слабакам.

Секретарь: Для дачи показаний приглашается мозг человека.

Головной мозг. 

Иссушил меня проклятый злодей,
Нету больше светлых идей,
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет променял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет –
Всё от этих проклятых сигарет.

      От курения особо страдает нервная система. Возникает недостаточность мозгового кровообращения. Угарный газ снижает интенсивность нервных процессов. Изменяется и поведение курящих: желание курить появляется часто во время урока, ученик отвлекается, мечтая о желанной затяжке табачным дымом.

Прокурор: Чем дальше развивается наука, тем больше мы получаем сведений о вреде табака. В человеческом организме нет ни одной системы, которая бы не страдали от его последствий. Особый вред табак наносит молодому организму. У юношей под воздействием никотина замедляется рост и развитие некоторых органов. Повышается вероятность заболевания раком. Особенно вреден недостаток кислорода для коры головного мозга: курильщик буквально «глупеет», почти ничего не запоминает. Врачи установили, что курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков, они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, ослабевает внимание, нарушается память, умственная активность, возникают частые головные боли.

     Почему это происходит?

  1. Никотин и содержащиеся в табачном дыме ядовитые вещества отравляют организм.
  2. Угарный газ вызывает кислородное голодание нервной ткани.
  3. Изменяется поведение курящих, почти каждую перемену они проводят в облаках табачного дыма. Те, кто стоят с ними рядом, даже если сами не курят, превращаются в пассивных курильщиков, что тоже очень вредно для организма.

Судья: Может что-то защита желает добавить?

Адвокат: Немало горьких упрёков высказано в адрес моей подзащитной. Курение действительно вредное увлечение. Вредно и то, что сигарета при небрежном обращении с ней часто является причиной пожара, но ведь все это по вине человека. Сигарета сама по себе безобидна, не она курит, а ее курят. Так что курить или нет, прежде всего, зависит от самого человека.

Судья: И в этом сторона защиты тоже права.

Секретарь суда: Суд просит присяжных взвесить все аргументы «за» и «против» и вынести свой вердикт. А пока предлагаю просмотреть рекламу (реклама против курения, снятая обучающимися на телефон).

Судья: Теперь заслушаем дело алкоголя. Привычка, покалечившая не одну жизнь, ни одну семью. Предлагаю заслушать самого обвиняемого. Для дачи показаний приглашается алкоголь. Считаете ли вы себя виновными?

Алкоголь: Нет, не считаю. Спиртные напитки, пиво, коктейли - это вовсе не опасно, но зато «круто», это настоящий мужской напиток. И успешно познакомиться с девушкой лучше всего держа в руках не цветы, а 2 бутылки пива или коктейля – для себя и для неё!

Судья: Слово предоставляется медику.

Прокурор: Расскажите нам, как влияет алкоголь на организм.

Медик: Нарушения нервной системы при приеме алкоголя развиваются постепенно. Алкоголь, или спирт, является наркотическим ядом, он действует, прежде всего, на клетки головного мозга, парализуя их. Попадая в головной мозг, воздействует на центры положительных эмоций, расположенные в гипоталамусе. При этом на короткое время снимается напряжение, исчезает чувство тревоги и страха. У людей, злоупотребляющих спиртными напитками, определенная часть клеток гипоталамуса превращается в «приобретенный центр алкоголизма». Так возникает стремление к спиртному. Постепенно разрушается воля, память, появляется озлобленность, агрессивность, что приводит к деградации личности. Нарушается координация движений, т. е. деятельность мозжечка, при этом походка становится шатающейся, в глазах двоится - нарушение зрительной зоны коры. При тяжелой степени опьянения наблюдается беспричинная агрессивность, невнятная речь. Затем наступает глубокий сон, далее - полная амнезия - человек не помнит ничего из того, что с ним было в период опьянения. Именно в стадии тяжелой степени опьянения совершаются преступления, происходят пожары, аварии на транспорте, при этом нередко гибнут не только пьяные люди, но и оказавшиеся рядом с ними по воле случая, страдают дети, члены семей алкоголиков. По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней.

Судья: У вас есть вещественные доказательства, которые можно приложить к делу.

Медик: Да конечно. Это видеоматериалы. Можем посмотреть. (видеосюжет)

Судья: Для дачи показаний приглашается мозг человека.

Мозг: Никотин и алкоголь – это наркотические вещества. Наркотики – это яды, которые действуют на нервную систему, прежде всего на головной мозг. Они нарушают нормальную работу клеток коры полушарий головного мозга. При употреблении алкогольных напитков в особенности страдает мозг и нервная система человека. Ухудшается память, внимание, мышление, резко меняется поведение, деформируется личность. Систематическое употребление алкоголя очень быстро ведёт к привыканию. Появляется так называемая психическая зависимость.

Судья: Далее для дачи показаний вызывается свидетель смерть.

Смерть: В последнее время у меня столько работы появилось… я уже не успеваю. Почему же человечество продолжает употреблять эти, безусловно, вредные вещества, хотя известна их степень опасности для здоровья. Вместе с деньгами люди теряют не только здоровье, но и благополучие семьи, генофонд нации. В мире всегда должен быть баланс, смертность не должна превышать рождаемость, а в реальности всё совсем иначе. С этим срочно нужно что-то делать!!! Предлагаю видеосюжет с места последних событий. (социальный ролик)

Секретарь: Слово для защиты предоставляется Адвокату.

Адвокат. Все услышанное очень однобоко. Почему все говорят только о действии этилового спирта, содержащегося в вине? Мне кажутся справедливыми слова: «вино молодит, вселяет силы». Еще Гален, Аристотель использовали вино как лекарство. Парацельс говорил, что мера определяет, быть веществу вредным или полезным. Присутствие этилового спирта в кефире человек не замечает и употребление этого продукта никто не называет преступлением. Прошу быть снисходительнее, так как сам человек виновен, поскольку не может воспитать в себе волевые качества и выработать правильное отношение к алкоголю.

Судья: Все ясно!  А пока ваши объяснения господин Алкоголь!

Сигарета: Он не может говорить, он только поет…

Алкоголь:

Легко на сердце от водки веселой
Она скучать не дает никогда
И любят водку деревни и села
И любят водку большие города.
Нам водка строить и жить помогает
Она как друг и зовет и ведет
И тот, кто с водкой по жизни шагает
Тот никогда и нигде не пропадет…

(Алкоголь засыпает)

Судья.  Так, ну и тут всё понятно!

    Мы выслушали всех обвиняемых и свидетелей, но хотелось бы послушать и пострадавших. (Выходят дети).

ДЕТИ:   

Они нас держат в железных тисках,

Нам трудно соблазнов их не принять.

А позже дурман, болезни и страх

И нас уже почти совсем не узнать.

Мы слышим рекламу ночью и днем

Про пиво, сигары и водку,

Мы скоро народ до того доведем,

Что сядет он с дури в дырявую лодку.

Судья. Прокурор. Адвокат. (вместе)

Глаза свои открой! Смотри и повторяй!

Курение долой и пить не начинай!

Глаза свои открой! Смотри и повторяй!

Верность соблюдай! Курить и пить не начинай!

Жизнь свою спасай!

Секретарь суда: Суд просит присяжных взвесить все аргументы «за» и «против» и вынести свой вердикт. А пока предлагаю просмотреть рекламу (реклама против алкоголя, снятая обучающимися на телефон).

Судья. Прослушав выступления обвинения и защиты, суд постановил изгнать человеческие пороки – курение и пьянство из нашей жизни. Судебное заседание объявляется закрытым. (Удар молотком). Охрана выводит обвиняемых из зала

Учитель: Подводя итог сказанному, необходимо сделать вывод и принять решение: прежде чем взять сигарету, рюмку спиртного, употреблять пиво, кем бы они ни были предложены, подумайте о последствиях и научитесь, твердо говорить: «НЕТ!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обж "Вредные привычки" 5 класс

урок проводится в 5 классе по программе Смирнова...

Сценарий Урока здоровья «В стране вредных привычек или почему полезно заниматься спортом»

Сценарий Урока здоровья «В стране вредных привычек или  почему полезно заниматься спортом»...

Сценарий КВН "Ударим КВНом по вредным привычкам"

Данный КВН рекомендуется провести в рамках акции "Спорт как альтернатива пагубным привычкам"...

Сценарий классного часа по профилактике вредным привычкам

          Одной из направлений воспитательной программы школы профилактика злоупотребления ПАВ и реализация программы «Несущая свет» ГБОУ РЦ ПМСС «Сайзырал».Основным на...

Сценарий классного часа "Суд над вредными привычками" для 9-11 классов

Сценарий классного часа "Суд над вредными привычками" для 9-11 классов направлен на профилактику курения, наркомании, алкоголизма....

Сценарий классного часа "Полезные и вредные привычки"

Сценарий классного часа "Полезные и вредные привычки"...