урок обж "Вредные привычки" 5 класс
методическая разработка по обж (5 класс) на тему

Ларцева Валентина Витальевна

урок проводится в 5 классе по программе Смирнова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obzh_5_klass.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г.Павлово Нижегородской области

        

                 

                   

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» 5 КЛАСС

Программа: Программы общеобразовательных учреждений

Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы под общей редакцией А.Т.Смирнова, М.:«Просвещение»2008г.

                                    Аттестационная работа

                                                            На первую категорию

                                                           Учителя  Основ безопасности

                                                                           жизнедеятельности

                                                          Ларцевой Валентины Витальевны

                                                         Образование высшее

                                                         Педагогический стаж     31 г.

                                                     г. Павлово

                                                         2012г.

Форма урока: урок - общение

Класс: 5 А класс

         Цели урока:  ознакомить учащихся с разрушающим действием табака и табачного дыма на организм человека. Профилактика курения.

Задачи урока:

  1. Дать учащимся представление о табакокурении как о факторе, разрушающем здоровье.
  2. Формировать у учащихся стойкое неприятие к курению табака.
  3. Формирование у детей мотивационной сферы здорового образа жизни.

Ход урока:

  1. Организация начала урока . Беседа по теме: «Что вы понимаете под здоровым образом  жизни.
  2. Историческая справка о начале потребления табака.
  3. Диаграмма распространения табакокурения разных возрастных групп населения России.
  4. Причины, заставляющие детей курить.
  5. Знакомство с отрывком из повести Л.Н.Толстого «Детство, юность, отрочество»
  6. Обсуждение.
  7. Работа с таблицей о вреде курения на организм человека.
  8. Опыт «Аппарат вредных привычек»
  9. Дифференцированное домашнее задание

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран,  звуковые колонки, таблицы. Творческие работы учащихся.

Формы и методы обучения: словесный, наглядный – эвристическая беседа с применением учебно-наглядных и технических средств обучения; практический – индивидуальная работа,; здоровьесберегющие технологии.

Формы учебной работы учащихся:         фронтальная работа,   групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Знания, умения, навыки, которые приобретут ученики в ходе урока:   актуализация, систематизация  и практическое применение полученных знаний в новой ситуации


Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы поговорим  о курении и его последствии на организм человека.

. Научно доказано, что это – пагубная привычка, вредная и опасная для человека.

Посмотрите на экран: (слайд № 4)

Население нашей планеты составляет более 6 млрд. чел. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество курильщиков более 1 млрд. чел. В России курят 34% населения и ежегодно умирают от последствий курения 375 тыс. чел.. Это 1030 человек в день. 43 человека в час и 32 чел. за 45 мин.учебного времени.

Несмотря на эти страшные цифры люди продолжают курить, а молодежь, глядя на рекламу приобщаются к этой пагубной привычке. 28% подростков в возрасте до 18 лет курят. 14 % курят женщины.

 Вот такая статистика вызывает тревогу за будущее страны, сокращается продолжительность жизни населения. Эта проблема обсуждается медиками, социологами, политиками, а сегодня мы поговорим на уроке.

     А начнем с того как все начиналось и как к курению в разные периоды истории относился народ.

Ученик 1: (слайд № 5, 6) (домашнее задание)  Во время своего путешествия в 1492 г. Христофор Колумб увидел, как жители острова Куба сосут туго свернутые тлеющие листья какого-то растения. Эти свернутые листья назывались «сигаро».От названия провинции Табаго, где эту траву стали выращивать, растение получило название «табак».Первоначально табак использовался в качестве лекарства от мигрени: аромат табачных листьев уменьшал головные боли. Со временем нюханье табака и его курение быстро распространилось и стало модным.

 Ученик 2: (Слайд № 7) В России табак появился в 1583 г. При царе Иване Грозном, а распространение получил при царе Федоре Ивановиче. Со временем было замечено, что курение табака приводит к многочисленным отравлениям организма и даже смерти. При небрежном обращении с непогашенной трубкой происходит возгорание деревянных построек. Курение в России стало преследоваться властями и духовенством. При царе Михаиле Федоровиче запрещалась продажа, покупка и потребление табака. Нарушающих этот запрет наказывали палочными ударами. При повторном нарушении им отрезали ноздри или уши, иногда казнили. При Петре 1 табак стал новой доходной статьей для торговцев и правителей. Для борьбы с распространением табака вводилась на его импорт пошлина, проводились операции по борьбе с контрабандой.

Учитель: (Слайд №8) Посмотрите внимательно  на диаграмму распространения табакокурения разных возрастных групп населения России. Какие выводы можно сделать?

Ученики делают выводы, что  более 40% курильщиков – это молодые люди школьного возраста.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какие причины заставляют детей начать курить?

Ученики:  (Слайд № 9)

  1. подражание взрослым
  2. любопытство
  3. желание испытать себя
  4. способствует похудению
  5. это модно
  6. помогает успокоить нервы, расслабиться
  7. желание выглядеть солидно, круто
  8. неверие во вредность курения
  9. помогает сосредоточиться, лучше работать

Учитель:  Многие дети курят не потому, что им нравится курить, а потому, что хотят показаться взрослее, Не у каждого хватает сил проявить свой характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящим, так как приходится вдыхать ядовитый дым. И через несколько лет, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге и даже при ходьбе, быстро уставать. И ждет курильщика болезни органов дыхания: астма, туберкулез, рак.  (слайд № 10,11)

  Ребята,  а сейчас я предлагаю послушать отрывок из повести Л.Н.Толстого «Детство, отрочество, юность», где герой делится своими впечатлениями о первой попытке покурить.

Ученик чикает отрывок, подготовленный дома: « Скрепив сердце, я  довольно долго втягивал в себя дым, пробовал пускать кольца и затягиваться. Скоро комната вся наполнилась голубоватыми облаками дыма… во рту я почувствовал горечь и в голове маленькое кружение… К удивлению моему, зашатался на ногах, комната пошла кругом, и , взглянув в зеркало, к которому я с трудом подошел, я увидел, что лицо мое было бледно, как полотно. Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость… что мне показалось, что я умираю».

Учитель:

      Ребята, я хотела бы услышать от вас, пробовали ли вы закурить

 и совпадают ли ваши впечатления от выкуренной сигареты с впечатлениями героя повести Л.Н.Толстого.

      (обсуждение)

   Учитель:  Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 ядовитые, это никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют легкие. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика.

Учитель: (слайд № 12)  А теперь посмотрите в таблицу. Постарайтесь запомнить, какой вред вашему здоровью может нанести табачный дым.

 (слайд 13,14) Сравните легкие здорового человека и легкие человека курящего. Стоит задуматься?

Показ опыта “Аппарат вредных привычек” Задача: продемонстрировать учащимся, что смолистые вещества немедленно проникают в легкие и последствия табачного дыма на легкие человека.

Необходимо: прозрачная пластиковая бутылка, вата, сигарета, спички.

Опыт: вставить сигарету в проделанное отверстие в крышке, сжав бутылку, выдавить из нее воздух, зажечь сигарету, медленно ослабляя давление на бутылку производить курение аппаратом.

Выводы: при осмотре ваты внутри бутылки определить ее цвет и отложение на ней табачного дегтя и какой эффект оказывает курение на внутреннюю поверхность легких.        

Учитель: Давайте подведем итоги: Что мы можем порекомендовать всем (слайд № 15, 16)

Вы дома готовили творческие работы по борьбе с табакокурением. Давайте посмотрим, что у вас получилось.(и еще посмотрите слайд № 17, 18)

Дети предлагают рисунки, буклеты, плакаты.

Учитель: Целью нашего урока было  окончательно убедиться во вреде этой пагубной привычки.

В заключении нашего урока я предлагаю посмотреть видеоролик о вреде курения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....