Проект на тему " Экологическая тропа на пришкольном участке"
проект по биологии (5, 6 класс)

Гадельшина Любовь Максимовна

проект экологической тропы на пришкольном участке с остановками и заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная экологическая тропа на пришкольном участке.

Гадельшина Любовь Максимовна, учитель биологии МБОУ «Матюшинская СОШ» Верхнеуслонского муниципального района, Республика Татарстан

                                                                                                Познание начинается с удивления.

                                                                                                          ( Аристотель)

Цель проекта: Организация маршрута на территории УОУ для проведения учебной,          воспитательной и просветительской работы по вопросам охраны природы.

Задачи проекта:

 1. Выбор маршрута экологической тропы с указанием  основных     остановок.

 2. Организация исследовательской деятельности учащихся по изучению объектов экологической тропы.                                                                                                                                                                                                                                              

3. Обучение экскурсоводов из числа учащихся,  для самостоятельного  проведения экскурсий в природных условиях.

4. Проведение экскурсий и организация занятий на экологической тропе.

    Обоснование актуальности проекта:

      История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, их маршруты прокладываются по самым интересным, а не редко и уникальным уголкам природы. Мы же хотим организовать учебную тропу на своем учебно-опытном участке.

На пришкольной территории произрастает достаточно много растений, Среди которых есть травянистые растения, кустарники и деревья. Знания детей, да и взрослых часто ограничиваются лишь названиями этих растений, да и то подчас неверными. А  ведь,  сколько информации можно получить о каждом из них  — интересной, обучающей, воспитывающей и развивающей. Для того чтобы биологическое образование стало развивающим, т.е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника, необходимо показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами, включить их в такое взаимодействие. Экологическая тропа – попытка представить оригинальную модель воспитания природой – создания творческого пространства для самореализации внутреннего творческого потенциала школьника, удовлетворения его эстетических, познавательных и физических потребностей, снятия состояния психологической защиты и нервно-психического напряжения средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях познавательно - игровой деятельности.

На учебной экологической тропе можно проводить различного рода экскурсии и учебные занятия. Проходя по маршруту тропы, можно собирать природный материал, создавать потом из него коллекции, гербарии для уроков биологии и природоведения; изготавливать поделки на уроках технологии.

На экологической тропе организуется также исследовательская работа с элементами химии, лабораторные работы на уроках биологии, практические работы по выращиванию овощных, полевых и плодово-ягодных культур, а так же  природоохранная  деятельность.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

- выбор маршрута и его протяженность.

- составление плана – схемы тропы с указанием всех остановочных пунктов.

2. Основной, организация учебно-практической деятельности учащихся.

- выбор учащимися объекта исследования.

- сбор информации, изучение, анализ.

- исследование объектов экологической тропы на пришкольном участке.

- создание паспорта каждого объекта экологической тропы.

3 Пропагандистский:

- подготовка экскурсоводов по экологической тропе.

- организация экскурсий по маршруту экологической тропы с отбором материала и составлением текстов.

- освещение работы школьной экологической тропы в средствах массовой информации.

Маршрут экологической тропы на пришкольном участке:

1 остановка – береза повислая и береза пушистая

Виды деятельности: определение видов берез по определителям, выявление их отличительных особенностей, паспортизация растений, информация о других видах берез, информация о значении берез в природе и для человека.

2 остановка – цветочная рабатка

Виды деятельности: выполнение лабораторной работы в полевых условиях  по определению кислотности почвы на разных участках, составление картограммы кислотности почвы, знакомство с видами цветочных культур.

3 остановка – ель обыкновенная

Виды деятельности: паспортизация растений, информация об особенностях произрастания, значении в природе и жизни человека

4 остановка – яблоневый сад

Виды деятельности: практическая работа по определению размеров приствольного круга, сообщения об истории возделывания яблони и ее значении.

5 остановка – альпийская горка

Виды деятельности: сообщения о видах каменистых садов, изучение видового состава альпийской горки по определителям.

6 остановка – смородина черная и смородина красная

Виды деятельности: практические работы по вегетативному размножению смородины, отличительные особенности видов смородины, сообщения о значении.

7 остановка – рябина обыкновенная

Виды деятельности: паспортизация растения, исторические сведения, ее значение.

8 остановка – школьная теплица

Виды деятельности: изучение видов растений, выращиваемых в теплице, изучение особенностей  возделывания, уход за тепличными растениями.

9 остановка – овощной отдел

Виды деятельности: изучение овощных культур, уход за растениями, постановка полевых опытов

10 остановка – декоративный огород

Виды деятельности: практические работы по созданию декоративного огорода, получение знаний о взаимном влиянии растений при совместных посадках

11 остановка – луг

Виды деятельности: изучение видового разнообразия  растений и животных, работа с определителями

Количество остановок можно увеличить или уменьшить в зависимости  от возраста аудитории и целей экскурсии.

    Такие экскурсии и занятия нужны детям разного возраста, так как значительно расширяют кругозор,  дают много знаний и практических навыков, воспитывают бережное отношение к природе. Только  выйдя в природу,  мы    можем услышать пение птиц, жужжание пчелы, шелест листьев, можно наблюдать за жизнью не уничтожая ее, изучать живые организмы не убивая их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа на школьном участке "мир душистых растений"

Игра - путешествие по пришкольному участку и знакомство с растительными ароматами....

Социальный проект "Зеленая школа". Эколого-химический анализ пришкольного участка.

Целями данного проекта являлись :- формирование у детей эколого – химических знаний;уборка мусора на пришкольной территории с целью создания экологически чистого пространства для учащихся; ...

Проект "Путешествие по экологической тропе"

В данном проекте отражена работа по созданию экологической тропы в ДОУ...

Система внеурочных предметных мероприятий по проектированию и использованию учебной экологической тропы на пришкольной территории

Сегодня вопросы экологической безопасности, экологической культуры, устойчивого развития доминируют в повестке дня различных форумов, дискуссионных площадок, стратегических сессий. Экологическая инфор...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ

Статья посвящена активизации познавательного интереса учащихся к живой природе. Средством является экологическая тропа на пришкольном участке....