Технологии обучения биологии, стимулирующие познавательную деятельность учащихся.
статья по биологии

В современном постоянно меняющемся мире на первый план выходит не просто процесс обучения предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. Современное общество ставит перед школой цель не только давать знания, формировать умения и навыки, но и развивать познавательную деятельность учащихся. Следовательно, для правильной организации процесса развития познавательной деятельности учащихся необходимо выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей личности обучающегося, чтобы использование определенных методов и приемов в процессе обучения, которые бы способствовали формированию познавательного интереса и творческой активности на уроках биологии. Обучение в школе — это сложный дидактический и одновременно психологический процесс, обусловленный рядом противоречий, главное из которых — несоответствие традиционных методов и форм обучения новым тенденциям развития системы образования, социально экономическим условиям развития общества. Разрешение указанного противоречия определило проблему исследования: «Технологии обучения биологии, стимулирующие познавательную деятельность учащися».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_statya.docx14.69 КБ

Предварительный просмотр:

О.Караванская

Технологии обучения биологии, стимулирующие

познавательную деятельность учащихся.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

А.Дистервег

        Обучение по своей природе и по особенностям организации процесс сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, которые легко и осознанно можно применить в любой ситуации. С другой стороны, важным является процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, которые дадут возможность легко усваивать знания и, более того, приобретать их самостоятельно.

        Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Как сформировать этот интерес? Какие технологии нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким?

        В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Наука может увлечь детей своей необычностью, с одной стороны, и узнаваемостью фактов – с другой. Новое, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить даже сложный учебный материал. Однако без активной деятельности любой содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательным.

        Основными приемами, стимулирующими познавательную активность учащихся, можно считать создание на уроках проблемных, поисковых, эвристических ситуаций.

        Проблемные ситуации и проблемные вопросы позволяют применять такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций, что побуждает учащихся делать сравнения, обобщения и выводы. Тем самым активизируется и обостряется процесс мышления. Проблемная ситуация характеризует отношение ученика к возникшей преграде в практической или интеллектуальной сфере деятельности. Всегда возникает на фоне осознанных затруднений и побудительного мотива к решению проблемы.

Эвристическая ситуация (частично-поисковая) реализуется в форме беседы. Применение эвристической беседы преследует несколько педагогических целей, среди которых можно выделить мотивационную, познавательную и методическую. С позиции мотивации эвристическая беседа стимулирует у ребят активный интерес к изучаемому материалу, стремление принять участие в поиске, предложенном учителем. В познавательном отношении такая беседа является средством вовлечения учеников в самостоятельный поиск новых знаний и способов познавательной деятельности. В методическом отношении эвристическая беседа обучает последовательности шагов поиска решения, облегчает усвоение отдельных операций творческой деятельности.

        Исследовательский (поисковый) метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. Этот метод нашел свое отражение в проектной деятельности, получившей достаточно широкое распространение. Исследовательский метод призван научить творческому применению имеющихся знаний и умений, овладению способами поиска знаний, т.е. решения новых для учащихся проблем. Этот метод создает мотивацию для творческой деятельности и является условием возникновения интереса к ней и ее результатам.

        Вышеперечисленные технологии являются эффективным средством развития творческих способностей учащихся и их познавательной активности.

        Таким образом, необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных (репродуктивных) методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.

        Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии урока: основы активизации деятельности учащихся. И. И. Соколова, учитель технологии ГБОУ лицей № 82

Современные педагогические технологии урока: основа активизации деятельности учащихся И.И. Соколова, учитель технологии ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга Учит...

Проектная технология как основа продуктивной деятельности учащихся при обучении химии

Стремительные изменения, происходящие в обществе, требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности  в принятии решений, ...

Проектная технология как основа продуктивной деятельности учащихся при обучении химии.

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности.          Одна из задач сегодня – формирование молодого ч...

Проектная технология как основа продуктивной деятельности учащихся при обучении химии.

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности.          Одна из задач сегодня – формирование молодого ч...

Проектная технология как основа продуктивной деятельности учащихся при обучении химии.

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности.     Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критически...

Блочно-модульная технология обучения биологии

Организация учебного процесса по Блочно – модульной технологии: Методология уроковМной была составлена и опробована следующая схема построения уроков в рамках блочно-модульного обучения: Блок &m...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...