Проектная технология как основа продуктивной деятельности учащихся при обучении химии
статья (химия) по теме

Чумакова Елена Анатольевна

Стремительные изменения, происходящие в обществе, требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности  в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на школу. Внимание современного учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную деятельность. Это возможно при использовании новых образовательных и информационных технологий. Одна из таких технологий – метод проектов, называемый технологией четвертого поколения, реализует личностно-деятельный подход в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tekhnologiya.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная  технология

как основа продуктивной деятельности учащихся при обучении химии

Плохой учитель преподает истину, хороший учит ее находить.

А.Дистервег

Стремительные изменения, происходящие в обществе, требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности  в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на школу.

Что нужно современному ученику, чтобы комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях? Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения этой задачи. Внимание современного учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную деятельность. Это  возможно при использовании новых образовательных и информационных технологий.

Одна из таких технологий – метод проектов. Метод проектов, называемый технологией четвертого поколения, реализует личностно-деятельный подход в обучении.

Проект означает самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы и, как правило, является результатом коллективной работы, предусматривающей сотрудничество учащихся. Школьники получают задание, которое не является обязательными для каждого, но заинтересованные ребята работают в паре, группе или индивидуально. Они качественно улучшают знания и повышают оценку за определенную тему.

В чем суть проектного обучения?  

Создаются условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями при решении  познавательных задач, приобретают коллективные умения работать в различных группах, развивая в себе системное мышление.  

Основой метода проектов является его практическая направленность на результат, который  обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности.

Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы:  

• самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания:  

• прогнозировать результат;  

• корректировать план своих действий в зависимости от ситуации;

• использовать учебно-познавательные приемы с обязательной презентацией результатов.

Метод проектов как педагогическая технология включает в себя:

                        I. Совокупность проблемных методов

                    II. По предметно-содержательной области

                           III. По характеру контактов учеников

                               IV. По количеству участников

                           

                              V. По продолжительности выполнения

Научно-исследовательская  работа в школе многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей. Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии, экологии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности,  я готовлю ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.

Эту работу можно начинать с первых уроков химии. Например, в теме: «Что изучает химия? Каков путь изменения этого предмета?», можно  предложить для исследования вопрос: зачем нужно изучать химию? Создается, как бы, мини педагогическая мастерская, где каждый ученик делится своим жизненным опытом, знаниями, которые складываются в совместную научную копилку. Каждой паре учащихся предлагаю научно-популярную литературу по вопросам прикладной химии, через 10 минут эта «копилка» пополняется дополнительными сведениями. То есть мы совместно подходим к осознанию значимости данной науки и можем оценить высказывание нашего знаменитого соотечественника М.В.Ломоносова:  «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие».  Итак, шаг за шагом, от собирания фактов к обобщению, мои ученики устойчиво осваивают основные химические понятия и законы,    демонстрируя при этом высокие учебные достижения.  За последние три года качество знаний в моих  классах стабильно и составляет в среднем 58 % при 100%-ной обученности. Ежегодно выпускники 9,11 классов сдают химию как экзамен по выбору. В  2009-2010  учебном году средний балл по химии составил  47,5 балла, в 2010-2011  - 69,5 балла, 2011-2012- 76 баллов, что выше городского и краевого результата.  Все учащиеся, сдававшие ЕГЭ по химии, в настоящее время успешно обучаются  в различных вузах Москвы, Санкт-Петербурга и    других городах Российской Федерации.  

Учащиеся принимают участие в олимпиадах различного уровня.  В 2011 году ученица 10 класса Акопян Лаура стала победителем муниципального этапа всероссийской олимпиады  школьников по биологии.  В 2010-2011 учебном году ученица  9 класса Акопян Лаура,  ученица 10 класса  Ищенко Марина и ученик 11 класса Карагодский Виталий стали призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии, а в  2013-2014 году призеры по химии – Арутюнова Елена  и  Гузенко Алена, ученицы 10 класса, по биологии-Зинченко Ольга, Гузенко Алена и Арутюнова Елена, ученицы 10 класса и Гралова Юлия, ученица 11 класса.

На протяжении нескольких лет являюсь  руководителем секции химии школьной Малой академии наук. Учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью,  ежегодно получают  призовые места на научно-практических конференциях различного уровня. Их работы отличаются глубоким анализом изучаемой проблемы, наличием экспериментальной части. Лауреатами Всероссийского конкурса «Национальное достояние России» стали: Карагодский Виталий (2009г.). Участниками  фестиваля исследовательских и творческих работ  учащихся «Портфолио» являются Пивнев Михаил и Карагодский Виталий («Качество гигиенических моющих средств Кубани в условиях рыночной экономики»). Победителем краевого конкурса (III место) научно-прикладных  и исследовательских проектов  по охране водных ресурсов края стала Чупина Ирина (2008г.). Победители конкурса исследовательских проектов при СКИБИИТ «Бизнес в молодежном предпринимательстве» - Ткач Екатерина и Карагодский Виталий (2008г.), Губа Татьяна и Чнаваян Мариам (2010г.). Участник краевой научно-практической конференции «Эврика» при Малой академии наук учащихся Кубани – Карагодский Виталий (2008г.) (Антропогенное воздействие на экосистему «Городское водохранилище»). Лауреаты Всероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО – 2009» -Карагодский Виталий, Пивнев Михаил, Чнаваян Мариам. Участники Всероссийского фестиваля научно – исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» - Пивнев Михаил, Карагодский Виталий, Мусатова Ксения, Чнаваян Мариам (2008,2009,2010г.). Победитель зонального этапа краевой научно – практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани -2010 –Пивнев Михаил. Лауреаты Всероссийского конкурса «Первые шаги в науке» - Сагатдинова Карина и Мчедлишвили Майя. Победители(III место) конкурса исследовательских проектов при СКИБИИТ (2009г.) «Сегодня школьник – завтра бизнесмен» - Ткач Екатерина, Карагодский Виталий, Пивнев Михаил. Победитель муниципального этапа краевого конкурса научно – исследовательских и прикладных проектов по теме охраны и восстановления водных ресурсов – Мусатова Ксения (2010 г.). Победители муниципального  этапа краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2011-2012 учебном году- Акопян Лаура, Зинченко Ольга. АкопянЛаура - 2011 г. призер – диплом III cтепени конкурса научно-исследовательских работ Малой академии наук школьников Кубанский государственный университет,филиал в г. Славянске-на-Кубани - Зинченко Ольга (2012г.)

Работы учащихся отличаются четким логическим изложением, высокой степенью научности, убедительностью рассуждений, оригинальностью мышления, достоверностью результатов. В чем причина такого успеха ребят? Прежде всего, в умении логически мыслить, работать с литературой, в глубоком знании курса химии, целеустремленности. Приобщаясь к научно-исследовательской работе, ребята проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Участие в научно-практических конференциях приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности.

Исследовательская деятельность целесообразна в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности. Исследовательский подход учащихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых. Учащиеся в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, «переоткрывают» их для себя.

Работа открывается в начале учебного года со знакомства с химией и основными принципами исследовательской работы. На первых занятиях рассматриваются основные виды исследовательских работ, дается обзор научно-практических конференций и конкурсов школьников, даются основные понятия научно-исследовательской работы, схемы научного исследования, методов научного познания и поиска информации.  

Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. Я предлагаю примерный перечень тем для исследования. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:  

1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;  

2) соответствие интересам учащегося-исследователя;  

3) реальная выполнимость;  

4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых  избранной наукой;  

5) обеспеченность необходимым количеством различных источников.

После завершения оформления работы я пишу рецензию на нее и сосредоточиваю свое внимание на подготовке учащихся к защите исследования.

В результате правильная  организация научно-исследовательской работы позволяет овладевать элементарными навыками самостоятельной исследовательской работы и оказывает методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно- практических конференциях и конкурсах школьников,  приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах.

Список используемой литературы

  1. Беспалов П.И. Модульные программы при изучении органической химии. Ч. II. – М.: Центрхимпресс, 2003. — 83 с. «Химия в школе — абитуриенту, учителю. Библиотека журнала».
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров/ Е.С. Полат и др. Под ред. ЕС. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая деятельность учащихся при обучении химии

Презентация по теме самообразования "Творческая деятельность учащихся при обучении химии", вкючает некоторые методические рекомендации по составлению рассказов-задач, по составлению и разгадыванию реб...

Творческая деятельность учащихся при обучении химии

Презентация по теме самообразования "Творческая деятельность учащихся при обучении химии", вкючает некоторые методические рекомендации по составлению рассказов-задач, по составлению и разгадыванию реб...

Организация исследовательской деятельности учащихся в обучении химии

Единственный путь, ведущийк знанию, - это деятельность.Бернард ШоуВ основе Федерального Государственного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который ориентирует учебно-воспитательный проце...

Статья на тему "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии"

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить таким важным умением, как уме...

Проектная технология как основа продуктивной деятельности учащихся при обучении химии.

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности.          Одна из задач сегодня – формирование молодого ч...

Проектная технология как основа продуктивной деятельности учащихся при обучении химии.

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности.          Одна из задач сегодня – формирование молодого ч...

Проектная технология как основа продуктивной деятельности учащихся при обучении химии.

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности.     Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критически...