Творческая деятельность учащихся при обучении химии
учебно-методический материал по теме

Презентация по теме самообразования "Творческая деятельность учащихся при обучении химии", вкючает некоторые методические рекомендации по составлению рассказов-задач, по составлению и разгадыванию ребусов, решеннию проблемных задач, по проведению дидактических игр и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo._prezentatsiya.rar2.88 МБ

Подписи к слайдам:

Творческая деятельность учащихся при обучении химии Автор опыта:Соловьева Зоя Юрьевна, учитель химии, биологии, географии.Образование – высшее, Горно-Алтайский государственный университетПедагогический стаж – 5,5 летКвалификационная категория – первая (13 разряд) Эпиграф: «В школе нужен круглый год только творческий подход!» Идея опыта: «Организация учебного процесса по химии, направленного на формирование опыта творческой деятельности учащихся будет эффективной, если этот процесс базируется на специально разработанной методической системе, элементы которой подчинены целевым установкам». Цели: Осуществление отбора и разработки методов, приемов и средств, направленных на развитие творческих способностей учащихся, а также определение путей их включения в УВПФормирование опыта творческой деятельности учащихся при обучении химии.Развитие индивидуального творческого потенциала учащихсяСоздание условий пространства выбора проявления и развития личности. Задачи: Выявить пути формирования опыта творческой деятельности учащихся при обучении химииИзучить и проанализировать данную проблему в литературных источниках и общеобразовательных школах Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеклассной работеОбеспечить атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и творчества, используя при этом разнообразные виды деятельности учащихся и методические приемы ЛОО Актуальность темы Модернизация современного образования предполагает - опыт творческой деятельности - как одну из ключевых компетентностей школьника, сформированную в процессе обучения в школеПротиворечие между необходимостью развития экспериментальной деятельности учащихся, необходимостью воспитания и обучения творческой личности, с одной стороны, и отсутствием (недостатком) методической и практической базы, а также модели, системы, способствующих этому, с другой, обуславливает актуальность данного исследования. Нормативно – правовая база ГОС (государственный образовательный стандарт) общего образования, от 2004года, в котором основная цель современного образования звучит так: «Создать условия для развития личности учащихся через формирование знаний и умений».А одной из целей среднего (полного) общего химического образования является: «Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе и компьютерных». Газета «Химия», №10/2004 Методологическая и теоретическая основа опыта Идея гуманизации современного образования;Концепция личностно ориентированного обучения;Современная концепция химического образования;Деятельностный и индивидуально-личностный подходы к организации учебного процесса. Условия возникновения опыта: Опыт деформировался в условиях МОУ «Усть-Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа», Быстроистокского района, где автор работает с 2001 года Практическая значимость и возможность внедрения Предложен один из оптимальных комплексов методов, приемов и средств по РТСУ;Материалы могут быть полезны и использоваться в образовательном процессе различных типов школ, а также при чтении специального курса лекции при подготовки учителей химии в АКИПКРО. Немного теории … Основные компоненты опыта творческой деятельности,формируемого при обучении химии.(опыт химического творчества)Способность Способность мыслить творчески творческому сотрудничеству опыт химического Творческая творчества учащихся продуктивность (результативность) Мотивизация Опыт Решенные Опыт творчества технического творческие использования творчества задачи различных (проблемы) разделов химии при решении проблемы Принципы творческого подхода Учет индивидуальных особенностейМотивированное обучениеДеятельностьВариативностьДоступностьНаглядностьНаучностьСистемность и систематичность Творческая личность – личность без таких качеств как ПассивностьНеуверенностьЗамкнутость НегативизмТревожностьШаблонность высказываний Характеристики творчески работающего человека Тонкость наблюдения за явлениями Избирательное запоминание существенного;Волевое напряжение, реализуемое в настойчивом постоянном поиске ответа на поставленный вопрос;Глубокое внимание к различным сторонам решаемой задачи; Характеристики творчески работающего человека Эмоциональный подъем, выражающийся в особом состоянии, именуемом вдохновение;Мыслительная деятельность субъекта, соединяющая как логическое мышление, так и воображение в их сложном состоянии. Формы, методы, способы, средства.Уроки – исследования, уроки – диспуты, уроки мозговой атаки, интегрированные уроки. Химический эксперимент проблемного и исследовательского характера, экспериментальные творческие задания. НОУ; техническое творчество. Система дифференцированных творческих домашних заданий. Усиление системы внеклассной работы.
Содеятельность на основе ПЦТО, ТЕО, КСО, ЛОО.
Учитель
Учащиеся
Диагностика
Индивидуально-личностные особенности
Образовательно-воспитательный процесс
Опыт творческой деятельности учащихся
Фрагмент методической системы
Содержание учебного материала.проблемность;открытость;оригинальность;разнообразие трактовок;вариативность;прикладной характер. Содержание учебного материала ПроблемностьОткрытостьОригинальностьРазнообразие трактовокВариативностьПрикладной характер Исследовательскаяработа учащихся
Уроки-исследования
Уроки-диспуты
Уроки мозговой атаки
Интегрированныеуроки
Уроки с ролевымииграми
Кроссворды, ребусы,анаграммы, метаграм-мы, шарады и т.п
Творческие рисунки
Рассказы-задачи,Рассказы-сказки
Химическиесочинения
Химическиетурниры
Важнейшие направления реализации методической системы Опытхимической творческой деятельности учащихся ТрадиционныеНетрадиционные
Заочноепутешествие
спектакльсалонассамблея
презен-тачияаукцион
суд,съезд
сорев-нова-ние
турнир
бри-финг
круглый стол
телемост
телепередача
киностудия
кино, видео и теле-
уроки
лабораторные занятия
практикум
лекция
семинар
экскурсия
конференция
оценочные
дискуссионные
представления
Многообразие форм урока Требования к творческому проекту ЗначимостьСамостоятельная деятельностьСтруктурирование частей проекта (с указанием промежуточного результата)Использование исследовательских методов«Продукт» - формирование навыков проектной деятельностиПедагог – «менеджер» образования Порядок составления и разгадывания ребусов Если перед рисунком или после него стоит запятая, то от названия отбрасывают букву в начале или в конце слова, если две запятые, то две буквы.Если рисунок «вверх ногами», то его читают справа налево.Если над картинкой цифры, то читать следует только те буквы в слове, которые соответствуют этим цифрам Порядок составления и разгадывания ребусов 4. Если над рисунком стоят зачеркнутые цифра, то буквы, соответствующие этим цифрам, не читают5. Если две буквы написаны в третьей, то они читаются последовательно. Рассказ-задача – новый вид ученического сочинения Творческие сочинения; Компиляция;Аннотация;Конспект, реферат. Этапы составления рассказа-задачи Формулировка целевой установкиВыбор подходящего объекта, подлежащего зашифровкиОтбор признаков выбранного объекта, по которым читателю предстоит угадать его Составление фабулыЛитературное оформление Памятка по решению проблемных задач Внимательно прочтите условия задачи и запомните вопросы к ней.Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что дают для ответа на вопрос.Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значения других. Памятка по решению проблемных задач Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи и продумайте, что из этих знаний может помочь решению.Обязательно докажите своё решение. Если из условий задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказывать.Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса, задачи. Полон ли ваш ответ. Нет ли лишнего. Всели выводы доказаны. Скажи мне что-нибудь, я хочу тебя увидеть.Сократ
Виды рисунков
Оригинальныерисункихимическойпосуды
Показприменениявеществ
Рисунки – загадки
Изображение названий химическихэлементов
Творческие рисунки в химии Требования к творческим рисункам Тщательное выполнениеИнформационная точностьЯсность и интересЦеленаправлен-ностьЗначимость Одно из самых закоренелых и труднопреодолимых представлений о педагогическом процессе заключается как раз в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо.Дж. Родари. Рекомендации к проведению дидактических игр. Реализация принципа открытой методики;Целенаправленность (2 цели: учебная и игровая);Перед игрой: знакомство с правилами, работа по образцу, проговаривание хором;На начальном этапе игры главная цель – увлечь, заинтересовать учащихся; Рекомендации к проведению дидактических игр. Игра должна быть логически связана с темой урока;Лучше проводить игру во второй половине урока, как поощрение за работу на уроке;Успех игры зависит от атмосферы в группе, от настроения ребят – учитывайте это. Теперь о результатах… Результативность опыта: Возрос интерес к предмету;Увеличение числа учащихся, выбирающих устный экзамен по химии, и как следствие, поступление выпускников в ВУЗы с химической направленностью;Повысилось качество творческих работ по химии; Результативность опыта: Стабильные показатели %успеваемости и % качества знаний по предмету: Эпилог: Скажи мне – я забуду.Покажи мне – я запомню.Вовлеки меня в деятельность – я узнаю! Китайская пословица.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательского метода».

Основная идея данного выступления заключается в том, чтобы на примере организации проектной деятельност...

Творческая деятельность учащихся при обучении химии

Презентация по теме самообразования "Творческая деятельность учащихся при обучении химии", вкючает некоторые методические рекомендации по составлению рассказов-задач, по составлению и разгадыванию реб...

Проектная технология как основа продуктивной деятельности учащихся при обучении химии

Стремительные изменения, происходящие в обществе, требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности  в принятии решений, ...

Статья "Приемы активизации познавательной и творческой деятельности учащихся при обучении математике"

В статье приводятся примеры из опыта работы по развитию интереса и творчества учащихся при обучении математике....

Организация исследовательской деятельности учащихся в обучении химии

Единственный путь, ведущийк знанию, - это деятельность.Бернард ШоуВ основе Федерального Государственного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который ориентирует учебно-воспитательный проце...

Развитие творческой деятельности учащихся в обучении географии через метод проектов

Ведущая роль  в формировании опыта творческой деятельности принадлежит методу проектов. Он позволяет  сделать  занятия  интересными, знания  глубокими. развивать  самосто...

Статья на тему "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии"

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить таким важным умением, как уме...