Транспортные системы организма человека (биология 8 класс)
презентация к уроку по биологии (8 класс)

Обобщающий урок позволяет в игровой форме закрепить материал о транспортных системах организма человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: Объяснение нового материала

Тема урока:  Транспортные системы  организма человека

Цель:  Изучить виды и строение транспортных систем организма человека.

Задачи:

  •  Познакомить учащихся с транспортными системами организма, кровеносной и лимфатической;
  • Рассмотреть особенности строения сосудов в связи с выполняемой функцией;
  • Актуализировать прежние знания об иммунитете, а также продолжить формирование новых понятий  сердечнососудистой системы
  • Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы , делать выводы на основе анализа результатов полученных в ходе исследования и наблюдений
  • Формировать бережное отношение к своему здоровью;
  • Воспитывать чувства сопричастности, сопереживания, взаимопомощи

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте , ребята, уважаемые коллеги.

Для того чтобы попасть в Санкт-Петербург  чем я должна воспользоваться?

  - автобусом, такси, метеором, различными видами  транспорта.

 Дороги, акведуки, мосты, реки и каналы составляют транспортную систему нашего города.

         В организме человека, как в огромном городе , тоже есть свои транспортные системы. И темой нашего урока будет звучать как?

- Транспортные системы  организма человека.

 Соответственно есть те кто передвигается по этим системам. С некоторыми путешественниками вы знакомы с прошлых уроков – это  белые кровяные тельца – лимфоциты.

Лимфоциты - это странствующие рыцари, оберегающие и защищающие организм от чужеродных вторжений. И вот, один из лимфоцитов получает сигнал тревоги, на сердце напали болезнетворные бактерии и ему требуется срочная помощь.

Вашей задачей будет  - помочь лимфоциту  собрать отряд,  и  используя транспортные системы организма добраться до больного сердца. Прохождение основные точек маршрута будем отмечать   крестиками.  У любого путешественника есть карта, мы же с вами будем использовать страницу навигатор.

Путешествие будет проходить по жидким средам организма.

Какие жидкости ( компоненты) образуют внутреннюю среду организма?

-  Кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Как они взаимосвязаны?

Из капилляров плазма  крови , с растворенными в ней питательными веществами, выходит в межклеточное пространство, образует тканевую жидкость. Избыток тканевой жидкости всасывается в лимфатические капилляры, где немного  изменяет свой состав, и превращается в лимфу.

Если вы правильно заполнили схему, поставьте галочку или крестик над зеленым лимфоцитом.

Наш лимфоцит отправляется в путь, и сначала ему нужно попасть в лимфатическую систему, чтобы соединиться с друзьями и получить ориентировку на врага.

Нарисуйте путь лимфоцита из кровеносного капилляра в лимфатический.

Если вы правильно заполнили схему, поставьте галочку или крестик над зеленым лимфоцитом.

Наш лимфоцит попал в лимфатическую систему. Давайте  посмотрим, из каких компонентов состоит лимфатическая система.

Лимфатическая система образована: капиллярами, сосудами и узлами. Некоторые из них в виде округлых уплотнений мы можем найти под нижней челюстью. В лимфатических узлах происходит очистка лимфы, отфильтровываются погибшие клетки, бактерии, созревают.

Укажите, на схеме, какими номерами обозначены лимфатические капилляры, сосуды лимфоузлы.

Если вы правильно заполнили схему, поставьте галочку или крестик над зеленым лимфоцитом.

 Особенность строения лимфатических сосудов заключается наличием выростов внутренней стенки сосудов – клапанов, которые препятствуют току лимфы в обратном направлении

Функции : через лимфатическую систему в  кровеносное русло возвращается жидкость, поступившая в ткани из кровеносных капилляров, и содержащиеся в ней продукты жизнедеятельности тканей.

Вместе с током  лимфы  Лимфоцит  медленно двигается оп системе и в конце концов попадает в кровеносную систему.

Что входит в состав кровеносной ( сердечнососудистой системы)?

- сердце и сосуды.

Какие кровеносные сосуды вы знаете?

- артерии, вены,  капилляры.

Впишите названия кровеносных сосудов и дайте им определения

- артерии, сосуды по которым кровь течет от сердца

- вены, сосуды по которым кровь течет к сердцу

- капилляры, мельчайшие  кровеносные сосуды.

Строение какого сосуда сходно со строением лимфатического?

Если вы правильно заполнили схему, поставьте галочку или крестик над зеленым лимфоцитом.

Функции: . Кровеносная система приняла на себя универсальную роль по ней к тканям поступают питательные вещества и кислород, и выводятся продукты жизнедеятельности и углекислый газ.

Лабораторная работа «Функции венозных клапанов»

Поднятая рука вверх побледнела, потому что ….

Опущенная вниз рука покраснела, потому что…

Вывод

Наш лимфоцит с отрядом добрался до больного сердца и вступил в борьбу с инфекцией. Мы же вспомним этапы нашего пути и основные термины, с которыми познакомились.

  • Кровеносные сосуды с толстыми стенками
  • Мельчайшие кровеносные сосуды
  • Они не дают крови и лимфе течь в обратном направлении
  • Сосуды по которым кровь течет к сердцу
  • Лимфатические образования, располагающиеся по ходу сосудов
  • «Насос» перекачивающий кровь по сосудам.

1.К транспортным системам организма относятся кровеносная и лимфатическая системы. Они тесно  связаны между собой и дополняют друг друга.

2.Кровеносная система образована сердцем и тремя типами кровеносных сосудов, лимфатическая -  представлена лимфатическими капиллярами, сосудами и лимфоузлами.

3. Кровеносная система приняла на себя универсальную роль, а через лимфатическую систему в  кровеносное русло возвращается жидкость, поступившая в ткани из кровеносных капилляров, и содержащиеся в ней продукты жизнедеятельности тканей

Д,З

Выполнить 2 часть лаб, работа

Вы все молодцы, пока мы подводили итоги, наш лимфоцит справился с бактериями, и сердце больного вернулось к своей работе.

 Встаньте, пожалуйста,   у кого  все здания выполнены правильно получилась цепочка из зеленых лимфоцитов.

Я благодарю вас за активную работу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА НОМИНАЦИЯ «УЧИТЕЛЬ ГОДА» БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС Дорофеева Мария Борисовна, учитель биологии и химии ГБОУ школа №425

Слайд 2

Тема урока: ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА Какие системы организма могут быть названы транспортными? Из каких частей они состоят? Как они связаны между собой?

Слайд 3

Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма и как они связаны между собой?

Слайд 4

Путь лимфоцита из кровеносного капилляра в лимфатический Клетки Кровь в капилляре Тканевая жидкость Лимфатический сосуд

Слайд 5

ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗМА 1 1 3 3 2 2

Слайд 6

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗМА Артерия Капилляр Вена

Слайд 7

Лабораторная работа

Слайд 8

Ь Л Р Е З У С К У А И Д И К А О Р Т А Ж Л М О М Л С Л О Й П Р Л М Н Ф А Р Т Е Р И Я Е У О А П В У П Ч Л Ы Р Н Р Т А Н У З Е Л К Г И В Е Н А Ш Е Т Я Н И Т К Р О В Ь С Е Р Д Ц Е А Р Т Е Р И Я К А П Л Л Я Р К Л П А Н В Е А У З Е С Е Д Ц Е

Слайд 10

Что узнали? Чему научились?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии 8 класс. тема "Транспортные системы организма"

Урок  "Транспортные системы организма" является комбинированным( проблемным). Основные задачи урока усвоение , запоминание и систематизация знаний учащихся. Формирование анатомических понятий, на...

Презентация к уроку биологии в 8 классе "транспортные системы организма"

В презентации к уроку биологии 8 класса "Транспортные системы организма" показаны состав  и особенности передвижения крови, а так же образование и движение лимфы....

План - конспект урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"

Конспект урока биологии включает в себя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока- изучение нового материала.Цель урока: изучить особенности строения  кров...

урок биологии 8 класса тема"Транспортные системы организма"

На данном уроке учащиеся изучаютстроение и функции  кровеносной и лимфотической систем....

Конспект урока по биологии "Транспортные системы организма" 8 класс

Сформировать понятие о транспортных системах – кровеносной и лимфатической; раскрыть связь строения и функций органов кровеносной и лимфатической систем....

«Транспортные системы организма» 8класс биология

Тема «Транспортные системы организма»Цель: раскрыть понятие «кровообращение», особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания учащихся о ли...

Презентация по биологии на тему "Транспортные системы организма" (8 класс)

Транспортные системы организма: кровеносная, лимфатическая....