Конспект урока по биологии "Транспортные системы организма" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Черноусова Светлана Александровна

Сформировать понятие о транспортных системах – кровеносной и лимфатической; раскрыть связь строения и функций органов кровеносной и лимфатической систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_21.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 21

Тема: «Транспортные системы организма»

Цель: сформировать понятие о транспортных системах – кровеносной и лимфатической; раскрыть связь строения и функций органов кровеносной и лимфатической систем.

Оборудование: таблицы с изображением кровеносной и лимфатической систем, строение кровеносных сосудов.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент

2. Проверка знаний

Биологический диктант

  1. Культура ослабленных микробов или их ядов, применяемая для предохранительных прививок. (вакцина)
  2. Клетка крови, участвующая в образовании антител. (лимфоцит)
  3. Человек, дающий кровь для переливания. (донор)
  4. Способность организма уничтожать чужеродные клетки и вещества. (иммунитет)
  5. Вещество, присоединяющее кислород и находящееся в эритроцитах. (гемоглобин)
  6. Химические вещества, поступающие в кровь и уничтожающие определённый вид антигенов. (антитело)
  7. Клетка крови, транспортирующая кислород и углекислый газ. (эритроцит)
  8. Чужеродное вещество. (антиген)
  9. Сгусток крови, возникающий в процессе свёртывания. (тромб)
  10. Кровяные пластинки, участвующие в свёртывании крови. (тромбоцит)
  11. Человек, получающий кровь при переливании.  (реципиент)
  12. Врожденный или приобретённый иммунитеты (естественный иммунитет)
  13. Невосприимчивость одного из видов организма к заболеваниям, характерным для других видов (видовой иммунитет)
  14. Иммунитет, приобретённый после прививки или после введения лечебной сыворотки (искусственный иммунитет)
  15. Повышенная чувствительность к некоторым веществам окружающей среды и ошибочная болезненная реакция организма на них (аллергия)
  16. Любое вещество, вызывающее аллергическую реакцию называется (аллергеном)
  17. Лечебный метод, заключающийся во введении в кровеносную систему больного цельной крови или её компонентов (переливание крови)
  18. Склеивание эритроцитов друг с другом (агглютинация)
  19. Особый белок – агглютиноген (резус-фактор)
  20. Кровеносные сосуды пораженного участка расширяются и пропускают повышенное количество крови. Поэтому возникает характерное покраснение кожи и повышается температура. (воспаление)

3. Введение в тему.

Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Это кровеносная система – это дорога, несущая кислород, тепло, питание каждой клетки нашего организма.

4. Изучение нового материала.

ВИДЫ СОСУДОВ

В отличии от моллюсков и некоторых других беспозвоночных животных, у которых кровь течёт не только по сосудам, но и просто омывает внутренние органы, кровеносная система (совокупность сосудов и полостей, по которым циркулирует кровь или гемолимфа) человека, как и всех позвоночных, замкнутая. Кровь движется только по сосудам – полым трубкам разного диаметра. Между кровью и клетками других тканей всегда находится стенка кровеносного сосуда. У человека суммарная длина кровеносных сосудов составляет около 100 тыс.км. – ими можно было бы опоясать экватор 2,5 раза!

Сосуды подразделяют на три типа: артерии, вены, капилляры. Артерии – сосуды, по которым кровь движется от сердца к внутренним органам. Самая крупная артерия называется аортой. Вены – это сосуды, по которым кровь возвращается к сердцу. Капилляры – сосуды, в которых происходит обмен веществами между органами и кровью.

КАПИЛЛЯРЫ

Просмотр видеоролика.

СТРОЕНИЕ СТЕНОК СОСУДОВ

Снаружи стенка артерий покрыта соединительнотканной оболочкой. Затем следует слой гладких мышц, а изнутри сосуд выстлан одним слоем эндотелиальных клеток. Стенки артерий более толстые и вместе с ем более эластичные, чем других сосудов, так им приходится выдерживать большое давление крови, выталкиваемое сердцем.

У вен стенки тоньше, чем у артерий, из-за того, что мышечный слой вен не такой мощный. Внутренний слой (эндотелий) стенок вен образует кармановидные клапаны, препятствующие движению крови в обратном направлении.

Стенки капилляров образованы одним слоем эндотелиальных клеток.

ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Лимфатическая система – это дренажная система организма, способствующая удалению избытка, находящегося в тканях жидкостей. Все ткани пронизаны не только кровеносными, но и лимфатическими капиллярами. (самые мелкие лимфатические сосуды, в которых происходит обмен веществ между тканями организма и лимфой. По ним же происходит отток лишней жидкости от тканей)

Лимфатические сосуды – транспортные пути лимфатической системы, образующиеся при слиянии лимфатических капилляров.

ФУНКЦИИ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ

В тех местах, где объединяются лимфатические сосуды, образуются лимфатические узлы. Это фильтры, в которых задерживаются посторонние частицы и уничтожаются микроорганизмы. Кроме того в лимфатических узлах образуются лимфоциты. Клетки лимфатических узлов обезвреживают токсины.

5. Закрепление материала.

Самонаблюдение по кровоснабжению органов

  1. Поднимите одну руку вверх, а другую опустите вниз; держите их так в течении одной минуты. Быстро положите обе руки на стол и сравните их окраску. Чем объясняется эта разница?
  2. Проверьте перед зеркалом окраску своих ушных раковин. Потрите одно ухо. Проверьте снова окраску ушных раковин. Сделайте выводы.

6. Итог урока

7. Дом.задание §20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по астрономии в 11 классе "Большие планеты Солнечной системы"

Предоставленый материал по астрономии по теме "Большие планеты Солнечной системы" сформирует у учащихся общее представление о больших планетах в Солнечной системе, а также о делении...

Конспект урока по истории в 9 классе по теме «Реформа политической системы: цели, этапы, итоги»

Конспект урока по истории в 9 классе по теме«Реформа политической системы: цели, этапы, итоги» и презентация к уроку...

Конспект урока по музыке в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"

Коснспект урока музыки в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...

Конспект урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...