Рабочая программа "Подготовка к ОГЭ по биологии"
элективный курс по биологии (9 класс)

Гареева Елена Рафитовна

На уроках биологии в 9  классах недостаточное количество часов отведено для  тщательной отработки  знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении групповых занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых  школьниками знаний   из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира,  его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

СОШ №38

Структурное подразделение-отделение «ООШ №23»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

«ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО БИОЛОГИИ»

ДЛЯ 9 КЛАССА

Уровень базовый

учитель биологии

Майер Елена Рафитовна

2018-2019 учебный год

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся  должны уметь находить:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Человек и его здоровье

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Общие биологические закономерности

Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера—глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

  1. Тематическое планирование

Номер раздела

Название раздела

Количество часов

Раздел 1.

Развитие жизни - от неклеточных форм к высшим растениям.

5 часов

Раздел 2

Отдел Покрытосеменные или Цветковые. Строение и систематика

5 часов

Раздел 3

Царство Животные

9 часов

Раздел 4.

Развитие жизни на Земле

2 часа

Раздел 5

Организм человека как единое целое

2 часа

Раздел 6.

Системы органов: строение и функции.(

10 часов

  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Название темы

Обсуждаемые вопросы

Планируемые результаты УУД

НРЭО

1.

1.

Введение  Клеточное строение организмов.  Признаки организмов.

Вводное тестирование.

  • планирование
  • методы научных исследований
  • значение биологических знаний

Личностные результаты: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

Метапредметные результаты: 

Познавательные:

находить достоверную информацию в учебниках и других источниках, необходимую для решения учебных и жизненных проблем.

- владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать. доказывать. делать выводы.

Регулятивные:

- определять цель, проблему в учебной и жизненно – практической деятельности,

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

- понимать позицию другого. вести диалог

- осознанно использовать речевые средства

Предметные результаты: усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития.

Раздел 1. Развитие жизни - от неклеточных форм к высшим растениям. (5часов)

2.

1.

Неклеточная форма жизни -Вирусы. Царство Бактерии. Царство Грибы.

-общая характеристика, многообразие, значение в природе и жизни людей

Метапредметные результаты: 

Познавательные:

- анализировать и обобщать. строить логически обоснованные рассуждения

- устанавливать причинно-следственные связи

- излагать свое мнение, аргументируя его

Регулятивные:

- определять цель, проблему

-выдвигать версии,

- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

- понимать позицию другого

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

Предметные результаты: овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки.

3.

2.

Низшие растения. Водоросли. Отдел лишайники.

- общая

характеристика, многообразие, значение в природе и жизни людей

Метапредметные результаты: 

Познавательные:

- находить достоверную информацию в учебниках и других источниках, необходимую для решения учебных и жизненных проблем

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты

- осознанно использовать речевые средства

- устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач

Коммуникативные:

- создавать устные и письменные тексты с помощью и самостоятельно

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

- понимать позицию другого

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

находить достоверную информацию в учебниках и других источниках, необходимую для решения учебных и жизненных проблем

Регулятивные:

- определять цель, проблему в учебной и жизненно – практической деятельности

-выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях

- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ

Предметные результаты: использование биологических знаний в быту; объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме.

4.

3.

Высшие споровые растения. Отделы Мохообразные, Папоротникообразные, Хвощеобразные, Плаунообразные.

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

- общая характеристика, жизнедеятельность, многообразие, значение в природе и жизни людей

Метапредметные результаты: 

Познавательные:

- излагать свое мнение, аргументируя его

- анализировать и обобщать. Строить логически обоснованные рассуждения

- устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

- понимать позицию другого

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

Регулятивные:

- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической

-выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях

Предметные результаты: объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе.

НРЭО

5.

4.

Отдел Голосеменные.

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

- общая характеристика, жизнедеятельность, многообразие, значение в природе и жизни людей

Понимать смысл биологических терминов. Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Осваивать приемы работы с определителем растений. Сравнивать строение споры и семени, находить преимущества.

НРЭО

6.

5.

Отдел Покрытосеменные.

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

- общая характеристика, жизнедеятельность, многообразие, значение в природе и жизни людей

 

Понимать смысл биологических терминов. Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных. Сравнивать и находить признаки сходства и отличия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных растений. Применять приемы работы с определителем растений.

НРЭО

Раздел 2. Отдел Покрытосеменные или Цветковые. Строение и систематика.(5часов)

7.

1.

Растительные ткани.

  • образовательные или меристемы
  • покровные (кожица - эпидерма, пробка-перидерма)
  • проводящие (сосуды, ситовидные трубки)
  • древесина (ксилема),
  • луб (флоэма)
  • механическая (склеренхима - волокна)
  • основные ткани (паренхима)
  •  запасающая,
  • ассимиляционная

Понимать смысл биологических терминов.

Характеризовать  особенности

строения и функции тканей растений.

Устанавливать взаимосвязь строения

и функций тканей. Объяснять значение

тканей в жизни растения.

8.

2.

Вегетативные органы - корень, стебель, лист. Вегетативное размножение цветковых растений.

  • орган и его функции
  • видоизменения органов
  • вегетативное размножение
  • Понимать смысл биологических терминов. Доказывать, что организм растения – это биосистема.

9.

3.

Цветок, семя, плод.

  • строение и функции генеративных органов
  • соцветия

-двойное оплодотворение цветковых

  • Понимать смысл биологических терминов. Умение различать, из чего развиваются плоды и из чего – семена. Приводить примеры плодов. Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.  Описывать способы распространение плодов и семян на основе наблюдений.

10.

4.

Систематика цветковых растений.

отличительные признаки классов и семейств, характеристика семейств, фазы развития пшеницы

Понимать смысл биологических терминов. Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики – вид. Осваивать приемы работы с определителем растений. Объяснять значение систематики растений для ботаники. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К.Линнея и роли его исследований в биологии.

11.

5.

Растительные

сообщества. Экологические группы растений.

- фитоценоз, флора, преобладающие и сопутствующие виды, ярусность

Постановка учебной задачи.

Поиск информации в различных источниках

Раздел 3. Царство Животные. (9часов)

12.

1.

Простейшие.

  • строение, жизнедеятельность, значение
  • конъюгация
  • многообразие

Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • Познавательные Строить логические рассуждения. Регулятивные Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

13.

2.

Тип Кишечнополостные.

  • строение, жизнедеятельность, значение и многообразие
  • эктодерма, энтодерма

Коммуникативные. Формировать компетентности в общении.

  • Познавательные. Осуществлять сравнение и классификацию,  самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций Регулятивные Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

14.

3.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви.

  • строение, жизнедеятельность, значение и их многообразие
  • паренхима, первичная и вторичная полость
  • циклы развития паразитических червей

Коммуникативные. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные. Овладеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения

  • Регулятивные. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

15.

4.

Тип Моллюски.

Тип Членистоногие

- строение, жизнедеятельность, значение, многообразие

Коммуникативные

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные

Овладеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров

16.

5.

Сравнительная характеристика основных типов беспозвоночных животных.

- ароморфозы многоклеточных беспозвоночных

Коммуникативные

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные

Овладеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров

17.

6.

Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовые.

- ароморфозы классов типа Хордовые

Коммуникативные Осваивать основы коммуникативной рефлексии. Осуществлять коррекцию, контроль, оценку действий партнёра Познавательные

Осуществлять сравнение и классификацию,  самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций

Регулятивные. Осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных и познавательных задач.

18.

7.

Надкласс Рыбы.

- сравнение классов Хрящевые и Костные рыбы

Личностные

Коммуникативные

Потребность в самовыражении и самореализации Познавательные

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Регулятивные Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения цели

19.

8.

Классы Земноводные, Пресмыкающиеся.

 сравнение классов Земноводные и Пресмыкающиеся, их классификация

Коммуникативные

Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнёром.

Познавательные. Давать определения понятиям. Регулятивные Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

20.

9.

Классы Птицы, Млекопитающие.

  • приспособленность птиц к полету, выраженная в строении и жизнедеятельности
  • признаки усложнения млекопитающих
  • многообразие и значение

Коммуникативные. Осуществлять взаимный контроль и  оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные

  • Овладеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Регулятивные строить жизненные планы во временной перспективе.

Раздел 4. Развитие жизни на Земле. (2часа)

21.

1.

Эволюция животного и растительного мира.

-геологические эры и периоды

  • эволюция животных и растений
  • ароморфозы

Коммуникативные. Владеть устной и письменной речью. Строить монологическое контекстное высказывание.

Познавательные. Строить  логическое   рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей. Регулятивные

Принимать решения в проблемной ситуации на основе

22.

2.

Происхождение человека.

этапы эволюции человека

  • признаки Человека разумного

Коммуникативные  Формировать компетентности в общении. 

Познавательные Давать определения понятиям. Развивать навыки самопознания

 Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели

Раздел 5. Организм человека как единое целое.(2часа)

23.

1.

Общий обзор организма человека.

- ткани, орган, системы органов и их функции, функциональная системы

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия .

Сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы.

24.

2.

Развитие организма человека.

  • внутриутробное развитие
  • развитие после рождения

  • Целеполагание. Смысловое чтение. Умение адекватно передавать содержание текста. Умение слушать, искать информацию в различных источниках. Пользоваться Интернетом для поиска учебной информации о лауреатах Нобелевской премии в области медицины. Умение анализировать содержание рисунков. диалектически анализировать учебный или любой другой материал

Раздел 6. Системы органов: строение и функции.(10часов)

25.

1.

Нервная система.

  • структура и функции
  • регуляция
  • Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

26.

2.

Железы внутренней секреции.

  • строение, функции желез и гормонов
  • гормональные нарушения и их профилактика

  • Строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

27.

3.

Система опоры и движения

- строение и функции скелета и мышц

Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа натуральных биологических объектов

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

-выделять главное, существенное

Проводить биологические исследования и делать выводы.

Умение работать в группе, сотрудничество с товарищами по группе.

28.

4.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа.

  • гомеостаз
  • строение и функции форменных элементов
  • иммунитет

Владеть различными видами изложения текста

Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.

  • Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

29.

5.

Кровообращение.

- сердце и сосуды, работа сердца, круги кровообращения

Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике .

диалектически анализировать учебный или любой другой материал; сравнивать объекты, факты, явления; обобщать, делать  выводы. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре.

30.

6.

Дыхание.

  • строение и функции органов дыхания
  • газообмен, гигиена

Ставить цели самообразовательной деятельности.

Правильно формулировать вопросы и давать аргументированные ответы

Экологическая культура, готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения. .

  • Развивать биологическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций. Повышение культуры общении

31.

7.

Пищеварение.

  • строение и функции органов пищеварения
  • профилактика кишечных заболеваний

  • Экологическая культура, готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения. . Умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату . Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы

32.

8.

Метаболизм. Выделение. Кожа

  • обмен веществ и энергии
  • строение и функции органов выделения
  • строение и функции покровного органа

  • Строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей . Удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений . Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

33.

9.

Анализаторы и восприятие. Высшая нервная деятельность.

  • органы чувств, строение, функции, гигиена, профилактика нарушений
  • условный и безусловный рефлексы, временная связь, возбуждение и торможение
  • особенности ВНД человека
  • первая сигнальная система
  • вторая сигнальная система
  • сон и сновидения, гигиена сна

Постановка учебной задачи.

  • Поиск информации в различных источниках

34.

10.

Решение демонстрационных вариантов ОГЭ

- тестирование

                                                                               Итого:        34  часа.  

Источники информации для обучающихся

Перечень ресурсов Интернет при подготовке к ОГЭ по биологии

  • Федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru
  • Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа - http://www.school.edu.ru
  • Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http://edu.of.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
  • Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru
  • Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/
  • Сайт издательства «Интеллект-Центр», http://www.intellectcentre.ru
  • Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ЕГЭ по различным предметам, методические рекомендации -  fipi.ru  
  • Интерактивная линия - internet-school.ru
  • Незнайка.про - https://neznaika.pro
  • РешуОГЭ - https://bio-oge.sdamgia.ru

 Перечень печатных ресурсов при подготовки к ОГЭ по биологии

 Учебники для обучающихся:

  1. Биология. Бактерии. Грибы Растения. 5 класс.  В.В. Пасечник
  2. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс.  В.В. Пасечник.
  3. Биология. Животные. 7 класс. В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
  4. Биология. Человек. 8 кл.  В. Д. Колесов, Р. Д. Маш. и др.  
  5. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник

 

Учебные пособия для обучающихся:

  1. Лернер Г.И.: ОГЭ-2017. Биология. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. – М.: АСТ, 2017. – 128 с.
  2. Лернер Г.И . ОГЭ-2017.Биология:сборник заданий : 9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2017
  3. Лернер Г.И.  ОГЭ-2017.Биология:сборник заданий: 9класс-М.:Эксмо,2017.-240с.
  4. Шабанов Д.А.Кравченко М.А. ОГЭ. Универсальный справочник. - Издательство: Эксмо-Пресс, 2017 г. – 272 с. 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         На уроках биологии в 9  классах недостаточное количество часов отведено для  тщательной отработки  знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении групповых занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых  школьниками знаний   из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира,  его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.

         Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ОГЭ  следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.

          Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

       В ходе групповых занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся

  умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

       Курс рассчитан на обучающихся 9 классов. Занятия проводятся  1 раз в неделю по 1часу. Курс рассчитан на 1 год, всего 34 часа.

     В качестве текущего контроля знаний и умений обучающихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ОГЭ за текущий и прошедший года.

 Цель: Подготовка к  успешной  сдаче ОГЭ обучающихся 9  классов.

Задачи:

  • повторить и закрепить наиболее значимые темы   из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
  • закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ;
  • формировать у обучающихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9  класса к ГИА  (в новой форме ОГЭ) по биологии)...

Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС

Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...

Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...