Рабочая программа "Подготовка к ОГЭ по биологии"
элективный курс по биологии (9 класс)
На уроках биологии в 9 классах недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении групповых занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
СОШ №38
Структурное подразделение-отделение «ООШ №23»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО БИОЛОГИИ»
ДЛЯ 9 КЛАССА
Уровень базовый
учитель биологии
Майер Елена Рафитовна
2018-2019 учебный год
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны уметь находить:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Человек и его здоровье
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Общие биологические закономерности
Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера—глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
- Тематическое планирование
Номер раздела | Название раздела | Количество часов |
Раздел 1. | Развитие жизни - от неклеточных форм к высшим растениям. | 5 часов |
Раздел 2 | Отдел Покрытосеменные или Цветковые. Строение и систематика | 5 часов |
Раздел 3 | Царство Животные | 9 часов |
Раздел 4. | Развитие жизни на Земле | 2 часа |
Раздел 5 | Организм человека как единое целое | 2 часа |
Раздел 6. | Системы органов: строение и функции.( | 10 часов |
- КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Название темы | Обсуждаемые вопросы | Планируемые результаты УУД | НРЭО | |
1. | 1. | Введение Клеточное строение организмов. Признаки организмов. Вводное тестирование. |
| Личностные результаты: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. Метапредметные результаты: Познавательные: находить достоверную информацию в учебниках и других источниках, необходимую для решения учебных и жизненных проблем. - владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать. доказывать. делать выводы. Регулятивные: - определять цель, проблему в учебной и жизненно – практической деятельности, - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели Коммуникативные: - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами - понимать позицию другого. вести диалог - осознанно использовать речевые средства Предметные результаты: усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития. | ||
Раздел 1. Развитие жизни - от неклеточных форм к высшим растениям. (5часов) | ||||||
2. | 1. | Неклеточная форма жизни -Вирусы. Царство Бактерии. Царство Грибы. | -общая характеристика, многообразие, значение в природе и жизни людей | Метапредметные результаты: Познавательные: - анализировать и обобщать. строить логически обоснованные рассуждения - устанавливать причинно-следственные связи - излагать свое мнение, аргументируя его Регулятивные: - определять цель, проблему -выдвигать версии, - оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях Коммуникативные: - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами - понимать позицию другого - корректировать свое мнение под воздействием контраргументов Предметные результаты: овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки. | ||
3. | 2. | Низшие растения. Водоросли. Отдел лишайники. | - общая характеристика, многообразие, значение в природе и жизни людей | Метапредметные результаты: Познавательные: - находить достоверную информацию в учебниках и других источниках, необходимую для решения учебных и жизненных проблем - различать в речи другого мнения, доказательства, факты - осознанно использовать речевые средства - устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач Коммуникативные: - создавать устные и письменные тексты с помощью и самостоятельно - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами - понимать позицию другого - корректировать свое мнение под воздействием контраргументов находить достоверную информацию в учебниках и других источниках, необходимую для решения учебных и жизненных проблем Регулятивные: - определять цель, проблему в учебной и жизненно – практической деятельности -выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально - оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях - работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ Предметные результаты: использование биологических знаний в быту; объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме. | ||
4. | 3. | Высшие споровые растения. Отделы Мохообразные, Папоротникообразные, Хвощеобразные, Плаунообразные. ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ | - общая характеристика, жизнедеятельность, многообразие, значение в природе и жизни людей | Метапредметные результаты: Познавательные: - излагать свое мнение, аргументируя его - анализировать и обобщать. Строить логически обоснованные рассуждения - устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами - понимать позицию другого - корректировать свое мнение под воздействием контраргументов Регулятивные: - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической -выдвигать версии, выбирать средства достижения цели - оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях Предметные результаты: объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе. | НРЭО | |
5. | 4. | Отдел Голосеменные. ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ | - общая характеристика, жизнедеятельность, многообразие, значение в природе и жизни людей | Понимать смысл биологических терминов. Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Осваивать приемы работы с определителем растений. Сравнивать строение споры и семени, находить преимущества. | НРЭО | |
6. | 5. | Отдел Покрытосеменные. ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ | - общая характеристика, жизнедеятельность, многообразие, значение в природе и жизни людей
| Понимать смысл биологических терминов. Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных. Сравнивать и находить признаки сходства и отличия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных растений. Применять приемы работы с определителем растений. | НРЭО | |
Раздел 2. Отдел Покрытосеменные или Цветковые. Строение и систематика.(5часов) | ||||||
7. | 1. | Растительные ткани. |
| Понимать смысл биологических терминов. Характеризовать особенности строения и функции тканей растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение тканей в жизни растения. | ||
8. | 2. | Вегетативные органы - корень, стебель, лист. Вегетативное размножение цветковых растений. |
|
| ||
9. | 3. | Цветок, семя, плод. |
-двойное оплодотворение цветковых |
| ||
10. | 4. | Систематика цветковых растений. | отличительные признаки классов и семейств, характеристика семейств, фазы развития пшеницы | Понимать смысл биологических терминов. Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики – вид. Осваивать приемы работы с определителем растений. Объяснять значение систематики растений для ботаники. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К.Линнея и роли его исследований в биологии. | ||
11. | 5. | Растительные сообщества. Экологические группы растений. | - фитоценоз, флора, преобладающие и сопутствующие виды, ярусность | Постановка учебной задачи. Поиск информации в различных источниках | ||
Раздел 3. Царство Животные. (9часов) | ||||||
12. | 1. | Простейшие. |
| Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
| ||
13. | 2. | Тип Кишечнополостные. |
| Коммуникативные. Формировать компетентности в общении.
| ||
14. | 3. | Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. |
| Коммуникативные. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные. Овладеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения
| ||
15. | 4. | Тип Моллюски. Тип Членистоногие | - строение, жизнедеятельность, значение, многообразие | Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные Овладеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров | ||
16. | 5. | Сравнительная характеристика основных типов беспозвоночных животных. | - ароморфозы многоклеточных беспозвоночных | Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные Овладеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров | ||
17. | 6. | Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовые. | - ароморфозы классов типа Хордовые | Коммуникативные Осваивать основы коммуникативной рефлексии. Осуществлять коррекцию, контроль, оценку действий партнёра Познавательные Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций Регулятивные. Осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных и познавательных задач. | ||
18. | 7. | Надкласс Рыбы. | - сравнение классов Хрящевые и Костные рыбы | Личностные Коммуникативные Потребность в самовыражении и самореализации Познавательные Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Регулятивные Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения цели | ||
19. | 8. | Классы Земноводные, Пресмыкающиеся. | сравнение классов Земноводные и Пресмыкающиеся, их классификация | Коммуникативные Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнёром. Познавательные. Давать определения понятиям. Регулятивные Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | ||
20. | 9. | Классы Птицы, Млекопитающие. |
| Коммуникативные. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные
| ||
Раздел 4. Развитие жизни на Земле. (2часа) | ||||||
21. | 1. | Эволюция животного и растительного мира. | -геологические эры и периоды
| Коммуникативные. Владеть устной и письменной речью. Строить монологическое контекстное высказывание. Познавательные. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей. Регулятивные Принимать решения в проблемной ситуации на основе | ||
22. | 2. | Происхождение человека. | этапы эволюции человека
| Коммуникативные Формировать компетентности в общении. Познавательные Давать определения понятиям. Развивать навыки самопознания Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели | ||
Раздел 5. Организм человека как единое целое.(2часа) | ||||||
23. | 1. | Общий обзор организма человека. | - ткани, орган, системы органов и их функции, функциональная системы | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы. | ||
24. | 2. | Развитие организма человека. |
|
| ||
Раздел 6. Системы органов: строение и функции.(10часов) | ||||||
25. | 1. | Нервная система. |
|
| ||
26. | 2. | Железы внутренней секреции. |
|
| ||
27. | 3. | Система опоры и движения | - строение и функции скелета и мышц | Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа натуральных биологических объектов Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. -выделять главное, существенное Проводить биологические исследования и делать выводы. Умение работать в группе, сотрудничество с товарищами по группе. | ||
28. | 4. | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. |
| Владеть различными видами изложения текста Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
| ||
29. | 5. | Кровообращение. | - сердце и сосуды, работа сердца, круги кровообращения | Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . диалектически анализировать учебный или любой другой материал; сравнивать объекты, факты, явления; обобщать, делать выводы. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре. | ||
30. | 6. | Дыхание. |
| Ставить цели самообразовательной деятельности. Правильно формулировать вопросы и давать аргументированные ответы Экологическая культура, готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения. .
| ||
31. | 7. | Пищеварение. |
|
| ||
32. | 8. | Метаболизм. Выделение. Кожа |
|
| ||
33. | 9. | Анализаторы и восприятие. Высшая нервная деятельность. |
| Постановка учебной задачи.
| ||
34. | 10. | Решение демонстрационных вариантов ОГЭ | - тестирование |
Итого: 34 часа.
Источники информации для обучающихся
Перечень ресурсов Интернет при подготовке к ОГЭ по биологии
- Федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru
- Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа - http://www.school.edu.ru
- Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http://edu.of.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
- Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru
- Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/
- Сайт издательства «Интеллект-Центр», http://www.intellectcentre.ru
- Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ЕГЭ по различным предметам, методические рекомендации - fipi.ru
- Интерактивная линия - internet-school.ru
- Незнайка.про - https://neznaika.pro
- РешуОГЭ - https://bio-oge.sdamgia.ru
Перечень печатных ресурсов при подготовки к ОГЭ по биологии
Учебники для обучающихся:
- Биология. Бактерии. Грибы Растения. 5 класс. В.В. Пасечник
- Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. В.В. Пасечник.
- Биология. Животные. 7 класс. В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
- Биология. Человек. 8 кл. В. Д. Колесов, Р. Д. Маш. и др.
- Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник
Учебные пособия для обучающихся:
- Лернер Г.И.: ОГЭ-2017. Биология. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. – М.: АСТ, 2017. – 128 с.
- Лернер Г.И . ОГЭ-2017.Биология:сборник заданий : 9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2017
- Лернер Г.И. ОГЭ-2017.Биология:сборник заданий: 9класс-М.:Эксмо,2017.-240с.
- Шабанов Д.А., Кравченко М.А. ОГЭ. Универсальный справочник. - Издательство: Эксмо-Пресс, 2017 г. – 272 с.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На уроках биологии в 9 классах недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении групповых занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ОГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.
Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
В ходе групповых занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся
умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Курс рассчитан на обучающихся 9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1часу. Курс рассчитан на 1 год, всего 34 часа.
В качестве текущего контроля знаний и умений обучающихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ОГЭ за текущий и прошедший года.
Цель: Подготовка к успешной сдаче ОГЭ обучающихся 9 классов.
Задачи:
- повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
- закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ;
- формировать у обучающихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-602680-1425300722.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов
Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-710714-1472846248.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-440771-1411296571.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114925-1549781182.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...