Царство Растения
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Урок обобщения и закрепления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_tsarstvo_rasteniy.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Повторение и обобщение знаний по теме «Царство растений» 6 класс

Цель: систематизировать знания учащихся об основных отделах царства растений, особенностях их строения, распространения, размножения и роли в природе и в жизни человека.

Задачи:

  • Образовательная – обобщить знания о многообразии растительного мира; закрепить знания об отделах растений, их характерных признаках, о значении растений в природе и жизни человека;
  • Развивающая – развитие познавательного интереса, формирование умений использования знаний в измененной ситуации за определенное время;
  • Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, формирование представления о единстве живой природы.

Оборудование: презентация «Значение растений», компьютер, проектор, экран, тетрадные листочки, маркер.

Ход урока.

1. Оргмомент

2. Повторение

Какая область биологической науки помогает разобраться в многообразии растений?

Что такое систематика? (слайд).

- Почему Водоросли и Лишайники относят к группе низших растений?

- А какие признаки объединяют отделы Мхов, Плаунов, Хвощей, Папоротников, Голосеменные и Покрытосеменные к высшим растениям?

Верны ли следующие утверждения?

1. Водоросли относятся к низшим растениям, т.к. они не имеют корней, стеблей и листьев. (да)

2. Ризоиды являются корнями. (нет)

3. Мхи – это низшие растения (нет).

4. Тело лишайника – слоевище состоит из водоросли и гриба (да).

5. Плауны, хвощи, папоротники отмирая, образовали залежи каменного угля (да).

6. Коробочка кукушкина льна содержит семена (нет).

7. Голосеменные – это высшие растения, они имеют стебель, корень, листья и образуют семена (да).

8. Морковь – двулетнее растение (да).

9. Сосна сибирская и кедр – это одно и тоже растений (нет).

10. После цветения покрытосеменные образуют плод (да).

.

3. Систематизация и углубление знаний.

- Заполнить таблицу (слайд) в тетради. На выполнение задания  три минуты.

- Проверка правильности выполнения(слайд подтверждает правильность ответа).

Вывод: водоросли обитают в водной среде, есть одноклеточные зеленые водоросли, цвет пигмента зависит от глубины обитания водорослей.

- Отдел Лишайники(слайд со строением лишайника).

Что мы видим?

Из чего состоит тело лишайников?

Вывод, что тело лишайника представлено слоевищем и состоит из гифа гриба и одноклеточных зеленых водорослей.

- Что такое лишайники? (симбиоз)

- На какие типы делят лишайники? (слайд).

Какие  лишайники обитают в нашей местности?

Вывод: В нашей местности встречаются накипные лишайники (слайд) – ксантория. Реже – листовые (слайд) – пармелия. Часто встречаются в парках и зеленых зонах города. И совсем редкие и в нашей полосе не встречаются – это кустистые (слайд) – ягель или «олений мох».

- С чем связано такое распределение лишайников и преобладание накипных в городской среде? Лишайники – индикаторы чистоты воздуха (слайд).

Водоросли и Лишайники – низшие растения.

- Какие признаки характеризуют высшие растения?

- Какие отделы относят к высшим споровым растениям?

- Сравните строение мхов и плаунов и докажите, почему мхи относят к высшим споровым растениям (слайд)?

- А каких вы еще знаете представителей самых древних растений на земле (слайд)?

- Что интересного в строении папоротника?

Вывод: мхи, плауны, хвощи и папооротники – высшие споровые растения.

- Какие отделы семенных вам известны?

- Охарактеризуйте каждый из этих отделов (слайд).

Рассказ-загадка

  • Это древние, наземные, вечнозеленые, реже листопадные деревья, кустарники и лианы. Имеют стебель, корень, лист. Размножаются и распространяются семенами, которые лежат открыто на поверхности чешуи. Древесину таких растений используют как ценный строительный материал (Голосеменные).
  • Самая многочисленная и молодая группа Царства Растений. Растут в воде, от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонии. Имеют органы семенного размножения. Семена развиваются внутри плода (Покрытосеменные).

Вот именно по таким признакам можно разделить растения на голосеменные и покрытосеменные.

Самостоятельная работа.

Проверка правильности выполнения(слайд подтверждает правильность ответа).

  1. Светолюбивое вечнозеленое растение со стройным стволом (сосна).
  2. Хвоинки этого растения светло-зеленые, мягкие, сидят пучками, опадают на зиму …(лиственница)
  3. Травянистое растение, которое так любят обезьяны…(банан)
  4. После цветения растения образуется …(плод)
  5. Кустарник , представитель голосеменных, с игольчатыми листьями, редкий. Нуждается в охране. (можжевельник)
  6. Семена из шишек высыпаются через…года. (2)
  7. Растение, которое служит сырьем для изготовления тканей. (хлопок, лен)
  8. Сколько лет растет морковь? (2 года)

4. Закрепление. Кроссворд (Слайд)

По горизонтали:

4. Растение, имеющее цветок (покрытосеменное)

5. Группа низших, обычно водных, растений (водоросли)

8. Одноклеточная водоросль (хлорелла)

10. Крупная пластида у водорослей (хроматофор)

11. Растения, заканчивающие жизненный цикл (от прорастания семени до образования семян) в течение одного сезона (однолетние)

12. Органы, в которых образуются споры (спорангии)

13. Орган растения, развивающийся из цветка и заключающий семена (плод)

14. Высшее споровое растение (папоротник)

15. Высшее споровое растение с ползучим стеблем (плаун)

По вертикали:

1. Высшее семенное растение, не имеющее цветков (голосеменное)

2. Орган размножения и расселения у высших растений (семя)

3. Высшее споровое растение, не имеющее корней (мох)

6. Нитевидная клетка, выполняющая функции корня у некоторых водорослей и мхов (ризоид)

7. Одноклеточная зеленая водоросль (хламидомонада)

9. Организм, тело которого состоит из гриба и водоросли (лишайник)

10. Высшее споровое растение (хвощ)

12. Специализированная клетка бактерий, грибов, растений, служащая для размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий (спора)

5. Подведение итогов. Выставление оценок за урок

6. Домашнее задание. (Слайд)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме «Основные отделы царства растений»

Дидактический материал по биологии для 6 классов разработан для итоговой проверки знаний по теме «Основные отделы царства растений». Представлен карточками в 8 вариантах. Разработан к учебнику для общ...

контрольная работа в 6 классе по теме "Царство Растения"

контрольная работа в двух вариантах...

Общая характеристика царство Растения

Урок разработан по программе И Н Сонина. 7 класс...

Конспект открытого урока-игры по биологии "Царство Растений"

Данный урок обобщающий, по теме растения, в виде КВНа....

Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»

План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»»          Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Презентация к уроку " Царство Растений. Строение семени покрытосеменных растений" для 6 класса

Презентация к уроку состоит из двух частей. Дело в том, что Царство растений по УМК Пасечника подробно изучается в 5 классе. А физиология и анатомия растений  - в 6 классе. Чтобы подвести к изуче...