Методическая разработка: «Формы и методы обучения на современном учебном занятии».
методическая разработка по биологии (6 класс)

Рожкова Наталья Сергеевна

Методическая разработка «Тема: «Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы». 6 класс» предусматривает цель показать возможные варианты применения современных форм и методов обучения на разных этапах урока с описанием учебных заданий, деятельности учащихся и форм оценивания в соответствии с ФГОС ООО на примере урока биологии в 6 классе. Данная методическая разработка предназначена для учителей биологии общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии».

Тема: «Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы». 6 класс

Цели урока:

Образовательные:

формирование понятий – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, зоны корня; знакомство с особенностями строения и функциями корня, строением и образованием корневых систем.

изучить особенности корневых систем Однодольных и Двудольных растений;

расширить знания о функциях корней;

выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем - стержневую и мочковатую;

Развивающие:

развитие творческого и экологического мышления , монологической речи; развитие умений исследовать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

выделять главное в изучаемом материале;

давать сравнительную характеристику корневых систем разных растений;

Воспитательные:

осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в ходе выполнения практической работы;

привлечь внимание учащихся к проблемам охраны природы;

убедить школьников в необходимости бережного отношения к растениям;

использовать на уроке художественные произведения, способствующие эстетическому воспитанию учащихся.

Планируемые результаты:

Предметныезнание особенностей строения корня в связи с выполняемыми функциями, видов корней и типов корневых систем; умение различать на таблицах и рисунках виды корней, типы корневых систем и зоны корня, знание особенностей строения и функций каждой зоны корня, знание особенностей строения растительных тканей, входящих в состав корня.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, применение полученных знаний в практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять результаты работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Личностные: понимание сложности строения корня и корневых систем на основании знаний о выполняемых ими функциях, понимание причин возникновения видоизменений корней на основании знаний о функциях, которые они выполняют.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: словесные (беседа, рассказ, работы с учебником),

наглядные (плакаты, слайды),

практическая работа (гербарные экземпляры),

организационные (самостоятельная работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом),

Оборудование:

таблицы «Строение корня», «Строение корневых систем», «Строение семян»

гербарий - растения с разными типами корневых систем, пророщенные семена

компьютер, экран, проектор

проростки фасоли, гороха, пшеницы

Этапы урока

Временная реализация

  1. Орг. момент

1 мин

  1. Проверка знаний

5 мин

  1. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

2 мин

  1. Изучение нового материала

26 мин

  1. Закрепление

7 мин

  1. Рефлексия

2 мин

  1. Домашнее задание

2 мин.

        

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Проверка знаний

Графический диктант по теме «Семя» (одна часть класса)

1.Семена образуются у всех растений на Земле.

2.Семена созревают в плодах.

3.Морковь – это однодольное растение, а чеснок – двудольное растение.

4.Семена однодольных и двудольных растений содержат зародыш.

5.Зародыш семени однодольных растений состоит из одной семядоли, корешка, стебелька и почечки.

6.Эндосперм содержится в семенах двудольных растений.

7.Эндосперм содержит запас питательных

веществ.

8.В семенах пшеницы из запасных питательных веществ преобладает крахмал.

9.В семенах подсолнечника преобладает растительное масло.

10.В зародыше и кожуре зерен пшеницы, риса, кукурузы необходимое для здоровья вещество: витамин В1.

КЛЮЧ К ДИКТАНТУ:

 -  +  -   +   +   -   +   +   +   +

-------------------------------------

 1 2   3  4   5   6   7   8   9   10

обмениваются тетрадями и по ключу, выданному учителем, осуществляют взаимопроверку, выставляют отметку в тетради.

Работа со схемами (другая часть класса)

Учащимся предлагается в конвертах 2 разрезанные схемы: «Строение семени фасоли» и «Строение зерновки пшеницы». Должны правильно их собрать. Работают в парах. По мере выполнения задания осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки.

3. МОТИВАЦИЯ и ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Мы продолжаем изучать органы растений. Чтобы узнать какой орган будем изучать сегодня, послушайте загадку:

Царства темного жильцы

Ползут в разные концы

Неустанно влагу пьют

Всем растениям жизнь дают.

Что это? (корни).

- О чем мы будем сегодня говорить? (о корне).

-Что мы уже знаем о корне? (это вегетативный орган растений, располагается под землёй, участвует в почвенном питании).

- А можно что-то ещё узнать? Предположите.

Сегодня мы и будем изучать строение корня, его значение для растения, узнаем какие бывают виды корней.

 «Виды корней и типы корневых систем». Запишем тему урока в тетради.

План изучения темы:

1)функции корня;

2)виды корней;

3)типы корневых систем;

4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО.

Сегодня на уроке мы познакомимся с корнем, как функциональной структурой растительного организма; узнаем новые биологические понятия

1.Корень – это вегетативный орган растений.

2.Значение корня.

Если бы корень мог говорить, он бы о себе сказал «Я – якорь, насос и сундук!»

- Подумайте, почему? (эти предметы и корень похожи своими функциями).

ЯКОРЬ – КОРЕНЬ – укрепляет растение в почве

НАСОС – КОРЕНЬ – обеспечивает почвенное питание

СУНДУК – КОРЕНЬ – накапливает запасные вещества

Записываем значение корня

Где вы ещё могли слышать слово “корень”?

Русский язык: корень – основная часть слова.

Математика: корень уравнения.        

Биология: часть волоса, зуба, ногтя.

2. Виды корней.

3.Виды корней.

- Обратите внимание, что лежит у вас на тарелочках? (проросшие семена)

- Какой орган пророс первым? (корень)

Корень, который прорастает первым, называется главный.

- Теперь посмотрите на рисунок «Виды корней». Главный корень растёт вертикально вниз.

- Есть ли ещё корни, кроме главного? Откуда они растут?

Корни, растущие от главного корня, называются боковые.

Корни, растущие от стебля, называются придаточные.

 Схема.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/675002/img2.gif

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки вверх-тянемся за знаниями

Руки назад-оставляем позади неудачи

Рывком вперед – забираем накопившийся опыт

Пожимаем руки друг другу- делимся знаниями, опытом.

Дарим друг другу улыбки-пусть от улыбки станет всем теплей.

4. Корневые системы.

Cовокупность всех корней растения образует корневую систему.

В состав корневых систем входят главный, боковые и придаточные корни.

Они идут вглубь и вширь.

Например, корни яблони разрастаются в стороны на 10-12 метров, а у верблюжьей колючки - на 20 м в глубину.

Типы корневых систем.

Показываю 2 растения - одуванчик и пшеница. У одного растения стержневая система, а у другого - мочковатая.

Схема.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/675002/img3.gif

Стержневая корневая система - хорошо развит главный корень (похож на стержень). Мочковатая корневая система - образована придаточными и боковыми корнями. Главный корень - плохо развит или отсутствует (отмирает рано).

Лабораторная работа. “Типы корневых систем ”.

Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы

  1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Отберите растения со стержневой корневой системой.

3. Отберите растения с мочковатой корневой системой

4. Заполните таблицу.

5. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

        

Название растения  

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

Вывод:

Какие типы корневых систем различают?

Чем они отличаются?

Чем схожи?

  1. Закрепление изученного материала.

1.Соберите  таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная работа Работают в парах. По мере выполнения задания осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки (одна часть класса)

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

А

Б

Г

В

Д

Ж

Е

Основные понятия         

Определение понятий

1.Корни

А)подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

2.Корневая система-  

Б)система всех корней растений

3.Главный корень

Г) корень, уходящий в почву глубже всех

4.Боковые корни

В)- корни, отходящие по бокам от главного и  придаточных корней

5.Придаточные корни

Д) корни, отходящие по бокам от стебля

6.Стержневая корневая система

Ж) система, состоящая из главного и боковых корней

7.Мочковатая корневая система        

Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней

Оцените себя: Если справились без проблем- 5

                          Одна ошибка – 4

                          Две ошибки – 3      

  

 2.Ученику выдается карточка- немая схема с изображением зон корня, на которой они должны правильно подписать каждую  и указать кратко функцию данной зоны (другая часть класса)

3. Задание теста: из предложенных утверждений выбрать только правильные  (третья часть класса)

1. Существует четыре вида корней: главные, боковые, придаточные, стержневые.

2. Типов корневых систем бывает только две : стержневая и мочковатая.

3.В стержневой корневой системе бывает два и более главных корней и множества боковых. 4.Мочковатая корневая система представлена множеством придаточных и боковых корней.

5. Главный корень всегда отходит от стебля.

6. Боковые корни отходят от главных, придаточных и боковых корней.

7. Придаточные корни отходят от стебля или других органов.

8.Мочковатая корневая система характерна для двудольных растений.

6. Рефлексия

  • Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?
  • Ребята, мы выполнили задачу урока?
  • Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

Выберите понравившееся предложение и допишите его.

На уроке  я узнал….

На уроке мне понравилось……

Мне было трудно………….

Теперь бы я хотел (а) еще узнать………

Похвалите себя!

 7. Домашнее задание.  

Обязательное

Творческое задание со свободным выбором:

  • составить кроссворд;
  • сочинить стихи или загадки о корнях, корневых системах;
  • Рассказ «подслушанный разговор» (участниками этого фантастического разговора могут быть растения с мочковатой и стержневой типами корневых систем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"...

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии». География 7 класс

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии».  География 7 класс«Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира»...

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по физике"

Методическая разработка по теме "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания" 8 класс...

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...