методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе в 8 классе »
методическая разработка по литературе (8 класс)

Остапенко Надежда Альбертовна

Урок литературы 8 класс. Формы и методы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

методическая разработка

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе »

№ п/п

Обязательный элемент методической разработки

Баллы (max)

1.

Тема учебного занятия с указанием класса

1

2.

Предметные и метапредметные результаты обучения

2

3.

Этапы учебного занятия с описанием:

  • учебных заданий,
  • форм работы на разных этапах учебного занятия.
  • примеров индивидуализации учебных заданий

6

4.

Формы оценивания и примеры заданий для оценивания

3

Итого:

12

№ п/п

Обязательный элемент методической разработки

1.

Тема учебного занятия с указанием класса

А.С. Пушкин «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.

Урок литературы в 8 классе.

 Картинка к слову дружба

Тип урока: урок изучения нового материала

УМК: Литература 8 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин

Уровень обучения: базовый.

2.

Предметные и метапредметные результаты обучения

Цель: - раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворений А.С.Пушкина «19 октября»

Планируемые результаты:

Предметные: знать факты жизни поэта, понимать отношение Пушкина А.С. к “лицейскому братству”, уметь анализировать стихотворный текст (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Метапредметные: понимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя, воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

Личностные: формировать интерес к изучению литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского литературного языка

Воспитательные задачи:  интерес к творчеству А. С. Пушкина, эстетический вкус, уважение к идеалам дружбы.

3.

Этапы учебного занятия с описанием:

  • учебных заданий,
  • форм работы на разных этапах учебного занятия.
  • примеров индивидуализации учебных заданий

1 этап: актуализация знаний

-Дайте характеристику лирике как роду литературы.

-Вспомните и назовите какие стихотворения А.С.Пушкина вы знаете?

2 этап: мотивация деятельности учащихся.

-Ребята, как вы думаете, что ценил Пушкин в своих друзьях? (умение дружить)

 - А что такое «дружба» в вашем понимании?

Работа с толковым словарем С.И.Ожегова: «Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

Среди всех талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть особый – талант дружбы.

-Кто наделил его этим талантом? С кем он был особенно дружен? Когда это произошло?

 3. Целеполагание.

- Как вы считаете, важно ли знать факты биографии при изучении художественного произведения? (да, это помогает понять произведение автора)

 - Сегодня мы с вами будем впервые знакомиться со стихотворением А. С. Пушкина «19 октября»

. - Какие вопросы могут возникнуть после прочтения названия стихотворения? (- Почему оно так названо? - Как связано это стихотворение с биографией Пушкина? - О чем оно? Какие мысли, чувства выразил в своем стихотворении великий поэт?)

Видеоэкскурсия по Царскосельскому лицею (см.:

https://www.youtube.com/watch?v=7Otmw071aLc

4. Работа по теме урока

Слово учителя:

А. С Пушкин входил в число первых выпускников Царскосельского лицея, который был открыт 19 октября 1811 года. С тех пор лицеисты встречались каждый год в день открытия этого учебного заведения. Но в 1825 году Пушкин за вольнодумство находился в ссылке в Михайловском. Он не был на встрече, но передал друзьям послание — стихотворение «19 октября». Пушкин прославляет лицейское братство, дружеский союз.

Продуктивное чтение стихотворения учащимися с последующими заданиями:

Задание 1: определите

тема - лицейская дружба;

жанр – лирическое послание;

лирический герой – сам автор

Задание 2:

расположить верно композиционные части стих-я (даны в разброс)

Композиция

  1. описание своего состояния и настроения,
  2. обращение ко всем лицеистам,
  3. личное обращение к некоторым лицеистам,
  4. восхваление лицейского братства,
  5. размышление о будущем,

обращение к последнему живому лицеисту.

Сообщение о лицейских друзьях А.С. Пушкина (Пущин, Горчаков, Дельвиг, Кюхельбекер).

 заранее подгот. уч-ся  

Задание 3: подобрать цитату из стих-я для картинки урока

Например 

1…Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

2….Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.

3. Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Групповая работа (карточки с фрагментами стихотворения)

Найдите во фрагменте эпитеты, метафоры, риторические восклицания и обращения, анафоры, перифразы и определите их смысловую роль.

5. Рефлексия. Составьте синквейн о дружбе, друзьях.. (примеры)

Дружба.
Школьная, настоящая.
Крепнет, длится, существует.
Каждому человеку нужен друг.
Отношения.

Дружба.
Студенческая, теплая.
Защищает, помогает, прощает.
Никто ее не разрушит.
Преданность.

  1. Подведение итогов

Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора (сформулируй вопрос – ответ)

-Почему стихотворение «19 октября» называют «гимном дружбы»?

-Какую роль в жизни А.С.Пушкина играли друзья и дружба?

Вывод: только тот, кто сам готов быть хорошим другом, может найти надежных друзей.

7.Домашнее задание:

Подготовить выразительное стихотворения «19 октября»

4.

Формы оценивания и примеры заданий для оценивания

 Учитель оценивает работу руководителей групп

с обязательным вербальным оцениванием деятельности групп на уроке.

 Руководители групп самостоятельно проводят взаимооценивание достижений учащихся в группе во время урока. 

Задание 1: стимулирующее оценивание

Задание 2: взаимопроверка (образец на экране)

Сообщение о лицейских друзьях А.С. Пушкина (заранее подгот. уч-ся) оценка информационного поиска, устный ответ

Задание 3:развекрнутая словесная характеристика

Синквейн: оценка индивидуальных творческих работ учащихся учителем.

Приложение 1

«Прощальная песня воспитанников Царскосельского лицея» Дельвига, написанная на окончание Лицея:

Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу, с тою же душой,

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде — да, неправде — нет,

В несчастье — гордое терпенье,

А в счастье — всем равно привет.

Приложение 2

Крылатые выражения из стихотворения Пушкина

«19 октября» 1825 года

  • «…Служенье муз не терпит суеты…»
  • «…Прекрасное должно быть величаво…»
  • «…Друзья мои, прекрасен наш союз!..»
  • «…Куда бы нас ни бросила судьбина,
         И счастие куда б ни повело,
         Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
         Отечество нам Царское Село…»

Приложение 3

Цитаты о дружбе

«Друзья – это ангелы, которые не дают нам упасть, когда наши крылья разучились летать», – Л. Митчелл.

«Настоящий друг – тот, кто остается с вами тогда, когда от вас уходит весь мир», – У. Винчелл.

. «Настоящий друг может встать у вас на пути только в одном случае – когда вы падаете», – А. Глазго.

«Хороших друзей трудно найти, трудно потерять и невозможно забыть», – Г. Рэндольф.

«Крепкая дружба наполняет душу новыми силами», – автор неизвестен.

 «Друг – это тот, кто знает вас таким, какой вы есть, понимает, откуда вы пришли, и при этом бережно помогает вам расти», – У. Шекспир.

Приложение 4

Краткий анализ стихотворения «19 октября» по плану

Главной темой стихотворения является тема лицейской дружбы.

 Жанр - лирическое послание.

Лирический герой - сам автор.

Композиция состоит из следующих частей (описание своего состояния и настроения, обращение ко всем лицеистам, личное обращение к некоторым лицеистам, восхваление лицейского братства, размышление о будущем, обращение к последнему живому лицеисту).

Настроение произведения - пронизано настроениями грусти и радости, которые поочередно сменяют друг друга.

Лексика -  разнообразная, ключевыми словами, при помощи которых автор передает нужные настроения, являются: друг, дружба  передать ощущение одиночества и грусти

Активно используются архаизмы (устаревшие слова): вотще — напрасно, в очах — в глазах, лоно — грудь, к устам — ко рту и прочие.

Метафоры

В нем содержится большое количество метафор: убор леса — яркая листва, пустынная келья — комната поэта, с огнем в очах — радостно и  др

Олицетворения

Текст богат олицетворениями, когда неживые предметы наделяются чертами живого существа: роняет лес — о падении листвы, проглянет день и скроется — о закате и рассвете, дни бегут — о быстротечности времени и т.д.

Эпитеты

А для создания более ярких образов автор прибегает к эпитетам: багряный уборувянувшее полегорьких мукбурные дни, сладкогласная гитара.  

Сравнения:

  • «Проглянет день как будто поневоле»
  • «Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он как душа неразделим и вечен»
  • «Для всех чужой, как сирота бездомный»
  • «Свой дар как жизнь я тратил без вниманья

Гиперболы:

  • вечные льды — означает место, где всегда холодно
  • подъятых к небесам — означает поднятые высоко
  • наш круг час от часу редеет — означает редеет быстро

Оксюморон:

  • небратский их привет

Рифма с ударением на второй слог.

То есть когда первый слог в строке остается безударным, второй слог — ударный, третий слог — снова безударный, четвертый слог — снова ударный.

ронЯет лЕс багрЯный свОй убОр

 Стихотворный размер - пятистопный ямб

Итого:

«Организация учебной деятельности по формированию УУД»

№ п/п

Обязательный элемент методической разработки

Баллы (max)

1.

Тема учебного занятия с указанием класса

1

2.

Перечень формируемых УУД

2

3.

Учебные задания по формированию УУД

4

4.

Формы организации учебной деятельности

2

5.

Формы оценивания и примеры заданий для оценивания

3

Итого:

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"...

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии». География 7 класс

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии».  География 7 класс«Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира»...

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по физике"

Методическая разработка по теме "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания" 8 класс...

Методическая разработка: «Формы и методы обучения на современном учебном занятии».

Методическая разработка «Тема: «Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы». 6 класс» предусматривает цель показать возможные варианты применения современных форм и мето...

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...