Образовательное путешествие: «Африка»
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Шаронова Ира Константиновна

Образовательное путешествие: «Африка». Цель: направить совместную деятельность учащихся на изучение особенностей Африканского континента

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afrika-kontinent_kontrastov.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное путешествие: «Африка»

Цель: направить совместную деятельность учащихся на изучение особенностей Африканского континента

Участники: обучающиеся 7 класса

Формируемые УУД:

Личностные: формирование основ социальной компетенции; познавательных интересов, интеллектуальных умений, направленных на изучение живой природы с географической точки зрения.

Метапредметные:

Регулятивные: планировать действия и принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу занятия; следовать инструкции.

Коммуникативные: договариваться и распределять обязанности при работе в группе, рационально использовать рабочее время; учитывать разные мнения и формулировать собственные, эффективно сотрудничать и строить продуктивное разновозрастное взаимодействие.

Познавательные: проводить наблюдения и эксперимент, осуществлять расширенный писк информации; устанавливать причинно- следственные связи; обобщать понятия, явления и процессы, выявляемые в ходе исследования.

Используемые технологии: технология деятельностного метода, проектная технология, ИКТ, технология смыслового чтения.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

- для учащихся 7 класса: научиться выделять основные признаки строения и жизнедеятельности растений и животных, обитающих в Африке; объяснять роль климатических условий, рельефа, горных пород в распространении флоры и фауны на данном континента.

                                                     Технологическая карта занятия

Этапы

путешествия

Виды деятельности учащихся

Формируемые

УУД

Мотивация

Группы учащихся получают задания в конвертах с условиями ситуационных задач, решив их, находят правильные ответы и вносят в таблицу в соответствии с ответами сортируют рисунки.

В результате решения находят различные растения и животных Африки

Регулятивные: самостоятельное планирование своих действий; умения принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

Работа с инструкцией.

Коммуникативные:

Умение договариваться, рационально использовать рабочее время; учитывать разные мнения и формулировать собственные, работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и строить продуктивное разновозрастное взаимодействие.

Познавательные:

Обучающиеся научатся проводить, осуществлять расширенный поиск информации, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать понятия, явления и процессы, выявляемые в ходе работы

Целеполагание

Вопрос: Почему вы выбрали данные растения и животных?

Ответы учащихся: их особенности строения связаны с жарким, сухим климатом

Учитель: отправляемся в путешествие по Африке, чтобы доказать наличие данных организмов на континенте

Этап 1

Учащиеся работают с источниками информации, пользуясь инструкцией,

 для того, чтобы найти и определить строение растений, их местообитания, климатические особенности континента, его рельеф и дать характеристику географическим особенностям Африки.

Рефлексия « Поделись своими ощущениями»

Этап 2.

  1. Практическая работа в группах

Этап 3.

По итогам деятельности учащиеся выступают и представляют устный отчет о проделанной работе.

Рефлексия «Мое сегодняшнее открытие»

Приложение 1

Ситуационные задачи

    В конверте находятся рисунки животных и растений, материков и континентов.       Необходимо соотнести живые организмы в соответствии с местообитанием в зависимости от климатических условий.

Приложение 2

  1. Царство Растений представлено огромным многообразием.

 Подцарство Высшие растения включает несколько отделов: Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Голосеменные, Покрытосеменные растения. Разнообразие жизненных форм: деревья, кустарники, полукустарники, травы, позволило растениям распространиться по всему земному шару.

Моховидные- это многолетние растения, приспособленные к обитанию во влажных местах, но естьмхи растущие на сухих каменистых склонах и скалах- тортулла пустынная.

Хвощи встречаются по всему миру в самых разных растительных сообществах. Побеги хвоща расчленены на узлы и междоузлия. В узлах расположены мутовки побегов и крошечные чешуевидные листочки. У хвощей функции фотосинтеза выполняют только стебли, листья даже не содержат хлорофилла.

Папоротники- процветающая группа растений, представленная большим числом видов и населяющая самые разнообразные местообитания. Тропические древовидные формы достигают высоты 25 м с диаметром ствола до 50 см.

Голосеменные растения несмотря на небольшое число видов распространены по всему земному шару и достаточно разнообразны

Покрытосеменные растения (цветковые) - основная их особенность, наличие цветков и покрытосемянность. Для цветковых характерны интенсивный обмен веществ, быстрый рост, приспособленность к самым различным экологическим условиям

  1. Голосеменными называют растения, которые образуют (1), но не формируют (2) и (3).

Голосеменные произошли от первичных разноспоровых (4), вымерших в начале каменноугольного периода. В настоящее время эта группа включает всего около 700 видов деревьев и кустарников. Современные виды, несмотря на их небольшое число, распространены по всему земному шару.

Листья у голосеменных жесткие, игольчатые и не опадают в неблагоприятное время года. Они покрыты (5) , слоем особого вещества. В ткань листа глубоко погружены (6), что снижает испарение воды.

Голосеменные растения играют важную роль в природе. Они являются основой растительного покрова ряда биогеографических зон нашей планеты.

В Африке встречается удивительное голосеменное растение-вельвичия.

Задание: вставьте в текст следующие термины:

1.        Кутикула

2.        Семена

3.        Устьица

4.        Цветки

5.        Папоротники

6.        Плоды

Приложение № 3

Лист планирования путешествия

Направление работы группы_________________________________

Состав заданий

Кто выполняет

Отметка о выполнении

1.

2.

3.

4

Рефлексия

Поделись своими ощущениями

Состав группы

Ваши впечатления от совместной деятельности

Удовлетворены ли вы работой в группе

( да/нет)

Мое сегодняшнее открытие

Фамилия, имя, класс_________________________________

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не

согласен

Затрудняюсь

ответить

Я хочу продолжить работу по этой теме

Мне сегодня нужна была помощь учителя

Я в полной мере

участвовал(а) в выполнении всех

заданий

Работать в группе труднее, чем одному( одной)

Анализ занятия

  Данное занятие построено на основе технологии деятельностного метода и проектной технологии.  Решение ситуационных задач мотивирует учащихся к самостоятельному поиску решения заданий, активной деятельности, создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе группы.

Совместная деятельность на информационном и практических этапах стимулирует учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Каждый ученик проявляет инициативу в способах решения биолого-географических задач, в итоге приобретая навыки совместной деятельности и основ продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем. На занятии у учащихся сформировалась уверенная ориентация в предметной области: биология-география.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Образовательное путешествие как образовательное средство

Образовательное путешествие - одна из самых трудоемких форм работы. При этом одна из самых интересных....

Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.

Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....

Информационная карта инновационного педагогического опыта "Технология образовательного путешествия как средство создания практикоориентированной образовательной среды в обучении английскому языку"

Информационная карта представляет краткое описание инновационного опыта применения технологии образовательного путешествия на занятиях английского языка в учреждении дополнительного образования в рамк...

Методическая разработка для учителя "Образовательное путешествие" "Путешествие по "Лесному"

Методическая разработка к серии уроков - путешествий для изучения архитектуры района...

Открытый урок английского языка в 9 классе по теме "Путешествие в Австралию" с элементами технологии образовательного путешествия.

Тема занятия: A trip to Australia.Базовый учебник: Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс: Английский в фокусе. 9 класс.- М.: «Просвещение», 2017.Цели:-развивающие: содействие установл...

Методическая разработка образовательного путешествия «Путешествие в мир ткани» по предмету технология для обучающихся 5-ых классов, в том числе и детей с ОВЗ.

Методическая разработка образовательного путешествия «Путешествие в мир ткани».Пояснительная записка.Одна из задач современной школы - вовлечение обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ в а...