Удивительное рядом
рабочая программа по биологии (6, 7 класс)

Васильева Ольга Николаевна

Программа дополнительного образования по биологии для учеников 6-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopobrazovanie_udivitelnoe_ryadom_dlya_6-7_klassov.docx51.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Шоруньжинская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

дополнительного образования

«Удивительное рядом»

                                                                                                       

                 Класс:   6-7

                                      Срок реализации: 1 год     

                            Составитель:

                                                               _Васильева О.Н.____________________

    педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория.

 

 

 

 

 

 

 

    Шоруньжа-2022

1. Пояснительная записка

Направленность  программы

Предлагаемая программа имеет естественнонаучную  направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.

Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.

Актуальность программы

Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.

Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточной прикладной направленностью базового курса химии 8 класса и повышенным количеством болеющих детей. Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища. Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты.

Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.

Отличительные особенности программы, новизна

Отличительной особенностью данной образовательной программы является направленность  на формирование учебно-исследовательских навыков, различных способов деятельности  учащихся для участия в интерактивных играх. 

Адресат программы

     Программа адресована для учащихся 12-14 лет. В этом возрасте им нравится быть вместе и участвовать в  групповой деятельности. Авторитет взрослого еще очень велик.  Программа будет интересна и мальчикам и девочкам. Предполагается активное вовлечение  в работу родителей. Для обучения принимаются  все желающие.

Объем и срок освоения программы

 Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на 30 часов  (1 занятие по 1 ч. в неделю).

Форма обучения

 Программа  реализуется в очной форме.

 Уровень программы: базовый.

Особенности организации образовательного процесса

    Программа реализуется через традиционную модель, представляет собой линейную последовательность освоения материала, от простого к сложному, в течение одного учебного года. (формы реализации) Занятия проводятся  всем составом  группы, при проведении практических занятий привлекаются родители.(организационные формы)

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и биологических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли биологии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.

Задачи программы:

Обучающие:

формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;                 

 формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с   веществами;                

формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;                                

продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности,   настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;         

продолжить формирование коммуникативных умений;                 

формирование презентационных умений и навыков;                         

на примере химического материала начать развитие  учебной мотивации  школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;                

дать возможность учащимся проверить свои способности в    естественнообразовательной области.

Формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по химии

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

Воспитательные:  

Вызвать  интерес к  изучаемому предмету

Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.

Воспитывать  нравственнее и духовное здоровье

 

        Программа кружка «Удивительное рядом» предусматривает целенаправленное углубление основных химических понятий, полученных детьми на уроках химии, биологии, географии, информатики.        

 Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у учащихся формируются познавательные интересы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету кружка учебная программа предусматривает чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.

Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий кружка «Удивительное рядом» - лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем,  практические работы, просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка готовят рефераты и доклады, сообщения. 

        Для активизации познавательного интереса учащихся  применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет),   устные сообщения учащихся, написание рефератов, выполнение практических работ с элементами исследования,  и социологический опрос населения.

Важная роль отводится духовно - нравственному воспитанию учащихся и профориентационному самоопределению учащихся.

II. Содержание программы

1.Удивительное под микроскопом.

  • Введение: изучай, познавай, исследуй. Методы изучения живых объектов. Правила безопасности, меры первой помощи.
  • Прибор открывающий тайны. Правила работы с микроскопом. Удивительные невидимки. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. Суд над бактериями.
  • Поветрия. Вирусы, вирусные заболевания. Простейшие организмы.

5 внеаудиторные

  • Приготовление микропрепаратов.
  • Работа над темой: Удивительные невидимки.
  • Рассматривание простейший организмов под микроскопом.
  •  Викторина.

2. Осенние открытия.

  • Сезонность в природе, фотопериодизм.
  • Осень в жизни растений и животных, Период покоя у растений. Анабиоз и спячка у  животных.
  • Грибное царство

Внеклассные 4

  • Экскурсия, фоторепортаж. «Унылая пора…»
  •  Мукор под микроскопом. Лабораторная работа.
  •  Защита работы «Лекарство из лукошка.»
  •  Выставка «Дары природы»

3. Зеленый мир.

  •  Фитомир. Особенности и многообразие растений.
  •  Строение, жизнедеятельность растений.
  • Фитонциды, лекарственные растения.
  •  Практическая работа с гербарием
  •   Получение хлорофилла.
  •  Опыт: Воздействие фитонцидов на развитие плесневого грибка.
  • Изучение растений Красной книги Марий Эл

4. Зоомир

  • Зоомир. Особенности и многообразие животных.
  •  Явление фотолюминесценции. Сверчки, глубоководные рыбы.
  •  В мире драконов. Варан, гаттерия, игуаны.
  •  Эти пушистые любимцы. В мире млекопитающих животных.

  •  Тайны невидимок.  Инфузории –туфельки.
  • « Порхающие цветы» Определение бабочек по коллекциям и рисункам.
  •  Создание настольной игры.
  •  «Животные Красной книги»
  •  Зоовикторина « Загадки природы»

5. Человек разумный.  

  • Человек- царь природы или ее часть.
  • Особенности биоритмов человека.
  •  Если хочешь быть здоров.  Гигиена, гимнастика, закаливание.

Внеклассные 5

  •  Как мы устроены. Изучение организма человека  по атласам и таблицам.
  •  Функциональные пробы и исследования работы организма человека.
  •  Определение биоритмов учащихся класса при помощи тестов.

 Защита -« Влияние вредных привычек на здоровье человека»

6.Эволюция природы 

  • Начало эволюции. Рождение Земли.
  •  История динозавров. Теории  и гипотезы исчезновения динозавров.
  •  Удивительные далекие предки современных животных Саблезубый тигр, археоптерикс, звероящер.
  •  Составление эволюционного древа.
  •   Саламандра- потомок стегоцефалов.

7. Виват весна, виват природа! 

  • Весна в жизни растений. Весенние явления в природе.
  •  Подснежники. Первые весенние цветы – первоцветы. Охраняемые первоцветы.
  •  Перелетные птицы, их многообразие, охрана приподы
  • Экскурсия. Фоторепортаж.  Весенние пейзажи.
  •  Черенкование комнатных растений
  •  Перелетные птицы. Фоторепортаж.
  •  Занятие- игра: Виват весна, виват природа.

8. Мы- зеленые

  •  Экологические проблемы планеты. Вырубка лесов, глобальное потепление климата, разрушение озонового экрана.
  •  Экологические организации. Их деятельность.
  •  Памятники природы. Животные и растения Красной книги.

  •  Обзорная экскурсия Состояние природы в  Козловском районе. Фоторепортаж.
  •  Исследование воды из реки «Аниш»,большого и малого прудов.
  •  Экологическая тропа.
  •  Социальная акция: «Аллея дружбы». Посадка деревьев в районе школьной территории
  •  Экологическая акция: «Чистый двор»

9.Мы в ответе за тех, кого приручили  

  • Домашние питомцы. Породы, привычки, уход.
  •  Эти удивительные кошки. Происхождение. Особенности содержания. Кошки экзотических пород.
  •  Самый верный друг. Многообразие пород, собаки на службе . Собаки санитары.

Собаки спасатели.

  • Бродячие животные . Риск распространения заболеваний, травматизм .

  •  Поисково- исследовательская работа. Многообразие грызунов.
  •  Экзотические домашние животные. Создание презентации.
  •  Дискуссия можно ли дарить животных.  Разработка листков-памяток. Живой подарок – этично ли это?

Раздел 2. Комплекс  организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

Начало учебного года – начало занятий кружка с 15 сентября.

Окончание учебного года – последнее занятие кружка до 15 мая.

Учебный год -  30 недель;

 

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для  реализации программы «Занимательная химия»  имеется учебный кабинет  соответствующий  санитарным нормам и правилам, установленных СанПиН.

Оборудование кабинета

Рабочие столы, стулья;

Шкафы для хранения  оборудования;

Санитарно-гигиенические средства.

Лабораторное оборудование

 

Технические средства обучения

 Компьютер

Проектор

 

 Информационное обеспечение

 Электронные ресурсы сайта 

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, высшее педагогическое образование,  первая квалификационная категория, курсы повышения квалификации 2021г.

2.3 Формы аттестации

Для осуществления индивидуального учета результатов освоения обучающимися  программы используются:

вводный контроль - проводится  с целью определения стартового уровня развития ребенка. На основании результатов вводного тестирования, при необходимости, проводится корректировка содержания материала программы, разрабатываются индивидуальные учебные планы;

текущий контроль - проводится в течение всего учебного периода, с целью проверки уровня усвоения обучающимися тем занятий, разделов образовательных программ, прочности формируемых знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций, установление фактического уровня теоретических и практических знаний, умений, навыков по каждому предмету учебного плана; 

промежуточная аттестация - проводится с целью определения качества освоения обучающимися образовательной программы  по окончании курса обучения. Аттестация предусматривает анализ полноты, прочности, осознанности, системности освоения содержания образовательных программ, соотнесение этого уровня подготовки обучающихся с требованиями образовательных программ, а также выполняет функцию контроля реализации образовательных программ.

 

Аттестацией обучающихся, проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией: защита творческих работ и проектов,  конкурсы,  беседы, решение задач, выполнение лабораторных работ

2.4. Оценочные материалы

Первоначальная диагностика по программе проводится на основании анкеты для учащихся. На основании анализа анкетных данных педагог вносит соответствующие корректировки в методику работы и содержание программы, определяет индивидуальные виды деятельности для учащихся.

 

Предметные результаты курса педагог оценивает на основании вопросов по теоретическим и практическим разделам программы.

  

2.5.  Методические материалы

Методы обучения

 Активные (учитель- ученик) и Интерактивные ( учитель- ученик- ученик).

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный,  проектный, игровой.

Педагогические  технологии

Групповое обучение, проблемное обучение, разноуровневое  обучение, здоровьесберегающие  технологии,  информационные технологии.

Формы организации учебного занятия

Вводное занятие, систематизация и обобщение знаний, комбинированные формы, контроль знаний.

Собеседование, наблюдение, творческие работы, интерактивные игры и конкурсы, практическая работа, тестирование, создание презентации, проектные работы

Дидактические материалы

1. Таблицы;

2.Комплекты  тестов и заданий;

3.Информационные материалы для родителей (буклеты);

4.Комплект плакатов.

2.6.  Рабочая программа воспитания

Цель - воспитание научно-исследовательского интереса детей и формирование у обучающихся потребности в интеллектуально-личностном, творческом развитии.

Задачи:

1.     Воспитать качества инициативности, целеустремленности, ответственности по отношению к своему и чужому труду.

2.     Помочь в формировании  навыков адекватного поведения в окружающей среде.

3.     Воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

4.     Обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между обучающимися.

5.     Способствовать формированию творческой личности.

Направления воспитания, виды, формы и содержание деятельности

Направления воспитания

        Гражданское воспитание

        Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

        Духовное  и нравственное  воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

        Приобщение детей к культурному наследию

        Экологическое воспитание

 

Виды, формы, и содержание  деятельности

Формы работы

На школьном уровне:

          общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (выставки приборов, плакатов и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогов знаменательными датами.

На индивидуальном уровне:

     вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: экспериментаторов, ответственных за спецэффекты.;

     при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

 

Реализация  воспитательного потенциала занятия предполагает следующее:

          установление доверительных отношений между педагогом и его воспитанниками, способствующих позитивному восприятию требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;

          привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

          применение на занятиях интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими детьми; 

          включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;  

III Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Удивительное под микроскопом. (4 часа)

4

1

3

Введение: изучай, познавай, исследуй. Методы изучения живых объектов. Правила безопасности, меры первой помощи.

Прибор открывающий тайны. Правила работы с микроскопом.

1

. Приготовление микропрепаратов

Удивительные невидимки. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. Суд над бактериями

1

        3.

Поветрия. Вирусы, вирусные заболевания. Простейшие организмы.

Рассматривание простейший организмов под микроскопом.

Работа над работой: Удивительные невидимки

1

        4.

 Викторина

1

Осенние открытия (4 часов)

4

1

3

Осень в жизни растений и животных

Экскурсия, фоторепортаж. «Унылая пора…»

1

Сезонность в природе, фотопериодизм

Период покоя у растений. Анабиоз и спячка у  животных

1

Грибное царство

Мукор под микроскопом. Лабораторная работа.

1

Защита проекта «Лекарство из лукошка.»

Выставка «Дары природы»

1

Зеленый мир(3 часа)

3

1

2

Фитомир. Особенности и многообразие растений.

Практическая работа с гербарием

Строение, жизнедеятельность растений.

. Получение  хлорофилла

1

Фитонциды, лекарственные растения.

Опыт: Воздействие фитонцидов на развитие плесневого грибка.

1

Растения Красной книги. Изучение растений Красной книги Марий Эл.

1

Зоомир (5 часов)

5

2

3

Зоомир. Особенности и многообразие животных.

Тайны невидимок.  Выращивание культуры инфузории –туфельки.

1

« Порхающие цветы» Определение бабочек по коллекциям и рисункам.

1

Явление фотолюминесценции. Сверчки, глубоководные рыбы

1

В мире драконов. Варан, гаттерия, игуаны.

Эти пушистые любимцы. В мире млекопитающих животных.

Игра- Угадай животное.

1

Зоовикторина « Загадки природы»

1

Человек  разумный (2 часа)

2

2

Человек- царь природы или ее часть

Как мы устроены. Изучение организма человека  по атласам и таблицам.

1

Особенности биоритмов человека.

Функциональные пробы и исследования работы организма человека

Определение биоритмов учащихся класса при помощи тестов.

Если хочешь быть здоров.  Гигиена, гимнастика, закаливание

Работа: « Влияние вредных привычек на здоровье человека»

1

Эволюция природы( 2 часа)

2

2

Начало эволюции. Рождение Земли

История динозавров. Теории  и гипотезы исчезновения динозавров.

1

Удивительные далекие предки современных животных Саблезубый тигр, археоптерикс, звероящер

Составление эволюционного древа

.Завоевание суши.   Саламандра- потомок стегоцефалов

Работа над темой «Эволюция животных»

1

Виват весна, виват природа!(3 часа)

Весна в жизни растений. Весенние явления в природе.

Экскурсия. Фоторепортаж.  Весенние пейзажи.

Подснежники. Первые весенние цветы – первоцветы. Охраняемые первоцветы.

1

Черенкование комнатных растений

1

Перелетные птицы, их многообразие, охрана птиц

Перелетные птицы. Фоторепортаж.

Занятие- игра: Виват весна, виват природа

1

Мы- зеленые (3 часов)

3

1

2

Экологические проблемы планеты. Вырубка лесов, глобальное потепление климата, разрушение озонового экрана.

Обзорная экскурсия Состояние природы в  районе села Шоруньжа. Фоторепортаж.

Исследование воды из родника села

Экологическая тропа

Экологические организации. Их деятельность.

1

Социальная акция: «Аллея дружбы». Посадка деревьев в районе школы.

1

Экологическая акция: «Чистая деревня»

Памятники природы. Животные и растения

1

Мы в ответе за тех, кого приручили (4 часа)

4

1

3

Поисково- исследовательская работа. Многообразие грызунов.

1

Эти удивительные кошки. Происхождение. Особенности содержания. Кошки экзотических пород

1

Самый верный друг. Многообразие пород, собаки на службе . Собаки санитары.

Собаки спасатели.

Экзотические домашние животные.

1

Дискуссия можно ли дарить животных.  Разработка листков-памяток. Живой подарок – этично ли это?

Выставка домашних животных. « Мой любимец»

Бродячие животные . Риск распространения заболеваний, травматизм .

1

Итого 30 часов

Список литературы:

1.Абаимов В.Ф.Дендрология / -М.:Академия,2009-368 с.2. Ботаника

2.Абаимов В.Ф.Малый практикум по ботанике.Морфология и анатомия растений.-М.Академия,2012.

3.И.Н.Пономарева,О.А.Корнилова.Учебник Биология.М.Вентана-Граф.367с.,2019.

4.Современная ботаника. Рейди П.,-М.Мир,1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ» (обобщение материала по разделу «Фонетика»)

Открытый урок по русскому языку в 5-м классе....

Удивительное - рядом!

Внеклассное занятие  по литературе  для учащихся 5 класса и их родителей построено  на материале чудесных сказок С. Г. Писахова. И дети, и родители участвуют в творческих конкурсах, инс...

План проекта для 5 класса "Удивительное рядом"

Проект 5 класса.  «Удивительное рядом» Цели проекта: создать условия для формирования сплоченного коллектива, способствовать развитию нравственных качеств. МесяцЭтапСодержаниеНоябрьВвод...

Учебная биологическая тропа по биологии "Удивительное рядом"

Данная биологическая тропа способствует расширению у обучающихся знаний об объектах и процессах окружающей нас природы. Биологическая тропа может быть использоваться для проведения учебных занятий раз...

сочинение "Удивительное рядом"

Сочинение   учащегося....

Рабочая программа кружка по естествознанию "Удивительное рядом"

Рабочая программа кружка "Удивительное рядом".  34 учебных занятия....

Экологическая игра "Удивительное рядом"

Игра проводится для учащихся 4-7 классов. Тема: "Редкие и исчезающие виды Самарской области"...