«Путешествие в страну-Чудеса внутри меня: Внутренние органы.»
занимательные факты по биологии

Домина  Елена  Владимировна

Занимательное путешествие, с учениками 1 - 4 классов по организму человека.

В виде развлечения, знакомим детей с работой и строением внутренних органов человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_puteshestvie.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

 «Путешествие в страну-Чудеса внутри меня:  Внутренние органы.»

Цель. Познакомить учащихся с организмом человека, его внутренними органами, их значением, способами поддержания их в здоровом состоянии. Учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.

Образовательная: Познакомить детей с понятиями «организм человека», «системы органов», способствовать пониманию учащимися важности сохранения своего здоровья.

Развивающая: способствовать развитию умения самостоятельно отбирать и использовать нужную информацию;

способствовать формированию умений выделять главное в содержании текста учебной статьи, комментировать и анализировать учебную информацию; способствовать формированию адекватной оценки собственной деятельности.

Воспитательная: способствовать формированию у учащихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья.

Задачи урока:

Предметные: предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о строении тела человека;

Метапредметные: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширять кругозор учащихся о внутренних органах, системах органов.

Личностные: создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками, пропаганда здорового образа жизни.

Формировать:

Регулятивные УУД:  - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, планировать деятельность с помощью учителя.

Познавательные УУД:  - умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; сравнивать по заданным основаниям объекты.

Личностные УУД:  - умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Коммуникативные УУД:  - умение совместно договариваться о правилах и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, работать в паре, группе.

Оборудование: тесты, учебники, тетради «Проверь себя», мультимедиапроектор, ноутбук. 

Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, макет человека; сосуды для воды;, стакан с водой, вата, воронка, активированный уголь; фонендоскоп, музыка со сердце- биением и классическая, мультфильм.
Ход урока
Педагог: Ребята, здравствуйте , сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а путешествие не простое ,в страну под названием -«Чудеса внутри меня»-отправляемся.

 А для того чтоб отправиться в путешествие  мы с начало обратимся к нашим помощникам, а это части нашего тела.

У каждого человека есть части тела?

-Правильно, ребята. У каждого человека есть тело, посмотрите на него,  оно имеет одинаковое строение. Все части тела важны и нужны. Сейчас мы это докажем, и поиграем в игру:

 «Для чего нам это нужно?» -Я начну, а вы продолжайте:

- Быть у каждого должна очень умной… (голова)

- Я верчу ей как умею, голова сидит на… (шее)

- Чтоб трудиться, воды из кружечки напиться, чтоб не знать нам скуки – нам нужны, конечно… (руки)

- Бегут по дорожке резвые… (ножки)

- Всю еду я съел и вот – мой наполнился… (живот)

- На прогулке не забудь закрывать от ветра… (грудь)

- Животик, спинка, грудь – их вместе все зовут… (туловище)

Молодцы ребята, садитесь, вот мы и поговорили с вами о наших помощниках которые мы видим и чувствуем. А вы знаете внутри нас тоже есть помощники. –Хотите о них узнать?

 1.макет - фигура человека.

 Посмотрите, ребята, что это?
 Правильно, туловище человека. Внутри каждого человека есть внутренние органы, которые помогают человеку жить.

 Послушайте загадку:
Он всё запоминает, 
Смотреть, слушать, говорить, 
Видеть помогает, 
Работой всего нашего организма управляет. (Мозг.)

Правильно, мозг! А скажите, для чего он нужен человеку?
Дети: ответы детей.
Педагог: И вот оно задание для тренировки  нашего мозга. Посмотрите ребята на слайд , что тут за слова спрятано (отгадывание ребусов 2-3 шт. в картинках).  Молодцы ребята все ребусы отгадали.

Педагог: Следующая загадка для вас ребята,

В груди у каждого из нас,
И день, и ночь, и всякий час
Мотор стучит чудесный.
Конечно, вам, известный.

2. – на макет вывешивается –«сердце» человека.
Педагог: А скажите, ребята, для чего нам нужно сердце?
Дети: ответы детей.

- Сейчас мы с вами поговорим об очень важном органе – о сердце. Именно сердце заставляет течь по специальным трубочкам-сосудам нашу кровь.  Сожмите кулак, посмотрите: вот такого размера ваше сердечко. А у меня сердце больше вашего, вот такое (показ). Вы растете, и ваше сердце растет вместе с вами. Покажите, где находится у вас сердце? Приложите ладонь к этому месту.

- Сожмите кулачок… расслабьте… еще сожмите…снова расслабьте…Сожмется сердце – вытолкнет кровь, и она бежит по сосудам. Опять сожмется – опять вытолкнет…

Ребята, как вы думаете, а сердце можно услышать?

- Дети …ответ…

- Сердце можно услышать, и сделать это можно при помощи фонендоскопа-показ фонендоскопа.

-   Но можно обойтись и без него. Просто прислоните свое ухо к груди своего товарища, к тому месту, где находится сердце.  Теперь поменяйтесь местами. Услышали? Почему говорят, что «сердце – стучит»? 

Прослушать на записи стук сердца

Физминутка «Веселая разминка».

Дружно, весело, все вместе –

Начинаем шаг на месте!

А теперь – прыжки на месте!

А теперь – и бег на месте!

1-2-3-4-5- никому нас не догнать!

1-2-3- на нас посмотри!

А 4-5 и 6 –надо всем на место сесть!

- Послушайте теперь, как стало биться сердце? Слышите разницу? Если человек занимается спортом, его сердце работает быстрее, оно тренируется и становится более выносливым. Наше сердце никогда не останавливается. Поэтому его в шутку называют «мотором» нашего организма. Но даже такому выносливому мотору нужна наша поддержка.

Педагог: ребята послушайте следующую загадку, о каком же помощнике пойдет речь?

Этот орган помогает нам дышать, 
пропуская через себя воздух,
находятся в нашей груди,

 –Что это ребята ?

.Дети: Лёгкие!

3.- на макет вывешивается –«Легкие» человека.
Педагог: Правильно, ребята ! Расскажите, для чего человеку лёгкие?

 - А может ли человек прожить без дыхания?

- Нет.

- Вот мы сейчас это и проверим. Давайте на несколько секунд попробуем задержать дыхание.

- Не получается. Значит, мы убедились, что человек без дыхания не может жить. Лёгкие состоят из двух частей: левого и правого лёгкого. Они заполняют грудную полость и накрывают сверху сердце (показ на схеме) Ребята, во время вдоха, мы вдыхаем воздух. Скажите, как воздух попадает в лёгкие?

Правильно через нос, он там очищается , согревается и дальше  спускается в легкие.( Показ по  макету.). ребята сейчас мы с вами посмотрим как работают наши легкие.

Опыт с шариками 
-  Возьмите воздушные шарики, сделайте глубокий вдох, а выдохните воздух прямо в шарик. Что произошло?

- Да, шарик надулся. Когда воздух наполняет легкое, оно расширяется, как этот шарик. Выпустите воздух из шарика.

- Что произошло?

- И когда воздух выходит из легкого, оно тоже как бы сдувается (опыт с шариком проводится несколько раз).

- Положите руки на свою грудную клетку, вот так (показать на себе). Когда мы вдыхаем, грудная клетка поднимается. Почему?

- А когда выдыхаем?  

- Выдыхается воздух, который уже не нужен нашему организму, он уже не может принести пользу. Вот ребята так работают наши легкие.

- Ребята, вы знаете, что нам, чтобы жить, не достаточно только дышать. Что нам еще нужно для жизни?

- Нам для жизни нужна пища.

-  Вот мы и поговорим сейчас о том, что происходит с человеком, когда он ест. Чем же мы жуем пищу.

Дети: -ответы детей

-Правильно, а сколько раз в день нужно чистить зубы? (Утром и вечером)

-А зачем нужно чистить зубы? (Чтобы не болели, были белыми, красивыми и, здоровыми и не было кариеса)

-От чего могут заболеть зубы? (Если их не чистить и есть много сладкого).

-Хорошо ребята, правильно, что же дальше.

Представьте себе, что у вас в руке – яблоко. Вы хотите его съесть. Что вы сделаете первым делом? (откусим).

  Да, сначала пища попадает в рот, и мы начинаем жевать. Для чего пережевывать пищу? (чтобы измельчить). Во время жевания пища не просто измельчается, она еще и смачивается слюной, и поэтому ее легче глотать.

4.- на макете вывешивается –«Желудок» человека

- Дальше пища спускается по трубочке-пищеводу прямо в желудок. В желудке есть специальная жидкость – желудочный сок. Он помогает растворить пищу. В желудке пища «переваривается». Сам желудок похож на мячик. И чем больше мы съедим, тем больше мячик раздувается. И если мы съедим слишком много (например, на дне рождения), желудок слишком растянется. Нам будет не очень хорошо: живот заболит…  Поэтому ребята не стоит  переедать!

- Но вот желудок справился со своей работой – переварил пищу. Дальше пища, уже похожая на пюре, продвигается в кишечник. Это такая длинная трубочка. Как же кишечник помещается внутри нас? (предположения детей). А все дело в том, что наш кишечник плотно свернут внутри нашего живота, вот так! (показ). Но никаких узлов не должно быть: не то пища застрянет и понадобится помощь врача. Переваренная пища двигается по кишечнику, и во время своего путешествия отдает полезные вещества и витамины разным органам. А от того, что остается и нам не нужно, мы избавляемся в туалете.

- Поэтому ребята нужно питаться правильно, а желательно с пользой , вот для нашего организма нужны витамины? Чтобы укреплялся наш организм, и  было крепкое здоровье. Витамины укрепляют весь наш организм, организму легче бороться с болезнями.

 Нужно есть больше овощей и фруктов.

Педагог  рассказывает детям, что в них много витаминов А, В, С, Д. Объясняет в каких ещё продуктах они содержатся и для чего нужны показ на  слайде.

Педагог: Витамин А  называют витамином роста и зрения.

 Витамин A  - морковь, сливочное масло, сладкий перец, яйца, петрушка.

Витамин В  способствует хорошей работе сердца. Когда его не хватает в организме, человек плохо спит, много плачет, и сердце работает кое-как. Витамин В – мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох.

Витамин С  укрепляет весь организм, помогает бороться с простудой.

Витамин С – цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина.

Когда вы гуляете на свежем воздухе, солнечные лучи дарят вам витамин Д. Витамин Д  -  необходим для роста костей.

Витамин Д – солнце, рыбий жир.

Следующая для вас загадка.

Две фасолины висят, 
Ненужные вещества пропускают.
И удалять их помогают. (Почки.)
Дети: Почки!

  5. на макете –показываются  «почки» человека.
Педагог: Правильно! Кто скажет, какую функцию в организме человека выполняют почки?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Хорошие ответы. Когда мы с вами пьём воду и другие жидкости они обязательно проходят через почки. Они их очищают и пропускают в другие органы. 

 Опыт : взять стакан с водой , в стакане уже растворен активированный уголь,  пропустить- профильтровать через вату (марлю, бинт) , чтоб дети видели,  как работает почки. Ребята вы поняли, как работает ваши почки, как они очищают всю жидкость, вот так и работают наши почки.
Педагог: Ну, теперь еще одна  загадка. 
Этот орган фильтрует все продукты, которые мы кушаем. 
Помогает организму бороться с ядами. (Печень)
Дети: Печень

6. –на макет вывесить «печень» человека
Педагог: Правильно. И когда вы кушаете шоколадку и жареное, печень должна почистить эти продукты, так как они вредны. И задание будет такое. Поиграем в игру «Съедобные и ядовитые». Посмотрите на слайд. И вы должны дать правильное название грибу или ягоде. Начали.
На слайде  появляются поочерёдно фотографии ядовитых и съедобных грибов и ягод.

Педагог: Молодцы! Все отгадали. Ребята, что нужно нам

Для нашего здоровья.

Дети :  Режим, питаться , витамины, закаливаться.

Педагог: - А нужна нам зарядка. Ребята подходим все к макету.

Дети: Все органы главные и важные..

Что вам запомнилось в этом путешествии.
Педагог:-Ребята , а у меня для вас есть маленький сюрприз, я хочу вам показать один познавательный мультфильм-«Приключения Адибу. Для чего я дышу».

Педагог: Ребята, вам понравилось наше путешествие в страну- «Чудеса внутри меня:  Внутренние органы».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Внеклассное занятие по математике "Путешествие в страну чудес"

Занятие для 5 класса коррекционной школы с использованием ИКТ...

«Путешествие в страну чудес с помощью ритмических упражнений».

Тема  урока:  Музыкально-ритмические   упражнения  с  мячом.  Работа  над  координацией  движений....

Урок английского языка в 3 классе "Путешествие в страну чудес"

Урок проходмт в игровой форме. Путешествуя по стране чудес, дети повторяют лексический и грамматический материал, вопросительные слова, разыгрывают диалоги, поют песни и отгадывают загадки....

Презентация к уроку "Путешествие в страну чудес!"

Презентация к уроку " Путешествие в страну чудес" в 3-м классе. В игровой форме повторяются звуки, вопросительные слова, стихи, песни и грамматический материал....