Конспект урока по литературе в 5 классе.«Путешествие в Страну Чудес Льюиса Кэрролла».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Дроздова Елена Борисовна

Открытый урок по литературе в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alisa.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема:      «Путешествие в Страну  Чудес Льюиса Кэрролла».

Цель.         Ввести детей в художественный мир сказки, развивать умение анализа художественного произведения, познакомить с новыми для детей художественными приёмами, рассмотреть бессмыслицу как средство создания чудесных ситуаций в повести Л. Кэрролла “Алиса в стране чудес”; развивать фантазию ребёнка; научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра.

Задачи.       Совершенствование монологической речи,   формирование умения уверенно держать себя во время выступления,  формирование артистических навыков,   формирование умения работать в команде,     создание ситуации успеха.

Тип урока.  Обобщение и систематизация знаний.

Форма.   Групповая и индивидуальная работа.

Оборудование.  Портрет писателя Льюиса Кэрролла, презентация викторины (учитель), презентация о писателе (ученик), раздаточный материал (художественные приёмы), тексты сказки «Алиса в Стране Чудес» в переводе Л. Л. Яхнина

  1 .Вступительное слово учителя:

- Мы сегодня продолжаем путешествие по страницам сказки « Алиса в Стране Чудес». Мы уже опытные путешественники: содержание знаем, сказку прочитали все, с некоторыми особенностями стиля знакомы. Имеем представление о некоторых художественных приёмах. Но нам предстоит ещё много открытий, когда мы вновь войдём в удивительный мир сказки.

 Работаем в группах. То есть советуемся, совещаемся, ищем ответ на вопрос вместе. В то же время у вас были и индивидуальные домашние задания, задача группы в этом случае оказать моральную поддержку своим коллегам.

 2. Проверка домашнего  задания «Теоретиков».

 Сопровождается показом слайдов детской презентации.

 Сообщение о писателе: (Марина)

-Льюис Кэрролл — литературный псевдоним английского писателя и математика Чарльза Лютвиджа  Доджсона.

 Льюис Кэрролл родился 27 января 18 2 в г. Дарсбери в графстве Чешир в многодетной семье священника (i семье было 11 детей)

 Учиться начал дома, показал себя умным и сообразительным.

 В 12 лет поступил в небольшую частную школу.

 Затем поступил в колледж при знаменитом Оксфордском университете, проявил блестящие математические способности.

Получив степень бакалавра, выиграл конкурс на чтение лекций и остался преподавать в колледже.

 Одновременно в нём присутствовал писательский талант, он обладал живым творческим воображением. Свои стихи и рассказы он печатал в различных журналах.

 В 1856 году в колледже появился новый декан Генри Лиддел. Он приехал со своей семьёй, в которой было пятеро детей, среди них была 4-х летняя Алиса.

 Льюис Кэрролл подружился с этой семьёй. Он с удовольствием общался с детьми. И именно для Алисы и была создана удивительная знаменитая сказка «Алиса в стране Чудес» в 1 8б4году.

Сообщение об особенностях сказки: (Алина)

-Жанр этого произведения можно определить как ФЭНТЕЗИ.

С первых же страниц мы погружаемся в удивительный, ни на что не похожий мир. На первый взгляд — сплошной нонсенс. Нонсенс в переводе с английского означает: чепуха, нелепица, бессмыслица. Все поставлено с ног на голову: стихи вверх тормашками, странные картинки, нелепые ситуации, бестолковая ботаника и зоология, несуразная азбука и никудышная кулинария.

 Но не думайте, что это так легко придумать. для того, чтобы поставить ЧТО-ТО с ног на голову, надо твердо знать, где у этого ЧТО-ТО голова, а где ноги, то есть надо иметь представление о вещах и предметах, о том, как они выглядят на самом деле. Поэтому необходимы обширные знания в области всех наук, а так же в музыке и даже кулинарии.

 Стиль и язык сказки  Льюиса Кэрролла очень своеобразен и неповторим. В сказке он использует различные художественные приёмы. Такие, как: каламбур, неологизмы, оксюморон, перевертыши, пародии а так же своеобразные эпитеты и сравнения.

Льюис Кэрролл, хорошо знавший английский фольклор. Строит повествование в стиле НОНСЕНСА, то есть забавных нелепых небылиц, однако основанных на реальности.

 (поблагодарим «Теоретиков» и нашего « Оператора»)

З. Проверка знания содержания сказки — Презентация викторины.

Как звали главную героиню сказки ?

А) Мария     Б) Полина       В) Алиса

В какое время года происходили события сказки?

 А) летом    Б) весной    в) осенью         г)  зимой

Как звали кошку девочки ?

А) Алиса      Б) Марго    в) Дина    г) Марфа    

 Какая надпись была на флаконе с волшебной жидкостью ?

А) Яд    б) выпей меня    в) не пей меня

С каким предметом сравнила Алиса своё внезапное уменьшение ?

ž  А) с подзорной трубой   ž   б) с пирамидой  ž   в) с песочным домиком

ž  На волшебном пирожке была выложена надпись: «Съешь меня», чем ?

ž  А)  кремом    б) ручкой     в) изюмом   г) курагой

 Море, в котором чуть не утонула Алиса ?

 А) Чёрное    б) Из её слёз    в) Каспийское

  Какие предметы держал в руках кролик ?

 А) шляпу    б) чашку   в) перчатки  г) перчатки и веер

  Во что превратились камешки, которые сыпались на Алису во время её увеличения в несколько раз ?

 А) в пирожки   б) в  льдинки  в) в ватрушки  г) в конфеты

 Что так напугало голубку  при встрече с Алисой ?

 А) её рост   Б) её вес  В) её длинная шея

  Что особенного было в Чеширском коте ?

 А) его строение тела   б) отсутствие каких- то частей тела   в) его возраст

 Каким маслом чинили часы Шляпник и  Кролик ?

 А) сливочным   Б) машинным   в) оливковым

 Что показывали часы Кролика ?

  А) Час  Б) минуту  В) секунду Г) день

  В какую игру играла Алиса с королевой ?

  А) в теннис  б) в крокет  в) в бильярд

  Чем заменяли  шары в игре ?

 А)  мячами Б) ежами  В) змеями, свёрнутыми в клубок  

  Вместо молотков игроки использовали

 А) фламинго   б) клюшки   в) швабру

  Чем  заменили ворота ?

  А) ящиком  б) изогнутыми солдатами  В) ворот не было вообще

  Соблюдались ли правила игры ?

  А) нет  Б) да  В) иногда

  Какой масти были Король и Королева ?

  А) Пики Б) бубновые  В) червонные

 Кто был первым свидетелем на суде ?

а) Шляпочник Б) кухарка В) Алиса

Все приключения Алисы были…

А)  явью Б) сном В) сказкой, написанной Алисой

 4. Домашнее  задание «Актёров».

- Инсценировка эпизода «Разговор с гусеницей» . (Таня, Илья)

- Инсценировка «Разговор с Чеширским котом» . (Эвелина, Олег)

- Поблагодарим «Актеров». Они постарались раскрыть характеры героев, и у них это замечательно получилось.

5. «Чтецы» .

 Учитель: - В сказке очень много забавных стихов, которые можно назвать пародиями (смотрим в свою распечатку терминов). Но пародии у Л. К. тоже необычные, с использованием каламбуров, неологизмов, перевертышей. Чтецы нам прочтут некоторые стихи, а вы угадайте, на какое известное стихотворение написана эта пародия и найдите в нем указанные худ. приёмы.

 -Чтение стихотворения « Скажи-ка, дядя...» (Настя)

 -Стихотворения «Люблю козу» и Колыбельная» (Альбина)

 Поаплодируем нашим чтецам! Оценим их мастерство.

 Вопрос группам:  -Пародии на какие известные стихи прозвучали? Назовите

 название и автора.

 7. «Художники» .

 Защита рисунков (Егор, Настя)

 Поаплодируем! Оценим.

 9. Задание для групп

 Перед каждым из вас лежит распечатка фрагмента из гл. 9.

 Находим неологизмы и объясняем, как они возникли.

 Работаем 5 минут.

 Проверим, как группы справились с заданием, ставим баллы.

10. Подведение итогов работы.

11. Домашнее задание. ( выбираем только один вариант).

 1в. Сочинить сказку в стиле  фэнтези.

2в.Сочинение « Чему я научился, путешествуя с Алисой.»( Уроки сказки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 8 классе "Путешествие по Африке"

Это обобщающий урок по теме "Африка". На этом уроке учащиеся путешествуют по станциям, а станции - это изученные разделы материка....

конспект урока математики в 6 классе "Путешествие по страницам Красной книги Тверской области" по теме "Деление"

Урок закрепления знаний в 6 классе по теме "Деление" разработан на основе экологического материала, содержит много иллюстраций по экологии....

Презентация к план-конспекту интегрированного урока по физике 7 класс "Путешествие в мир Силы тяжести"

Презентация может быть использована для проведения урока закрепления и обобщения материала по теме «Сила тяжести» с целью повышения познавательного интереса учащихся при изучении физики....

Презентация и конспект урока по географии 7 класс "Путешествие по Южной Америке"

Материал содержит конспект урока и мультимедийное сопровождение...

Итоговый урок по литературе 6 класс "Путешествие в страну Литературоляндия"

Данный материал можно использовать на последнем уроке по литературе в 6 классе, так как он  подводит своеобразный итог учебному году. Использование интерактивной доски повышает интерес учащихся к...

Конспект урока музыки в 6 классе «Путешествие в мир Гармонии»

Обобщающий урок «Путешествие в мир Гармонии» по программе Науменко, Алеева...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе 5 класс "Путешествие в сказку"

Конспект  внеклассного мероприятия по литературе 5 класс "Путешествие в сказку"...