Конспект урока по литературе в 5 классе.«Путешествие в Страну Чудес Льюиса Кэрролла».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 5 классе.
Тема: «Путешествие в Страну Чудес Льюиса Кэрролла».
Цель. Ввести детей в художественный мир сказки, развивать умение анализа художественного произведения, познакомить с новыми для детей художественными приёмами, рассмотреть бессмыслицу как средство создания чудесных ситуаций в повести Л. Кэрролла “Алиса в стране чудес”; развивать фантазию ребёнка; научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра.
Задачи. Совершенствование монологической речи, формирование умения уверенно держать себя во время выступления, формирование артистических навыков, формирование умения работать в команде, создание ситуации успеха.
Тип урока. Обобщение и систематизация знаний.
Форма. Групповая и индивидуальная работа.
Оборудование. Портрет писателя Льюиса Кэрролла, презентация викторины (учитель), презентация о писателе (ученик), раздаточный материал (художественные приёмы), тексты сказки «Алиса в Стране Чудес» в переводе Л. Л. Яхнина
1 .Вступительное слово учителя:
- Мы сегодня продолжаем путешествие по страницам сказки « Алиса в Стране Чудес». Мы уже опытные путешественники: содержание знаем, сказку прочитали все, с некоторыми особенностями стиля знакомы. Имеем представление о некоторых художественных приёмах. Но нам предстоит ещё много открытий, когда мы вновь войдём в удивительный мир сказки.
Работаем в группах. То есть советуемся, совещаемся, ищем ответ на вопрос вместе. В то же время у вас были и индивидуальные домашние задания, задача группы в этом случае оказать моральную поддержку своим коллегам.
2. Проверка домашнего задания «Теоретиков».
Сопровождается показом слайдов детской презентации.
Сообщение о писателе: (Марина)
-Льюис Кэрролл — литературный псевдоним английского писателя и математика Чарльза Лютвиджа Доджсона.
Льюис Кэрролл родился 27 января 18 2 в г. Дарсбери в графстве Чешир в многодетной семье священника (i семье было 11 детей)
Учиться начал дома, показал себя умным и сообразительным.
В 12 лет поступил в небольшую частную школу.
Затем поступил в колледж при знаменитом Оксфордском университете, проявил блестящие математические способности.
Получив степень бакалавра, выиграл конкурс на чтение лекций и остался преподавать в колледже.
Одновременно в нём присутствовал писательский талант, он обладал живым творческим воображением. Свои стихи и рассказы он печатал в различных журналах.
В 1856 году в колледже появился новый декан Генри Лиддел. Он приехал со своей семьёй, в которой было пятеро детей, среди них была 4-х летняя Алиса.
Льюис Кэрролл подружился с этой семьёй. Он с удовольствием общался с детьми. И именно для Алисы и была создана удивительная знаменитая сказка «Алиса в стране Чудес» в 1 8б4году.
Сообщение об особенностях сказки: (Алина)
-Жанр этого произведения можно определить как ФЭНТЕЗИ.
С первых же страниц мы погружаемся в удивительный, ни на что не похожий мир. На первый взгляд — сплошной нонсенс. Нонсенс в переводе с английского означает: чепуха, нелепица, бессмыслица. Все поставлено с ног на голову: стихи вверх тормашками, странные картинки, нелепые ситуации, бестолковая ботаника и зоология, несуразная азбука и никудышная кулинария.
Но не думайте, что это так легко придумать. для того, чтобы поставить ЧТО-ТО с ног на голову, надо твердо знать, где у этого ЧТО-ТО голова, а где ноги, то есть надо иметь представление о вещах и предметах, о том, как они выглядят на самом деле. Поэтому необходимы обширные знания в области всех наук, а так же в музыке и даже кулинарии.
Стиль и язык сказки Льюиса Кэрролла очень своеобразен и неповторим. В сказке он использует различные художественные приёмы. Такие, как: каламбур, неологизмы, оксюморон, перевертыши, пародии а так же своеобразные эпитеты и сравнения.
Льюис Кэрролл, хорошо знавший английский фольклор. Строит повествование в стиле НОНСЕНСА, то есть забавных нелепых небылиц, однако основанных на реальности.
(поблагодарим «Теоретиков» и нашего « Оператора»)
З. Проверка знания содержания сказки — Презентация викторины.
Как звали главную героиню сказки ?
А) Мария Б) Полина В) Алиса
В какое время года происходили события сказки?
А) летом Б) весной в) осенью г) зимой
Как звали кошку девочки ?
А) Алиса Б) Марго в) Дина г) Марфа
Какая надпись была на флаконе с волшебной жидкостью ?
А) Яд б) выпей меня в) не пей меня
С каким предметом сравнила Алиса своё внезапное уменьшение ?
ž А) с подзорной трубой ž б) с пирамидой ž в) с песочным домиком
ž На волшебном пирожке была выложена надпись: «Съешь меня», чем ?
ž А) кремом б) ручкой в) изюмом г) курагой
Море, в котором чуть не утонула Алиса ?
А) Чёрное б) Из её слёз в) Каспийское
Какие предметы держал в руках кролик ?
А) шляпу б) чашку в) перчатки г) перчатки и веер
Во что превратились камешки, которые сыпались на Алису во время её увеличения в несколько раз ?
А) в пирожки б) в льдинки в) в ватрушки г) в конфеты
Что так напугало голубку при встрече с Алисой ?
А) её рост Б) её вес В) её длинная шея
Что особенного было в Чеширском коте ?
А) его строение тела б) отсутствие каких- то частей тела в) его возраст
Каким маслом чинили часы Шляпник и Кролик ?
А) сливочным Б) машинным в) оливковым
Что показывали часы Кролика ?
А) Час Б) минуту В) секунду Г) день
В какую игру играла Алиса с королевой ?
А) в теннис б) в крокет в) в бильярд
Чем заменяли шары в игре ?
А) мячами Б) ежами В) змеями, свёрнутыми в клубок
Вместо молотков игроки использовали
А) фламинго б) клюшки в) швабру
Чем заменили ворота ?
А) ящиком б) изогнутыми солдатами В) ворот не было вообще
Соблюдались ли правила игры ?
А) нет Б) да В) иногда
Какой масти были Король и Королева ?
А) Пики Б) бубновые В) червонные
Кто был первым свидетелем на суде ?
а) Шляпочник Б) кухарка В) Алиса
Все приключения Алисы были…
А) явью Б) сном В) сказкой, написанной Алисой
4. Домашнее задание «Актёров».
- Инсценировка эпизода «Разговор с гусеницей» . (Таня, Илья)
- Инсценировка «Разговор с Чеширским котом» . (Эвелина, Олег)
- Поблагодарим «Актеров». Они постарались раскрыть характеры героев, и у них это замечательно получилось.
5. «Чтецы» .
Учитель: - В сказке очень много забавных стихов, которые можно назвать пародиями (смотрим в свою распечатку терминов). Но пародии у Л. К. тоже необычные, с использованием каламбуров, неологизмов, перевертышей. Чтецы нам прочтут некоторые стихи, а вы угадайте, на какое известное стихотворение написана эта пародия и найдите в нем указанные худ. приёмы.
-Чтение стихотворения « Скажи-ка, дядя...» (Настя)
-Стихотворения «Люблю козу» и Колыбельная» (Альбина)
Поаплодируем нашим чтецам! Оценим их мастерство.
Вопрос группам: -Пародии на какие известные стихи прозвучали? Назовите
название и автора.
7. «Художники» .
Защита рисунков (Егор, Настя)
Поаплодируем! Оценим.
9. Задание для групп
Перед каждым из вас лежит распечатка фрагмента из гл. 9.
Находим неологизмы и объясняем, как они возникли.
Работаем 5 минут.
Проверим, как группы справились с заданием, ставим баллы.
10. Подведение итогов работы.
11. Домашнее задание. ( выбираем только один вариант).
1в. Сочинить сказку в стиле фэнтези.
2в.Сочинение « Чему я научился, путешествуя с Алисой.»( Уроки сказки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии в 8 классе "Путешествие по Африке"
Это обобщающий урок по теме "Африка". На этом уроке учащиеся путешествуют по станциям, а станции - это изученные разделы материка....
конспект урока математики в 6 классе "Путешествие по страницам Красной книги Тверской области" по теме "Деление"
Урок закрепления знаний в 6 классе по теме "Деление" разработан на основе экологического материала, содержит много иллюстраций по экологии....
Презентация к план-конспекту интегрированного урока по физике 7 класс "Путешествие в мир Силы тяжести"
Презентация может быть использована для проведения урока закрепления и обобщения материала по теме «Сила тяжести» с целью повышения познавательного интереса учащихся при изучении физики....
Презентация и конспект урока по географии 7 класс "Путешествие по Южной Америке"
Материал содержит конспект урока и мультимедийное сопровождение...
Итоговый урок по литературе 6 класс "Путешествие в страну Литературоляндия"
Данный материал можно использовать на последнем уроке по литературе в 6 классе, так как он подводит своеобразный итог учебному году. Использование интерактивной доски повышает интерес учащихся к...
Конспект урока музыки в 6 классе «Путешествие в мир Гармонии»
Обобщающий урок «Путешествие в мир Гармонии» по программе Науменко, Алеева...
Конспект внеклассного мероприятия по литературе 5 класс "Путешествие в сказку"
Конспект внеклассного мероприятия по литературе 5 класс "Путешествие в сказку"...