Конспект урока музыки в 6 классе «Путешествие в мир Гармонии»
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Коновалова Алена Дмитриевна

Обобщающий урок «Путешествие в мир Гармонии» по программе Науменко, Алеева

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя                  

                                общеобразовательная школа с. Первомайское

                                 Краснокутского района Саратовской области

                                          Конспект урока музыки в 6 классе

                   «Путешествие в мир Гармонии»

                                                                                       

                                                  Учитель I категории: Коновалова Алена Дмитриевна

                                               

                                                          2014 -  2015 уч.г

Тема: Обобщающий урок «Путешествие в мир Гармонии»

Цель: обобщение знаний по теме «Гармония».

Задачи:

  1. Закрепить полученные знания по теме «Гармония».
  2. Развивать ассоциативное мышление, ладовое чувство, ритм, темп, творческие способности у детей.
  3. Воспитывать интерес и любовь к классической музыке, передающей красоту человеческих чувств, гармонию души.

Музыкальный материал:

  1. И. С. Бах. «Прелюдия до мажор»
  2. В.А. Моцарт. «Симфония № 40»
  3. Ж.Бизе. Опера «Кармен»: «Утро в Горах»
  4. «Для чего» песня Д.Майданова и детского хора «Великан»
  5. Фонограмма песни К.Орбакайте «Губки бантиком»

                                              Ход урока:

   I. Вход в класс (звучит музыка И. С.Баха«Прелюдия до мажор»)

Организационный момент: (музыкальное приветствие)    

- Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

А теперь давайте улыбнемся друг другу, и пусть хорошее настроение у вас будет на протяжении всего урока.      

II. Введение в тему урока.    

Учитель. Мы уже с вами много говорили о музыке. Скажите, как музыка воздействует на человека?

Ответ: музыка воздействует на душу  человека,  она, то радует нас или печалит, то возвышает, но никогда не оставляет равнодушным.

Учитель: Эти слова о музыке сказал поэт Онегин Гаджикасимов:

Слайд№2

                 «Без музыки не проживу и дня

                   Она во мне, она вокруг меня

                   И в пенье птиц и в шуме городов

                   В молчанье трав, и в радуге цветов

                    И в зареве рассвета над землей

                   Она везде и вечно спутник мой!»

Учитель: Как вы понимаете эти слова? (ответы детей).

И действительно, музыка способна пробудить лучшее, что есть в человеке – его стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно нуждается в них, всегда сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Учитель: Какой секрет есть в красоте музыки? (Ответ: в ней есть гармония, она делает человека счастливым и т.д.)

 Что нужно сделать, чтобы музыка воздействовала на человека?

(Дети предлагают свои варианты) Ответ: надо познать секрет гармонии

 Учитель: И чтобы  познать секрет гармонии я предлагаю вам совершить путешествие в мир Гармонии. Во время нашего путешествия мы с вами вспомним обо всем, что мы изучили о ней.

Итак, мы отправляемся с вами в путь!

Слайд №2а

1 станция «Повторялкино»(слайд №3)

Дальше ехать мы не можем потому, что впереди обрыв дороги – разобраны рельсы. Проехать мы сможем только, если выполним задание и восстановим себе путь. За каждый верный ответ на вопрос, мы получим кусочек нашей дороги.

Слайд №4  «Что такое гармония?»

Вопросы:

  1. Что такое гармония в музыке?
  2. Что помогает нам видеть миры полные тайн, открыть сокровища музыки?

Ответы.

  1. Гармония – это благозвучие, созвучие звуков, аккордов, интервалов, соразмерность, стройность, связь.
  2. То из чего сделана гармония - средства музыкальной выразительности.

Перечислите их (ритм, мелодия, полифония, фактура, тембры, динамика, темп). Какие средства музыкальной выразительности отсутствуют на кластере?

Слайд №5 (отсутствуют: ритм, полифония)

Ну вот, мы и восстановили поврежденный путь и можем ехать дальше.

Прибываем с вами на станцию «Сказочную» (слайд№5а)

2 станция «Сказочная» (слайд №6)

Слайд № 7

Учитель: В некотором царстве, в музыкальном государстве, жили - были Мелодия, Ритм и Гармония. Они любили гулять по нотным дорожкам и всегда на пути встречали скрипичный ключ, бемоли, диезы, ноты. Мелодия и Ритм часто ссорились  и спорили между собой.  «Кому достанется первенство  в музыке»- думали они. А Гармония их успокаивала, при этом всегда напевала песенку. Мы с вами тоже ее знаем и пока  эту песенку не споём, дальше не проедем:

Слайд № 8 Звучит песня на мотив  песни «Губки бантиком»

1.Ой, а что это такое получается.

Наши нотки на линейках размещаются.

Всё шалят они друг с другом и толкаются,

 А сейчас они  нам всем улыбаются.

                                                 Припев. Нотки в строчечку, ключик рядышком

                                                                И бемольки , как сонные гномики.

                                                                  В голове моей сто тысяч почему.  

                                                                 Объясню я вам, сегодня,  что к чему.

2. А в гармонии  такое неизвестное,

   А в гармонии такое интересное,

   Если хочешь много знать

   Надо нотки вмиг собрать.

   И учителя для помощи позвать.

                          Припев. Нотки в строчечку, ключик рядышком

                                          И бемольки , как сонные гномики.

                                           В голове моей сто тысяч почему.

                                          Объясню я вам, сегодня,  что к чему.

Ребята, на этой станции вместо билетов дают книги – сказки, задание мы с вами выполнили и теперь вы получаете свои сказочные «билеты» и мы продолжаем наше путешествие. Следующая станция «Загадайкино» (слайд№8а)

3 станция «Загадайкино»(слайд №9)

Учитель: Ребята, а кто из вас догадался, почему эта станция так называется? Верно, здесь вас ждут загадки. А загадки эти непростые, а  тоже связаны с музыкой потому, что они о музыкальных инструментах.

Слайды №10-16

1.У него рубашка в складку, 
 Любит он плясать вприсядку, 
 Он и пляшет, и поет —
 Если в руки попадет. 
 Сорок пуговиц на нем 

С перламутровым огнем

Весельчак, а не буян
 Голосистый мой …(баян)

2. Первые марши играют военные,
 Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
 А вот вторые на крышах стоят,
 Дружно зимою все сильно дымят. (трубы)

3. Треугольная доска,
 А на ней три волоска.
 Волосок - тонкий,
 Голосок - звонкий. (балалайка)

4. В лесу вырезана,

 Гладко вытесана,
 Поёт-заливается.

 Как называется?

 (скрипка)

5.Я стою на трёх ногах,
 Ноги в чёрных сапогах.
 Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?(рояль)

6.В руки ты её возьмёшь,
 То растянешь, то сожмёшь.
 Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная. (гармонь)

   

7.Со мной в поход легко идти, 
 Со мною весело в пути, 
 И я крикун, и я буян, 
 Я звонкий, круглый ... (барабан)

Молодцы, вы справились с заданием.

Пока мы ехали, устали….. Чтобы проехать дальше, надо отдохнуть.

Физминутка     слайд№17

Немного отдохнули, отправляемся с вами дальше.

Следующая наша станция «Мифическая».

4 станция «Мифическая» (слайд 18)

Учитель: А что же такое миф?

Ответ: Сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Слайд 19 Два начала гармонии.

Учитель: Понимание гармонии  как единство противоположных начал заложено ещё в мифологии.

А что вы об этом знаете?

Рассказ учащегося о мифе.

Гармония была  дочерью Ареса и Афродиты. Арес - бог войны и раздора, Афродита - богиня любви и красоты. Соединение коварной и разрушительной силы Ареса и силы вечной юности, жизни любви Афродиты – такова основа равновесия и покоя, которые олицетворяет Гармония.

Вопрос. Гармонична ли музыка, звучащая только в мажоре? Что ей не хватает?

Ответ:  Минора.

Вопрос: В чем же состоит главное свойство музыкальной гармонии?

Ответ: В ней существует минор и мажор, они являются двумя началами гармонии и с их помощью передаются различные чувства человека.

Слайд №20 Вывод (дети)  В способности передавать различные оттенки человеческих чувств, порой прямо противоположные, состоит одно из главных свойств Музыкальной гармонии.

Учитель: Гармония ощутима в любом произведении. Она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором мы чувствуем отблеск неземной божественной силы. В таких произведениях музыка выражает состояния покоя и равновесия.

Слушание. «Прелюдия до мажор» И.С.Бах.

Анализ произведения.

Вопросы.

1.Что сейчас прозвучало? Кто автор этого произведения? Слайд №21. Портрет И. С. Баха

2.А какая музыка по характеру?

Ответ: Характер негромкий, неторопливый, спокойный, не содержит срывов и неожиданностей.

Учитель: А сейчас прослушайте другое произведение.

Слушание. Моцарт «Симфония №40 соль – минор  »

Анализ произведения.

Вопросы.

1.Что сейчас прозвучало? Кто автор этого произведения? Слайд №22. Портрет В.А. Моцарта

2. А какая эта музыка по характеру?

Ответ: Сначала простая, выразительная, быстрая, носит взволнованный характер; затем  она отличается певучестью и задушевностью, медленная, грустная.

2. Чем отличается это произведение от предыдущего?

Ответ: Первое произведение написано в мажоре, а второе в миноре.

Молодцы, а мы путешествуем дальше. Следующая станция «Красочная» (слайд№22а)

5 станция «Красочная» слайд 23

Учитель: Но посмотрите, что-то случилось. Станция черно-белая, а не красочная! Ни  одного цвета не видно! Мы их увидим, если прослушаем её музыку и выполним задание.

Слайды №24-28

На фоне музыки  «Утро в горах» из оперы Ж.Бизе  «Кармен» показываются картины природы.

Учитель: Гармония,  прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, научилась быть многоликой,  изменчивой. Она проникла  в « душу» даже природы – деревьев, облаков, морей, гор и опавших листьев.

А где еще мы встречаемся с гармонией, кроме природы?

Ответ: архитектуре, скульптуре, живописи

Слайд №29

Слайд №30 «Красочность гармонии»

Домашним заданием у вас было: нарисовать пейзаж, который вы представили, прослушав произведения великих композиторов. Предлагаю рассказать о вашей музыке в картинах.

Рассказы детей о своих рисунках.

Очень красивые рисунки у вас получились.

Посмотрите, наша станция теперь не бесцветная, она стала Красочной благодаря вам!

Но наше путешествие пора заканчивать и нашей последней станцией будет «Школьная» (слайд№30а)

6 станция «Школьная» слайд 31

Подведение итогов урока.

Вот и прибыли мы с вами на родную станцию «Школьная». Вам понравилось наше путешествие? Чем оно вам запомнилось? (ответы детей)

Продолжите фразы: слайд№32

Что мы повторили на уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Я сегодня понял, что…

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Предлагаю вам создать наш «Букет настроения».  У вас на столе лежат цветы разных оттенков: слайд 33 Рефлексия «Букет настроения»

красный - восторг; радость

 зеленый – спокойное; приятное

голубой -  грустное;

Возьмите цветок, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его в нашу вазу. Какой яркий  и праздничный получился у нас букет, а главное очень гармоничный!

В заключении давайте  исполним песню «Для чего» (клип песни - если будет время)

1.Для чего, для чего, для чего

Мы с тобою на свете живем

Для того, для того, для того

Чтоб гулять под ночным дождем

Для того, чтоб однажды с утра

Солнцу раннему дверь распахнуть

И на мир, улыбнувшись,  взглянуть

И сказать: завтра    лучше  вчера

 Припев

Для того чтобы петь по утрам

Пару- рам, пару- рам, пару- рам

Пару- рам, пару- рам, пару- рам

По утрам…

Для того чтобы верить в любовь,

Для того, чтобы встретиться  вновь

Чтоб согрел нашей встречи огонь – ладонь!

2.Для чего, для чего корабли

Постояв, отправляются в путь

Чтоб проплыв вокруг земли

Непременно домой  свернуть

И вот так же и мы - как они

Все куда- то, куда- то плывем

 И, наверное, скоро поймем

 Для чего мы на свете живем.

Припев

Живите в гармонии с музыкой, с собой, с мыслями, чувствами и тогда мир будет в вашей душе и во всем мире!

Сегодня на уроке вы были активными, правильно выполнили все задания, поэтому оценки за урок будут всем 5.

Домашнее задание будет таким: составить кроссворд на тему «Гармония в музыке».

Урок окончен. Всего вам доброго! (слайд№34)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 3 классе "Путешествие в волшебный лес"

План-конспект урока в 3 классе по УМК Биболетова М.З....

Конспект урока в 6 классе "Путешествие по грамматике"

Урок разработан для учащихся 6 класса, изучивших основные времена английского глагола - Simple Tenses, Present Progressive, Present Perfect. Практическая цель урока - обобщить знания учащихся об этих ...

Конспект урока для 7 класса "Путешествие в мир насекомых"

Данный урок направлен на изучение класса Насекомых из типа Членистоногих животных, что является обязательной составной частью общеобразовательной программы по биологии для обучающихся 7-х классов....

Конспект урока в 5 классе "Путешествие в Великобританию"

Тема: Путешествие по ВеликобританииЦель: способствовать приобретению учащимися знаний по страноведениюЗадачи:1....

Конспект урока в 5 классе "Путешествие к острову Натуральных Чисел"

Обобщающий урок по теме "Натуральные числа"  в игровой форме...

Конспект урока в 6 классе " Путешествие в биологическую лабораторию"

                     Тема урока: «Путешествие в микробиологическую лабораторию»  ( 6 класс) Цель урока:  формир...

Конспект урока музыки в 6 классе по теме "Гармония"

Данный конспект урока будет интересен преподавателям гуманитарно-эстетического цикла, которые работают над  углублением интереса учащихся к культуре своего поселка, города, региона. На примере ис...