рабочая программа "юные биологи"
рабочая программа по биологии (6 класс)

Платонова Анна Владимировна

рабочая программа "юные биологи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunye_biologi.doc445.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   1. Пояснительная записка

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить:

-формирование биологической и экологической грамотности;

-расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;

-представление о человеке как биосоциальном существе;

 -развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Рабочая программа кружка по биологии в 6 классе составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный  закон  об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от «29» декабря 2012г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г. № 1897.
  3. Основная общеобразовательная программа общеобразовательного учреждения, учебный план .
  4. Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. – М.: Просвещение. 2011. – 80 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Воспитательной программе .

2. Общая характеристика учебного курса

               Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся 6 класса, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

Вклад курса в достижение целей основного общего образования

           Биологические знания в основной школе представляют собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленная на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
  • междисциплинарности, которая предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Цель работы: расширение знаний, повышение биологической (экологической) грамотности учащихся при изучении природы Ярославской области, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

  • осознание и усвоение тем, которые наиболее трудно запоминаются обучающимися;
  • развитие личностных качеств учащихся, направленных на «умение учиться»;
  • расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды
  • изучение природных объектов
  • развитие познавательного интереса учащихся к природе;
  • воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

3. Описание места учебного  курса в учебном плане

                        Для  реализации данной программы  «Юные биологи» определяется нормативный срок – 1 год.

В соответствии с  воспитательнеым планом МБОУ СШ № 25 программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 6 класса, рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в  неделю.

4. Планируемые результаты

    Личностные результаты

1. представление о биологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

2.формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

4.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

5. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

6. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

7. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении биологических задач;

8. умение контролировать процесс и результат учебной  деятельности;

9. способность к эмоциональному восприятию биологических объектов, задач, решений, рассуждений.

  1. сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню    экологического мышления;

   11.наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты

- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных биологических задач;

- умение определять биологические понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), видеть различные стратегии решения задач и делать выводы;

- формирование межпредметных понятий, например таких как, система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является:

-овладение обучающимися основами читательской компетенции;

-приобретение навыков работы с информацией;

-участие в проектной деятельности.

Предметные результаты

- Выделять существенные признаки строения растений.

- Различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для  человека растения.

- Объяснять роль различных растений в жизни человека.

- Осваивать приемы: работы с определителями растений; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; выращивания  культурных растений.

- Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

- Определять принадлежность растений к определенной систематической группе (классификация).

- Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира.

  1. Содержание и тематическое планирование

          В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями, экскурсии в ближайшее природное окружение и др.. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, рисунков, таблиц, творческих заданий, мини-проектов и т.д..

Формы работы и контроля

       Формы учебных занятий  могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

1. Индивидуальная работа

  • выявить уровень знаний учащихся по биологии;
  • выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
  • формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
  • определять сформированность познавательного интереса учащихся.

2. Работа в парах.

Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

3. Групповая работа.

     Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

  • распределение работы между участниками;
  • умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
  • владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
  • умение представить результат работы, обосновать выбор решения.

     Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы и т.п.. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

Тематическое планирование

Название раздела:

Кол-во часов:

ИКТ-компетентность

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Биологические

исследования:

1

Введение

2

проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.

 получить  первичные навыки деления исследовательского текста на Вводную, Центральную и Заключительную части;

обучить навыкам выделения в тексте или речевых высказываниях биологических фактов;

 обучить написанию связного текста аналитического характера;

обучить тесному увязыванию вывода по этапу исследования с поставленной на этом этапе задачей.

2

Жизненные формы и экологические группы растений

10

5

3

Деревья и кустарники

7

2

4

Основные систематические группы травянистых растений

12

5

5

Редкие и охраняемые растения  

4

1

Итого

34

13

Календарно-тематическое планирование

 Название темы, биологические исследования:

Дата

план

Дата

факт

1.

Раздел 1. Введение

Проблемы сохранения биоразнообразия

2.

Биоразнообразие природы

3.

Раздел 2. Жизненные формы и экологические группы растений

Жизненные формы и экологические группы растений

БИ № 1: Знакомство с жизненными формами и экологическими группами растений, грибов, лишайников

4.

Жизненные формы растений и экологические группы растений леса

5.

БИ №2: Определение по гербарию жизненных форм растений леса

6.

Жизненные формы растений лугов и полей

7.

БИ №3:определение по гербарию жизненных форм растений лугов и полей

8.

Жизненные формы растений водоемов

9.

БИ № 4: определение жизненных форм растений водоемов

10.

Жизненные формы растений болот

11.

БИ № 5: Определение по гербарию жизненных форм растений болот

12-

13.

Раздел 3. Деревья и кустарники

Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. Основные виды деревьев и кустарников

Экскурсия: Деревья и кустарники вокруг нашей школы.

14-

15.

Голосеменные растения

БИ № 6: Определение по гербарию видов и экологических групп голосеменных

16-17.

Лиственные деревья и кустарники

БИ № 7: Определение по гербарию видов и экологических групп лиственных

18.

Экскурсия: Деревья и кустарники парков и скверов

19.

Раздел 4. Основные систематические группы травянистых растений

Систематика растений. Признаки классификации растений. Структура определителей  и определительных карточек

20.

Семейства класса Двудольных: розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, крестоцветные

21.

БИ № 8: Характеристика и определение по определителям растений семейства Розоцветные

22.

БИ № 9: Характеристика и определение по определителям растений семейства Бобовые

23.

БИ № 10: Характеристика и определение по определителям растений семейства Крестоцветные

24.

Семейства класса Однодольных: лилейные, злаковые

25.

БИ № 11: Характеристика и определение по определителям растений семейства Лилейные и Луковые

26.

БИ № 12: Характеристика и определение по определителям растений семейства Злаковые

27.

Искусственные растительные сообщества. Декоративные и культурные растения.

28.

Лекарственные и ядовитые растения

29-

30.

Защита проектов (презентаций): Виртуальный гербарий

31.

Раздел 5. Редкие и охраняемые растения

Изменения в природных сообществах под воздействием человека. Лимитирующие факторы и меры по охране растений

32.

Основные категории растений: исчезнувшие, уязвимые виды, редкие, виды с неопределенным статусом.

33.

История создания, современное состояние и перспективы развития сети особо охраняемых территорий: Дарвинский заповедник, природные памятники, нац.парки, заказники

34.

БИ № 13: Определение и описание редких и охраняемых растений

6.  Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Библиотечный фонд для учителя:

  1. Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева
  2. Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
  3. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии.
  4. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
  5. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.
  6. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя

Библиотечный фонд для учеников:

  1. Гэнери А.. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения
  2. Губанов И.А. и др. .Популярная энциклопедия растений
  3. Онегов А.С. .Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы
  4. Петров В.В. .Из жизни зеленого мира. Пособие для учащихся
  5. Петров В.В..Цветы. Моя первая книга о природе
  6. Плешаков А.А.. Зеленые страницы.  Книга для учащихся начальных классов
  7. Морис Р..Тайны живой природы.

Наглядные пособия:

  • натуральные живые пособия: растения, животные;
  • гербарии; коллекции насекомых;
  • изобразительные наглядные пособия – таблицы;
  • микроскопы;
  • готовые микропрепараты.

    Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.

    Экранно-звуковые пособия:

  1. Диск «Звуки живой природы»
  2. Диск «Биологические исследования»
  3. Диск «Природа России»
  4. Фильм «Многообразие растительного  мира»
  5. Фильм «Природа в разное время года»
  6. Фильм «Бережем природу»
  7. Презентация «Звери и растения нашего края».
  8. Презентация «Красная книга Ярославской области»

  Учебные пособия:

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Пасечник В. В., 2018.

8. Планируемые результаты

Обучающиеся должны уметь:

  • называть  растения и их роль в жизни человека;
  • перечислять особенности  растений, грибов и лишайников
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • наблюдать и оценивать явления природы;
  • выполнять практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;
  • моделировать правильное поведение на природе;
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Биология 7 класс 70 ч.

Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 7Разработчик: Рябова Е. В., учитель биологии...

Рабочая программа Биология 8 класс 70 ч (Трайтак)

Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 8Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Пояснительная запискаСодержание программы приведенов соответствие с возрастными о...

Рабочая программа Биология 9 класс 68 ч (Трайтак)

                   Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 9Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Адрес...

Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.

Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя  или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс

Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов  Н.Н...