Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Пономарева И.Н., 34 часа
рабочая программа по биологии (6 класс)

Поломошнова Нина Ивановна
Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой в соответствии с альтернативным учебником, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология6 класс" /М., "Вентана-Граф", 2018г./ и рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6kontr.docx608.71 КБ

Предварительный просмотр:

               Новый документ 3 дек. 2022 г. 12.26-1.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.»

И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова.

Базовый уровень

           Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой в соответствии с альтернативным учебником, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология6 класс" /М., "Вентана-Граф", 2018г./ и рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2917.12.2014 г. №1897 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.12.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.03.06.2015 г. №576 «о внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 №253».
  5. Программа по биологии (Биология: программа: 5-9 классы – М.:Вентана-Граф,2013.)
  6. Учебный план МАОУ «Петропавловская СОШ №1»».
  7. Положение о рабочей программе МАОУ «Петропавловская СОШ №1»».

Кроме того, программа, которая составлена с учетом программы развития школы, дает учащимся возможность развивать интеллектуальные и творческие способности, формирующие потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, способности к социальной адаптации, то есть быть успешным на данный период  

 времени.    

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:

1. Пояснительную записку.

2. Общую характеристику курса биологии.

3. Место курса биологии в базисном учебном плане.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии.

5. Основное содержание;

6. Календарно-тематическое планирование;

7. Учебно-методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

8. Ожидаемые результаты обучения.

Данная рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС ООО.

 Рабочая программа адресована учащимся 6 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 6-х классах реализуется базовый уровеньКурс биологии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение 12-и лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Курс биологии в 6 классе  имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

  Цель учебного предмета - обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также формирование способности использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности.

      Курс биологии 6 класса  нацелен на формирование у учащихся представлений о царстве растений, посвящен их изучению и продолжает развивать общую концепцию: системно структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих свойств живой природы.

       Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 12 лабораторных работ и 1 экскурсия. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Учащиеся получают представления о многообразии бактерий, грибов, растений, принципах их классификации, практическом значении биологических знаний как основе медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, природоохранной деятельности.      Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.           При изучении биологии  в 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, некоторых методах изучения живой природы, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

 Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

Достижению результатов обучения способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.

      Основной формой обучения  предполагается использование следующих методов: (проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный) через  различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок исследование, урок с использованием ИКТ), где ведущей является  самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Все практические и лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Результаты освоения курса биологии учащимися 6 класса

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметными результатами освоения материала 6 класса являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии в 6 классе являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере.
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация)взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  1. В ценностно-ориентационной сфере.
  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  1. В сфере трудовой деятельности.
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  1. В сфере физической деятельности.
  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере. Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Место учебного предмета в учебном плане.

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280,из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объёме 34час. в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) 34час.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

 В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

знать/понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; популяций; экосистем; растений, грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

- изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Национально- региональный компонент

Приложение к учебным программа по биологии

Одна из ярких примет современного образования — возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодежи. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении, поселке, городе, районе.

Национально-региональный компонент — это часть учебного плана, отражающая национально-региональную специфику  нашего региона.

 Национально-региональный компонент является обязательной частью учебного плана образовательного учреждения.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами.

Составление учебных программ и их корректировка с введением национально-регионального компонента базируется на региональном экологическом, краеведческом и фенологическом материалах. Изучение представителей местной флоры и фауны, а также мероприятия по охране природы составляют до 30% от общего количества учебного материала. Включение местного материала значительно обогащает содержание образования, делает его живым, доступным, интересным. При этом у учащихся повышается активность, самостоятельность на уроках, приобретается особая эмоциональная окраска занятий, что способствует творческому усвоению основных понятий, законов, положений биологической науки. Практические навыки по разделам биологии связаны с умением различать живые организмы, работать с определителями, наблюдать и документировать особенности образа жизни отдельных представителей растений и животных своего региона, что требует пересмотра не только содержания образования, но также форм, методов и методических приемов обучения, которые будут:

  • стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
  • способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
  • обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений;
  • вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

Процесс обучения строится в соответствии с особенностями региона и народов, населяющих его, обеспечивает передачу подрастающему поколению всего того, чего достиг народ в своей многовековой истории.

Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам, и жизнь проходит в каждодневном общении с живой природой. С родными местами, с их неповторимой природой, растительным и животным миром люди связывали свои судьбы, что является твёрдой основой для осуществления экологического воспитания. Проблема охраны природы заставляет школьников задуматься, к каким последствиям приведёт активное вмешательство человека в природу. Например, в Забайкалье ягельники после пожаров восстанавливаются только через 30-50 лет.

Литература:

1.Журнал «Байкал»

2.Красная Книга Бурятии..третье издание Красной книги Республики Бурятия.  Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН...

3А.П.Шкатулова, «Земноводные и пресмыкающиеяся Бурятии», Улан-Удэ 1987г.

4.Шаргаев М.А. Экология Буряии» 1985г.

5. Чистые воды Бурятии / В. С. Молотов, Б. Б. Шайбонов, А. Н. Денисова ; Отв. ред. А. К. Тулохонов; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Бурят. науч. центр, Байкал, 1997г.

6. "Состояние популяций, экология, охрана копытных и крупных хищных млекопитающих Бурятии". ... Новосибирск: Наука, 1987. -С.60-75. 142. Смирнов М.Н. Сибирский горный козел. Красная Книга Бурятской АССР.

7.Пернатые хищники Бурятии  Старков И.А. Улан –Удэ, 1984г.

8.НОЦ Байкал «Ихтиафауна Байкала»

9.Архивные данные Петропавловской районной больницы

10, Архивные данные Джидинской семенной лаборатории

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

Тематический блок

(тема учебного занятия при отсутствии

тематического блока)

Количество

часов

В том числе

л/р

Экску-рсии

Контр/раб

1

Наука о растениях – ботаника.

4

2

1

2

Органы растений.

9

8

1

3

Основные процессы жизнедеятельности растений.

7

1

1

4

Основные отделы цветковых растений

10

1

1

5

Историческое развитие и многообразие растительного мира

2

1

6

Природные сообщества.

2

1

Итого

34

12

1

6

Основное содержание тематического плана.

Тема 1.  Наука о растениях – ботаника (4 часа).

Царство Растения. Значение растений. Многообразие жизненных форм. Растения – особое царство живого. Жизненный формы высших растений: дерево, кустарник, кустарничек, трава. История изучения растений. Внешнее строение и общая характеристика. Теофраст – отец ботаники. Одноклеточные и многоклеточные, высшие и низшие, семенные и споровые растения. Органы растений. Ткани растений.

Лабораторная  работа №1«Клеточное строение кожицы лука» Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

Основные органоиды растительной клетки. Процессы жизнедеятельности клетки.

Лабораторная работа №2. «Особенности строения различных видов растительных тканей Ткани растений. Механическая, образовательная, покровная, проводящая, основные ткани растений – особенности строения и функции. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений »

Тема 2. Органы цветковых растений ( 9 часов).

Семя, его строение и значение. Однодольные и двудольные. Строение смени. Значение семян: для растений, животных и человека.

Лабораторная работа №3 « Изучение строения семени фасоли».

Условия прорастания семян. Вода, воздух, тепло, питательные вещества – необходимые условия прорастания семян.

Лабораторная работа №4 «Внешнее и внутреннее строение корня» Связь растений с почвой. Корень, его строение и значение. Типы корневых систем, виды корней, зоны корня. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.

Лабораторная работа №5« Внешнее строение листа».

Лист, его строение и значение. Внешнее и внутреннее строение листа. Лист, специализированный орган воздушного питания, дыхания, испарения. Видоизменение листьев.

Лабораторная работа №6  «Строение вегетативных и генеративных почек».

Стебель -  строение. Узлы и междоузлия: кора, камбий, древесины, сердцевина.  Функции стебля.

Лабораторная работа №7 «Внешнее и внутреннее строение стебля». Побег, его строение и развитие.Побег – сложный орган, состоящий из стебля, листьев и почек. Почки вегетативные и генеративные. Видоизменения стебля. Видоизменения надземных и подземных побегов. Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.

Лабораторная работа №8 «Особенности строения корневища, клубня и луковицы».

Лабораторная работа №9 «Типы соцветий»

Цветок – его строение и значение. Основные органы цветка: тычинки и пестики. Околоцветник. Опыление. Оплодотворение. Обоеполые и однополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Соцветия и опыление. Соцветия простые и сложные. Типы опыления и приспособления растений к ним. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение. Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

Лабораторная работа № 10 «Изучение плодов цветкового растения»

Плод. Разнообразие и значение плодов. Плоды много- и односеменные, сочные и сухие. Способы распространение плодов.  Плоды источник пищи для животных и человека. Необычное использование плодов. Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов).

Минеральное питание растений и значение воды. Корень – специализированный орган минерального питания. Макро- и микроэлементы. Органические и минеральные удобрения. Вода как условие почвенного питания, экологические группы растений по отношению к воде.

Воздушное питание растений – фотосинтез. Фотосинтез  - процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету в зеленых частях растения. Автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль растений. Значение фотосинтеза в природе.

 Дыхание и обмен веществ  у растений.Дыхание – процесс способствующий высвобождению энергии. Обмен веществ  - совокупность протекающих в организме превращений, обеспечивающих рост и развитие, рос и развитие, контакт организма с окружающей средой.

  Размножение и оплодотворение у растений. Бесполое размножение: вегетативное и спорами.  Половое размножение: оплодотворение, гаметы, яйцеклетки, спермии, зигота. С. Г. Навашин и его открытие двойного оплодотворения.

Вегетативное размножение и его использование человеком. Вегетативное размножение- размножение вегетативными органами. Значение вегетативного размножения.  Способы вегетативного размножения используемые в с/х.

Лабораторная работа №11 «Черенкование комнатных растений».

Рост и развитие растений. Рост – количественное изменение, развитие  - качественное. Онтогенез – индивидуальное развитие. Влияние среды обитания на рост и развитие растений. Суточные и сезонные ритмы.

Тема 4. Основные  отделы  цветковых  растений (9 часов).

Систематика растений, её значение для  ботаники

Водоросли, их разнообразие и значение в природе. Общая характеристика водорослей. Слоевище. Одноклеточные и нитчатые. Зеленые, красные, бурые водоросли.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Классы Моховидных: печеночники и листостебельные. Чередование поколений при размножении. Мхи в биогеоценозах.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Особенности строение папоротников, хвощей и плаунов. Чередование поколений при размножении.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Независимость процесса размножения от воды у голосеменных. Многообразие голосеменных  в России. Цикл развития шишек сосны. Голосеменные РБ.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Покрытосеменные или цветковые. Двойное оплодотворение. Двудольные и однодольные.

Семейства класса Двудольные. Розоцветные, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые. Двудольные РБ.

Семейства класса Однодольные. Злаки, Луковые, Лилейные. Районированные сорта злаков.

 Тема 5 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (2 часа)

Эволюция- процесс исторического развития живого мира. Реликтовые растения. Происхождение культурных растений. Центры происхождения растений. Дары Нового и Старого Света

Тема6. Природные сообщества (2 часа).

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и ее причины. Экскурсия. «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)». Красная книга республики Бурятия. Редкие и исчезающие растения Республики Бурятия.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

                    Информационно - методическое обеспечение.

Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:

1. нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;

программно-методическое обеспечение учебного предмета;

2.дидактическое обеспечение учебного предмета;

3.материально-техническое обеспечение преподавания предмета.

1. Нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»:

- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;

- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;

- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;

- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;

-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.

2. Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии:

Программа:

Авторская программа по биологии 5-9 кл  системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф» авторов  И.Н. Пономарёвой и других.

Учебник:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология» учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.;

Тетради с печатной основой:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология 6 класс.Рабочая тетрадь. 6 класс. Воронеж: ИП Лакоценина Н.А 2014 г.

     В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать)  органы растения их внешнее и внутреннее строение. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнивания, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания

Методические пособия для учителя:

- И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология 6 класс. Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2013;

Дидактические карточки:

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, B.C. Кучменко. Биология. Растения. Дидактические карточки. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011

Электронные пособия:

- CD-ROM. 1С:Школа. Биология, 6 класс. Образовательный комплекс «1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Создан на основе учебно-методического комплекса под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса биологии 6-го класса и содержит материалы учебника И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология, 6 класс. М., Издательский центр «Вентана-Граф»). Производитель: 1С (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). Разработчик - «1C-Паблишинг», Фирма «1С»; 25 августа 2006 г.* Количество CD дисков: 2

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Биология. 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание). Дрофа, Физикон, 2006;

- Серия «Электронные уроки и тесты». Биология в школе. Растительный мир. «Просвещение-МЕДИА»; «Новый Диск», YDP InteractivePublishing, 2007;

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 6 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем  и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .

Литература для учителя:

1) Гекалюк М.С. Биология 6 классы. Тесты – Саратов: Лицей,2012-80с. Издательство «Лицей»,2011г

2) Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс/Сост. С.Н. Березина. – М.:ВАКО, 2012. – 112с.

3)Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова «Занимательная биология на уроках и внеклассных  мероприятиях 6-9 классы». М.: Глобус, 2010-208с.

Литература для обучающихся:

1) Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР): (н. 1. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с: ил.;

2) Н.Ф. Золотницкий. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.: ил.;

    Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Адреса электронных ресурсов:

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

3. Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).

4. Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).

Контроль уровня знаний.

Оценка предметных результатов:

Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Предмет оценки: способность к решению учебно–познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.

Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестацияхарактеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;
  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:

  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);
  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
  • базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
  • повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка«4»);
  • высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).

Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Критерии и нормы оценки

знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;     2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;    2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;    2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;     4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Национально- региональный компонент

Приложение к учебным программа по биологии

Одна из ярких примет современного образования — возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодежи. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении, поселке, городе, районе.

Национально-региональный компонент — это часть учебного плана, отражающая национально-региональную специфику  нашего региона.

 Национально-региональный компонент является обязательной частью учебного плана образовательного учреждения.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами.

Составление учебных программ и их корректировка с введением национально-регионального компонента базируется на региональном экологическом, краеведческом и фенологическом материалах. Изучение представителей местной флоры и фауны, а также мероприятия по охране природы составляют до 30% от общего количества учебного материала. Включение местного материала значительно обогащает содержание образования, делает его живым, доступным, интересным. При этом у учащихся повышается активность, самостоятельность на уроках, приобретается особая эмоциональная окраска занятий, что способствует творческому усвоению основных понятий, законов, положений биологической науки. Практические навыки по разделам биологии связаны с умением различать живые организмы, работать с определителями, наблюдать и документировать особенности образа жизни отдельных представителей растений и животных своего региона, что требует пересмотра не только содержания образования, но также форм, методов и методических приемов обучения, которые будут:

  • стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
  • способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
  • обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений;
  • вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

Процесс обучения строится в соответствии с особенностями региона и народов, населяющих его, обеспечивает передачу подрастающему поколению всего того, чего достиг народ в своей многовековой истории.

Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам, и жизнь проходит в каждодневном общении с живой природой. С родными местами, с их неповторимой природой, растительным и животным миром люди связывали свои судьбы, что является твёрдой основой для осуществления экологического воспитания. Проблема охраны природы заставляет школьников задуматься, к каким последствиям приведёт активное вмешательство человека в природу. Например, в Забайкалье ягельники после пожаров восстанавливаются только через 30-50 лет.

Литература:

1.Журнал «Байкал»

2.Красная Книга Бурятии..третье издание Красной книги Республики Бурятия.  Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН...

3А.П.Шкатулова, «Земноводные и пресмыкающиеяся Бурятии», Улан-Удэ 1987г.

4.Шаргаев М.А. Экология Бурятии» 1985г.

5. Чистые воды Бурятии / В. С. Молотов, Б. Б. Шайбонов, А. Н. Денисова ; Отв. ред. А. К. Тулохонов; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Бурят. науч. центр, Байкал, 1997г.

6. "Состояние популяций, экология, охрана копытных и крупных хищных млекопитающих Бурятии". ... Новосибирск: Наука, 1987. -С.60-75. 142. Смирнов М.Н. Сибирский горный козел. Красная Книга Бурятской АССР.

7.Пернатые хищники Бурятии  Старков И.А. Улан –Удэ, 1984г.

8.НОЦ Байкал «Ихтиофауна Байкала»

9.Архивные данные Петропавловской районной больницы

10, Архивные данные Джидинской семенной лаборатории

Дистанционное обучение - это различные модели, методы и технологии обучения, при которых педагог и обучающийся пространственно и во времени разделены, поэтому создается среда, с помощью которой происходит их общение в целях обучения. Эта среда может представлять собой получение материалов посредством почты, факса, телефонной связи, учебных телевизионных программ, учебных материалов на дисках, использования ресурсов Интернет, цифровых образовательных ресурсов.

Формы организации самостоятельной работы обучающихся: тесты, викторины, домашние задания, самостоятельные работы; получение обратной связи в виде письменных ответов, фотографий, видеозаписей, презентаций; онлайн-консультации, текстовые и аудио рецензии. Создание педагогом новых и использование имеющихся на Образовательных порталах и платформах ресурсов и заданий (текстовых, фото, видео, мультимедийных и др.).

Работаю в платформе для проведения онлайн уроков ZOOM. Применяю

электронные ресурсы для урока на сайте инфоурок. Даю задания в

электронном журнале. Обратная связь через электронный журнал

Центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день
выступает
функциональная грамотность – общеучебная компетенция, которая на
современном этапе обеспечивается за счет внедрения ФГОС. Лишь
функциональная грамотность способна использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность по предмету биология включает в себя:
- коммуникативную грамотность;
- информационную грамотность;
- компьютерная грамотность;
- общая грамотность;
- бытовая грамотность;
В условиях дистанционного режима обучения еженедельное количество и продолжительность он-лайн занятий / консультаций по классам регулируется требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 (в редакции от 22.05.2019г.), а также объемом учебного времени, отводимого конкретному предмету Учебным планом Школы, а именно: ·1- 2 часа в неделю – 1 трансляция; ·3- 4 часа в неделю – 2 трансляции; 5 и более часов – 3 трансляции.

Занятия будут проводиться на платформе ZOOM, также для обучения использовать сервис Учи.ру, Skyeng. ru, вайбер. В случае, если семья находится в трудной жизненной ситуации и не может организовать для ребёнка дистанционное обучение с использованием компьютера (интернета) определяются индивидуальные задания для ребёнка с использованием учебников и других методических пособий, оцениваются знания таких учащихся после окончания карантинного режима.

Приложения к программе

Контрольные работы

1-ая четверть

ВАРИАНТ  №1

1.Отличительные особенности клеток растений:

А)плотная оболочка             Б)присутствие пластид

В)наличие ядра                      Г)наличие цитоплазмы

2.Наследственная информация в клетке содержится:

А)в цитоплазме                      Б)в ядре

В)в пластидах                         Г)в клеточной оболочке

3.Клетки растения различаются потому, что:

А)имеют разные размеры       Б)выполняют разные функции

В)имеют разное строение     Г)располагаются в разных органах

4.Клетки какой ткани постоянно делятся?

А)образовательной                Б)покровной

В)основной                                Г)проводящей

5.Проводящая ткань представлена клетками:

А)с очень прочной оболочкой    

Б)превратившимися в проводящие сосуды

В)делящимися в течении всей жизни

Г)содержащими хлорофилл

6.Ткани растений:

А)выполняют разные функции

Б)состоят из клеток, сходных по строению

В)выполняют одинаковую функцию

Г)тесно связаны друг с другом

7.Ткань, осуществляющая передвижение растворённых веществ, образует:

А)покровы корня                      Б)мякоть листа

В)сеть сосудов                         Г)покровы стебля

8.В зависимости от температуры прорастания семян растения относят:

А)к теплолюбивым и холодостойким

Б)светолюбивым и  теплолюбивым

В)холодостойким и влаголюбивым

9.Глубина заделки семян в почву определяется их:

А)цветом   Б)формой   В)размером   Г)количеством в плодах

ЗАКОНЧИТЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.Как органы состоят из тканей, так ткани состоят из ___________ .

2.Как ядерная оболочка защищает ядро, так и цитоплазму с           органоидами защищает ____________ .

3.Эндосперм – это________________________________

        ВАРИАНТ  №2

1.Клеточный сок накапливается:

А)в ядре          Б)пластидах         В)вакуолях       Г)цитоплазме

2.Цитоплазма:

А)улавливает энергию солнца

Б)является внутренней средой клетки

В)хранит наследственную информацию

Г)накапливает клеточный сок

3.Благодаря движению цитоплазмы в клетке:

А)осуществляется транспорт веществ

Б)обеспечивается движение некоторых органоидов

В)осуществляется движение самой клетки

Г)происходит деление клетки

4.Плотно сомкнутые клетки с прозрачной оболочкой, пропускающие свет, характерны для ткани:

А)проводящей       Б)основной       В)образовательной      Г)покровной

5.Основная ткань представлена клетками:

А)делящимися в течении жизни      Б)содержащими хлорофилл

В)с очень прочными оболочками     Г)превратившимися в сосуды

6.Ткани растений различаются:

А)строением клеток                    Б)функциями

В)размерами клеток                    Г)местоположением

7.Ткань, как и клетка:

А)живая       Б)не живая        В)развивается    

Г)выполняет определённые функции

8.Цветковые растения размножаются:

А)спорами          Б)семенами        

9.Семена двудольных растений, в отличие от семян однодольных, содержат:

А)две семядоли          В)запас питательных веществ

Б)одну семядолю        Г)зародыш

ЗАКОНЧИТЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Как клеточный сок находится в вакуоли, так цитоплазма находится  

    в  _______________  .    

2.Как ядрышко находится в ядре, так ядро в _______________ .          

3. Семя -   это   __________________________________________

2- четверть

ВАРИАНТ №1

Вариант 1

1.Стебель растения выполняет следующие функции:

     А) запасает питательные вещества          Б) выносит листья к свету

     В) соединяет корень и листья                        Г) все ответы верны

2. Стебель, обвивающийся вокруг опоры, называется:

     А) вьющийся     Б) цепляющийся       В) ползучий       Г) прямостоячий

3. Луб представлен:

      А) ситовидными трубками           Б) лубяными волокнами

     В) основной тканью                         Г) все ответы верны

4. На поперечном срезе стебля кнаружи от камбия располагается:

     А) пробка            Б) луб          В) древесина            Г) сердцевина

5. Вода и минеральные вещества продвигаются по стеблю вверх по:

     А) ситовидным трубкам               Б) клеткам камбия

     В) сосудам древесины                     Г) волокнам сердцевины

6. Видоизменённый многолетний подземный побег с узлами,     междоузлиями и почками  – это:

      А) корневище        Б) клубень      В) столон         Г) луковица

7. Клубень является видоизменением:

     А) главного корня            Б) придаточного корня

     В) бокового корня           Г) побега

8. От стеблевой части луковицы отходят корни:

      А) главные                       Б) придаточные

      В) боковые                       Г) боковые и главные

9. У тюльпана и чеснока видоизменённым побегом является:

      А) столон                         Б) клубень

      В) корневище                  Г) луковица

Закончите предложения:

1.Цветок – это__________________________

2.Обоеполоые цветки – это ______________., приведите примеры растений.

3.Мочковатая корневая система  - это ___________________, приведите примеры растений.

Вариант 2

1.Стебель, стелющийся по поверхности почвы и укореняющийся с помощью придаточных корней, называется:

          А) вьющийся          Б) цепляющийся

          В) ползучий            Г) прямостоячий

2. Древесина представлена:

      А) сосудами                                        Б) древесными волокнами

     В) основной тканью                         Г) все ответы верны

3. На поперечном срезе стебля внутрь от камбия располагается:

     А) пробка            Б) луб          В) древесина            Г) сердцевина

4. Органические  вещества продвигаются по стеблю вниз  по:

     А) ситовидным трубкам               Б) клеткам камбия

     В) сосудам древесины                     Г) волокнам сердцевины

5. Рост стебля в толщину обеспечивает деление клеток:

     А) коры        Б) луба         В) камбия        Г) древесины

6. Видоизменённый подземный побег, образующийся на верхушке столона и несущий пазушные почки – это:

      А) корневище        Б) клубень      В) столон         Г) луковица

7. Корневище  является видоизменением:

     А) главного корня            Б) придаточного корня

     В) бокового корня           Г) побега

8. Стеблевая часть луковицы лука представлена:

      А) сочными чешуями               Б) сухими чешуями

      В) донцем                                    Г) столоном

9. У картофеля  видоизменённым побегом является:

      А) корнеклубень                         Б) клубень

      В) корневище                              Г) корнеплод

   Закончите предложения:

  1. Цветок – это ___________________________
  2. Однополые цветки – это_______________,приведите примеры растений
  3. Стержневая корневая система – это , приведите примеры растений.

3 четверть
ВАРИАНТ 1

Выберите 1 правильный ответ:

1.Растения отличаются от всех других организмов способностью:

     А) к дыханию    Б) фотосинтезу     В) размножению       Г) развитию

2.Растения образуют органические вещества:

    А) из углекислого газа и минеральных солей          Б) кислорода и воды

    В) воды и минеральных солей           Г) углекислого газа и воды

3.Растения обеспечивают жизнь другим организмам, потому, что:

    А) синтезируют органические вещества     Б) дышат

   В) могут быть средой их обитания               Г) выделяют кислород

4.К органическим удобрениям относятся:

   А) калийные      Б) фосфорные    В) навоз     Г) торф

5.Из предложенных организмов выбрать автотрофные:

    А) кактус     Б) медведь     В) горох     Г) подосиновик

6.При дыхании:

   А) углекислый газ поглощается     Б) углекислый газ выделяется

   В) энергия высвобождается           Г) энергия поглощается

Закончите предложение:

1Для фотосинтеза нужны условия:_______________________________________

2.К классу двудольных растений относятся семейства - _____________________

3.Отлитчительные признаки растений семейства розоцветных _______________

4.Приведите примеры растений из семейства сложноцветных, их значение____

ВАРИАНТ 2

Выберите 1 правильный ответ:

1.Органоиды растительной клетки, участвующие в фотосинтезе:

     А) митохондрии           Б) вакуоли        В) хлоропласты           Г) рибосомы

2.Растения – автотрофы, потому, что:

    А) поглощают воду и минеральные соли из почвы    

    Б) образуют органические вещества из неорганических

    В) поглощают углекислый газ из воздуха

    Г) выделяют углекислый газ при дыхании

3.Растения, как и другие организмы:

    А) дышат                      Б) способны к фотосинтезу

   В) размножаются      Г) выделяют кислород

4.Из предложенных организмов выбрать гетеротрофные:

    А) гриб-трутовик      Б) малина    В) заяц     Г) пшеница

5.При дыхании:

    А) кислород поглощается      Б)кислород выделяется

   В) сложные органические вещества расщепляются на простые

   Г) сложные органические вещества образуются из простых

6.К минеральным удобрениям относятся:

   А) перегной     Б) птичий помёт    В) азотные     Г) калийные

Закончите предложение:

1Для фотосинтеза нужны условия:_______________________________________

2.К классу однодольных  растений относятся семейства - _____________________

3.Отлитчительные признаки растений семейства крестоцветных _______________

4.Приведите примеры растений из семейства злаковых, их значение____

4 ЧЕТВЕРТЬ

ВАРИАНТ 1

Выберите один правильный ответ

1.Бактерии относятся к организмам:

А)ядерным             Б)доядерным         В)многоядерным

2.Бактерии-аэробы – те которые нуждаются:

А)в воде     Б)кислороде    В)пище      Г)тепле

3.Группа Бактерии – это:

А)вид    Б)класс     В)царство       Г)порядок

4.Бактерии округлой формы называют:

А)кокки    Б)бациллы     В)спириллы      Г)вибрионы

5.Способность бактерий к автотрофному питанию роднит их:

А)с животными    Б)грибами   В)растениями   Г)вирусами

6.Клубеньковые бактерии являются симбионтами бобовых растений, так как:

А)живут на корнях бобовых    Б)поглощают азот из воздуха

В)помогают усваивать азот бобовым растениям

Г)получают питательные вещества из тканей корня

7.Грибы как и животные:

А)не имеют хлорофилла         Б)содержат хитин

В)неподвижны                         Г)образуют мочевину

8.Споры гриба образуются:

А)в плодовом теле   Б)грибнице    В)спорангиях

9.По способу питания грибы:

А)автотрофы     Б)гетеротрофы    В)сапрофиты   Г)паразиты

10.Спора гриба – это приспособление:

А)к перенесению неблагоприятных условий

Б)размножению     В)распространению   Г)питанию

11.Роль водорослей в питании лишайников заключается:

А)в поглощении кислорода    Б)синтезе органических веществ

В)поглощении минеральных веществ    Г)поглощении воды

12.К плесневым грибам относятся:

А)трутовик     Б)мукор   В)головня    Г)пеницилл

13.Подсчитайте количество бактерий в 1 м3 воздуха после проветривания класса, если известно, что до проветривания их было 7800 в 1 мвоздуха, а при проветривании из количество уменьшилось в 13 раз. Сделайте вывод.  

БАКТЕРИИ.  ГРИБЫ.  ЛИШАЙНИКИ.

Вариант № 2

1.Защитными приспособлениями бактериальной клетки являются

А)клеточная стенка  Б)ворсинки  В)жгутики   Г)капсула

2.Бактерии-анаэробы – те, которые не нуждаются:

А)в пище     Б)тепле    В)кислороде   Г)воде

3.Самая древняя группа живых существ на Земле:

А)растения   Б)бактерии   В)грибы   Г)животные

4.Бактерии палочковидной формы называются:

А)спириллы   Б)вибрионы   В)кокки    Г)бациллы

5.Споры бактерий – это приспособление:

А)к размножению     Б)распространению

В)переживанию неблагоприятных условий  Г)питанию

6.Патогенные бактерии относятся к группе:

А)автотрофы   Б)сапрофиты   В)симбионты   Г)паразиты

7.Цианобактерии называют сине-зелёными водорослями потому, что они:

А)одноклеточные   Б)содержат хлорофилл

В)обитают в воде   Г)способны к фотосинтезу

8.Грибы, как и растения:

А)имеют в клетках ядро     Б)не способны к активному движению

В)не имеют хлорофилла    Г)имеют плотную клеточную стенку

9.Гифы образуют:

А)грибницу    Б)корни    В)плодовое тело   Г)мицелий

10.Наука,изучающая грибы называется:

А)биология   Б)ботаника   В)микология   Г)микробиология

11.Симбиоз мицелия гриба и корня растения называется:

А)микориза   Б)грибница   В)грибокорень    Г)спорангий

12.Слоевище лишайника может иметь форму тела в виде:

А)корочки  Б)листовидной пластинки  В)кустика

13.Подсчитайте, какое количество бактерий может образоваться из одной бактерии за 1 час, если известно, что при благоприятных условиях бактериальная клетка делится через каждые 20 мин. Сделайте вывод.


Тематическое планирование   по  биологии  6 класс к  учебнику    И.Н. Пономаревой, И.В.Николаева , О.А. Корниловой.

Тема

урока

Дата проведения

Основное содержание по темам рабочей программы

Виды и формы контроля

Домашнее

задание

1

(1)

Вводный инструктаж по Т/Б при работе в кабинете биологии Инструкция № 32

Наука о растениях -ботаника.

Наука о растениях ботаника. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы

Фронтальный опрос,

беседа

§1,2, стр. 3-16

схема

2

(2)

Растительная клетка: химический состав и строение Жизнедеятельность клетки. Л/р «Клеточное строение кожицы лука»

Т/Б при л/р Инструкция № 34

Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы, деление и рост, питание, дыхание, выделение, обмен веществ.

Фронтальный опрос,

Монологический ответ

§ 2

стр.17-21

 Рисунок клетки или модель

3

(3)

Ткани растений

Л/р«Особенности строения различных видов растительных тканей»

Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие основные (фотосинтезирующая, запасающая). Функции основных видов ткани

Фронтальный опрос
монологический ответ. Текущее тестирование

§ 3

§4

 стр. 21-27

4

(4)

Мир растений вокруг нас. Экскурсия

«Осенние явления в жизни растений»

Инструктаж по Т/Б на экскурсии

Инструкция № 33

Жизненные формы растений.  Многообразие растений. Листопад

Фронтальный опрос

§4

5

(1)

Семя. Л/р

«Изучение строения семени фасоли»

Двудольные. Однодольные.

Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных  и двудольных  растений. Значение семян для растений как органа его размножения и распространения

Фронтальный опрос

§ 5,6 стр.28-37

6

(2)

Корень. Л/р

«Внешнее и внутреннее строение корня»

Виды корней: главный боковые, придаточные. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания; зона проведения. Рост корня, геотропизм. Видоизменение корней. Значение корней в природе.

Фронтальный опрос,

Рубежный тест

§7 стр.37-43 ;

статья «Многообразие корней»

7

(3)

Побег и почки.

Л/р «Строение вегетативных и генеративных почек»

Побег сложный орган. Строение побега: стебель, листья, почек. Строение почки. Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные

Фронтальный опрос,

Монолог. Опрос, текущее тестирование

§ 8  

стр.43-47

8

(4

Лист. Значение листа для растения

Л/р «Внешнее строение листа»

Лист его строение и значение. Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань(кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна). Видоизменения листьев-приспособление к условиям жизни.

Фронтальный опрос, Проектная деятельность, защита проектов

§ 9     стр.48-54

9

(5)

Стебель.

Л/р«Внешнее и внутренне строение стебля»

Стебель, его строение и значение. Внешнее строение стебля Функции стебля. Рост стебля в толщину.. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань

Фронтальный опрос

§ 9 ,10    стр.48-54

10

(6)

Видоизменения побегов

Л/р«Особенности строения корневища, клубня и луковицы»

Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень

Фронтальный опрос, монологический ответ

§ 10 стр.57-60

11

(7)

Цветок- генеративный орган. Строение и значение

Л/р «Типы соцветий»

Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Соцветия. Виды соцветий: кисть, метёлка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. Функции цветка.

Фронтальный опрос

Итоговый тест

П.11

12

(8)

Разнообразие и значение плодов

Л/р«Изучение плодов цветкового растения»

Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко орех, коробочка, стручок, боб. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов: с помощью ветра с помощью животных.

Фронтальный опрос

Монолог.ответ, Текущее тстир.

§  12  стр.66-73

13

(9)

Взаимосвязь органов растения как организма.

Растение-биосистема. Признаки взаимосвязи органов.

Фронтальный опрос,

Монологический ответ

14 (10)

Проект

Фронтальный опрос

Защита проектов

§ 9     -12

15

(1)

Корневое питание растений

Значение воды в жизни растений

Называть этапы водообмена. Распознавать и описывать растения различных экологических групп

Фронтальный опрос

§ 13

16

(2)

Воздушное питание растений

Воздушное питание растений. Космическая роль зелёных растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты. АФТОТРОФЫ. ГЕТНРОТРОФЫ

Фронтальный опрос

Монолог. ответ

§ 14

17

(3)

Дыхание и обмен веществ растений

Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для  дыхания. Использование энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Фронтальный опрос

§15

18

(4)

Размножение и оплодотворение у растений.

Размножение у растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения.

Фронтальный опрос

Итоговое тестирование

§  16  

19

(5)

Вегетативное размножение растений и его использование человеком

Л/р «Черенкование комнатных растений»

Вегетативное размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения.

Фронтальный опрос

§ 17

20

(6)

Рост и развитие растения

Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения Зависимость от условий среды

Фронтальный опрос

§ 18

21

(7)

Обобщающий урок к Главе 3

проект

Фронтальный опрос

Монолог.ответ

§ 18

22

(1)

Систематика растений, её значение для ботаники

Понятия «таксон», «систематика»., «классификация» Признаки царства Растения. Высшие, низшие растения. Отделы растений

Фронтальный опрос

Рубежное тестиров.

§19

23

(2)

Водоросли

Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды. Зелёные, бурые, красные водоросли. Места обитания и распространение. Значение водорослей в природе и жизни человека

Фронтальный опрос

§  20  

24

(3)

Отдел Моховидные

Л/р «Изучение внешнего строения моховидных растений»

Основные признаки мхов. Споровые, высшие растения.  Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Листостебельные мхи: кукушкин лён и сфагнум.МХИ РБ

Фронтальный опрос

§ 21

25

(4)

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика

Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников

Фронтальный опрос

§ 22

26

(5)

Отдел Голосеменные

Голосеменные растения. Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных: хвойные растения (ель, сосна) Хвойные РБ

Фронтальный опрос

Текущее тестиров.

§ 23

27 (6)

Отдел Покрытосеменные

Семейства класса Двуодольные

Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения.

Жизненные формы. Двудольные РБ

Фронтальный опрос

§24.25

29 (8)

Семейства класса Однодольные

Признаки строения растений семейств Злаки и Лилейные. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные. Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные растения

Районированные сорта злаков.

Фронтальный опрос

Итоговая СР

§  26

30

(9)

Обобщение проектная деятельность

Тесты, карточки, дополните предложения, на соответствие, дайте развёрнутый ответ на вопрос

Фронтальный опрос

Защита проектов

§ 20-26

31

(1)

Историческое развитие растительного мира

Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособление к условиям существования

Фронтальный опрос

Текущ СР

§ 27

32

(2)

Разнообразие и происхождение культурных растений

Дары Нового и Старого Света

Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений.

Фронтальный опрос

§ 28,29

33

(1)

Жизнь растений в природном сообществе. Многообразие природных сообществ 

Красная книга республики Бурятия. Редкие и исчезающие растения Республики Бурятия.

Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь. Роль растений в круговороте веществ.

Фронтальный опрос

Итоговое тестир.

§30,31

34

(2)

Экскурсия

Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь.

Фронтальный опрос

§  32, летнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии И. Н. Пономаревой

Рабочие программы по биологии И. Н. Пономаревой  1 Пояснительная записка2 Календарно- тематическое планирование3 Содержание программы4 Литература...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса на 2014-2015 учебный год (базовый уровень) линия пономаревой 2 часа в неделю

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии основного общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образова...

Рабочие программы по биологии И.Н.Пономарева

Рабочие программы и КТП по биологии 5,6, 11 профиль...

Рабочая программа для 8 класса 2016 год,на 105 часов

Комплексная программа физического воспитания учащихся. Программы общеобразовательных учреждений 1-11 классы, авторы В.И. Лях; А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2011г...

Рабочая программа по биологии по учебнику Пономаревой И.Н. "Биология 5кл.,изд. Вентана - Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко 6 класс, 68 часов (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской

Рабочая программа по биологии по линии Пономаревой (И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко) для использования в 6 классе, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....

Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской.

Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской....