Экзаменационный материал по биологии I полугодие 2022-2023 учебный год
методическая разработка по биологии (9 класс)

Анастасия Михайловна Пержакова

Работа включает 14 заданий. Задания 1-9 с кратким ответом, 10-11- задания на соответствия и выбора трёх правильных ответов из 6 предложенных, 12-13 – задания на соотношение элементов, 14-  задания вставить пропуски в тексте. На выполнение работы отводится 60 минут.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_biologii_za_1_polugodie_9_klass.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:

Руководитель МО

Н.А. Пальшина

«___» ________2022г

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

И.Л. Добродеева

«___» ________2022г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор лицея №27

Л.А. Асанова

«___» ________2022г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей № 27 г. Улан-Удэ

Экзаменационный материал по биологии

I полугодие 2022-2023 учебный год

9 класс

Учитель биологии: Пержакова А.М.

Инструкция по выполнению работы

Работа включает 14 заданий. Задания 1-9 с кратким ответом, 10-11- задания на соответствия и выбора трёх правильных ответов из 6 предложенных, 12-13 – задания на соотношение элементов, 14-  задания вставить пропуски в тексте. На выполнение работы отводится 60 минут.

Ответы к заданиям 1–9 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответы к заданиям 10-14 записываются в виде последовательности цифр.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Каждое правильно выполненное задание 1–9 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

Правильное выполнение задания 10-11, 12-14 – 2 балла, если ответ совпал с ключом, если 1 ошибка – 1 балл. Задание считается выполненным верно, если ученик записал правильную последовательность цифр; 1 балл одна ошибка (в том числе наличие одной лишней или одной недостающей цифры). Задание считается невыполненным при наличии двух и более ошибок в последовательности цифр, двух и более лишних или недостающих цифр.

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всей контрольной  работы, – 17 баллов.

Шкала пересчета первичного балла в отметку по пятибалльной шкале соответствует следующим критериям.

Правильное выполнение 90% -100% заданий теста – отметка «5»

Правильное выполнение 89% - 75% заданий теста – отметка «4»

Правильное выполнение 74% - 50% заданий теста – отметка «3»

Правильное выполнение 49% и менее заданий теста – отметка «2»

 Таким образом:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

0-7

8-11

12-14

15-17

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаю успеха!

 Вариант 1

 Ответом к заданиям 1–9 является одна цифра, которая соответствует номеру  правильного  ответа.  Запишите  эту  цифру  в  поле  ответа  в БЛАНК ОТВЕТОВ  справа от номера соответствующего задания.

 1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

а.     систематика

б.     палеонтология

в.     генетика

г.      эмбриология

 2. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

а.     эксперимента

б.     моделирования

в.     анализа

г.      наблюдения

 3.  Молекула РНК, в отличие от ДНК, имеет в своём составе

а.     моносахарид

б.     урацил

в.     остаток фосфорной кислоты

г.      аденин

 4. Выберите фрагмент цепи ДНК, комплементарный фрагменту цепи Т-А-Ц-А-Ц-Т.

а.     У-Т-Г-Т-Г-У

б.     А-Т-Г-Т-Г-А

в.     Г-Ц-А-Ц-А-Г

г.      Ц-У-Т-У-Т-Ц

 5. В состав клеточной оболочки грибов входит

а.     глюкоза

б.     крахмал

в.     целлюлоза

г.      хитин

 6.  Какая структура координирует процессы в клетке?

а.     рибосома

б.     митохондрия

в.     ЭПС

г.      ядро

 7. В состав какого органоида клетки входят растительные пигменты?

а.     митохондрия

б.     хлоропласт

в.     комплекс Гольджи

г.      вакуоль

 8. Какой одноклеточный организм на свету питается как автотроф, а в темноте – как гетеротроф?

а.     эвглена зеленая

б.     амеба обыкновенная

в.     дрожжевой гриб

г.      инфузория-туфелька

 9. Возбудитель какого заболевания не имеет клеточного строения?

а.     туберкулёзная палочка

б.     холерный вибрион

в.     вирус кори

г.      кишечная палочка

 Ответом к заданиям 10-14 является последовательность цифр, которую следует  записать  в  БЛАНК  ОТВЕТОВ  справа  от  номера соответствующего  задания,  начиная  с  первой  клеточки,  без  пробелов, запятых  и  других  дополнительных  символов.  Каждую  цифру  пишите  в  отдельной  клеточке.

 10. Какие положения характеризуют половое размножение животных? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

а.     в размножении, как правило, участвуют особи разных полов

б.     гаметы содержат гаплоидный набор хромосом

в.     гаметы образуются путём обычного деления надвое

г.      генотип потомка является копией генотипа одного из родителей

д.     при размножении появляются особи, идентичные материнскому организму

е.      генотип потомка объединяет генетическую информацию обоих родителей

11. Что из перечисленного входит в состав молекулы ДНК? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

а.     остаток фосфорной кислоты

б.     аденин

в.     рибоза

г.      урацил

д.     дезоксирибоза

е.      аланин

12. Установите соответствие между характеристикой обмена веществ и его видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА

А) окисляются органические вещества

Б) образуются сложные органические вещества из менее сложных

В) используется энергия АТФ

Г) накапливается энергия в молекулах АТФ

ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

1) пластический

2) энергетический

  13. Установите соответствие между характеристикой и способом размножения.
Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца
.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток

Б) осуществляется при участии гамет

В) новые организмы сохраняют большое сходство с материнским

Г) используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков

Д) новые организмы развиваются из зиготы

Е) потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

 

СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ

1) бесполое

2) половое

14. Вставьте в текст «Молекула ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите.                                          МОЛЕКУЛА ДНК

ДНК представляет собой гигантскую молекулу, состоящую из комбинаций четырёх типов мономеров –  ______(А).  Каждый мономер состоит из остатка фосфорной кислоты, сахара ________(Б) и азотистого основания. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и ______(В). Молекула ДНК способна к ______(Г).

 Словарик терминов

1)    самовоспроизведение

2)    дезоксирибоза

3)    растворение

4)    урацил

5)    тимин

6)    нуклеотид

7)    аминокислота

8)    рибоза

Вариант 2

Ответом к заданиям 1–9 является одна цифра, которая соответствует номеру  правильного  ответа.  Запишите  эту  цифру  в  поле  ответа  в БЛАНК ОТВЕТОВ  справа от номера соответствующего задания.

1.     Закономерности передачи наследственных признаков изучает

а.     генетика

б.     экология

в.     антропология

г.      молекулярная биология

 2.     Какой научный метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?

а.     синтеза

б.     сравнения

в.     наблюдения

г.      анализа

 3.     Какое химическое соединение является мономером ДНК?        

а.     глюкоза

б.     аминокислота

в.     глицерин

г.      нуклеотид

 4.       Выберите фрагмент цепи ДНК, комплементарный фрагменту цепи  А-Т-Г-Г-Ц-Г.

а.     У-Т-Ц-Г-А-Т

б.     Т-А-Ц-Ц-Г-Ц

в.     Г-Ц-Г-Т-Г-У

г.      А-Т-Г-Г-Ц-Г

 5. В состав молекулы белка входят.

а.     глюкоза и крахмал

б.     глицерин и жирные кислоты

в.     нуклеотиды

г.      аминокислоты

 6. Обеспечивает передачу наследственной информации от материнской клетки к дочерней.

а.     ЭПС

б.     комплекс Гольджи

в.     хромосома

г.      рибосома

  7. В растительной клетке преобразование солнечной энергии происходит в

а.     ядре

б.     оболочке

в.     вакуоли

г.      хлоропластах

 8. Какой биологический объект, из перечисленных ниже, питается и как растение, и как животное?

а.     амёба обыкновенная

б.     эвглена зеленая

в.     инфузория туфелька

г.      дизентерийная амёба

 9. Что является возбудителем гриппа?

а.     вирус

б.     грибок

в.     бактерия

г.      простейшее

 

10. Какие явления служат примерами бесполого размножения? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

а.     развитие вороны из яйца

б.     почкование гидры

в.     деление амёбы

г.      размножение тюльпана луковицами

д.     размножение сосны семенами

е.      развитие тли из неоплодотворённой яйцеклетки

 11. Что из перечисленного входит в состав молекулы АТФ? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

а.     три остатка фосфорной кислоты

б.     аденин

в.     рибоза

г.      урацил

д.     дезоксирибоза

е.      аланин

Ответом к заданиям 10-14 является последовательность цифр, которую следует  записать  в  БЛАНК  ОТВЕТОВ  справа  от  номера соответствующего  задания,  начиная  с  первой  клеточки,  без  пробелов, запятых  и  других  дополнительных  символов.  Каждую  цифру  пишите  в  отдельной  клеточке.

 12. Установите соответствие между признаком и видом обмена веществ, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 ПРИЗНАК

А) совокупность реакций синтеза органических веществ

Б) в процессе реакций энергия поглощается

В) в процессе реакций энергия освобождается

Г) участвуют рибосомы

 ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

1)  пластический

2) энергетический

 13. Установите соответствие между примером и типом размножения, который он иллюстрирует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 ПРИМЕР

А) почкование дрожжей

Б) образование спор у папоротника

В) выращивание традесканции из черенков

Г) образование деток у лука

Д) образование плодов и семян у вишни

Е) появление отпрысков у сливы

 ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ

1) бесполое

2) половое

 14. Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПЛАСТИДЫ

В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зелёные пластиды – ________(А) – обеспечивают процесс ________(Б) за счёт наличия в их составе пигмента _______(В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют ______(Г).

1)    хромопласт

2)    хлорофилл

3)    лейкопласт

4)    фотосинтез

5)    вакуоль

6)    дыхание

7)    хлоропласт

8)    каротин

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1 вариант

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

б

а

б

б

г

г

б

а

в

а, б, е

а, б, д

12

13

14

 

 

 

 

 

 

а-2,
 б-1,
 в-1,
 г-2

а-1,
 б-2,
в-1,
 г-1,
д-2,
 е-2

а-6,
б-2,
в-5,
г-1

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

а

в

г

б

г

в

г

б

а

б, в, г

а, б, в

12

13

14

 

 

 

 

 

 

а-1,
б-1,
 в-2,
г-1,

а-1,
б-2,
в-1,
г-1,
д-2,
е-1

а-7,
б-4,
в-2,
 г-1

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие учащихся в конкурсах в 1 полугодии, 2022-2023 учебный год

Участие учащихся в конкурсах в 1 полугодии, 2022-2023 учебный год...

Анализ работы РМО учителей химии Пригородного района РСО – Алания за 1 полугодие 2022-2023 учебный год

Создание условий для развития профессиональной компетентности  учителя, способствующее повышению качества образования в условиях перехода на новые государственные  стандарты образования...

План воспитательной работы 1 полугодие 2022/2023 учебного года

План-сетка восспитательной работы  классе...

Справка о выполнении учебной нагрузки педагогов д/о за 1 полугодие 2022-2023 учебного года

Необходимость указания в трудовом договоре педагогических работников объема учебной нагрузки определена пунктом 1.4 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 "О продолжител...

Календарный план работы на первое полугодие 2022-2023 учебного года

Календарный план работы на первое полугодие 2022-2023 учебного года...

Календарный план работы на второе полугодие 2022-2023 учебного года

Календарный план работы на второе полугодие 2022-2023 учебного года...