Усвоение биологических и географических понятий по средствам изобразительной наглядности учащимися с нарушением интеллекта.
методическая разработка по биологии

Тимофеева Анна Сергеевна

Методические рекомендации на тему:"Усвоение биологических и географических понятий по средствам изобразительной наглядности учащимися с нарушением интеллекта".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usvoenie_biolog_ponyatiy_posredstvam_naglyadnyh_sredstv.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель высшей категории, предмет преподавания: биология, география в ГБОУ СО «Тавдинская школа – интернат»

Тема: Усвоение биологических и географических понятий по средствам изобразительной наглядности учащимися с нарушением интеллекта.

         Начальный этап познания заключается в восприятии учащимися конкретных предметов, для которых большое значение имеет весь предшествующий опыт, умение наблюдать, понимать, осмысливать, обобщать, оречевлять, то есть создание представлений. На основе представлений у учащихся формируются понятия, в которых отражаются наиболее существенные признаки изучаемых предметов и явлений. Формируя понятия, направляем мысль, развиваем, организуем процесс мышления.

        Большинство имеющихся у нас понятий усваиваются в готовом виде от других людей. Однако овладение понятиями не простая «передача» знаний, а сложный процесс. Он имеет прямое отношение к развитию мышления, как всего человечества, так и каждого конкретного человека. У детей овладение понятиями в значительной степени зависит от опыта, на который они опираются. В усвоении понятий особенно важна правильная организация чувственного опыта учащихся

        У умственно отсталого ребёнка объём знаний об окружающем значительно отличается от объема знаний, нормально развивающегося сверстника. Доступность обучения зависит от того, насколько учитель сумеет связать усвоение новых знаний с особенностями мышления детей с нарушением интеллекта.

        Обучающиеся неверно запоминают и воспроизводят названия природных объектов или предметов, самостоятельно придумывают название, неправильно соотносят название объекта и его образ. Им свойственны узость восприятия, трудности в установлении пространственных связей. По мере того как перед учащимися выдвигаются требования всё более специфического узнавания, они действуют всё менее совершенно.

Использование наглядных пособий является важнейшей из сторон организации чувственного познания в процессе изучения образов реальных предметов, явлений, свойств. Их можно дать в виде натуральных объектов (чучело, муляж) или изображений: на картине, рисунке, схеме, диаграмме, фотографии, в фильме и т.д. Восприятие наглядного материала должно обязательно перерастать в понимание изучаемого, которое осуществляется путём первичного, и в значительной мере обобщенного установления связей между явлениями и процессами, выяснение их строения, состава, назначения.

Наглядность является важным составным моментом  любых уроков

С помощью наглядных средств становится возможным создание чётких и конкретных образов изучаемых объектов, облегчается усвоение учебного материала, активизируется мыслительная деятельность учащихся. Наглядность на уроках способствует развитию произвольного внимания, восприятия, памяти умственно отсталых школьников.

Изучением проблемы использования наглядности в обучении детей занимались: педагоги и психологи Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Н.М. Верзилин, М.С. Певзнер, В.В. Воронкова.

        Обобщения, которые человек делает в процессе мышления, закрепляются в понятиях. И.В. Дубровин даёт определение понятия - как форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Иными словами, понятие - это совокупность существенных свойств предмета ( Дубровина И.В. 1999, с. 180 ).

 Н.В. Савин, даёт такое определение понятия – «форма мышления, с помощью которой обобщаются существенные признаки предметов и явлений. Понятия выражаются в словах (мебель, дерево, птица и др.). Точное раскрытие содержания понятия принято называть определением»

(Савин Н.В., 1972, с. 74).

Опираясь на эти определения, можно сказать, что понятие - это отражение в сознании общих и существенных свойств, связей предметов и явлений окружающего мира. В процессе овладения понятиями участвует мыслительная деятельность человека.

Отражая общее, существенное, закономерное в предметах или явлениях действительности, понятие выступает высшей степенью отражения мира. Оно обозначается словом, которое есть чувственная, материальная оболочка понятий. Мыслить понятиями - значит мыслить словами. Слово заменяет предмет, но в каком-то определённом смысле. «Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять»

Принципы образования понятий:

1) при образовании понятий принимают участие мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и более или менее сложные формы умозаключений;

2) первоначальное образование развитие, усвоение и формирование понятий зависит от содержания учебного предмета

( Дубровина И.В., 1999, с 183).

Т. В. Баракина указывает, что для лучшего овладения научными понятиями необходимо использовать следующие типы упражнений:

1) Задания на подключение предметного (житейского) опыта детей.

2) Задания на выделение существенных признаков понятия.

3) Задания на установление отношений между понятиями.

Формирование понятий - сложный процесс. Для этого необходимо выделить существенные стороны предмета или явления. Понятие надо сформировать в обобщённом виде.

На основе представлений у учащихся формируются понятия, отражаются наиболее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, закономерные связи и отношения между ними.

Одним из важных положений, лежащих в основе организации процесса обучения является принцип наглядности.

Наглядный принцип утверждает, что сознательное овладение знаниями и формирование у учащихся научных представлений и понятий возможно лишь, если у учащихся имеется чувственно - практический опыт, связанный с непосредственным восприятием изучаемых предметов и явлений. Этот принцип требует, чтобы в процессе обучения использовались различные ощущения: зрительные, слуховые, осязательные и другие.

Я.А. Коменский требовал начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального восприятия их: «Если мы намерены насаждать в учащихся истинные, достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности всё, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи- вкусом, доступное осязание - путём осязания».

.Наглядные пособия используются не только для лучшего восприятия конкретных предметов, но и как исходный материал для формирования понятий. Наглядное обучение направляется на то, чтобы, с одной стороны, вызвать у ученика потребность к знанию, стимулировать работу мысли и, с другой стороны - обеспечить более тесное единство восприятия с абстрактным мышлением. Большое значение имеет правильное сочетание слова учителя и наглядности.

Известны два пути сочетания слова и наглядности:

1) демонстрация наглядного пособия предшествующая слову;

2) словесное объяснение предшествует демонстрации пособий.

Правильное использование наглядности в обучении способствуют развитию наблюдательности, мышления и речи учащихся.

Главная цель учебного процесса, по мнению А. Бинэ - обучить детей способами действовать и мыслить. Он призывал к тому, чтобы школа готовила детей к жизни, принцип только словесного обучения считал нетерпимым, обучение, по его мнению, должно быть конкретным, наглядным,

Начиная с Я.А. Коменского, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, наглядности и её функции в обучении уделялось много внимания, и казалось, что всё, или почти уже всё известно о самых разных её аспектах. Тем не менее и в настоящее время эта проблема и в теории познания, и в педагогике, и в психологии не только не утратила своей актуальности, но вызывает к себе повышенный интерес. Прибегая к наглядности, обычно опираются на её иллюстрированную функцию видя в ней средство формирования у учащихся конкретных представлений. При овладении понятием, основным является вопрос не количества наглядно - образных средств, а качества их функционального использования педагогом. Качественное применение наглядно - образного материала способствует, как развитию словесно - логического мышления, так и предотвращению отрыва вербальных знаний от их конкретного содержания. Наглядное обучение связывает все формы познания.

Ю.К. Бабанский выделял следующие условия эффективного применения наглядности при  обучении:

 1) хорошее обозрение;

2) чёткое выделение главного, основного при показе иллюстраций;

 3) детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений;

4) привлечение учеников к нахождению информации в наглядных пособиях. (Бабинский Ю.К., 1983,с.186).

В процессе наглядного обучения Р. Вайс рекомендует вовлекать все органы чувств, чаще пользоваться вопросами, стимулирующими сравнение предметов по вкусу, цвету, размеру.

Принцип наглядности опирается на ощущения: зрительные, слуховые, осязательные и другие; абстрактные понятия усваиваются легче, если они подкрепляются восприятием; применение наглядных пособий активизирует мышление и развивает, корригирует внимание, память, речь. Делаем вывод, что необходимо брать принцип наглядности за основу для успешности всякого обучения.

Наглядность является важным составным элементом уроков. С помощью наглядных средств становится возможным создание чётких и конкретных образов изучаемых объектов, облегчается усвоение учебного материала, активизируется мыслительная деятельность учащихся. Правильное использование наглядности на уроке способствует развитию произвольного внимания, восприятия, памяти и аналитико-синтетической деятельности умственно отсталых детей. (Худенко Е.Д., Дефектология №1 1990,с.29).

Для усвоения учащимися новых знаний необходимо применение образной наглядности, которая создаёт у них образ объекта  или явления и несёт информационную нагрузку. Помимо картин и объектов натуральной наглядности целесообразно использовать, графическое изображения в виде схем, таблиц, графиком, картосхем, усложняющихся, как по форме, так и по содержанию.

Доказано важное значение символической наглядности в процессе коррекции психических функций умственно отсталых учащихся. Для лучшего усвоения знаний о строении объекта или стадиях его развития,  возможно использовать приём «расширяющегося» рисунка. Он может быть выполнен учителем на доске мелом или методом аппликации, либо спроецирован с помощью технических средств обучения.

Необходимо использовать различные виды заданий на обобщение понятий и  их признаков.

Эти задания могут быть занимательными по форме подачи материала или по содержанию (опирающиеся на рисунок и схемы или словесное описание объекта, кроссворды, загадки и т.п.), различными по сложности.

Современные программы обучения нацеливают учителя на использование разнообразных средств наглядности на каждом уроке. Учитель должен чётко представлять дидактическую направленность используемой наглядности.

Натуральная наглядность - это живые объекты, наиболее полно и точно дающие представления о величине, форме, индивидуальных особенностях изучаемого предмета. Это также муляжи, модели, влажные препараты, коллекции.

Изобразительная наглядность - таблицы, рисунки, схемы.

С помощью схем можно показать строение предмета или течение биологического процесса.

Пособия вывешиваются на уроке только в тот момент, когда начинается с ними работа и выполняется в следующем порядке:

1. учащиеся рассматривают;

2. отвечают на заданные вопросы;

3.учитель обобщает информацию в своём рассказе. (Худенко Е.Д., Дефектология №1 1990,с.31).

Целями активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся при работе с таблицами могут служить следующие приёмы: подбор синонимов к названию таблицы и названию предметов изображенных на ней; составление рассказа и озаглавливание его; придумывание ситуации по опорным словам. Главное во всех этих заданиях - творческий, нестандартный подход к работе и таблице. (Худенко Е.Д., Дефектология №1 1993, с30).

 Для таблиц характерно расположение текстового или цифрового материала колонками, столбиками в вертикальных и горизонтальных графах. Таблицы и схемы могут применяться во всех звеньях учебного процесса, однако работе с ними учащихся необходимо обучать.

Е.В.  Сазанова предлагает следующие приёмы работы с таблицами:

 •Вначале ученики только наблюдают за работой учителя. Учитель, излагая новый материал, одновременно с рассказом заполняет таблицу, в которой отражает основные понятия темы.

Важным в такой работе является отбор фактов, данных, которые следует включить в таблицу или схему. Учитель отбирает новые слова для словаря, обозначающие основные свойства и признаки объекта, указывающие на его назначение. Информация должна иметь краткую, чёткую форму, облегчающую умственно отсталым учащимся запоминание, осмысление нового материала. На этом этапе учитель даёт задание ученикам, подумать и ответить на вопрос, а правильный ответ будет записан в таблицу.

 •На втором этапе обучения работе с таблицей и схемой возрастает доля  самостоятельности в выполнении задании. Учащиеся заканчивают оформление таблицы.

•На третьем этапе обучения предполагает самостоятельное  заполнение таблицы учениками. Учитель записывает название таблицы. Вычерчивает её, даёт название колонок, отдельных её частей.

Для выполнения такого задания от умственно отсталого ученика требуется умение осмысленно оперировать материалом, уметь дифференцировать данные, делать умозаключения. (СазановЕ.В., Начальная школа №10 2006,с.32).

Использование таблиц способствует формированию у учащихся системы знаний, приучает их выделять главное, существенное в тех сведениях, которыми они располагают, помогает устанавливать причинно-следственные связи и отношения

Использование графического изображения в различных сочетаниях с другими методами обучения, из которых в процессе первичного предъявления новой учебной информации наиболее распространёнными были следующие:

- вступительная беседа совместно с изобразительной наглядностью;

- объяснение учителя с опорой на демонстрационный материал;

-работа по составлению подвижной схемы (таблицы).

Очень важно применять рисунок на классной доске. Часто другие графические пособия  не могут заменить педагогический рисунок.

 Необходимо прибегать к нему, когда ни объяснение, ни демонстрационное пособие не создают должного, образного представления.

Рисунок может иметь самостоятельное назначение или дополнять иллюстрацию, поясняя его отдельные детали. Простой, чёткий рисунок, образно, наглядно показывает те или иные явления, предметы, объекты.(Корнев И.Г., Начальная школа №11 1981,с.55).

 К наглядным средствам можно отнести опорные схемы. На уроках с успехом можно использовать схемы, которые позволяют лучше усвоить материал. Схемы помогают при рассказе изученного материала, т.к. заключают в себя логическую последовательность излагаемой  информации в виде рисунка и чертежей. Задача учителя, используя схемы помочь ученикам создавать  определённые представления, научить их мыслить, сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы, искать решения, т.к. схемы являются одной из наиболее доступных форм абстракции.

Разнообразные формы и виды заданий, связанные с использованием различных средств наглядности, способствует творческому поиску ответа, обуславливает формирование прочных знаний, развитие и коррекцию познавательной деятельности учащихся. Для лучшего усвоения детьми нужны гораздо более развёрнутые объяснения с опорой на наглядность, выполнения небольшого количества упражнений с постепенным повышением трудности, многократный возврат к уже изученному. Трудности в усвоении материала проявляются в том, что ту или иную мыслительную задачу учащиеся могут решать правильно только тогда, когда за словами стоят конкретные предметы или представления. (Титова В.В., Начальная школа №1 2005,с.65).

Мы можем сделать вывод, что учитель при работе с умственно отсталыми детьми должен учитывая образность мышления этих детей, конкретизировать задания, применять большое количество наглядных средств, раскрывая содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. Использование наглядности даёт учителю возможность реализовать задачи, касающиеся усвоения программного материала, развивать память, внимание и речь учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности

Для того, что на словах не передашьЛюди выдумали кисть и карандаш.Все мы видим мир по-разному чуть-чуть,И, рисуя, ты об этом не забудь!...

"Использование нетрадиционных техник рисования для коррекции мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности"

Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство коррекции мелкой моторики у у...

Применение на уроках истории коррекционно-развивающих заданий с учетом особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта.

Характеристика особенностей  усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта  и описанив видов коррекционно-развивающих заданий по формированию исторических знаний....

Формирование биологических понятий средствами изобразительной наглядности у обучающихся с ОВЗ

Из педапгического опыта работы преподавания биологии и географии обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Применение видов изобразительной наглядности (Педагогический рису...

Разумная организация внеурочной деятельности, как средство социальной адаптации учащихся с нарушенным интеллектом.

Актуальность  и значимость проблемы социальной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями,задачи.  виды  и формы организации внеурочной деятельности в коррекционной школе....