Отличия традиционного урока от урока по ФГОС третьего поколения
статья по биологии

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Чем отличается традиционный урок от урока по новым стандартам?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chimitova_l.a._po_biologii.docx61.05 КБ

Предварительный просмотр:

Отличия традиционного урока от урока по ФГОС третьего поколения

Чимитова Л.А., учитель биологии

Особенность ФГОС в том, что основу работы на уроке составляет системнодеятельностный подход. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; а формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности - универсальные учебные действия. Развитие универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Новые требования принципиально изменяют деятельность учителя, реализующего новый стандарт. Меняется подход к современному уроку. Урок - главная составная часть учебного процесса. Вот почему качество подготовки учащихся по любому учебному предмету во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Чем отличается традиционный урок от урока по новым стандартам?

Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

Приложения 1.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание

Преподаватель осуществляет

Учащиеся дают оценку

учащихся

оценивание учащихся за работу на уроке

деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

Как же подготовить современный урок?

  1. Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока - шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей и задач они определяются обучающимися!
  2. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок.
  3. Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе урока должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Учитель руководит деятельностью ученика - ученик сам добывает знания.
  4. При подготовке к уроку преподаватель должен четко спланировать деятельность свою и деятельность ученика и вместо традиционного плана урока составить технологическую карту. В технологической карте обязательно указываются: этапы урок, деятельность учителя, деятельность ученика и УУД.
  5. При подготовке к каждому уроку стараюсь продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
  6. Обязательно необходимо определить способ оценки результатов урока, рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
  7. Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, а не просто выучить параграф учебника! Домашнее задание должно быть комплексным, по выбору и выходить на разные уровни выполнения и представления результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:

  • личностные
  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные

Условия развития УУД

Необходимо исключить

Нужно стремиться

Цель обучения

Передача готовых знаний

Развитие умений по применению знаний

Содержание

Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания

Учитель - режиссер. Ученик сам открывает знания через содержание УМК

Методика

Репродуктивные вопросы - повторение и запоминание чужих мыслей

Продуктивные знания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

1. Личностные универсальные учебные действия

  • действия, обеспечивающие ценностно - смысловую и нравственно - этическую ориентацию учащихся, личностное, профессиональное и жизненное самоопределение (связь между целью учения и мотивом, моральный выбор).

Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении.

Первый тип - действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (между результатом - продуктом учения) Второй тип - это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

  • участие в проектах;
  • подведение итогов урока;
  • творческие задания (Стенд «Фотоохота» задания        );
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  • мысленное воспроизведение картины,        ситуации,        видеофильма;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений.

Приёмы формирования личностных УУД

Рефлексия, как УУД - самоконтроль учащихся. Учащиеся оценивают свою работу. Комментируют ошибки, ищут их причины, отмечают для себя моменты, на которых возникли затруднения. Примеры:

  1. Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю - хочу узнать - узнал - научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.
  1. Рефлексивный полиглот:

Сегодня я узнал;

было интересно;

было трудно;

теперь я могу;

я почувствовал, что;

я приобрёл;

я научился;

у меня получилось;

я смог;

я попробую;

меня удивило;

урок дал мне для жизни;

мне захотелось...

  1. Анкетирование
  1. На уроке я работал
  2. Своей работой на уроке я
  3. Урок для меня показался
  4. За урок я
  1. Моё настроение
  2. Материал урока мне был
  3. Домашнее задание мне кажется

активно/пассивно доволен/не доволен коротким/ длинным не устал/ устал стало лучше/ стало хуже понятен/не понятен полезен/ бесполезен лёгким/трудным интересно/неинтересно

2. Регулятивные универсальные учебные действия

-действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности (постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

В блок регулятивных УУД входят:

  • целепологание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка.

В приемах учебной работы объединяются мыслительные и практические элементы действия: например составление плана, работа с текстом и т.д.

По программе Пасечника В.В. в учебнике 5 класса описаны приемы учебной деятельности «Составление плана параграфа», «Как работать с текстом учебника», «Порядок работы с микроскопом». Продумывая деятельность ученика на уроке целесообразно учить учиться. И поэтому я собрала правила и алгоритмы работы с понятиями, обобщение, синтез, сравнение и др. приемы, которые помогут научить учащихся выполнять учебные действия самостоятельно (приложение 2)

Задания на развитие регулятивных УУД: спрогнозируйте результаты опыта, выстройте стратегию поиска решения задач, определите план своих действий при выполнении работы.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • «Преднамеренные ошибки»
  • Поиск информации в предложенных источниках
  • Взаимоконтроль
  • Взаимный диктант
  • Диспут
  • Заучивание материала наизусть в классе
  • «Ищу ошибки»
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Приёмы формирования регулятивных УУД

Задание 1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

  1. Среди голосеменных растений встречаются деревья, кустарники и травы.
  2. Это высшие спорообразующие растения.
  3. В цикле развития преобладает половое поколение - спорофит.
  4. Гаметофиты представлены пылинкой (мужской гаметофит) и заростком (женский гаметофит).
  5. Среди современных голосеменных растений большинство составляют хвойные

растения.

Задание 2. Терминологический диктант (один ученик придумывает термины, чётко произносит заранее продуманный вопрос, а другие записывают на своём листе номер вопроса и ответ - один или несколько терминов)

  1. Как называется полужидкая часть клетки
  2. Где хранится информация о клетке?
  3. Как называются зелёные пластиды?
  4. Какие пластиды придают цвет цветкам и плодам?
  5. Как называются пластиды, содержащиеся в клетках луковицы?

При выполнении этих заданий формируется умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.

Задание 3. Умение работать с таблицами.

Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 мм 2 листа», ответьте на следующие вопросы:

  • для чего нужны устьица растениям?
  • у каких растений число устьиц на обеих поверхностях примерно одинаково и чем это можно объяснить?
  • на какой стороне расположены устьица у кувшинки и почему?

«Число устьиц на 1 мм 2 листа»

Название растения

Поверхность

верхняя

нижняя

число устьиц

кувшинка белая

406

0

пшеница

47

32

овёс

40

27

маслина

0

625

репа

0

716

слива

0

253

яблоня

0

246

дуб

0

346

После проверки правильности выполнения заданий учителем учащимся предлагается обсудить вопросы:

  • Что проверяло данное задание?
  • Что такое анализ?
  • Как нужно было анализировать данные представленные в таблице?
  • Что вызвало у вас затруднение при выполнении данного задания?

Таким образом, само задание, в данном случае, позволяет проверить умение учащихся находить необходимую информацию, анализировать данные, представленные в форме таблицы, и делать выводы, а обсуждение правильности выполнения задания способствовало осознанию учащимися своих действий и формированию таких регулятивных умений как самооценка и коррекция.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

- взаимодействие двух или более учащихся, обеспечивающие налаживание отношений и достижение общего результата (учебное сотрудничество, владение речью, умение вести диалог, управление поведением партнера).

Задание на развитие коммуникативных УУД: оцените позицию других людей, найдите альтернативное решение в спорном вопросе, выступите в роли эксперта, примите участие в дискуссии.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

> работа в группах

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда
  • отгадай, о ком говорим
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» ;
  • оцените позицию других людей;
  • найдите альтернативное решение в спорном вопросе;
  • выступите в роли эксперта;
  • примите участие в дискуссии

Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий - работа учеников в группе. Преимущества групповой работы: > создают учебную мотивацию > пробуждают познавательный интерес > создают ситуацию успеха > вырабатывает умение общаться с другими детьми > формирует оценочные категории своей работы.

Приёмы формирования коммуникативных УУД

Задания для групп. Подготовить тест по теме: «Строение цветка»

  1. группа: три вопроса с выбором одного правильного ответа;
  2. группа: из шести утверждений выбрать три верных;
  3. группа: задание на соответствие.

Задания для групп:

  1. Составьте по схеме рассказ
  2. Работа с динамическими пособиями (определить к какой группе животных, назвать особенности строения, расположить в порядке эволюции)
  3. Работа с моделями
  4. Работа с гербариями по заданиям
  5. На открытом уроке группы выполняли задания: подготовить рассказ по схеме, подготовить ответы на вопросы.

Ведущей формой работы на уроке при формировании коммуникативных УУД является групповая совместная деятельность во время игры. В процессе игры учащиеся учатся слышать, слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, то        есть        происходит        формирование        коммуникативных        УУД.

Приведу примеры игровых заданий, формирующих коммуникативные УУД на уроке биологии.

Игра «Рассказ - небылица» Тема: «Плоские черви»

Ребятам предлагается рассказ с заложенными биологическими ошибками, чтобы исправить их, необходимо изучить данную тему.

«Лето нынче было жаркое. Я целыми днями просиживал в пруду.

По дну ползали огромные, до 10 метров, плоские черви жёлтого цвета. Они особыми крючками и присосками цеплялись мне за ноги, а однажды один даже заполз на грудь и посмотрел на меня добрыми умными глазами. Я очень испугался, и, едва оторвав от себя этого червя, бросился на берег. Со страху мне очень захотелось есть, я схватил булку и быстро проглотил. К вечеру у меня очень сильно заболел живот. Мама сказала, что это от того, что я трогал червя, а потом кушал и заразился бычьим цепнем, а это уже навсегда».

Игра «Шляпная дискуссия»

По учебнику каждый из 1 группы составляет один вопрос по теме, записывают его на листочек и складывает в шляпу. Из 2 группы один человек вытаскивает бумажку с

вопросом. Ответил правильно. Следующий достаёт вопрос. При необходимости возникает обсуждение или комментарий учителя. Такие вопросы помогают развить у ребят, вызвать интерес к работе с учебником.

Игра «Внимание! Розыск»

Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями растений. Предлагается по описанию («фотороботу») определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:

  1. жизненная форма;
  2. характер стебля;
  3. листорасположение и особенности листьев;
  4. особенности расположения цветков;
  5. плод.

4. Познавательные УУД - выделяют общеучебные действия, обеспечивающие поиск и отбор информации, моделирование содержания, способы решения задач.

Приёмы формирования общеучебных действий.

1. Формулирование цели. Ребёнок должен знать, зачем ему это? т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка.

Способы целеполагания:

  1. «А знаете ли вы что...?».
  2. Прием «Разрешение парадоксов». Чем объяснить такой парадоксальный факт: «Цветение воды - массовое размножение водорослей - сопровождается гибелью (замором) рыбы?»
  3. Дополнение цели урока с помощью слов-помощников

> Повторим

> Изучим

> Узнаем

> Проверим

Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

  1. Формулировка темы в виде вопроса
  2. «Отгадай ребус». О чем будет речь на уроке?

Остеохондроз

Сколиоз

Плоскостопие

  1. . Обучение приемам поиска информации:

Глобальная сеть Интернет и печатные источники.

Существуют три основных способа поиска информации в Интернете:

  • Указание адреса страницы - это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.
  • Передвижение по гиперссылкам - это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу. Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.
  • Обращение к поисковой системе - в настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс , Google, Rambler и некоторые другие. При работе в сети Интернет дети часто берут информацию порой даже не прочитав. Для решения этой проблемы я оговариваю объем информации, которую необходимо найти: 10 предложений или 1 печатный лист или кратко найдите ответы на вопросы.

По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

  • найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;
  • уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);
  • поставь вопросы к данному абзацу;
  • составь суждение по тексту параграфа;
  • расскажи по опорным словам (разверни информацию);
  • заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы .;
  • создай таблицу (сверни информацию) ;
  • составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем - процесс, вещества, свойства веществ);
  • составь предложения по теме ...        , используя слова «так, как», «потому что»,

следовательно», «если, то»;

  1. .Работа с понятиями

Качество усвоения научного языка биологии связанного с системой, терминологической работой, состоящей из методов и приемов:

  1. Проговаривание терминов вслух.
  2. Работа над усвоением орфографии новых терминов.
  3. Тренировочные упражнения на соотнесения термина с понятием.
  4. Использование терминов в различных учебных ситуациях.

Работу с терминами провожу и в виде игр:

Игра «Полслова за вами» (с мячом)

Игра «Горячий стул»

Для закрепления терминов предлагаются следующие задания-упражнения:

  1. составить словарь, пользуясь текстом учебника одного параграфа или темы.
  2. иначе, чем в учебнике сформулировать предложение, чтобы правильно выразить мысль.
  3. составить кроссворд из биологических понятий.
  4. упражнение на узнавание термина по определению.
  5. биологический диктант на уроке занимает мало времени, дает хороший результат в работе. Ученики знают, что по терминам будет письменный диктант и это нацеливает их на запоминание.
  6. задание «Перевертыши» (составь из слогов слово-понятие)

4. Приёмы формирования познавательных логических УУД

В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей.

Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных УУД:

  • найди сходства и отличия (сравни);
  • на что похоже;
  • поиск лишнего;
  • лабиринты;
  • логические цепочки;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
  • составление кластеров, синквейнов,
  • работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
  • составление и распознавание диаграмм и др.
  1. Прием «Найди отличия» - (можно задать их количество) пресмыкающихся от земноводных:

1.кожа влажная; 2. кожа сухая; З.трёхкамерное сердце; 4. трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке; 5.дыхание кожей и лёгкими; б.дыхание только лёгочное

  1. Прием - найти «лишнее».

В теме «Органы дыхания и газообмен» даю задание: «Что является лишним в данном перечне: кожа, жабры, чечевички, трахеи, вся поверхность тела. Дать объяснение своему выбору».

Задания такого рода формируют мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.

  1. Что общего между парами понятий (обобщить пары понятий):

проводящая ткань - корневые волоски, фотосинтез - хлоропласт, ядро - хромосомы, клубень - побег.

4. Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Клетка, корень, ядро, осина, растительность, лес. Зигота, папоротник, спора, спорангии, заросток.

Умение проводить аналогии - это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями:

  1. Между первым и вторым понятием существует определённая связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведённых ниже понятий. Найдите это понятие.

Вода - древесина = ....- флоэма.

А. Ксилема

Б. Кора

В. Камбий

Г. Сахар

Д. Сердцевина

  1. Рассмотрите внешнее строение пресмыкающегося и птицы. В чём сходство и различие в их строении?
  2. Составление «синквейна» (один из приемов сворачивания материала)

Структура синквейна:

  1. строка - 1 существительное,
  2. строка - 2 прилагательных,
  3. строка - 3 глагола,
  4. строка - фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме (понятию, объекту)
  5. строка - 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).

  1. «Верные-неверные» утверждения:
  1. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
  1. При дыхании растениями поглощается углекислый газ.
  2. Дыхание происходит только на свету.
  1. Прием на восстановление информационных пропусков в тексте: в разных местах текста удаляю несколько предложений или слов и предлагаю учащимся заполнить пропуски, выбрав из предложенного набора.

При изучении темы «Транспорт веществ в организме» предлагаю учащимся выполнить индивидуальную работу по карточкам.

Заполнить пропуски в тексте: «Растения по способу питания -          Они сами

образуют          в процессе          в        листьях на          Органические        вещества

передвигаются ко всем органам растения по          луба (флоэмы) коры. Вода с

минеральными веществами всасывается из почвы через          ,        затем передвигается по

        древесины        (ксилемы ) под действием         и        », используя предложенные слова: сосуды, ситовидные трубки, корневой волосок, испарение, корневое давление, свет, органическое вещество, автотрофы, фотосинтез (в наборе могут присутствовать и лишние слова).

Данный прием способствует формированию общеучебного умения видеть целостное представление по определенному вопросу.

  1. Прием логических цепочек.
  1. Вставьте пропущенные слова:

?-?- интерферон - ?

? - ? - кретинизм новорожденных

стресс - ? - ? - андреналин - ? - увеличение АД

Данный прием развивает умение выявлять причинно-следственные связи, выстраивать иерархическую цепочку понятий и процессов.

  1. Создание проблемных ситуаций на уроке. Данный прием использую для постановки учебной задачи. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям.

В теме «Рост и развитие растений» предлагаю решить следующую проблемную ситуацию: «Осенью, во время уборки урожая, зерно хранят в зернохранилищах. Время от времени зерно необходимо проверять. Предложите способы проверки сохранности зерна».

  1. Прием - постановка проблемного вопроса.
  1. в 5 классе при изучении грибов: на половицах жилых помещений в увлажнённых местах часто поселяется домовый гриб, который в течение нескольких месяцев может сделать древесину трухлявой. Как можно объяснить такое явление?
  2. Взрослые растения мха-сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении, при помощи чего они всасывают воду?
  3. Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого Как вы объясните высказывание К.А. Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»?
  1. Прием - сообщение фактов, выдвижение гипотез, предположений.

Монстера, которая стоит в кабинете, имеет дыхательные корни, а еще ее называют деликатесной, и она может предсказывать дождь. Подумайте, почему ее называют монстерой? Деликатесной? И как ей удается узнать, когда испортиться погода?

  1. Прием - дискуссия (учащимся задаются вопросы, требующие размышления, учащиеся высказывают мнения);

Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева - у одного мыши кору частично погрызли, а у другого зайцы ствол объели кольцом. Какое дерево может погибнуть? Докажите.

Успех современного урока во многом зависит от качественной подготовки учителя, правильности и достаточной информативности подобранного материала, планировании форм работы. Планируя урок, всегда стоит вопрос, что лучше применить именно на этом уроке, при изучении этой темы. Хочу поделиться «Конструктором уроков». Автор методического этого пособия Л.Ф. Колегова. Работая с этим пособием можно «собрать» любой школьный урок. Элементы этого конструктора - методические приемы, которые можно применить на разных этапах урока. С «Конструктором» разнообразные уроки можно готовить довольно быстро. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и существенно обогащает методическую копилку педагога. В первой вертикальной графе - основные этапы урока, справа - названия методических приемов, необходимых для реализации его этапов.

Подводя итог, стоит отметит, что при планировании современного урока по ФГОС движущей силой развития ученика является его деятельность на уроке. Для того чтобы ученика не возникало вопроса «А для чего мы вообще это учим, зачем мне это надо?» на уроке учащиеся и учитель должны проживать саму жизнь.

Сегодня я познакомила вас лишь частью своих наработок. Надеюсь, что вы сможете их использовать в своей работе, и такая сложная задача как подготовка урока по ФГОС станет для вас выполнима. Желаю вам и вашим ученикам успехов в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по созданию современного урока по изобразительному искусству "Отличия традиционного урока от урока по ФГОС"

Современный урок – это урок по ФГОС. Современное Российское образование перешло на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения. Целью современного образования с...

Отличие традиционного урока от урока по ФГОС ООО

В этом документе содержится материал об отличиях традиционных уроков от уроков, соответствующих требованиям ФГОС ООО....

Использование групповых технологий на уроках географии в свете перехода на ФГОС третьего поколения.

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вы...

Способы формирования навыков у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данном выступлении раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию навыков школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самооп...

Доклад Роенко А. Н на тему Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС третьего поколения»

Доклад Роенко А. Н  на тему Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС третьего поколения»...

Моделирование современного урока АЯ на основе системно-деятельностного подхода в контексте ФГОС третьего поколения

В данном материале рассматривается теоретическая основа при проведении уроков на основе СДП в рамках ФГОС III поколения...

Доклад на тему : "ФГОС третьего поколения на уроках истории"

История занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить никакой другой учебный предмет. Урок истории является необходимым усл...